[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2004 ТИШРЕЙ 5765 – 10 (150)

 

ДЕТИ – БОГАТСТВО РОДИТЕЛЕЙ

Один раввин, рассказывали мне, долго не видел своего ученика. Не было того ни в синагоге, ни в ешиве. Забеспокоившись, раввин отправился на поиски. Идет по городскому рынку и вдруг замечает свою пропажу: парень носится вдоль рядов, как угорелый, притормозит, что-то кому-то скажет и бежит дальше.  Окликнул его раввин, а тот только рукой машет – не до тебя, мол, – и мчится прочь. Снова и снова зовет его раввин. Наконец подбежал ученик, весь в поту. «За чем это ты все гоняешься?» – «Заработка ищу – не видно разве?!» Покачал раввин головой, вздохнул: «Видно, плохо усвоил ты все, чему я тебя учил. О нашем заработке Б-г позаботится. Тебе же следует не только деньги добывать, но и Торой заниматься, и выполнять мицвойс – лишь тогда обеспечит Он тебе хлеб насущный. А так ты просто не даешь Ему подумать о твоей судьбе…»

Современные люди, особенно молодые, частенько смотрят на многодетные семьи с искренним недоумением. «Куда столько детей? – удивляются они. – Как вы с ними справляетесь? И зачем вообще это нужно? Родили одного ребенка, ну, максимум двух – и радуйтесь. А целую-то кучу для чего?!»

В подобных случаях я всегда говорю: «Вспомните историю собственной семьи. Сколько детей было у вашей прабабушки?» Тут люди припоминают, что прабабушка, действительно, родила не одного ребенка и даже не двух, а гораздо больше. Однако тотчас принимаются себя оправдывать – дескать, время тогда было другое.

«В каком, интересно, смысле? – спрашиваю я. – Разве человеку приходилось тогда меньше работать, чтобы поднять семью? Наоборот! Посмотрите, сколько житейских удобств придумали с тех пор – стиральные машины, посудомоечные машины… Да мало ли появилось всяких приспособлений, чтобы облегчить работу по дому! У прабабушки, между прочим, даже горячая вода из крана не текла и центральным отоплением не пахло. Если рассуждать логически, то чем быстрее развивается техника, тем легче семье растить нескольких ребятишек…»

Впрочем, упрямцы к доводам логики не прислушиваются. «Бедный папа, бедная мама», – повторяют они.

Бедные? С чего вдруг? Спросите любую многодетную мать, любого отца – за сколько миллионов долларов они согласны отдать хотя бы одного из своих детей в чужие руки? Да нет на земле таких денег! Дети – главное богатство родителей. Так было, так будет вечно.

Отчего же сейчас иные считают все-таки, что семья должна быть маленькой? Думается, прежде всего потому, что в наши дни обрела популярность идеология так называемого «общества потребления». Если верить ей, человек тем счастливее, тем большее удовольствие получает от жизни, чем шире у него потребительские возможности. Другими словами, надо изо всех сил заботиться о том, чтобы больше «потреблять», больше «получать». Это весьма опасная точка зрения, чреватая бездуховностью. Ведь человек духовный заботится в первую голову о том, чтобы больше дать; именно тут источник его счастья, удовлетворения жизнью.

Есть люди, называющие себя «прогрессивно мыслящими»; они объявляют во всеуслышание, что большая семья – это удар по свободе женщины, что многодетная мать должна позабыть о профессии, об успешной карьере... Но ведь цель жизни каждого человека, а значит, и каждой женщины – это счастье, и оно совсем не обязательно связано с карьерой. В Танахе рассказывается о некоей Хане, у которой долго не было детей и которая исправно ходила в Дом Г-сподень. Когда же Б-г дал ей сына, Хана перестала туда ходить и сидела дома. А мужу своему объяснила: «Младенец подрастет, тогда и отведу его, и он явится пред Г-сподом и останется там навсегда». Таким образом, она пожертвовала своим «социальным статусом», зато сын ее, Шмуэл, стал великим пророком в Израиле! Подумайте – неужели Хана была бы счастливее, если бы продолжала ходить в храм, а ребенком пренебрегла? Убежден – любая женщина ответит на этот вопрос отрицательно.

Иные противники многодетной семьи негодуют: «Да разве можно хорошо воспитать сразу нескольких детей!? С одним-то ребенком подчас не хватает времени позаниматься как следует!» Это тоже не слишком убедительный довод. Когда детей много,  они помогают друг другу, учат друг друга. Есть вещи, важные для будущей взрослой жизни, которые сам ребенок просто не поймет. Например, что такое «мой»? Моя игрушка, мой велосипед, мой компьютер? Если в семье один ребенок, – для него это «только мой, больше ничей». Когда он вырастет, ему будет нелегко: взрослым постоянно приходится делиться с другими, считаться с интересами других. А в многодетной семье «мой» – это «наш»: мой и моих братьев и сестер. Если ребенок из многодетной семьи катается на велосипеде, он знает, что надо и другим дать покататься; если играет в компьютерную игру, – знает, что надо поиграть и уступить место другим. Малыш в большой семье быстрее учится ответственности, коллективному поведению, без чего невозможно полноценное существование в обществе. Иными словами, в смысле воспитания малолетнего чада многодетным родителям как раз легче – их дети подают друг другу хороший пример, риск пойти дурным путем для них бесспорно меньше.

Наконец, есть люди, чьи возражения против многодетной семьи вызваны вроде бы заботой о самих детях. «Если в доме двое детей, не больше, – говорят они, – мы уверены, что сможем их прокормить, обеспечить им нормальную жизнь. А, скажем, на пятерых нам просто не заработать. Мы хорошие родители именно потому, что ощущаем свою ответственность за каждого ребенка». Сейчас этот модный подход именуется «планированием семьи».

Что ж, скорее всего, эти люди – действительно хорошие родители. Да только нет в их жизни очень важной вещи – надежды на Б-га. Ведь что такое «планировать семью»? Это значит распределить годы и месяцы бытия минимум на 20 лет вперед, пока дети не вырастут. Но откуда человеку  знать, что с ним станется за 20 лет? Это лишь один Б-г ведает! Тот, кто будет прикидывать, как и когда, и не решится рожать детей, пока не заработает достаточно много, в конце концов обнаружит, что деньги на детей в доме имеются, а вот произвести их на свет он уже не в состоянии!

Б-г недаром сделал так, что дети появляются  не тогда, когда у родителей уже все есть, а гораздо раньше – когда родители только начинают трудиться и зарабатывают еще не слишком много. Таким способом Он дает нам понять, что позаботится о нашем пропитании и о пропитании наших детей, – если, конечно, мы будем следовать Его путями и выполнять Его заповеди. А первая заповедь, из тех, что даровал Он нам в святой Торе, звучит недвусмысленно: «Плодитесь и размножайтесь!» Б-г награждает нас редчайшей возможностью в какой-то мере уподобиться Ему самому: создать человека «по образу своему и подобию». И нет для людей большего счастья!

Словом, на все доводы противников многодетной семьи нетрудно привести правильный еврейский контрдовод – по сути, тот самый, что привел раввин в беседе с нерадивым своим учеником. Позволь Б-гу решить – будешь ты рожать или не будешь. Просто не мешай Ему,  и Он позаботится о тебе и твоих детях, сколько бы их ни было.

 

Главный раввин России Берл Лазар

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru