[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2005 АДАР 5765 – 3 (155)
НА БОЛЬНЫХ НЕ ОБИЖАЮТСЯ
Один раввин отправился из местечка в большой город – собирать деньги на ешиву. Возвращается лесом, а тут – разбойник. «Кошелек или жизнь!» – кричит. Раввин, надо сказать, был мужчина дюжий, да только что его сила против револьвера… «Ладно, – кивнул он, – отдам я тебе всё, что собрал. Но прежде исполни одну просьбу. Вдруг народ мне не поверит, что на меня и вправду напали? Прострели-ка ты мне шляпу!» Разбойник выстрелил, в шляпе осталась дырка. Осмотрел ее раввин, покачал головой: «Нет, не годится. Люди скажут: за ветку зацепился. Давай еще пару раз пальни – вот сюда и сюда, чтобы уж наверняка…» Разбойник выстрелил, куда было велено. «Еще стреляй!» – требует раввин. «Хватит с тебя, – отвечает разбойник, – у меня и пуль-то больше не осталось». Тут раввин набросился на него, связал, отволок в город и сдал в полицию. Обрадовались полицейские: давно они того разбойника ловили, да только поймать не могли. А разбойник злится: «Вот ведь говорил я всегда – нельзя полагаться на еврея, непременно обманет…»
Эта старая история вспомнилась мне, когда я читал пресловутое «письмо 19-ти» – обращение группы членов Думы в прокуратуру с призывом запретить еврейские организации в России. Ну что тут поделаешь! Антисемиты всегда были, есть и будут. Как говорит пословица, «горбатого могила исправит».
К сожалению, из-за того, что антисемитизм практически повсеместен и, по-видимому, вечен, многие евреи приходят к выводу, что проблема в нас самих. Нам бы только понять, думают они наивно, чем мы так плохи; понять, измениться в лучшую сторону, стать, как все, – и тогда мир примет нас с распростертыми объятиями.
Случалось такое – менялись. Становились, «как все». Капитан Альфред Дрейфус выглядел стопроцентным французом, был блестящим офицером; в результате само имя его превратилось в синоним антисемитской клеветы. Большинство немецких евреев 20–30-х годов прошлого века совершенно ассимилировались – и получили Холокост…
Нет, не в нас проблема, не в нас причина. Причина антисемиту вообще не нужна, он просто ненавидит евреев. А когда хочет объяснить другим, почему ненавидит, начинает фантазировать или просто врать. Если антисемит читает какой-нибудь документ, написанный евреями, – он не стремится понять его суть. Он лишь ищет в нем подтверждение того, что ненависть его справедлива.
Возьмите тех же авторов «письма 19-ти». Одна из главных претензий к еврейским организациям основана на цитате, выдернутой из трактата «Кицур Шулхан Орух» («Краткий Шулхан Орух»). Еврейка, говорится там, не должна помогать нееврейке при родах. Не должна – и всё. Если бы эти господа действительно хотели узнать, о чем идет речь, они бы заглянули в «полный» «Шулхан Орух», который тем и отличается от «краткого», что не просто содержит перечень религиозных установлений, но объясняет евреям их смысл. «Полный» «Шулхан Орух» объясняет: еврейка не должна помогать идолопоклоннице рожать, если эта еврейка не является повитухой. Ибо от ее неумения ребенок может умереть, а тогда скажут, что евреи его убили.
Не забудьте – «Шулхан Орух» был создан в то время, когда погромы стали постоянным явлением. Евреи проявляли повышенную осторожность. Старинное сочинение как бы говорит женщине: понятно – ты хочешь помочь, но для этого нужно специальное умение. Если у тебя его нет, ты всем навредишь: и младенцу, и матери, и своим соплеменникам.
Кстати, подраздел «Шулхан Орух», где содержится установление, о котором речь, называется «Законы об идолопоклонниках». То есть не обо всех неевреях, а только о тех, кто не верит в Единого Б-га. Христиане и мусульмане не идолопоклонники, запрет на помощь роженицам вообще не про них. Ну а как относились идолопоклонники к нашим соплеменникам – об этом нам слишком многое известно из античной истории…
Еврейская традиция вообще очень подробно регулирует вопросы отношения к иноверцам. Я не буду здесь говорить об общих принципах – запрете на убийство, воровство, прелюбодеяние и т. д., которые распространяются на всех окружающих, или об абсолютной необходимости «соблюдать законы чести и честности» в отношении неевреев. Есть и гораздо более частные установления. Тот же «Шулхан Орух» в разделе «Законы о торговле» особо подчеркивает запрет обманывать иноверца: «Нельзя продавать ему негодное мясо под видом кошерного или продавать обувь, сделанную из кожи животного, умершего своей смертью, под видом обуви, сделанной из кожи животного, умерщвленного кошерным способом. Ибо первый вид кожи не такой крепкий, как последний вид кожи. Дополнительная причина: возможно, животное умерло от укуса змеи, и тогда такую обувь опасно носить. И таким образом – всё подобное этому».
Есть и специальные установления в отношении народов, познавших Б-га Единого, но не пришедших в иудаизм (христиан и мусульман). В «Законах царей» Рамбама подчеркивается, что «Закон требует помогать, спасать и защищать их, как собственных братьев». Особо Закон велит чтить и соблюдать законы народов, предоставивших еврейской диаспоре кров и защиту: в трактате «Пиркей Овойс» говорится, что евреи должны молиться о благополучии этих стран и их правительств. А «Шулхан Орух» предписывает и сотрудничать с этими народами во всех сферах, включая военную.
Вопрос: что мы, евреи, должны делать, когда антисемиты возводят на нас напраслину, в том числе цитируя отрывки из еврейских книг, которые они не в состоянии (а главное – не желают) понять? Бороться с антисемитизмом всеми доступными средствами? Разумеется, да – но при этом ни на минуту не забывая, что искоренить само явление мы не сможем, ибо причина его не в евреях, а в их лютых врагах. Следует ли нам разъяснять постулаты иудейского вероучения? Конечно, но разъяснять только тем людям, что действительно хотят его понять, а не «упертым» юдофобам, ищущим лишь повода для очередного приступа ненависти.
Главное – оставаться евреями. Создатель выбрал нас, чтобы мы исполняли Его волю, несли свет Единого Б-га другим народам. Мы не должны становиться, «как все». У нас своя миссия. Наш долг – быть на уровне задач, которые Он возложил именно на нас.
…Каков же всё-таки лучший ответ антисемитам всех мастей? Да просто быть евреями и соблюдать закон Б-га нашего.
Главный раввин России Берл Лазар.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru