[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2004 ТАМУЗ 5764 – 7 (147)
УРОК, ДАННЫЙ АЛМАЗАМИ
Симон Джекобсон
Любавичский Ребе по воскресеньям во второй половине дня обычно стоял у дверей своего кабинета, приветствуя и благословляя всех, кто приходил повидаться с ним. Нередко Ребе стоял так часами, потому что люди шли к нему нескончаемой чередой. Ибо многие желали получить благословение Ребе или услышать его совет по какому-то личному вопросу, либо с его помощью надеялись разрешить жизненно важную задачу.
Однажды у Ребе спросили: откуда у него берутся силы простоять на ногах целый день – иногда по 6–8 часов подряд, и уделять внимание каждому, кто бы к нему ни пришел?
Ребе просиял улыбкой и ответил:
– Когда считаешь бриллианты, не устаешь.
Некий хасид как-то поинтересовался у знаменитого своей мудростью Ребе Рашаба:
– Почему вы всячески акцентируете добрые качества и ценность простых евреев? Разве же можно сравнивать этих невежественных людей с уважаемыми учеными или ставить их в один ряд с благочестивыми единоверцами нашими?
Зная о том, что этот хасид был торговцем бриллиантами, Ребе Рашаб, прежде чем ответить на вопрос, попросил показать ему несколько бриллиантов различной ценности.
И хасид выполнил его просьбу, правда, она удивила его. Однако же он знал, что за всеми словами великого мудреца-раввина обычно скрывался глубокий смысл.
Ребе Рашаб некоторое время рассматривал принесенные бриллианты, а потом взял один из них и воскликнул:
– Ах, какое чудо вот этот! И наверное, именно он – самый ценный из всех! Я угадал?
Хасид промолчал, – видимо, просто не захотел противоречить мнению столь уважаемого всеми мудрого раввина, хотя камень отнюдь не был самым ценным. Тем не менее, Ребе Рашаб продолжал настаивать на его утвердительном ответе:
– Скажи, угадал ли я? Да или нет?
Хасид, наконец, все же решился возразить:
– Нет, Ребе! Вы не угадали.
– Как же так? – продолжал настаивать на своем Рашаб. – Это невозможно! Он же такой красивый, такой большой и блестящий!
– Дело в том, – вынужден был пояснить хасид, – что только наметанный глаз может определить подлинную ценность алмаза. Неопытному же глазу невозможно оценить по достоинству ни ценности камня, ни степени огранки, ни точного веса драгоценности, как и меры чистоты кристалла и насыщенности его цвета.
Ребе Рашаб в ответ удовлетворенно улыбнулся и заключил спор такими словами:
– Дорогой друг мой, то же самое, и даже в большей степени, относится и к душам человеческим! На взгляд ценность той или иной души не определишь! Требуется большой опыт, чтобы усмотреть подлинную ценность души...
В обеих историях, казалось бы, уместно задать вопрос: если речь идет о душах людских, тогда при чем тут разговоры об алмазах, бриллиантах?
Дело, однако, в том, что каждое высказывание Ребе попадает в самую точку. Почему же он выбрал именно эту метафору – с алмазами? Видимо, чтобы попытаться наиболее ярко и доходчиво продемонстрировать, что Всемогущему ценна каждая человеческая душа?
Ответ станет ясен, если рассмотреть природу алмазов и процессы, используемые и в их добыче, и в производстве из них драгоценных камней – бриллиантов.
Алмазы так же стары, как сама Вселенная. Большинство алмазов находят глубоко в недрах земли. Их приходится извлекать из расплавившихся в далекой древности скальных пород алмазных месторождений, именуемых кимберлитовыми трубками. Для того, чтобы извлечь всего один алмаз, приходится переработать в среднем до 20 тонн кимберлитовой породы.
Необработанные алмазы и есть именно то, что остается после размельчения и удаления пустой породы, окружающей этоти драгоценные кристаллы. Алмаз разрезают на части, распиливая или раскалывая вдоль имеющихся трещин, разломов, неровностей. Затем эти куски вставляют в держатель быстро вращающегося вала станка, – и драгоценный камень подвергается черновой огранке с помощью резца с алмазным наконечником.
После этого следует процесс «брутинга» – зачистки, когда камням придается округлая форма. В заключение этого процесса алмазы полируют, чтобы выявились все их грани. А затем камень вновь помещают в держатель и отсекают от него все лишнее – так происходит огранка. Делают это с помощью вращающегося диска, смазанного пастой, изготовленной из алмазной пыли и оливкового масла. Для шлифовки каждой грани драгоценного кристалла требуется точнейшим образом изменять положение камня в держателе.
Окончательный продукт обработки принимает вид блестящего кристалла – бриллианта, отражающего, преломляющего и рассеивающего свет. Большинство алмазов имеют форму многогранников, которые в процессе шлифовки дробятся на еще большее количество граней. Наиболее популярна доныне так называемая «классическая бриллиантовая огранка», насчитывающая 58 граней.
Ценность бриллианта определяется четырьмя показателями: вес (в каратах), цвет, чистота и огранка.
К уникальным свойствам этих редких и драгоценных камней относится то, что алмаз – самое твердое из всех известных природных веществ. Поэтому его можно резать только другим алмазом и шлифовать лишь алмазной пылью.
Греческое название алмаза – «адамас», что значит «непобедимый». Бриллианты славятся своим блеском и игрой света в преломлении граней.
– Каждое явление в жизни чему-то учит нас, – говорит рабби Баал-Шем-Тов.
Чему же учит нас алмаз?
Проводя аналогию с алмазом, чтобы охарактеризовать ценность для мира любого мужчины, женщины или ребенка, Ребе говорит: каковы бы ни были внешние обстоятельства, каждый человек – подлинный алмаз, а это – самая твердая из существующих субстанций. У каждого из нас есть Б-жественная нешома – чистая душа. И, несмотря на поведение или на внешность человека, нешома каждого остается и незамутненной, и непобедимой.
Однако Г-сподь хочет, чтобы каждая чистая нешома сошла в наш материальный мир и продемонстрировала здесь свою силу, проявила собственное достоинство, и осветила Вселенную. Он – Всесильный – вырвал каждую душу из ее естественной духовной среды обитания и поместил каждый алмаз-нешому в твердую породу грубого материального мира. И при этом каждую душу окутал многими слоями породы, зачастую скрывающими огонь, блеск и даже самое существование души.
Вот так же наша поглощенность борьбой за существование в материальном мире мешает нам понять духовную сущность, скрытую внутри нас.
Вспомним: чтобы добыть лишь один алмаз, приходится переработать более 20 тонн кимберлитовой породы. Так и в жизни – большая часть нашего времени отдана работе, сну, еде, заботам о насущных нуждах, развлечениям. Неудивительно, что наши неопытные глаза среди окружающих порой не замечают, не видят «алмазов» – людей, чистых душой.
Однако опытный глаз «различает алмазы» – чистые души в других людях. Ребе – самый блестящий алмаз из всех: его самоотверженная личность поистине была прозрачным каналом связи Всевышнего с людьми и выражением Б-жественного начала в человеке. Он видел подлинную ценность людских душ даже тогда, когда она, как алмаз, была сокрыта за толстым слоем породы.
Для того, чтобы алмазы служили целям человека, нужно суметь месторождения их разведать, а затем добыть драгоценные кристаллы, огранить и отшлифовать.
Такая же миссия в отношении душ окружающих людей возложена и на каждого из нас.
Первый шаг к цели – осознать, что в твердой породе скрыт драгоценный алмаз. Нужно опознать каждую нешому-алмаз и посредством проявления безусловной любви к ней выявить ее наличие.
Второй шаг – добыть алмаз из недр и огранить его: очистить от всего внешнего и выявить поистине драгоценный камень. А для того, чтобы обнаружить в грубой породе алмаз, требуется «битул» – надо отщепить от него все внешнее. То есть очистить душу от дурных привычек, отстранить от нее все неуместное, выявить алмаз и сделать его доступным глазу. Одни «камни» требуется распилить, другие – огранить лишь чуточку…
Потом их необходимо «отшлифовать» – с помощью Торы и мицвойс. И с каждой новой мицвой засияет новая грань души. В конце концов, перед нами окажется сияющий бриллиант – душа, которая украсит окружающий мир. Душа каждого человека – тоже алмаз, обладающий своими уникальными личностными качествами, своей собственной «шхиной».
Гематрия – сумма численного значения еврейских букв в слове «шхина» – равна 58. Иначе говоря, это – как мы убеждаемся – полностью тождественно настоящей 58-гранной «алмазной огранке». И «алмаз» нешомы-души по своим особенностям – величине (каратам), чистоте, цвету и огранке – должен соответственно и оцениваться. А именно – душам следует давать оценку только на основании их индивидуальных качеств.
При огранке каждого камня требуется проявлять величайшую чуткость, чтобы найти самую красивую огранку, наиболее подходящую для него. Так следует поступать и по отношению к душе каждого человека, ибо в той или иной степени, но в этом мире все мы – гранильщики алмазов...
Ребе, будучи «мастером огранки», обучает нас всем секретам этого искусства. Подобно тому, как алмаз можно резать только алмазом, так и душу человеческую может формировать только другая душа. Никакие машины, никакие могущественные силы не в состоянии выполнить эту задачу. Возьмите самое твердое тело, примените самое сильное материальное воздействие, – и вы сумеете разрезать и придать форму любому куску вещества, но только не алмазу!
Физическое тело, однако, не может коснуться неосязаемого неземного духа. И лишь душа – пусть даже это лишь невидимое, неосязаемое «нечто» – может не просто коснуться другой души, но и более того – благотворно воздействовать на нее.
«Когда считаешь бриллианты, не устаешь»... Это мудрое изречение Ребе было высказано им именно по данному поводу. Притом, Ребе не просто убеждает нас в том, что каждый человек – это алмаз, бриллиант. Он также еще и объясняет, почему мы должны быть терпеливы: ибо мы обязаны неустанно трудиться над огранкой и шлифовкой душ тех, кто рядом. Действительно – ведь бриллиант души сможет проявиться только в результате нашей настойчивости…
Ребе объясняет нам также, в чем заключается наша миссия в этом мире. Мы должны понять, что все люди – алмазы, и мы обязаны помочь каждому реализовать свой драгоценный потенциал. Должны добыть алмаз из кимберлитовой трубки, огранить и отшлифовать его, выявив таящийся внутри блеск. А значит – дать возможность выявиться внутреннему богатству личности каждого мужчины, женщины, ребенка, – и тем самым удастся обогатить наш мир.
Почему Г-сподь создал алмазы? Может быть, Всемогущий задался целью: посредством алмазов, способных стать бриллиантами, Он явил нам пример того, как ценна и дорога душа всякого человека? Та самая – невидимая и неосязаемая – душа, которая, подобно алмазу, до поры до времени «сокрыта в недрах».
Но Он доказал нам и неоспоримую истину: душа человеческая, будучи освобождена от всех наслоений, способна воспрянуть – и явиться в мир. И вот тогда она засияет небывалым блеском и огнем, обогащая поистине весь мир вокруг нас.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru