[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2005 ШВАТ 5765 – 2 (154)
Панорама
Марк Ибшман
«Шестоднев»
Из серии «Натюрморт-автопортрет».
Я пишу картины на темы Библии. Занимаюсь этим последние 30 лет. Знакомый искусствовед разводит руками:
– Нормальные люди, простите, изображают красивых женщин, накрытые столы, интересные здания, природу... А вы? Неужели сонмы кружочков, звездочек и квадратиков заменяют библейскую реальность?
Отвечаю с двумя оговорками:
1. Греческое слово «Библия» употребляется здесь по традиции. Гораздо точнее – иудаистская аббревиатура «ТаНаХ» (Тора, Невиим [«Пророки»], Х=К [Кетувим – «Писания»]), поскольку «Тора» и «Хумеш» («Пятикнижие Моисеево») и есть источник передаваемых мною образов.
2. Я знаком с толкованиями блестящих и достаточно авторитетных комментаторов разных конфессий – от Раши и Иоанна Златоуста до Тейяра де Шардена, рабби Шнеерсона, отца Павла Флоренского, но высказываю (рисую) лишь то, к чему привели меня мои собственные интуиция, размышления, озарения.
Теперь отвечаю развернуто:
1.
Мне, извините, не всегда интересен наш давно сотворенный, состарившийся, закоснелый мир. Куда привлекательнее (набираю курсивом. – М. И.) процесс, этапы становления, первоначальный хаос, взаимодействие с глубинными пластами Бытия, в каком-то смысле – мое личное общение с Творцом Вечности («мелех а-олам» по-еврейски). Вот на что я, в силу своего несовершенства, дерзаю.
Самое сильное впечатление производит на меня то, что в местной традиции именуется «Шестоднев». Ведь чем дальше от Сотворения, тем слабее, тем косвеннее связь Человека с Творцом. Тогда как в мире «Шестоднева» – едва ли не прямой, почти телесный контакт. Ибо тот мир только что, на наших глазах создан – юный, новый, «с иголочки».
2.
Слева направо. Из серии «Брейшис». Из серии «Тегом». Из серии «Цадик».
Мир Торы покоится на следующих основаниях: Вечность, Время, Буквы, Пространство.
Так как я не теолог, рассуждать о Времени и Вечности не буду. Но живопись – искусство пространственное. Многомерность Торы – не ньютонова мертвая машина, не кеплерова небесная механика, а живая плоть, возрастающая и плодоносящая.
Пространство «Шестоднева» – «дырявое», недосозданное, насыщенное «черными дырами». В моих композициях эти демонические пустоты – инфернально-черные.
Из серии «Таниним».
3.
Приведу маленькую хасидскую притчу в переложении Мартина Бубера:
Мириады букв символизируют мириады душ. Если в свитке пропущена одна-единственная, он, свиток, становится непригодным. Если одна-единственная душа покидает Дом, его покидает Святое Присутствие.
Души, подобно буквам, должны держаться вместе, составляя единое целое.
Но почему запрещено буквам касаться друг друга?
Потому что каждая душа имеет свой час, свое время, когда с глазу на глаз остается с Творцом.
И дело, выходит, не только в личной моей склонности к еврейской каллиграфии. Буквы несут огромную онтологическую нагрузку. Это – некие духовные сущности, присутствие которых необходимо. Имеют тайный символический смысл. Один из срезов – закодированная от Начала («Алеф») до Конца («Тав») история Сотворенного Мира.
Из серии «Цветок-автопортрет».
4.
«Шестоднев» и «авангард» точно созданы друг для друга. Так подсказывает мне интуиция. На внутреннем экране моего сознания демонстрируется – вот уж который год – некий слайд-фильм из ярких абстрактных композиций, еврейских букв, слов и фраз. По мере сил и обстоятельств переношу я на холст и бумагу эти сонмы – как, разводя руками, попрекал меня знакомый искусствовед – эту вязь многоцветных кружочков, звездочек, квадратиков, и желтая иудейская каллиграфия закрывает черное Ничто.
Частный вопрос: почему кирпичики мироздания – простейшие геометрические фигуры? Потому что первоэлементы мира, физические объекты, из которых строятся более сложные реальности, как правило, принимают форму платоновых тел, шаров, кубов, различных многогранников...
Равным образом только что сотворенного Адама не вижу я натуралистически-антропоморфным. Он – первый человек и, следственно, скопище, совокупность тех самых первоэлементов. Мир Ветхого Завета есть деспотия Царя Вечности, без лица, тела и формы, без какого-то бы то ни было визуального облика, и современная авангардистская беспредметность предоставляет возможность запечатлеть его.
Из серии «Смерть Адама».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru