[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2004 ТИШРЕЙ 5765 – 10 (150)
ФЛАГ НАМ В РУКИ
Эмиль Шлеймович
Есть вещи, которые всем известны с детства и воспринимаются как аксиома: дважды два – четыре, Волга впадает в Каспийское море, флаг Израиля – «кахоль-лаван» бело-голубой... Но, как ни странно сие звучит, насчет флага – это еще далеко не аксиома, это теорема, которую предстоит доказывать. Вот только кнессету нашему последние полвека заниматься этим было недосуг.
До сих пор в Израиле нет закона о главных символах государства – флаге, гимне и гербе. Просто в акте о независимости страны записано: флаг такой-то. Предполагалось, что в будущем будет принята конституция, которая закрепит официальный статус символов. Конституцию так и не приняли, а среди одиннадцати так называемых «конституционных законов» закона о флаге, гербе и гимне нет до сих пор.
В кнессете 15-го созыва этот вопрос поднимал депутат Томи Лапид, но вопрос спустили на тормозах. Оппозиции вообще трудно пробить законопроект: сказываются внутренние механизмы работы нашей законодательной власти. Претворение в жизнь любого законопроекта стоит денег, бюджет – не резиновый, и правительственная коалиция предпочитает тратить его на «свои» законы. Насколько нововведение полезно, насколько насущно необходимо для страны, – это вопрос второй (если не десятый). Сейчас Шинуй – в правящей коалиции. Законопроект о государственном флаге на рассмотрение депутатов некоторое время назад представил депутат от этой партии Игаль Ясинов. По словам Ясинова, многие члены коалиции готовы поддержать проект. Он также выразил надежду, что и в оппозиции найдутся здравомыслящие люди...
Стало быть, есть надежда, что 12-й по счету конституционный закон все-таки будет, наконец, принят. Тем не менее приходится преодолевать упорное сопротивление сил, не заинтересованных в том, чтобы у Израиля был свой флаг.
Пусть никого не удивляет жесткость постановки проблемы: юридически у нашей страны сейчас ни флага, ни гимна, ни герба нет. Тот флаг, что реет над многими зданиями, поднимается при зарубежных вояжах правительственных делегаций и на международных спортивных соревнованиях, – не государственный, а национальный. А это большая разница. В ряде стран вообще существуют два флага – государственный и национальный. И если в Израиле ситуацию не изменить, то завтра Шарона в какой-нибудь стране могут встретить не бело-голубым, а, предположим, серо-бирюзовым полотнищем. И утверждать, что это – флаг Израиля. А в качестве гимна исполнить «Тум-балалайку». Почему бы и нет? Ведь «а-Тиква» – всего лишь песня, статус гимна за ней не закреплен. Уже существует множество аранжировок «а-Тиквы» – какая из них служит государственным гимном? То же и с гербом: когда его выбирали, пересмотрели более 450 вариантов. Да, остановились на нынешнем, да, мы все знаем, что там изображены ветви оливы... Но окончательно герб надлежащими документами так и не подтвержден.
Михаил Ревнивцев, сопредседатель Российского центра флаговедения и геральдики, сообщил: «В некоторых странах флаг и герб вносятся в геральдические регистры этих стран, например, российские флаг и герб внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Но в Израиле отсутствует государственный геральдический регистр. Международное право не требует специального признания флага другими странами – достаточно признания дипломатического. Что касается международных соревнований или визитов, то это – головная боль организаторов; они должны связаться с посольством либо консульством Израиля или обратиться в МИД своей страны, чтобы им предоставили сведения о гербе, флаге и гимне Израиля. На посольства и консульства разных стран в Израиле возлагается также обязанность своевременно извещать свои правительства об изменениях в государственной символике страны пребывания».
Все детали любого символа – флага, герба или торговой марки – должны быть подтверждены документально. Итоговое свидетельство являет собой пухлую папку с бумагами. Каждый лист точно определяет составляющие символа: цветовые оттенки, размеры, масштабы, ширину полос, расстояния между графическими элементами и массу других деталей. Здесь нет, например, понятия «голубой цвет» – есть специальный код, соответствующий данному конкретному оттенку голубого цвета. И так во всем.
Неопределенность – плохая штука. На выборах в 16-й кнессет партии Херут наш ЦИК, возглавляемый судьей Хешиным, запретил исполнять «а-Тикву» на арабском языке (была у них такая идея в период предвыборной агитации). Решение, наверное, правильное, но безосновательное, потому что основы – закона, закрепляющего статус гимна, – у нас нет.
Соответственно, нет и законов, которые запрещали бы надругательство и глумление над главными символами. Так что когда палестинцы на своих митингах жгут наши флаги, с юридической точки зрения никакого преступления не совершают!
Например, в Федеральном Конституционном законе России ясно сказано, что Госфлаг РФ – это полотнище, а не рисунок на бумаге. В России четко определено, кто именно имеет право на использование госсимволов: коммерческая фирма, к примеру, вольна вывесить на фасаде принадлежащего ей здания собственный (зарегистрированный) флаг, но никак не российский триколор. А в Израиле национальный флаг может украшать и частные визитки, и интернет-сайты – даже если к государственной деятельности они не имеют никакого отношения... В Белоруссии запрещено использовать на митингах незарегистрированную символику – за это недолго и в кутузку угодить. В Израиле же люди могут запросто нарисовать что угодно на простыне и пройти с ней шествием по улицам – закона, запрещающего подобные действия, до сих пор нет.
Вы не задумывались, почему антисемиты во многих странах жгут именно бумажные «версии» нашего флага? Не потому, что они лучше горят, а потому, что рисунок на бумаге не считается флагом. Они не знают, что в Израиле нет закона, определяющего: флаг – это именно полотнище. Перестраховываются, бедненькие...
В Чехии был случай, когда некий гражданин выставлял в своем окне флаг Германии 1935–1945 гг. (он же – флаг гитлеровской партии НСДАП). Его пытались привлечь к ответственности, но безуспешно: в законе сказано о вывешивании и подъеме, а демонстрация флага сквозь оконное стекло не учтена. В Израиле запрещено размахивать лишь флагами организаций, которые мы признаем террористическими (например ХАМАСа), а шествовать под палестинским флагом не возбраняется. Как это происходит – мы уже наблюдали. Палестинский флаг у нас не зарегистрирован, и Израиль был бы вправе пресекать подобные «прогулки» на корню, но для этого, опять же, надо иметь закон о собственном флаге. А пока мы «в равных правах», разница, с юридической точки зрения, эфемерна. И если завтра на флагштоке перед каким-нибудь отелем на одной высоте будут реять оба флага, мы вряд ли окажемся вправе высказать претензии владельцам заведения.
– Все партии, входящие в коалицию, намерены поддержать законопроект о государственном флаге, – сообщил нашему корреспонденту Игаль Ясинов. – Мне кажется, именно сейчас этот закон особенно важен. Наше государство переживает крайне сложный период: непрекращающаяся интифада, война, ведущаяся против Израиля террористическими организациями при поддержке спонсоров в арабских странах. Одновременно ухудшилась экономическая ситуация. Жизнь стала намного труднее. В таких условиях значимость наших главных символов возрастает. Чтобы выстоять, общество должно быть сплоченным. Но о каком государственном самосознании можно говорить, если не определен статус флага? Как можно воспитывать в детях или репатриантах уважение к государству, если все государственные атрибуты – временного действия?
Сейчас закон должен утвердить в качестве государственных символов флаг и герб, определенные еще 55 лет назад. А также песню «а-Тиква» признать государственным гимном. Наша цель – защитить основные символы Израиля и тем самым подтвердить его единство и незыблемость демократических ценностей, – подчеркнул Ясинов.
Защищать наши ценности сейчас вообще самое время: не так давно при изготовлении монеты в 2 евро был использован дизайн нашей 10-шекелевой монеты, ранее получившей международное признание. Кто помешает какой-нибудь европейской компании заказать себе флаг или логотип, дублирующие наши флаг и герб?
Сопротивление принятию закона понятно: есть деятели, заявляющие, что символы «слишком еврейские» и не отражают «многонациональный характер нашего государства», что «меньшинства могут обидеться». Естественно, в первую очередь, противники закона пекутся об арабах, да и то не о всех, а лишь о тех, кто нелояльно относится к государству Израиль (остальным арабам могендовид на флаге не мешает, равно как и друзам, и русским, и представителям других этнических групп). Эти доводы, однако, совершенно неубедительны: живут же евреи в странах, на флагах которых изображен крест, и не комплексуют по этому поводу, и бунтов не поднимают. Может, Россия или США должны переделать свои флаги в угоду всем нациям, проживающим на их территории? Полный бред. Кроме того, Израиль создавался и существует как еврейское государство со своей определенной традицией и статусом; государственные символы призваны отражать и защищать этот статус.
По-прежнему активны желающие доказать всему свету, что Израиль и ПА юридически равнозначны. Пока были сильны левые и проарабские партии, провести закон не удавалось. Но добиться этого теперь правоцентристская правительственная коалиция в состоянии. Есть и другая «группа противодействия» – это часть ультраортодоксального общества, по сей день не признающая государство. Впрочем, их немного, большая часть верующих уважает символы своей страны. Например, раввин Йосеф-Дов Соловейчик писал: «Вне всякого сомнения, иудаизм не признает поклонения чему бы то ни было, что имеет вещественную форму. Но при этом невозможно не обратить внимания на закон, приводимый в “Шулхан Орух”: “Еврея, убитого неевреями, хоронят в его одеждах, чтобы (Всевышний) увидел кровь на его одежде и отмстил за него, ибо как сказано: “И смою ли Я их кровь? Не смою”. Иными словами: одежда еврея обретает определенную святость, если она залита святой кровью. Тем более бело-голубой флаг, который пропитан кровью тысяч молодых евреев, погибших при защите Эрец Исроэл в ходе Войны за независимость, должен обладать искрой святости, приданной ему самоотверженностью и самопожертвованием. И поэтому на всех нас лежит обязанность отдавать дань уважения флагу». А рав Яаков а-Леви Фильбер отмечал, что флаги у евреев были со времени исхода из Египта. Они хранили народ от ассимиляции, свидетельствовали о национальной принадлежности, но были еще и символами величия, достоинства. Были защитой Израиля. Сказано же: «И поднял глаза свои, и увидел: Израиль – это знамена». И тогда он сказал: «Кто может нанести вред этим людям?»
Уже тот факт, что именно «кахоль-лаван» жгут антисемиты по всему миру, жгут террористы в ПА и арабских странах, подтверждает, что этот флаг – символ нашего государства. Террористы его давно «признали» – пора бы теперь сделать то же самое и нашему кнессету, приняв закон о государственных символах.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru