[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2005 АДАР 5765 – 3 (155)
Интеграция без ассимиляции
На вопросы рижской ежедневной газеты «Час» отвечает рижский раввин Мордехай Глазман.
– Господин Глазман, год назад еврейская община пригласила вас быть раввином Рижской синагоги. Вероятно, за это время у вас состоялось множество контактов и встреч. Какие проблемы сегодня волнуют латвийских евреев?
– Конечно, среди самого важного, что произошло за год, люди отмечают вступление Латвии в Евросоюз и первые плоды интеграции в единую Европу. Пожилая часть общины воспринимает эти перемены неоднозначно. У многих людей появились новые проблемы, в частности, из-за скачка цен и общей дороговизны.
Однако в целом членство Латвии в ЕС воспринято общиной положительно, особенно молодежью. Бизнесмены стараются быстрее понять новые возможности и перспективы, которые открываются перед ними в ЕС. Так что я бы отметил достаточно высокий уровень оптимизма в общине.
Второе, о чем следует сказать, – это неудовлетворенность ходом общественной интеграции. Об этом в Латвии пока больше говорят, чем делают. А тем временем продолжают сохраняться две общины, самодостаточные и разделенные невидимой стеною.
– С какой стороны этой стены находится еврейская община?
– Как известно, до войны в Латвии была огромная еврейская община: в одной только Риге жили пятьдесят тысяч евреев, а в целом по стране – не менее ста тысяч! Все они владели латышским языком, имели гражданство Латвийской Республики и были лояльны по отношению к законам своей страны. Но более 85% латвийских евреев погибли в годы нацистской оккупации, выжили буквально единицы.
Значительная часть нынешнего еврейского населения – это русскоязычные выходцы из Белоруссии, Украины и России. В подавляющем большинстве они разделяют идею и практику интеграции, учат своих детей языкам и истории, стараются вырастить их сильными и конкурентоспособными членами латвийского общества. Старых людей уже не переделать, а молодежь должна интегрироваться. Но без ассимиляции. Молодежь должна знать и хранить традиции и историю своего народа, не забывать их самим и не дать забыть другим. В Латвии известны десятки мест, где в 1941 году казнили евреев, но есть еще десятки мест, которые неизвестны. Они никак не обозначены, в лучшем случае о них помнят местные старожилы. Не так давно я был в Малте, маленьком латгальском местечке, где были открыты два мемориальных камня в память о жертвах Холокоста. Ранее подобные памятники были установлены в Ауце, Прейли, Лудзе. Это только начало большой работы. Она требует средств, а возможности общины ограничены.
Да, мы чувствуем доброжелательное внимание к себе со стороны государства. Министры и высокие должностные лица регулярно участвуют в наших мероприятиях. Но это участие ограничивается морально-политической поддержкой. Практическую помощь мы чаще получаем на муниципальном уровне; так, например, нам очень помогли городские власти Малты.
– Однако внимание государства к общине не ограничивается только лишь участием в траурных церемониях?
– Официальные лица приходят к нам и на праздники. Есть у нас традиция, положенная покойным раввином Барканом, приглашать на Хануку в синагогу политиков, дипломатов, известных в обществе людей. Ханука – это праздник света, и мы празднуем его вместе с нашими гостями. Пусть каждый живет по своим традициям, соблюдает свои праздники и с уважением относится к традициям других.
В этом году на праздник Хануки в синагогу пришли спикер сейма Ингрида Удре, многие министры, политики. Президент страны была в это время с визитом в Лондоне и прийти не смогла, но прислала поздравительное письмо. Нас посетили посол Израиля, американский поверенный в делах, послы Франции, Украины, других стран. Посол России Виктор Калюжный тоже был, поэтому я очень удивился, когда через несколько дней прочитал его интервью…
– Вы имеете в виду его слова о том, что Реввоенсовет состоял почти из одних евреев?
– Наши мудрецы говорят: судите о людях не по словам, а по делам их. Но на этот раз слова посла меня действительно расстроили и насторожили.
Я не специалист по истории Гражданской войны в России, хотя, конечно, много читал о том времени. Но о том, что руководство Красной Армии состояло почти сплошь из евреев, узнал только от г-на Калюжного. Из его слов выходит, что в бедах русских виноваты «нерусские»: в Реввоенсовете работали евреи с латышами, ЧК возглавлял поляк, Сталин был грузин и т. д. У меня такие слова вызывают самые тревожные исторические ассоциации. Я думаю, что г-н посол как минимум не очень хорошо подготовился к своему интервью и поэтому повторил чьи-то заблуждения.
– Какие особенно важные события ожидаются в общине в этом году?
– В 2005 году рижские евреи будут отмечать важную дату – столетие синагоги на улице Пейтавас в Вецриге. Это единственная синагога, которая чудом уцелела в годы второй мировой войны. Если бы ее стены могли говорить, они бы многое поведали миру... Синагога на Пейтавас – центр еврейской жизни Латвии. Мы начали капитальную реконструкцию здания, которое за сто лет обветшало; реставрации требует и внутреннее убранство. Средств на всё не хватает, будем работать этапами, искать поддержки. Уверен, что мы справимся с этим большим делом и передадим обновленную синагогу молодому поколению.
Слава Б-гу, сегодня в Риге любой еврей может соблюдать еврейскую традицию: жить полноценной религиозной жизнью, изучать Тору, язык, историю и культуру своего народа. Есть возможность соблюдать кашрус. Община крепнет, всё больше евреев возвращаются к своим традициям и корням.
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru