[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2004 ЭЛУЛ 5764 – 9 (149)
ТОРА В СИ-МИНОРЕ
Деннис Прагер
C юности душой моей владели две стихии: иудаизм и музыка. Не раз я задумывался: нет ли связи между великой музыкой и великой религией, особенно между классической музыкой и иудаизмом? И я приходил к мысли, что скорее можно говорить о естественном конфликте между ними, нежели о естественной связи.
Один из возможных аспектов этого конфликта касается монотеизма. Суть иудаизма – признание Единого Б-га и отрицание каких-либо других божеств. А искусство является именно тем божеством, которому особенно хочется поклоняться. Эстетическая красота может бросить вызов вере в Единого Б-га. Почти в каждом обществе, начиная с глубокой древности, многие поклонялись красоте и обожествляли ее.
Чем больше была моя любовь к музыке, тем лучше я понимал, как музыка и вообще искусство могут заполонить человека. Искусство легко захватывает, и человек начинает думать, что именно в служении искусству смысл его жизни.
Тора знает, что власть красоты может подтолкнуть человека на неверный путь. В повествовании о том, как человек впервые ослушался Г-спода, говорится, что мужчина и женщина Б-гу предпочли красоту: Адам и Ева съели запретный плод, потому что он был «красив на вид». А вторая из десяти Б-жьих заповедей запрещает создавать рукотворные образы, потому что они могут увести человека от Бга.
Искусство, музыка и эстетическая красота необязательно способствуют укреплению нравственности. Один из печальных уроков двадцатого века гласит: можно любить искусство, глубоко чувствовать красоту и вместе с тем быть убийцей. В кинофильме «Заводной апельсин» молодые люди терзают людей под звуки классической музыки. Автор сценария, Энтони Берджес, хотел опровергнуть представление о том, что великая музыка подразумевает высокую нравственность. Действительно, разве нацисты не гнали евреев в газовые камеры под музыку Моцарта и Штрауса? И едва ли не самая культурная страна дала человечеству Освенцим. А Сталин, этот величайший серийный убийца в истории, умер, слушая любимого им Моцарта. В то же время музыка имеет власть возвышать людей и приближать их к Б-гу. Надо признать: музыка, как и другие виды искусства, в моральном и теологическом аспекте нейтральна. Она способна возвышать душу человека, но может привести к его деградации, может уводить от Б-га, но может и приближать к Нему. Ведь вряд ли человек, слушавший тяжелый рок, уйдет с концерта с ощущением нравственного подъема, смягчив свою душу. Неслучайно подобные концерты часто заканчиваются скандалами и драками. Последний рок-фестиваль в Вудстоке – яркий тому пример. А если бы там исполнялись мелодии Шабоса, вряд ли слушатели пришли бы в такое возбуждение и настроились на драки и насилие.
Из книг Танаха явствует, что музыка играла существенную роль в храмовой службе. «Хвалите Г-спода на струнах и органе, хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите его на кимвалах громогласных. Хвалите его со звуком трубным <…> Пойте славословие Г-споду, пойте Бгу нашему на гуслях», – говорится в книге Теилим. Любой еврей, растроганный хасидскими нигуним (мелодии) или хазонус (молитва, исполняемая кантором), знает, какую вдохновляющую роль может играть музыка.
В иудаизме музыка служит особым средством восхваления Г-спода и выражения эмоций молящихся людей. Евреи в синагоге не просто читают Тору, они читают ее нараспев. И всякий, кто бывал на традиционной еврейской свадьбе, знает, что именно еврейская музыка превращает свадьбу в запоминающееся праздничное действо.
Любя классическую музыку, я чувствую себя вдвойне благословенным. В будни я могу приблизиться к Б-гу, слушая Баха и Генделя (библейские темы составляют основу их ораторий), а в еврейские праздники я ближе к Г-споду, слушая еврейские мелодии. В такие дни Шлоймо Карлебах и Дебби Фридман, два величайших еврейских мелодиста нашего времени, – это мои Бах и Гендель!
В известном смысле музыка не отличается от самой религии: с ее помощью человек может возвыситься или, наоборот, низко пасть. Но мало что сравнится с музыкой, когда она используется для благой цели.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru