[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2004 АВ 5764 – 8 (148)

 

НЕ САМОУВЕРЕННОСТЬ, А УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Рабби Нафтали из Ропшиц рассказывал: «Когда душа моя была уже на пути к тому, чтобы явиться в наш мир, увидела она надпись на стене рая. Надпись из “Поучений отцов”: “Смиряй себя изо всех сил”. Слова эти принадлежали рабби Левитасу из Явне. А потом поглядела душа моя на другую стену и прочла на ней слова мудрецов из Талмуда: “Весь мир создан для меня”. Смутилась она, не зная, как связать воедино эти речения, на первый взгляд противоположные по смыслу. Стал я размышлять, где тут правда, и вдруг слышу – все вокруг кричат: “Мазл тов! Мазл тов! У вас мальчик!” Так родился я на белый свет и с тех самых пор все думаю над тем, как совместить несовместимое».

Каждый человек, проживая жизнь, по многу раз испытывает два противоречивых чувства. Нередко мы страдаем от неуверенности в себе: боимся того, что готовит грядущий день, не знаем, сумеем ли справиться с испытаниями, которые выпадут нам на долю. А порой наоборот –  «страдаем» самоуверенностью: дескать, все нам по плечу, все-то мы знаем лучше остальных и ко всему в жизни готовы.

В обоих случаях речь идет о болезненных состояниях, тяжелых и даже опасных; поэтому я дважды употребил глагол «страдать». Гнетущая неуверенность в себе рождает боязнь перед жизнью – а что, скажите, хорошего, если человек постоянно охвачен страхом? Самоуверенность же, со своей стороны, вынуждает нас действовать необдуманно; потом так или иначе приходится расплачиваться за последствия. Кроме того, и неуверенному в себе человеку, и человеку самоуверенному плохо живется среди людей. Первый все время ждет от других подвоха, никому не доверяет и потому не может ни обрести истинных друзей, ни познать настоящую любовь. Что до второго,  то из-за веры в собственную непогрешимость он воспринимается окружающими как личность высокомерная, амбициозная и в конце концов тоже остается в одиночестве.

Когда человек чаще всего оказывается в этих «крайних» состояниях? Как правило, в тот момент, когда люди вслух высказывают свое о нем мнение, критикуют какие-то его поступки или поведение в целом. Скажем, если у него на работе возник конфликт с сослуживцами. Или если о нем что-то не слишком приятное написали в газете… На слова других о себе волей-неволей всегда реагируешь. И обе «крайние» реакции – страх и пренебрежение – одинаково плохи.

Именно ради того, чтобы помочь нам избежать крайностей и сохранить душевное равновесие, существуют «надписи на стенах рая», о которых говорил рав Нафтали. Первая учит человека скромности. Нельзя забывать, что ты  в с е г о  л и ш ь  человек, и оттого твой разум несовершенен, суждения твои по большей части – отнюдь  не истина в последней инстанции. Вторая надпись учит уверенности в своих силах. Ведь ты – Человек, венец творенья! Это ради тебя Б-г создал мир, на тебя Он возложил великие задачи и тебе же дал разум и мощь, дабы эти задачи выполнить. Как говорили наши мудрецы, пусть будет благословенна  их память: «Важно, чтобы человек знал свои недостатки. Но не менее важно, чтобы он знал свои достоинства».

Если человек всегда помнит «надписи на стенах рая», он будет здраво относиться и к комплиментам,  и к критике. Конечно, любому приятно, когда его превозносят. Но для труса  даже комплимент чреват переживаниями: сам он не вполне уверен, что действительно обладает тем свойством, за которое его хвалят. Он вообще о себе знает очень мало. Словом, его самооценка полностью зависит от чужого мнения. Только когда человек сознает до конца, чтo он есть на деле, он может по достоинству оценить похвалу в свой адрес. Ну вот, скажет он себе. Люди одобрили мою деятельность. Спасибо им. Это значит, что вокруг меня царит атмосфера доброжелательства. Мне будет хорошо в обществе друзей.

То же и с критикой. Как-то к одному раввину пришла посоветоваться женщина. Пришла вся в слезах. Оказывается, ее знакомая объявила ей, что она плохая мать и скверная жена. «А это неправда?» – спросил раввин. – «Конечно!» – прорыдала в ответ женщина. Раввин посмотрел на нее, посмотрел  и вдруг спросил: «А бородавка у вас на щеке – как вы с ней живете?» – «Какая бородавка?» – не поняла женщина. – «Большая, уродливая, на щеке под глазом…» – «Да нет у меня никакой бородавки!»

Раввин покачал головой: «Вот видите – вы знаете, что бородавки нет, и то, что я о ней заговорил, вызывает у вас лишь удивление. Но если вам так же точно известно, что вы хорошая мать и хорошая жена, – почему тогда обвинения вашей знакомой заставляют вас горько плакать?»

Если кто-то целиком зависит от чужого мнения, то всякий раз, когда его критикуют, он чувствует боль и обиду. Даже если критика абсолютно несправедлива. Но если человек всегда помнит «надписи на стенах рая»,  он и критику воспримет здраво, и похвалу, – памятуя, конечно, о скромности, но, кроме нее, и о том, что Б-г, создавший мир для него, дал ему громадные возможности. Для такого человека и хула, и хвала – не бесспорные истины, а лишь повод задуматься:  знают ли люди, чего он стоит в действительности?

В Торе сказано, что наш учитель Моше был «скромнейшим из всех людей на земле». Возможно ли это, если Моше вел за собой народ, если с ним говорил сам Б-г?! Возможно. Как раз поэтому он и был скромен: он нашел точку опоры где-то между суровой заповедью «Смиряй себя…» и радостным открытием «Весь мир создан для меня». Моше прекрасно знал, что наделен великой силой, что он – вождь иудеев. Но знал и другое – знал, что, будучи человеком, он далек от идеала; следовательно, многое из того, что ему дано было совершить свыше, могло быть сделано гораздо лучше…

Главный раввин России Берл Лазар

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru