[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2004 ТИШРЕЙ 5765 – 10 (150)
РАССКАЗЫ ИЗ ТАНАХА
Илана Арци
И благословил Всесильный Ноаха и сыновей его, и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Брейшис, 9:1).
И сказали они: «Давайте построим себе город и башню, главою до небес, и сделаем себе знаменье, чтобы не рассеялись мы по лицу всей земли (Брейшис, 11:4).
И были сыновья Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, Хам и Йефет… И от них расселилась вся земля (Брейшис, 9: 18,19)
БАШНЯ
Расплодились сыновья Ноаха. И поселились в долине страны Шинар. Говорили они на лошон койдеш – на иврите. Все друг друга понимали…
Был среди них человек по имени Нимрод – внук Хама, правнук Ноаха. На плечах носил плащ, который сделал Всевышний для Адама, когда выгнал того из Райского Сада. По наследству плащ перешел к сыну Адама Шету, потом к внуку – Эношу, затем к Ноаху. Только как он попал к Нимроду – темная история. Плащ же был особенный. Едва Нимрод надевал его, страшные львы, тигры, медведи и волки тут же подходили к нему и садились в кружок подле его ног, он преспокойно расстреливал их в упор, а потом хвастался великолепными шкурами.
Люди ничего не знали о свойствах плаща. Они думали, что сам Нимрод – великий человек и потому имеет такую власть над зверями.
Выбрали они его своим царем. Возрадовался Нимрод и предложил построить город, а в центре – башню до небес. Как раз в Вавилоне научились делать кирпичи. Зачем понадобилась башня?
Люди говорили меж собой:
– Помните потоп? Это небо, наверное, иногда шатается, стало быть, нужно его подпереть.
Творец нам станет не страшен. А с Нимродом и подавно у нас будет благоденствие.
Но жили еще на земле те, кто не принимал участия в строительстве башни – Ноах, его сын Шем и правнук Шема Эвер. Они говорили другое:
– Опомнитесь! Зачем вам башня? На небо влезть захотели? Потоп был вовсе не из-за каких-то «трещин в небе», а потому, что люди потеряли облик человеческий. Если Всевышний захочет вас наказать, то уничтожит и без потопа.
Но никто не слушал праведников. Строители вошли в такой раж, что не замечали, как со стропил падают наземь их товарищи. Огорчались лишь тогда, когда вниз случайно срывались кирпичи: это задерживало работы.
Наконец, надоело Всемогущему это безобразие. Отнял Он у людей общий для всех иврит, и перестали они понимать друг друга.
Один кричит:
– Подай кирпич!
Дают ему лопату.
Другой просит:
– Долото найдите…
Протягивают клещи.
Стали они ссориться и драться. Попадали с лесов и разбились насмерть.
Возведение башни прекратилось. Наиболее рьяных строителей Ашем превратил в обезьян. Люди больше не понимали друг друга. Разбрелись они по всей земле. Так возникло семьдесят народов.
А как же башня?
Развалилась она очень быстро. Сохранились в памяти людей только словосочетания: «Вавилонская башня» и «Вавилонское столпотворение».
Создатель оставил святой язык – иврит – лишь Ноаху и его праведным потомкам Шему и Эверу.
От них унаследовал лошон койдеш Авраам.
От него произошли евреи. Поэтому они сохранили иврит и умеют на нем говорить.
авраам
От Адама до Ноаха прошло десять поколений – столько же, сколько от Ноаха до Авраама.
У Ноаха было три сына: Шем (Сим), Хам и Йефет. Авраам происходил от Шема.
Отца Авраама звали Терахом. Он поселился в городе Ур Касдим. Все кругом поклонялись дождю, ветру, огню, облакам, деревьям, солнцу, луне, звездам... Делали идолов из камня и дерева и служили им.
Когда Аврааму исполнилось три года, он начал исследовать мир.
– Горит огонь. Но пролился дождь и потушил его. Значит, вода сильнее огня.
Налетел ветер, унес тучи, высушил лужи – получается, он сильнее, чем дождь.
Пригрело солнце. Ветер стих. Солнце сильнее ветра?
День подошел к концу. Стемнело. На небе засияли звезды, выплыла из-за тучи желтая луна. Видимо, солнце тоже не всемогуще. Потом наступило утро. Скрылись ночные светила. Стало быть, они – слуги.
Где же Творец всего? Кто главный Хозяин? Ведь Он должен быть. Один!
Тут-то и открылся ему Всесильный.
У Тераха была мастерская по изготовлению идолов, там же он их и продавал. Как-то попросил он Авраама приглядеть за лавкой. Если же кто придет – обслужить.
Появился покупатель и обратился к Аврааму:
– Мне нужен идол.
– Какого тебе?
– Я хочу, чтоб на моем поле был хороший урожай. Продай мне идола дождя.
– Тебе нужен идол солнца. Если оно будет очень жарким, вся вода испарится, и дождь тебе не поможет.
– Пожалуй, продай мне идола солнца тоже.
– Может, тебе еще идола ветра дать в придачу? Будет сильный ветер с дождем и градом, град побьет все, что вырастет на поле.
– Ты прав, малец, дай мне заодно идола ветра.
– Еще тебе нужен идол саранчи. Если она налетит, то сожрет твой урожай без остатка.
– Хорошо, давай сюда идола саранчи. Только прежде я схожу за повозкой, чтоб отвезти их всех домой.
– А не лучше ли тебе молиться Творцу Единому? В его подчинении находятся и дождь, и ветер, и саранча. Он главный над всем.
Покупатель подумал-подумал и ушел.
Заглянула в лавку старушка, прошамкала:
– Денег у меня немного, дай мне маленького идола.
– А тебе зачем?
– Губки ему сметанкой помажу.
Достал Авраам небольшого идола в виде обезьянки.
– Такой подойдет?
– В самый раз.
– Тебе сколько лет?
– Восемьдесят.
– А этого идола изготовили только вчера! Чем он тебе поможет?
Подумала старушка, покачала седой головой и тихонечко вышла из лавки.
Показался в дверях могучий воин:
– Эй, как там тебя? Продай мне идола, мне на войну идти.
– Вот этот, похожий на льва, с позолоченными клыками, годится?
– Вполне.
– Чем тебе поможет деревяшка, выпиленная руками человека? Молись лучше Создателю всего сущего!
Покупатель повертел идола в руках и… покинул лавку.
Довольный Авраам переломал всех идолов, а самому большому вложил в руку дубину.
Вернулся Терах в мастерскую. Кругом разгром. Спрашивает сына:
– Что произошло?
– Люди принесли идолам еду. Те из-за нее передрались. Победителем остался вот этот, – сказал Авраам.
– Что ты чушь городишь? Не могут истуканы драться. Они вообще ни на что не способны. Ты разгромил мою лавку! Сейчас за это ответишь! – проревел Терах, снимая увешанный металлическими бляхами пояс.
Вырвался Авраам и убежал.
– От такого сына одни беды! – решил Терах. – Пойду расскажу про него правителю. Может, тогда успею от себя беду отвести.
Побежал и донес. На сына!
Царем в то время был Нимрод. Да-да, тот самый, что башню до небес строил.
Схватили Авраама и привели пред грозные царевы очи.
– Чудной ты какой-то, – сказал Нимрод Аврааму. – В моем государстве только ты в Единого Творца веришь. Ишь, диссидент нашелся! На кого надеешься? Сейчас прикажу тебя в огненную печь бросить. Никто тебе не поможет!
– Хоть в огонь, хоть в воду – мне все равно! – крикнул Авраам. – Я от своих убеждений не отступлю!
– Эй! Слуги! – позвал Нимрод. – Изжарьте мне его живьем!
В огромной печи развели огонь. Взметнулось могучее пламя. Часть народа опалило, многих сожгло. Все в страхе попятились. Двое схватили Авраама, раскачали за руки и за ноги и швырнули в пекло.
Вдруг появился ангел и окутал праведника прозрачным облаком. Увидели все: Авраам ходит внутри печи, как по комнате, – пламя его не обжигает, даже одежда не дымится. Взял ангел Авраама за руку и вывел из печи целехоньким.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru