[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2005 АДАР 5765 – 3 (155)
ПУРИМ
Илана Арци
В этом, 5765-м, году Пурим выпадает на 25 марта (14–15 адара). Адар по еврейскому календарю – двенадцатый месяц, а в високосном году – аж тринадцатый.
Праздник Пурим – один из самых веселых. И воистину народный.
Утром и вечером 14 адара (а в Иерусалиме и 15-го) в синагогах читают свиток Эстер.
При упоминании Омана поднимаются шум и треск, заглушающие звук этого ненавистного имени.
Особенно стараются дети.
В Пурим посылают угощение друзьям и щедро жертвуют на бедных.
Есть обычай устраивать в этот день особую пуримскую трапезу – когда евреям позволяют выпить больше обычного.
В еврейских общинах, в свою очередь, устраивают театрализованное представление – «Пурим-шпиль».
Праздник Пурим символизирует еврейский оптимизм, нашу глубокую веру в вечное существование еврейского народа.
ПУРИМ
– Здравствуйте, дети!
– Шалом, Фира Вениаминовна!
– Садитесь поближе и будьте внимательны. Перед вами репродукция картины знаменитого художника Рембрандта «Ассур, Оман и Эсфирь». Ассур – это Ахашверош; Эсфирь – это Эстер. С чем связана картина?
– С Пуримом!
– Пурим – это наш великий выигрыш. Когда празднуем?
– Двадцать пятого марта.
– А по еврейскому календарю?
– Пятнадцатого адара!
– Адар по-русски – это что?
– Существительное от глагола «нээдар» – «исчезать».
– Боря, а кто исчез?
– В свитке Эстер нет ни одного имени Творца. Оно скрыто.
Когда в Мегилас Эстер читают «Царь Ахашверош» – это про персидского владыку.
А когда просто «Царь», то это о Всевышнем.
– Какое созвездие у месяца адар?
– Рыбы!
– А кто родился и умер седьмого адара?
– Моше!
– Молодцы!
– Давайте посмотрим: всё ли правильно изобразил на полотне художник.
– Можно я? Ну, пожалуйста!
– Говори, Двора.
Вскакивает рыженькая, веснушчатая девчушка:
– В те времена мужчины и женщины не сидели вместе. Каждому приносили отдельный столик. И каждый возлежал на ложе, опершись на левый локоть.
– Умница. Теперь ты, Юдит.
Поднялась тоненькая, бледная, с огромными карими, как у лани, глазами, девочка и еле слышно произнесла:
– Я слышала, что в Персии пили из золотых, серебряных и медных кубков. На картине – стеклянные фужеры. Откуда?
– Хорошо, Юдит, садись. Борис, тебе слово.
Поправив на носу очки и слегка заикаясь, увалень Боря начал:
– А разве у восточных женщин платья были с декольте, как в Европе? Кажется, на Востоке даже царицы одевались скромнее.
– Ребята, куда на картине падает свет?
– На Эстер. Она – «светлая личность»! – выпалила Двора. – Идет на самопожертвование и вся, как фонарик, светится.
– Ага, Оман – «темная личность», – пробурчал Боря, – потому и сидит в тени.
– Ну, не весь же. У него высвечен загривок.
– Точно, – фыркнул мальчик, – по шеям ему и надавали.
– А кто такой Оман и откуда взялся? – спрашивает Фира Вениаминовна.
– Он министр Ахашвероша, главный враг евреев, – «выстрелила» Двора.
– Кто дополнит?
– Оман происходит от царя амалекитян, от Агага.
– Молодец, Юдит. А если взять всю его родословную? Не вспомнишь?
– Дайте я скажу! – рвется в бой Двора. – Оман нам родственник...
– Это как?
– Смотрите! Авраам родил Ицхака. А тот – Эсава и Яакова. Историю с первородством помните?
– Причем тут это? Оно ему было до лампочки. Всего лишь за чечевичную похлебку продал!
– Да, но когда Яаков получил благословение, Эсав обозлился до того, что решил брата убить. Мать, Ривка, велела Яакову отправиться к родственникам. Беглец уже считал себя в безопасности, как вдруг дорогу ему преградил сын Эсава – Элифаз: «Дядя, тебя отец велел зарезать. Что делать будем?» «Забери у меня всё, оставь только нательную рубаху. Тора говорит: “Нищий что мертвый”. И считай – поручение выполнил».
Эсав даже внуку своему Амалеку завещал уничтожить Яакова и его потомков.
Когда евреи вышли из Египта, их Всевышний защитил «шапкой-невидимкой» – ОБЛАКАМИ СЛАВЫ. Облака защищали и от жары, и от холода, камни и стрелы сквозь них не проходили, а отскакивали бумерангом в того, кто их посылал. Только сыновья Яакова могли беспрепятственно проникать в облако и выходить из него.
Амалек, как шакал, бродил вокруг облака, и если кто высовывался – сразу убивал.
Эти волшебные облака были даны евреям ради заслуг великого праведника, брата Моше – Аарона.
Как только он умер, облака растаяли – и евреи стали видны окружающим.
И тотчас же на них напал Амалек.
Перед Пуримом, в Субботу, читаем отрывок из Торы: «Помни, что сделал тебе Амалек…»
– Двора, я тебе пятерку в четверти ставлю прямо сейчас. Цви, ты сегодня еще не отвечал. Расскажи про Ахашвероша.
– Ассур-Ахашверош на картине и освещен, и затемнен. И вашим, так сказать, и нашим. Прямо не знает, что делать. Но жезл свой наклонил всё-таки в сторону Эсфири – Эстер. Она не испугалась прийти к царю незваной. Ведь царь мог казнить ее запросто, как Вашти. Поэтому она подстраховалась – попросила евреев Шушана поститься три дня и молиться за нее. В память о том у нас есть пост Эстер перед Пуримом.
– Ну а кто мне скажет, на какие дни выпал тогда пост?
– На Пейсах! Мордехай, дядя Эстер, еще возмущался: «Это же праздник, нам хоть четыре бокала вина выпить да мацой с горькой зеленью закусить!» Еле-еле умолила его племянница. Все евреи, как один, постились.
– Кем был Ахашверош до того, как на трон взошел?
– Конюхом у вавилонского царя Навуходоносора. Сопровождал его во всех походах и битвах. Стал боевым генералом и удачливым полководцем. Потом и власть захватил, а в империю входило сто двадцать семь стран. Перенес столицу в Сузы – Шушан. Чтоб на троне удержаться и «породу улучшить», женился на внучке Навуходоносора. Вашти его против евреев подзуживала, Храм запретила достраивать. Ашем сделал так, что Ахашверош разозлился на свою жену и велел отрубить ей голову. А когда новую жену выбирал, решил: «Пусть будет из низов, совсем не знатная, чтобы конюхом больше не попрекала». Устроил конкурс невест. Год девушек готовили. Выбрал подходящую, самую скромную – Эстер. Только вот незадача: именно она из всех претенденток была «голубых» кровей – внучка первого еврейского царя Шаула из колена Биньёмина. На картине изображен момент, когда Эстер наконец-то открывает мужу, кто она такая, и просит за свой народ.
– Да. Ему не позавидуешь: жена, что дороже всех на свете, из того народа, который он только что Оману разрешил уничтожить.
– Ну и влип же: свой приказ отменить не может! Что делать-то?
– Новый написать – «Евреям защищаться!»
– А без разрешения никак нельзя?
– Тише, спокойнее, не все сразу! А какова родословная Мордехая?
– Мордехай, как и Эстер, из колена Биньёмина, глава евреев Персии. Он это как аргумент использовал, когда к нему с вопросами приставали: «Ты, такой-сякой, почему перед Оманом спину не гнешь? Ведь Яаков с сыновьями злодею Эсаву семь раз кланялись! А ты чем лучше?» «Мой праотец, Биньёмин, Эсаву челом не бил. Он тогда еще на свет не появился. И я Оману сапоги лизать не намерен!»
– Молодчина, Цви. Ребята, давайте вспомним, какие заповеди связаны с праздником Пурим.
– Читать свиток Эстер!
– Посылать друзьям и знакомым вкусное угощение!
– Дарить деньги бедным!
– Устраивать праздничную трапезу!
– Всё правильно. А еще есть обычай дурачиться, веселиться и показывать спектакль – «Пурим-шпиль». Мы с вами на следующем занятии роли распределим и начнем репетировать.
– Ур-ра!
БАКОВКА
Было это не так уж давно; втроем отправились готовиться к зачету на дачу к однокашнику в Баковку. Предмет трудный и очень нудный. Как эту «муть» постигнуть?
«Но если в партию сгрудились малые – сдайся, враг! Замри и ляг!»
Кое-как втроем разобрались.
Выглядели мы очень усталыми. Хозяйка дачи принесла ароматного рубинового чаю. Подсела к нам, подперла сморщенным кулачком старенькую головку и вздохнула:
– Счастливые вы! Расстраиваетесь из-за какой-то ерунды. А мы вот с Илюшкой не струсили, когда ночью к нам вломились верзилы и погнали через всю Баковку на станцию.
– Как? Почему?
– Втолкнули в товарняк. И засов задвинули. Поезд ходко пошел, потом остановился и попятился назад.
Засовы отбили: «Выходь!» Батюшки, да это ж наша Баковка! Уф, пронесло на сей раз.
– Когда же это было?
– В марте пятьдесят третьего, аккурат перед Пуримом. Говорят, каждое поколение имеет своего Омана.
– А что такое Пурим?
– Это большой праздник, когда злодеи получают по заслугам!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru