[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2004 КИСЛЕВ 5765 – 12 (152)     

 

«Пока гром не грянет»

В одном не очень большом провинциальном городе в 90-х годах прошлого века потихоньку начала образовываться еврейская община. Люди, забывшие язык, традиции, культуру предков, решили объединиться и сообща создать то, что позволило бы им считать себя частью нации. Люди захотели понять самих себя, ответить на вопросы: кто они, откуда их корни, кто их родственники, что их объединяет. Город этот называется Ульяновском. Путь зарождения и становления еврейской общины был здесь точно таким же, как образование татарской, чувашской, мордовской и других национальных культурных автономий.

История ульяновской еврейской общины одновременно длинная и короткая. Евреи жили в Симбирске с середины XIX века, у них были свои молельные дома (синагоги), налаженная организация взаимопомощи и другие общинные институты. Прежняя община была ликвидирована в 30-х годах XX века вместе с последней синагогой. В 1990-х годах евреи решили вспомнить свою историю и обычаи, образовав ядро новой еврейской общины. Она быстро развивалась, в общину приходили новые члены, в том числе молодежь, организовывались кружки, клубы, школы, евреи стали изучать традицию, историю, религию. И никому, казалось, дела до них не было.

Постепенно община стала заметной: она помогает нескольким сотням старых и больных людей, обеспечивает их продовольственными посылками, лекарствами и медицинским оборудованием. В летнее время организуются поездки детей в лагеря отдыха. Евреи теперь широко отмечают национальные праздники, собираясь группами до 500 человек.

Однако деятельность общины обращает на себя внимание антисемитов. Все чаще стали появляться антисемитские опусы в печати, стали случаться погромы в общинном центре, вылазки скинхедов. По мере сил евреи, наученные горьким опытом прошлого, дают отпор, направляют властям сигналы о том, что антисемитизм – это проблема не евреев, а общества, ставят диагноз обществу: оно больно шовинизмом. Власти все это пропускают мимо ушей. В общем, все как обычно: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Ульяновская еврейская община становится заметной и среди других еврейских общин России. Она выделяется большим количеством молодежи, участвующей в общинных программах. Фестиваль еврейской культуры «Ханука в Симбирске» на многих произвел впечатление своим размахом, организованностью, уникальностью некоторых проектов. На новом этапе общину уже пытаются использовать в своих политических целях так называемые общественные деятели, но она тщательно дистанцируется от политических интриг.

Сведения о жизни ульяновской еврейской общины дошли до главного раввина России Берла Лазара. Ему стало интересно узнать, каким образом евреи Ульяновска, не имея помещений, раввина, синагоги, сумели наладить интересную, насыщенную жизнь, умудрились не поругаться с властью и в то же время не дать себя в обиду. Раввин Берл Лазар решил приехать в Ульяновск и посмотреть все на месте.

Об этом сообщили в администрацию области, и губернатор Владимир Шаманов пригласил главного раввина России, члена Совета по делам религий при президенте России, на встречу. Речь на ней шла о национальных проблемах в России, о взаимодействии власти и национальных религиозных организаций. Среди других тем обсуждалось отсутствие у еврейской общины своего здания. Из четырех городских синагог, отнятых коммунистами у евреев, не была возвращена ни одна. Губернатор В.А. Шаманов пообещал главному раввину России в ближайшее время передать еврейской общине здание, примыкающее к еврейскому общинному центру, чтобы после ремонта и реконструкции там можно было открыть синагогу.

Увы, кому-то стало плохо от этого визита. Зеев Жаботинский в свое время сказал: «Каждая нация имеет своих негодяев». Очевидно, нашлись такие люди и у нас. Не хочется вспоминать весь негатив, который автор статьи, появившейся в одной из московских газет за подписью Михаила Белого и перепечатанной «Симбирскими известиями», и те, кто стоят за его спиной, выплеснули на главного раввина России.

В этой ситуации удивляет беспомощность власти. Прямым оскорблениям подвергается глава администрации области: ему приписываются слова, за употребление которых предусмотрена статья Уголовного кодекса. Но власть молчит.

Всем известна истина, что история развивается по спирали. На это, между прочим, недавно указал президент России, заявив, что мировое сообщество ведет себя по отношению к международному терроризму точно так же, как было в далекие годы Мюнхена. Что за этим последовало, все знают.

Представляется, что сегодня в Ульяновске «раскручивается» «спираль местного масштаба», когда власть, игнорируя подобные публикации, сама себе создает неразрешимые проблемы в будущем.

В. Рогацкин, Ульяновск

 

P. S. Это письмо было написано после выхода статей в «Русском курьере» и «Симбирских известиях» для публикации в местной печати. Но ни одно городское или областное печатное издание публиковать это письмо не стало.

От имени еврейской общины Ульяновска было направлено заявление прокурору области Малышеву В.В. Казалось бы, дело за малым: разобраться и принять меры. Но в очередной раз власть проявила свое бессилие или нежелание разбираться с антисемитскими выходками, тем самым поощряя их проявления.

Обидно за наш город и его руководителей, стыдно перед главным раввином России Берлом Лазаром… В который раз мы становимся свидетелями проявления антисемитизма ульяновских чиновников.

 

 

Слово – как снайперская пуля…

Мне кажется, многие авторы «Лехаима» спекулируют на Холокосте и «проталкивают» через ваш журнал весьма посредственные, чтобы не сказать антихудожественные, произведения на эту тему. Смакуют патологию убийств, натуралистически описывают зверства, не забывают пересыпать речь жертв смачным еврейским жаргоном. То, что было на самом деле, тот ад никакому перу не описать. Но авторы зарабатывают на общем горе. Это ложная, поймите, дешевая торговля на страданиях нашего народа. Пересыпая свои опусы анекдотическими ситуациями, подшучивая над слабостями своих героев, они не возвышают, а унижают наш народ.

Я уже не говорю о многочисленных  «околохудожественных» штампах типа: «…Свет утра… необоримым теплом…» В данном контексте это звучит, по-моему, почти садистически. (Л. Коваль, «Смерть сумасшедших», № 10, 2004).

Должна заметить, в других номерах журнала «Лехаим» тоже немало окололитературной туфты. Читаю – и какая-то тоска овладевает мною. Куда девалось меткое слово?!! Слово – как снайперская пуля, но летящая в цель, а не вязнущая в болоте окололитературщины. Обидно.

М. Даен, Вологда

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru