[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2004 ЭЛУЛ 5764 – 9 (149)

 

«БРЕМЯ ЗАПОВЕДЕЙ» – КРЫЛЬЯ ДЛЯ ПОЛЕТА

Когда Б-г создал животный мир, появился на белый свет и один маленький зверек. Он страшно завидовал птицам: те, дескать, летают в небесах, оттуда все видно, а я бегаю по земле и вижу лишь то, что рядом с моей  норкой. Потрусил зверек к Б-гу, стал просить сделать его таким же, как птицы. «Иди спать, – говорит Б-г, – утром все будет в порядке». Просыпается зверек – в чем дело? За спиной у него что-то большое, тяжелое, как горб! «Г-споди, – кричит он в ужасе, – за что ты со мной так?!» А Б-г ему в ответ: «Ты просил крылья? Я дал. Замашешь – и полетишь…»

Эта маленькая притча часто приходит мне на ум во время бесед с единоверцами. Зачем такие тяжелые крылья? – как бы говорят они мне и себе. – Нельзя ли полегче? Да и вообще – разве те и другие не одинаковы? По сути? Разве недостаточно того, что я просто хороший человек?! Ведь Создателю на самом деле нужно от нас только одно – чтобы мы вели себя согласно правилам морали. Для чего же столько заповедей? Для чего все эти молитвы, весь этот кашрут, для чего Шабос?..

Иными словами, заповеди воспринимаются многими как нелегкая обязанность, чреватая дополнительной тратой сил. Мы чувствуем порой от них явное неудобство, как если б нам на плечи легло что-то тяжелое. «Бремя заповедей» – это ведь напрямую сказано в Талмуде! Посему мы вовсе не уверены, что станем жить хуже, если ограничимся, например, соблюдением только десяти установлений Г-спода.

Когда я слышу от некоторых людей подобные речи, у меня сразу же возникает желание спросить их кое о чем. Вы не хотите «жить хуже»… Но что для вас означает «жить лучше»? Получать большее удовлетворение от жизни, верно? Чтоб была благополучная семья, достойные друзья, хороший дом... Чтоб душа была спокойна... А как всего этого добиться? Вам известно? Может ли вообще человеческий разум дать ответ на этот вопрос? Кто-то считал, что богатство способно принести ему все радости жизни. Однако, как мы знаем, «богатые тоже плачут»; подчас не меньше бедных. Кто-то полагал, будто работа даст ему высшее счастье, – и доработался до стресса, до нервного истощения. Кто-то надеялся, что обретет полный душевный покой, обеспечив детям сказочное существование, а дети его, получив родительские деньги, пристрастились к наркотикам… Каждому из нас известны десятки таких историй.

Между тем, размышляя о лучшей жизни, о путях, к ней ведущих, не проще ли посоветоваться с Создателем – с тем, кто нам эту жизнь дал?

Сотворив человека, Всемогущий в тот же час вручил ему инструкцию – как правильнее всего распорядиться отпущенным временем. Иначе и быть не могло. Если, скажем, человек купил видеомагнитофон, он первым делом прочитает инструкцию, к нему приложенную, и лишь потом включит его в сеть. А если ему вдруг предложат видеомагнитофон без инструкции, он его попросту не возьмет: он знает, что либо не сможет в нем разобраться до конца, либо вообще испортит. И чем сложнее вещь, тем обстоятельнее и точнее должны быть инструкции на тот счет, как ею пользоваться.

А теперь представьте себе жизнь. Ну что на свете загадочнее, труднее для постижения, неодномернее? Неужели Создатель, даровав нам такую уникальную штуку, мог не позаботиться о том, чтобы приложить к ней «инструкцию»: как следует вести себя в разных жизненных ситуациях, чтобы получить от каждой максимум разумного и доброго?!

Вот только один пример – заповеди Шабоса. Люди часто воспринимают их как запрет на личную свободу: машину не води, по телефону не разговаривай, сумки и корзины по улице не таскай. Словом, никакой работы не делай. А если позарез нужно? Получается, говорят такие люди, что даже заповедь об отдыхе может стать тяжким бременем…

Взглянем, однако, на субботний отдых с другой стороны. Неужели вам не хочется посвятить время семье? Или вообще отдохнуть от мирских забот? Разумеется, хочется – даже тем, для кого заповеди Шабоса стали тяжелой ношей. И тогда, если вы все же способны отнестись к каждому требованию заповедей Шабоса, словно к нерушимому закону и жаждете подчиниться Его воле, вы всю неделю будете помнить, что в субботу вас ждет отдых, ждет радость общения с близкими… Да в конце концов – может ли кто-нибудь в наше время по-человечески отдохнуть от работы, если будет постоянно отвечать на телефонные звонки?! И получит ли хоть раз подлинное удовольствие от общения с семьей, если эта семья почти никогда не собирается за праздничным столом?..

Тот же, кто не соблюдает заповеди Шабоса, так и будет «вкалывать» без отдыха, да и без особого толку, потому что непонятно, как его труд соотносится со смыслом жизни. А потом станет плакаться – не успел, мол, и одно, и другое, и семью запустил, и сам устал… Честно говоря, мне ни разу не доводилось встретить человека, который в старости почувствовал бы себя виноватым, оттого что мало времени отдал работе. А вот забвение семьи – этот грех совершается сплошь и рядом.

Другими словами, заповеди Б-г дал нам ради нас самих, ради того, чтобы в жизни было больше счастья. И говорить, что заповеди выполнять тяжело, – это все равно, что говорить, будто тяжело мыть руки перед едой или чистить зубы.

Любая заповедь Всевышнего, по замыслу Его, идет на пользу тому, кто ее исполняет. Особенно отчетливо это видно на примерах заповедей, что на первый взгляд имеют целью пользу других. Вот, скажем, заповедь о благотворительности. Вроде бы речь лишь о том, что надо помогать бедным, поддерживать неимущих. Однако будь это так, Б-г мог бы создать мир по-иному: чтобы все благоденствовали и не было деления на богатых и бедных. На деле же заповедь о благотворительности подразумевает в первую очередь духовное возвышение благотворителя. Если бы в виду имелась польза лишь для облагодетельствованного, проще было бы сразу дать ему крупную сумму и забыть о нем навсегда. Но мудрецы Талмуда, благословенна будь память о них, рекомендуют нам, если мы хотим выполнить заповедь в соответствии с велением Г-спода, поступать иначе. Пусть в каждом доме стоит маленькая копилка; опускайте в нее ежедневно по монетке и время от времени, собрав накопленное, ступайте туда, где принимают пожертвования.

Какая разница? Для получающего – никакой, для дающего – большая. Он изо дня в день не забывает о необходимости совершать благое дело – помогать другим. А разве не в этом главное назначение человека и смысл его деятельности? Не в том, чтобы улучшать земное бытие и повышать нравственный уровень мира людей? Оказывая помощь другим, каждый из нас как бы способствует воплощению б-жественной идеи. Самому Б-гу помогает! Недаром слово «мицва», означающее «заповедь» на иврите, – того же корня, что и слово «бе-цавта» («совместно»). А делая нечто «совместно» с Б-гом, мы, если хотите, «подтягиваемся» к Нему.

Воистину так: каждая заповедь в отдельности и все заповеди вместе созданы Б-гом в стремлении сделать нашу жизнь богаче. И если вам порою кажется, что Он «нагружает» вас, вспомните: «груз» этот есть не что иное, как крылья у вас за спиной. А без крыльев в небо не взлетишь.

 

Главный раввин России Берл Лазар

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru