[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2005 АДАР 5765 – 3 (155)     

 

УЧЕНИЕ РЕБЕ ОБ УЧЕНИИ

Арье Саломон

 

Символика новогодних праздников

Традиционно движение Хабад связывает три праздника, требующих от евреев ритуального паломничества в Иерусалим и увязанных с сельскохозяйственным циклом, с метафорой, встречающейся у Пророка и описывающей общину Израиля как «урожай Б-га»: «Исроэл – святыня Г-сподня, первые плоды Его; все поедающие его будут осуждены; бедствие придет на них, – сказал Г-сподь» (Ирмияу, 2:3). Метафора эта тем более уместна, что нисхождение души в тело можно уподобить посеву. Высеваемое зерно даст урожай, многократно превосходящий его (Псохим, 87б), – так же «падение» души в существование в материальном теле оправдано тем, что его следствием должны стать духовный рост и последующее восхождение. И такое падение, подобное «падению с высокой башни в глубокую долину» (Хагига, 5б), подразумевает, что впоследствии душа обретет статус много выше того, что предшествовал падению.

При этом Ребе подчеркивал, что только гибель зерна, его саморазрушение, то есть отказ от всякой заботы о самосохранении, становится залогом нового урожая. Напомним слова псалма: «Сеявшие в слезах – жать будут с пением. Идет и плачет несущий суму с семенами, придет с песней несущий снопы свои» (Теилим, 126:5,6). В этом можно видеть параллель с тем, что отвержение человеком собственного «я» («битул») и безусловное принятие Б-жественной власти над собой («Каболас Ойл») становится залогом духовных достижений.

 

Праздники, царский статус и «умаление»

Праздники на иврите называются «регалим» (буквально «стопы»), и в этом названии содержится аллюзия по поводу праздников, требующих паломничества: «направления стоп» еврея в Иерусалим. В самом этом акте – пешем странствии к Иерусалиму – заключается повиновение власти Б-га и ее приятие.

С другой стороны, паломничество в Новогодие Царства выражает умаление народа Израиля перед стоящим над ним царем. Но этот акт самоумаления народа перед ликом стоящего над ним делает для царя возможным возвысить свой народ до высот, прежде недостижимых. Так, возвышение народа следует за его умалением, как плодоношение зерна – за его распадом.

Однако и царь умаляет себя во имя своего народа. Алоха подчеркивает: на молитве царь должен стоять склонившись – подчеркивая свое умаление и покорность воле Всевышнего. Это – битул царя, но речь идет не только о его умалении перед Создателем, но и об умалении царя перед лицом народа Израиля.

 

Праздник Суккос и символика «восхождения». Полнота радости как результат «нисхождения»

Комментарий, данный в Мидраше, объясняет, почему именно праздник Суккос должен быть наполнен проявлениями радости. Этот праздник приурочен ко времени, когда поля дают урожай, а деревья – плоды. Заметим: Пейсах приходится на время, когда об урожае на полях можно говорить только лишь применительно к будущему времени – то есть можно предполагать, каков он будет, но у земледельцев нет твердой уверенности в том, чем увенчаются их труды. Праздник Швуэс отмечается тогда, когда поля уже колосятся, но еще не сжаты, и неясно, каков будет урожай древесных плодов. А праздник Суккос отмечается, когда поля уже сжаты и идет сбор плодов. Мы видим венец наших усилий – и потому должны преисполниться радости.

Ребе привлекает наше внимание к стоящей за этим символике. Имея дело со злаками, мы в тот же год, как посеяли их, можем собирать урожай: лишь небольшой промежуток времени отделяет наше усилие от исполнения наших надежд. Но если мы сажаем в землю дерево, то до момента, когда оно даст плоды, проходит не один год.

В книге Дворим (20:19,20) встречается сравнение дерева с человеком: «Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое – это человек, чтобы уйти от тебя в крепость? Только дерево, о котором ты знаешь, что плоды его несъедобны, его можешь срубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобой войну, пока не покоришь его». Комментарий Талмуда к этому фрагменту поясняет, что подобное уподобление указывает на процесс развития личности человека по мере изучения им Торы. Ребе замечал: как выращивание дерева требует от садовника трудов и непрестанной заботы, так и постижение Торы возможно лишь в результате многолетних усилий.

 

Взгляд на мироздание

Ребе указывал: первый стих Торы «В начале сотворения Всесильным неба и земли» (Брейшис, 1:1) должен обращать наше внимание на то, что сперва Писание говорит о сотворении физического мира, а потом уже обращается к принципам его духовного устройства. Так, о Б-жественных заповедях сказано лишь во второй книге Торы Шмойс (12:1,2 и далее). Возникает соблазн считать, что физическому миру от Б-га сообщена никак не меньшая ценность, чем духовным измерениям бытия, о которых речь заходит позже. Но Ребе подчеркивал, что такой вывод был бы ошибочным: физическое существование не является самоцелью, смысл всего сущего заключается в трансформации физического в духовное, в одухотворении материи.

Ребе обращал внимание на введение к комментарию Раши к Торе: «Сказал рабби Ицхок: “Надлежало бы начать Тору со стиха „Этот месяц для вас – глава месяцев”, который является первой заповедью, данной сынам Исроэла. Почему же она начинается с сотворения мира? Потому что „силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен” (Теилим, 111:6). Ибо если скажут народы Исроэлу: „Разбойники вы, захватившие земли семи народов”, то ответят им: „Вся земля принадлежит Святому, благословенен Он. Он сотворил ее и дал тому, кто Ему угоден. По своей воле Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам””». Ребе подчеркивает: формулу «силу дел Своих» следует понимать также как «цель дел Своих», и в этом он видит ключ ко всем взглядам Раши на природу сотворенной реальности. Пассаж, которым открывается текст Раши, посвящен доказательству неправомочности обвинений Исроэла в том, что завоевание Кнаана было актом несправедливости со стороны евреев и не имеет оправданий. Тексты, которые Раши приводит в доказательство своей точки зрения, указывают на то, что в творении Б-га изначально заложена некая внутренняя цель. И Раши предполагает, что истинная реальность творения находит выражение в пластичности материального мира, его изменчивости, смысл которых в том, что материальное создано, чтобы быть трансформированным в духовное. Осуществить эту трансформацию от века предназначено народу Исроэла. Ребе специально останавливается на значении слова «игид» в стихе из псалма, цитируемом Раши: буквально это слово значит «переправлять, сообщать», а в контексте стиха указывает на то, что Исроэл наделяется силой и побуждается к тому, чтобы выполнить стоящую перед ним задачу. Кнаанеи, пытаясь доказать неправомочность завоевания их земли Исроэлом, в качестве аргумента ссылались на то, что страна Кнаан изначально существовала сама по себе, и это существование могло длиться лишь в силу того, что на это была воля Б-га. Раши считает этот аргумент несостоятельным и полагает, что для Б-га цель существования Кнаана заключалась именно в том, чтобы быть завоеванным избранным народом и преобразиться в Святую землю. То же самое можно сказать и о всем сущем на земле: цель его бытия в том, чтобы претерпеть преображение и трансформироваться из чистой материальности в то, что причастно духовному.

Размышляя над тем, признавать ли независимую ценность земного, Ребе обращается к истории десяти разведчиков, посланных «высмотреть» страну Кнаан. По возвращении из десяти посланных лишь Калев из колена Иеуды настаивал: «“Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это”. Люди же, которые ходили с ним, сказали: “Не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас”. И распускали они злую молву о стране, которую высмотрели, между сынами Исроэла, говоря: “Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть ее, – это страна, губящая своих жителей, и весь народ, который мы видели в ней, – люди-великаны. Там видели мы исполинов, сынов Анака, потомков исполинов, и были мы в глазах своих, как саранча, такими же были мы в их глазах”» (Бемидбар, 13:30–33). Ребе поясняет: разведчики, признавая жизненную важность священного, стоящего над миром, не допускали мысли о том, что духовное властно над сферой материального. Завоевание Кнаана Исроэлом в их глазах было не более чем вторжением, рискованной авантюрой. В основе их помыслов лежали те же представления, что и у народов Кнаана, ссылающихся на то, что они обитали на этих землях ранее Исроэла и потому земли эти принадлежат им. То, что евреи призваны освятить Землю обетованную и сделать ее Святой землей, в глазах кнаанеев было пустой риторикой. И кнаанеи, и посланные к ним разведчики отрицали саму идею трансформации материального мира и превращение его в обитель духовного.

О «переписи» народа Исроэла и исчислении левитов, осуществленных Моше по указанию Б-га, в Торе рассказывается как об уникальном историческом событии. На левитов были возложены заботы о Шатре Завета, благодаря которому пустыня преобразилась в центр духовности. Это занятие выделяло левитов из среды народа Исроэла, и такое выделение требовало, чтобы они были сосчитаны. Закон гласит: факт продажи предметов поштучно выделяет их в особую группу, придавая каждому предмету самостоятельную значимость, не позволяющую образовать из них индифферентное множество. Уже само повеление Б-га пересчитать левитов придавало им особый статус, с одной стороны, удостоверяющий их способность трансформировать во благо свое окружение, а с другой – отделяющий их от окружения и освобождающий от его влияния. Но что такое трансформация окружения? Прежде всего это напоминание о Б-жественном тем, кто о Нем забыл. Но и те, кто сознает присутствие Б-га в мире и их жизни, также могут быть объектом трансформации, ибо всегда есть возможность достижения большей гармонии человека с Создателем. По словам царя Шломо, «нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Коэлес, 7:20).

Ребе отмечает, что память о странствии через пустыню для всех последующих поколений евреев служила источником силы и толчком к дерзанию. Длительное пребывание в пустыне и изоляция были свидетельством того, что евреям поручена особая миссия – даже бесплодную и жестокую землю преобразить в обитель Б-га.

При этом Ребе указывает, что преображение некоей среды в обитель духа подразумевает, что Б-жественное присутствие становится ее неотъемлемой чертой. В подтверждение он ссылается на стих: «И провели вы в Кадеше многие дни, столько же дней, сколько вы провели раньше» (Дворим, 1:46) – некоторые комментаторы считают, что стоянка в Кадеше могла продолжаться до 12 лет.

В подтверждение правильности своего подхода Ребе ссылается на «Танию» рабби Шнеура-Залмана из Ляд, в частности на формулу «возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних» (Тания, часть I, гл. 36) и на мидраши.

Ошибка разведчиков, посланных осмотреть землю Кнаанскую, заключалась в том, что они отвергали мысль о преображении в обитель Б-га как конечной цели физического творения. Поэтому всё сущее в физическом мире ждет, пока включится в служение Всевышнему, ибо только на этом пути оно может соучаствовать в порядке священного.

В связи с этим Ребе комментирует высказывание Раши. Касаясь претензий кнаанеян к Исроэлу, Раши, приводя слова рабби Ицхока, пишет: «Надлежало бы начать Тору […] с мицвы», то есть с заповедей, определяющих порядок духовного, а не с рассказа о творении, повествующем о порядке материального. Какова логика высказывания рабби Ицхока? Торе, казалось бы, нет нужды начинать рассказ с сотворения мира, ибо не земным озабочена Тора. Более того, разве что-то сотворенное обладает существованием, независимым  от Торы? Однако подход рабби Ицхока ведет к тому, что сфера духовного ограничивается заповедями. Тора же описывает весь мир, она является чертежом и духовного, и физического мироздания. Однако если она распространяет свою власть и на духовное, и на физическое, то это возможно лишь в том случае, если возможно освящение и одухотворение физического бытия. Раши начинает с цитирования рабби Ицхока, чтобы отвергнуть его подход.

Тора начинается с рассказа о сотворении мира, чтобы указать на истинную, хотя и скрытую цель, во имя которой сотворен мир. Эта цель может быть достигнута лишь на путях преображения физической реальности за счет исполнения заповедей, придающих материальным объектам духовный смысл.

 

Позитивная экзегеза: толкование во благо

Характерной чертой толкований Торы, предлагаемых Ребе, является оптимизм. Даже в наиболее драматических эпизодах Торы он стремится выделить благую весть.

Так, рассказывая о карах Египетских, Тора подробно останавливается на событиях той ночи, когда Б-г истребил всех первенцев в стране Египетской. Традиционно комментаторы этого эпизода акцентируют идею кары и воздаяния. Ребе же, напротив, в рассказе об этих событиях склонен видеть проявление благоволения Всевышнего к Своим чадам. В связи с этим он анализирует формулы, с помощью которых Б-г сообщает о Своих намерениях. Всевышний объявляет: «Пройду Я по стране Египетской в ту ночь и поражу всякого первенца в стране Египетской, от человека до животного» (Шмойс, 12:12). Но ранее Б-г открывает Свое намерение Моше в следующих словах: «Около полуночи появлюсь Я посреди Египта. И умрет всякий первенец в стране Египетской…» (Шмойс, 11:4,5). Заметим, что употребленное здесь выражение, на русский язык переводимое глаголом «появлюсь», имеет буквальное значение «идти вперед, сопровождать», и с этим же выражением мы встречаемся в стихе Псалмопевца: «Пусть только благо и милость сопровождают меня все дни жизни моей» (Теилим, 23:6). В псалме это выражение связано с даянием благ праведнику – и тем более странно видеть его в контексте кары. Нигде ранее в Торе это выражение в таком контексте не встречается.

Вспомним, какими словами Б-г открывает Моше Свой замысел: «Сошел Я спасти его из-под власти Египта и привести его из той страны в страну прекрасную и просторную – страну, текущую молоком и медом» (Шмойс, 3:8). В этих словах Всевышнего – несомненное обещание блага.

Обратим внимание: Всевышний объявляет Моше: «Появлюсь Я посреди Египта и умрет всякий первенец» – важно, что во второй части этого высказывания Он не говорит «Я истреблю» или «Я поражу». Ребе считает: это само по себе свидетельствует о том, что главное для Г-спода – спасение угнетенных евреев, а не воздаяние египтянам и истребление их первенцев. Первенцы страны Египетской страдают из-за того, что фараон упорствует и не желает отпускать евреев. Это страдание оказывается неизбежным, но предопределено оно человеческой волей и человеческим выбором.

В подтверждение правильности своего подхода Ребе приводит комментарий Раши на стих Шмойс (12:12): «Пройду Я по стране Египетской…» Раши сравнивает эту формулу с формулой, описывающей объезд царем его владений. Смысл путешествия царя  не в посещении конкретного города, а в том, чтобы ознакомиться с жизнью страны в целом. Ребе указывает на то, что эта аналогия Раши недвусмысленно дает понять: смерть египетских первенцев была вовсе не целью, а средством. И весь акцент делается не на суровости кары, а на неизбежной цене спасения.

Подтверждение тому мы можем найти и в комментарии Раши на следующий стих главы Шмойс. В нем идет речь о том, что косяки и притолоки домов, в которых живут евреи, должны быть окроплены кровью пасхального агнца: «И будет та кровь для вас знамением на домах, в которых вы пребываете, и увижу ту кровь, и миную их; и не коснется вас кара губительная» (Шмойс, 12:13). Раши задается вопросом: зачем, если Б-г всевидящ, помечать дома кровью? Всевышний Сам ведает, где кто обитает, и Ему не нужен никакой знак. Раши утверждает: повиновение евреев словам Всевышнего указывает на то, что они принимают спасение. Акцент опять делается на спасении – и на праведности спасаемых, а не на греховности угнетателей.

Экзегеза, предлагаемая Ребе, дает понять, что, постигая Тору, мы должны в первую очередь стремиться увидеть благие аспекты, заключенные в ее послании.

Цель обучения – преображение ученика наставником

Наставник подобен земледельцу, собирающему в поле колосья. В связи с этим Ребе вспоминает сон, который Йосеф рассказывает своим братьям: «Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот поднялся мой сноп и стал, и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу» (Брейшис, 37:7). Ребе напоминает, что в своем комментарии на этот стих Раши, следуя толкованию Таргум Онкелос, отличному от того, что дает Таргум Йонасан, поясняет: речь идет не о том, чтобы собирать колосья в сноп, а о том, чтобы именно вязать их. Отталкиваясь от этого образа, Ребе утверждает: задача наставника не только в том, чтобы привлечь к учению человека, прежде далекого от систематического знания, и приохотить его к занятиям. Это было бы то же самое, что собирать снопы, не связывая их, – когда даже легкому ветерку не составит труда эти снопы разметать. Мало дать человеку опыт приобщения к знаниям: ведь в основе своей всякий опыт текуч и изменчив. Цель наставника – добиться преображения ученика, когда ценности, о которых говорится по ходу занятий, для обучаемого становятся основой его существа. В связи с этим Ребе напоминает о том, что его отец отмечал этимологическую связь между словом «алам», означающим «сила, устойчивость», и выражением «малмим алумим» («вязать снопы»). Обучение должно вести к такому преображению ученика, чтобы в любых жизненных ситуациях он отстаивал те ценности, которые постиг.

Впрочем, собирание и связывание колосьев в сноп – еще не всё. Во сне, который видел Йосеф, связанные снопы стали и поклонились перед ним. Ребе видит в этом метафору конечной ступени обучения. На этой ступени учитель полностью отождествляется с теми идеалами, воплощение которых мы видим в цадике, «наставнике» и моральном образце для всего поколения, – таким был Йосеф, истинный праведник.

Для хасидов образовательный идеал связан с пробуждением в учениках готовности не только возвыситься до тех идеалов, которые нашли воплощение в их наставнике, но и передавать эти идеалы дальше. При этом Ребе вспоминает о комментарии, который рабби Шнеур-Залман из Ляд дает в «Тойра Ойр» ко сну Йосефа: снопы братьев, окружившие сноп Йосефа и поклонившиеся ему, указывают на особенно значительный вклад Йосефа в процесс собирания Б-жественных искр, растерянных в мире. Преображение и восхождение к Б-жественному, нашедшее свое выражение в образе восставших снопов, было бы невозможно без вклада Йосефа, о котором мы не должны забывать.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru