[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2004 ЭЛУЛ 5764 – 9 (149)

 

В ДОПОЛНЕНИЕ К ГИЛЯРОВСКОМУ

 

Евреи в Москве. Сборник материалов.

М.: Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2003. — 392 с.

 

 

 

Трудно найти москвича, тем более москвича потомственного, который не любил бы историй о старой Москве. Очерки Гиляровского всегда расходились, расходятся и будут расходиться миллионными тиражами. Из детства помню еще одну книгу – «Рассказы о старой Москве» (вот только имя автора забыл). А были еще «Записки замоскворецкого жителя» Островского и «История московских улиц» и еще множество других документальных книг и сборников, традиционно читаемых московской интеллигентной публикой…

Сборник «Евреи в Москве» – очередной выпуск серии «Прошлый век» неутомимого Михаэля Гринберга (несколько месяцев назад на страницах «Лехаима» я восторгался прелестными «Воспоминаниями бабушки» из этой же серии) – заполняет важную лакуну в московской исторической саге. Конечно, и у Гиляровского, и в некоторых других источниках (главным образом, мемуарных) можно при желании наскрести крохи информации о еврейской общине Первопрестольной. Однако дело даже не в том, что летописцев «самого русского из русских городов» меньшинства интересовали не слишком, разве что как экзотическая деталь для оживления повествования. Для того чтобы узнать «Москву еврейскую», надо было описывать еврейскую жизнь изнутри и глядеть на Москву из окон еврейского дома.

Составители сборника именно это и сделали. Они аккуратно собрали все, что писали о своей городской жизни московские евреи, добавили взгляд на евреев «снаружи» – взгляд московских деловых кругов, постоянно имевших дело с евреями, и московских же антисемитов, постоянно, до полного осатанения, о евреях думавших, – присовокупили некоторые статистические материалы и получили серьезное, хорошо фундированное и одновременно легко читающееся исследование жизни евреев «на Москве».

Думаю, множества вещей, сведения о которых приводятся в сборнике, не знали даже «самые-самые» еврейские патриоты Москвы. Если истории о тайных проповедниках еврейства (скорее всего, мифических) и о приглашении в Москву еврея-врача известны из художественной литературы (поскольку всем все равно отрубили головы, истории эти обрели сугубую привлекательность в глазах писателей лажечниковской школы), рассказ о появлении в Москве постоянных еврейских жителей для меня, например, явился полным сюрпризом. Оказывается, уже при Алексее Михайловиче в Мещанской слободе значились несколько еврейских и караимских семей, «выведенных» русскими боярами из Речи Посполитой, а затем освобожденных и ставших купцами. При этом антисемитизма тогда не было – не только в нынешнем понимании термина, но и в понимании средневековом, конфессиональном. Один из «выведенных» был зачислен в Гостиную сотню – привилегированную группу наиболее влиятельных купцов царства Московского; другого православные коллеги избрали купеческим старостой… Интересно, что западноевропейцев в это же время селят отдельно, в Немецкой слободе, поскольку опасаются погромов.

Впрочем, древние известия о евреях интересны скорее историку-профессионалу. Для московского жителя особенно увлекательными будут все же очерки еврейской московской жизни XIX – начала ХХ вв. Просто потому, что пейзаж узнаваем – сохранились еще улицы и переулки, где вся эта жизнь происходила. Ну, разве что кроме Зарядья, одно время считавшегося «еврейским  кварталом»: на этом  месте  уже  давно  стоит  гостиница  «Россия»…

Пересказывать тексты, включенные в сборник, смысла нет; если вы интересуетесь еврейской историей, или если вы потомственный москвич (вне зависимости от происхождения), прочтете сами. Отмечу лишь общую тенденцию: история евреев в Москве есть история борьбы евреев с властью. Почему-то именно в Первопрестольной власть объявлялась особенно дикая и лютая – один «голубой» в. кн. Сергей Александрович чего стоит! Словно нарочно выскочил, дабы опровергнуть тезис Солженицына, что русская власть была плоха с евреями по глупости, косности и природной «леворукости»: этот императорский родственник явно был плох с евреями исключительно по злобности и вредности. А еще имелись мало чем от него отличавшиеся генерал-губернатор граф Закревский и сильно Закревского напоминавший (только правивший раньше) генерал-губернатор князь Щербатов. Почему-то именно Москве так «везло» на юдоедов. Причем на юдоедов не обычных, «для строгости» или «в рассуждении взятки», а каких-то нарочито противных и изобретательных, как будто им больше нечего было делать, кроме как только уестествлять немногочисленных московских евреев. Чего стоит безумная бюрократическая «карусель» с постоянными требованиями перестроить здание синагоги в Спасоглинищевском под последовательно запрещаемые учебные и благотворительные учреждения! И совсем уже запредельная  история  с  претензиями  губернского  правления  к  раввину – почему,  мол,  тот  записывает  младенцев  в  метрических книгах…  христианскими  именами?!  Имеются  в  виду  имена  вполне  библейские – Моисей, Соломон и т. д.: но подчиненные  его  высочества,  в  библейской  истории,  видимо, нетвердые,  правильным  полагали  именовать  евреев  только «уничижительными  именами,  вроде  Ицка,  Мошка,  Пешка  и т. д.»

Однако в сборнике есть истории и вне тематики «борьбы с порочной властью», сосредоточенные на описании еврейского быта в Москве на рубеже веков. Естественно, это быт еврейской элиты, upper middle class'а, поскольку еврейские низы не обладали правом жительства вне черты оседлости, тем более в столичных городах. Но по счастью сохранившиеся воспоминания принадлежат выходцам из семей не слишком ассимилированных. Именно «по счастью» – ибо вполне ассимилированные семьи просто жили такой же жизнью, как этнически русский средний класс, а эта жизнь описана в десятках и сотнях книг. Гораздо интереснее читать истории про то, как подросток из традиционной еврейской семьи решает проблему ношения гимназического ранца в шабос. Или про то, что бывает, когда все встают на колени на панихиде по покойному государю-императору, а еврейский мальчик ничего подобного не делает. Или  о  том,  во  что  играют  еврейские  дети,  оказавшись  летом на соседних  дачах  в  Сокольниках  (тогда  были  дачи  в  Сокольниках!)…

В общем, читать сборник «Евреи в Москве» – большое удовольствие. По крайней мере, для коренных москвичей. Но, подозреваю, это еще большее удовольствие для москвичей бывших, проживающих ныне по всему миру – от Иерусалима до Лос-Анджелеса.

Дмитрий Прокофьев

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru