[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2004 ТАМУЗ 5764 – 7 (147)

 

БРАТЬЯ ВЕЙНБЕРГИ

Арье-Лейб

Старший – Петр Исаевич (1831 – 1908). Младший – Павел Исаевич (1846 – 1904). Оба умерли в Петербурге, но Павел Исаевич родился в Одессе, а Петр Исаевич – в Николаеве. Он стал известным поэтом и переводчиком, выслужил генеральский чин (действительный статский советник), в 1905-м избран почетным академиком. Александр Сергеевич Даргомыжский положил на музыку маленькое стихотворение Петра Исаевича, что как романс исполняется по сей день:

 

Он был титулярный советник,

Она – генеральская дочь...

Это старший Вейнберг, Петр Исаевич, поэт и академик.

 

Это младший Вейнберг, Павел Исаевич, актер и юморист.

Павел Исаевич Вейнберг работал на железной дороге, играл в Одесском русском театре, выступал с концертами и быстро приобрел, говорит современник, «громкое имя как рассказчик сцен из еврейского, русского и армянского быта».

Другой актер – Иван Федорович Горбунов (1831 – 1896) – зачинатель российского устного рассказа («Кажинный раз на этом самом месте!»), и произведения его неоднократно издавались в XX веке: 1904, 1926, 1962, 1965... Чего братья Вейнберги (даже старший, академик) не удостоились.

Между тем, «сцены из еврейского быта» изобрел младший Вейнберг – Павел Исаевич. А по его стопам пошли молодые да ранние – Владимир Хенкин, Леонид Утесов... И жанр еврейского анекдота, хотя бы печатной легализацией, обязан во многом Павлу Исаевичу.

Подобно Ивану Горбунову, он записывал свои сценки «фонетически», имитируя местечковый южнорусский говор: «вже» (уже), «шделал, шкажал», «брыльянт», «каравул», «мене», «з вэкселями» и т.д. и т.п., извлекая комический эффект из акцента, из неправильного свовоупотребления, из неверного построения фразы...

Тексты эти (спустя полтораста лет) имеют скорее историческое значение. Правда, коллизии вечные. И кто-то, быть может, вспомнит легендарный телебоевик и что приключилось там с радисткою Кэт в далеких весенних мгновениях...

 

РоднаЯ реЧь

Павел Вейнберг

Богатый еврей приглашает известного доктора. Тот приезжает.

– Чем могу служить?

– Видите, я должен вВам, во-первых, сказать, что имею дочка, настоящий бриллиант. По-французски разговаривает, танцует, на фортепьянах играет и уже год, как выходит замуж.

– И что, она нездорова?

– Позвольте все по порядку. Она уже давно, слава Создателю, в интересном положении. Не сегодня-завтра должна разрешиться... И раз вы такая известность, то я вас и пригласил...

– Можно осмотреть больную?

– Сделайте милость. Пожалуйста, в спальня.

Доктор уходит и через некоторое время возвращается.

– Будьте, – говорит, – совершенно спокойны! Все кончится благополучно и, кажется, весьма скоро.

– Скоро? Господин доктор, садитесь, пожалуйста!

Сели, поговорили. Из спальни раздается стон:

– О mon Dieu!

– Господин доктор! Слышите, уже пора!

– Не беспокойтесь, еще ничего нет.

Дочка опять застонала:

– О mon Dieu!

– Доктор, уже теперь пора!

– Да не беспокойтесь! Еще не время.

Вдруг из спальни несется крик:

– Ой, мама, тата, гевалт! Караул!

– Вот теперь пойдемте. Когда на своем языке заговорила – значит, пора.

Ножками...

Тут, в Петербурге, есть одного человека, который прежде ужасно какой был богатый, но только ужасно как кутил. Потом с нами, евреями, познакомился, начал деньги на большие проценты брать и все прокучивал.

Когда он проходил, то я говорю:

– Жалко – совсем человек разорился...

– Что ты? – евреи смеются. – Наши векселя его на ноги поставили.

– Как? – спрашиваю. – Разве опять поправился? 

– А ты не видишь? С наших векселей снова на ноги встал... пешком ходит... Раньше-то на каретах раскатывал.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru