[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2004 ХЕШВАН 5765 – 11 (151)     

 

О грузинах, евреЯх, суккубах и белых верблюдицах

Мария Галина. Гиви и Шендерович.

М. : Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2004. – 479 с.

 

 

Мария Галина, одесско-московский прозаик, критик и поэт, хорошо известна широкой публике как автор столь модных нынче фэнтези. Ее новое детище представляется вполне удачным синтезом элементов добротной постсоветской иронической прозы, современного интеллектуального романа и приключенческо-детективного чтива. В романе описывается хожение за три моря двух нескучных персонажей: одесского еврея Миши Шендеровича, на редкость charmant, развязного и удачливого, этакого Остапа Бендера; и его Санчо Пансы, вечно комплексующего питерского грузина-бухгалтера с говорящим именем Гиви Месопотамишвили. Под аккомпанемент непрерывного стеба компаньоны плывут челноками в Турцию. Потерпев фиаско в своих деловых начинаниях, уныло пошлявшись по Стамбулу и допившись до чертиков, они попадают в череду все более невероятных приключений: выпадают из современной реальности, странствуют по пустыне, общаются с магами, демонами и разбойниками, один за другим оказываются Царями времен, повелителями сказочного царства и, наконец, не без помощи доблестной израильской авиации, возвращаются со скромными трофеями в Одессу. Не обошлось и без любовной коллизии: вместе с компаньонами путешествует пикантная одесская блондиночка Алка, в дополнение к прочим своим прелестям блистающая познаниями в семитских языках, особенно мертвых. Попав в иную реальность, она оборачивается не кем иным, как суккубом, соблазняющим и погубляющим горячих джигитов; от этого прискорбного состояния Алку пробуждает грустный Гиви, который в нее упорно и безнадежно влюблен.

Жанровая принадлежность «Гиви и Шендеровича» однозначна: это плутовской роман, пикареска, щедро «инкрустированная» вставными новеллами – разнообразными историями, поучительными и не очень, которыми время от времени разражается тот или иной персонаж. Эти вставные новеллы создают второй план, библейско-мифологический, различные элементы и мотивы которого изящно актуализируются в основной сюжетной линии. Во всем этом многообразии автор проявляет себя отличным стилистом, хотя не безупречным. При очень качественной имитации библейского языка, арабского красноречия и восточного тысячеодноночного сказительства наблюдается некоторая клишированность основного авторского повествования, особенно при описании главных героев: с завидной регулярностью они «расправляют плечи», «печально вздыхают» и украшают свою речь словечками вроде «таки» и «а то».

Фантасмагорическая эпопея отлично читается. Действие динамично – каждый поворот героям грозит смертью или, по меньшей мере, радикальным изменением собственной идентичности. Сами персонажи и декорации на редкость живописны, мистические и исторические «подкладки» – при всей своей фундированности – не отяжеляют повествование. Однако, если взглянуть на все это чуть более внимательно и требовательно, то красота и богатство замысла покажутся кокетством и эклектичностью. Во-первых, серьезному читателю может быть не очень уютно от полного непонимания, какая мифология все-таки доминирует в этом «коктейле» с Соломоновым кольцом, преданиями об Искандере Двурогом, кабалистическими именами Б-га, суккубами и оборотнями в качестве ингредиентов. Во-вторых, при проработанности всех блоков в отдельности сюжет в целом оборачивается миражом в пустыне, и все попытки героев и читателей понять, что к чему, растворяются в горячем мареве. Дотошный читатель, не получив ответов на самые основные вопросы, как-то: почему именно Гиви и Шендерович оказались избранными, оба они или только один из них, как соотносится мистическое пространство с реальным и т. д., – закроет книгу с ощущением неудовлетворенности. Так что не подходит этой книге высокомерный придирчивый буквоед, а нужен ей читатель полегкомысленнее, ибо книга эта композиционной и концептуальной легкости необыкновенной.

Давид Гарт

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru