[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2005 ШВАТ 5765 – 2 (154)
НЕ ТОРГУЙТЕСЬ С Б-ГОМ, ГОСПОДА!
Два еврея заключили сделку о поставке товара. Но тут ударили морозы: тот, кто должен был ехать за товаром, решил дождаться хорошей погоды, да так и пропустил срок поставки. Партнер, естественно, требует неустойку, а наш еврей ссылается на «форс-мажор». Идут на суд к раввину. Раввин приказал нарушителю договора заплатить. «Почему?» – завопил тот. – «Да потому, что так в Торе написано, – объясняет раввин. – Обещал – надо выполнить. Такова заповедь».
Делать нечего, при-шлось виновному выложить круглую сумму. А на раввина продолжает ворчать: «Заповедь… Торой велено… Б-г Тору дал в праздник Швуэс, летом, да еще и в пустыне! Как ее заповеди могут действовать во время русской зимы?!»
Раввин услышал про это, ничего не сказал. Но только наш еврей вдруг заметил, что в синагоге его перестали вызывать к Торе. Бегом к раввину – выяснять отношения. «Ребе, в чем я согрешил?» А раввин руками разводит: «Что я могу сделать – ты же сам говоришь, что заповеди Б-жии для тебя существуют только летом! Значит, до лета Торы для тебя нет. Вот придет лето, ты снова станешь правоверным евреем, тогда я тебя, конечно, опять буду вызывать к Торе…»
Логика людей, которые сомневаются в том, что заповеди необходимо соблюдать в первозданном виде, понятна. Эти люди исходят из того, что всё на свете имеет отношение только к своему времени.
Если бы Тора была нам дана человеком, она, конечно, имела бы значение только в определенный период и в определенных землях. Но Тора дарована Б-гом – а Он не ограничен ни временем, ни пространством. Он вечен и вездесущ. И таково же слово Его.
Поэтому нет смысла спорить о том, должно ли соблюдать субботний отдых в век компьютеров и мобильных телефонов и не отменить ли кашрус по случаю появления холодильников. Доводы «прогрессистов» на сей счет вообще, по меньшей мере, шатки: попробуйте в Шабос оставить мобильник включенным – сами увидите, какой у вас будет «отдых»!.. А кашрус, как выяснилось, ограждает от массы болезней, которых в древние времена люди вообще не знали, – например, от «коровьего бешенства».
Смысл жизни «по Торе» в том, что человек соблюдает заповеди именно так, как требует Б-г. И только так, полностью положившись на Него, человек сегодня может жить без потрясений и страхов. Чего не скажешь о наших «прогрессистах», называемых также «реформированными иудеями».
«Реформированный иудаизм» – феномен, жестко «привязанный» к времени и месту. В этом смысле он и олицетворяет подход к вещам, противоположный подходу Торы. «Реформированный» иудаизм развивался последние сто лет именно в США и к тому же именно тогда, когда люди особенно верили в «прогресс любой ценой». Время – деньги. Не поработаешь в субботу – не сможешь «вписаться в общество».
Еврейские иммигранты оказались в ту пору перед сложной дилеммой. С одной стороны, они не хотели отказываться от своего еврейства. С другой – хотели стать американцами, «как все». Не забывайте – большинство этих евреев спасалось от погромов, от дискриминации, от того, что на старом месте власти не давали им быть, «как все»; поэтому стремление к социальной и культурной интеграции было у них самым главным.
И вот новоиспеченные американские евреи решили «слегка» реформировать иудаизм. То, что написано в Торе, объявили они, было справедливо для старых времен, сейчас многое изменилось. Соблюдать традиции так, как это делали наши предки, нелепо. Что-то от старых обычаев можно оставить, что-то надо срочно модернизировать, а о чем-то лучше и вовсе забыть.
В результате получилось что угодно, только не еврейство. «Реформированный иудаизм» всерьез даже религией назвать нельзя! Ведь религия – это вера в Б-га, упование на Б-га, понимание того, что поступать надо согласно заповедям Б-жиим. А «реформированный иудаизм» – просто свод правил поведения, созданный людьми для собственного, для житейского удобства. Б-га там нет. Это своего рода «клуб по интересам». И мне как-то странно, когда заведующего клубом вдруг называют «раввином»…
Пути Б-жии никогда не были и не будут удобными, гладкими. Надо жить, понимая: соблюдение заповедей – трудное дело. Недаром ивритское слово «мицва», что значит «заповедь Г-сподня», происходит от слова «цав» – «приказ». Но выполнение этих приказов дает человеку великое счастье – единение с Б-гом. Неслучайно ведь у «мицвы» есть и другое однокоренное слово – «цавта». «Цавта» – это русское «вместе». А если человек начнет сам определять, какие заповеди «имеет смысл» выполнять, а какие «устарели», – в его системе ценностей Б-га не отыскать.
Одна из глубинных основ еврейства выражена в тезисе: «Эта Тора не будет изменена». По сути, тут скрыта основа любой веры в Б-га. Б-г есть абсолют, вечный и неизменный. И если придет некто и назовется пророком, и покажет чудеса – пусть даже расступится перед ним, как перед Моше, Чермное море, – но скажет, что можно изменить хотя бы мельчайшую деталь в Торе, -– это будет ясным указанием: перед нами лжепророк.
К счастью, несмотря на все усилия, внедрить американское изобретение в русско-еврейскую почву не удается и, с Б-жией помощью, не удастся. В России евреи положили слишком много сил на то, чтобы остаться евреями при коммунистах, поэтому они особенно ценят традиции и заветы отцов. Мне часто случается беседовать с евреями-атеистами; практически каждый говорит: «Я не религиозен, не хожу в синагогу, но, если когда-нибудь мне захочется пойти туда, я выберу такую, что будет больше всего похожа на синагогу моего деда». Так что «реформированный иудаизм» здесь не приживется…
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru