[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2004 ТАМУЗ 5764 – 7 (147)
БРАТЬЯ ВЕЙНБЕРГИ
Арье-Лейб
Старший – Петр Исаевич (1831 – 1908). Младший – Павел Исаевич (1846 – 1904). Оба умерли в Петербурге, но Павел Исаевич родился в Одессе, а Петр Исаевич – в Николаеве. Он стал известным поэтом и переводчиком, выслужил генеральский чин (действительный статский советник), в 1905-м избран почетным академиком. Александр Сергеевич Даргомыжский положил на музыку маленькое стихотворение Петра Исаевича, что как романс исполняется по сей день:
Он был титулярный советник,
Она – генеральская дочь...
Это старший Вейнберг, Петр Исаевич, поэт и академик.
Это младший Вейнберг, Павел Исаевич, актер и юморист.
Павел Исаевич Вейнберг работал на железной дороге, играл в Одесском русском театре, выступал с концертами и быстро приобрел, говорит современник, «громкое имя как рассказчик сцен из еврейского, русского и армянского быта».
Другой актер – Иван Федорович Горбунов (1831 – 1896) – зачинатель российского устного рассказа («Кажинный раз на этом самом месте!»), и произведения его неоднократно издавались в XX веке: 1904, 1926, 1962, 1965... Чего братья Вейнберги (даже старший, академик) не удостоились.
Между тем, «сцены из еврейского быта» изобрел младший Вейнберг – Павел Исаевич. А по его стопам пошли молодые да ранние – Владимир Хенкин, Леонид Утесов... И жанр еврейского анекдота, хотя бы печатной легализацией, обязан во многом Павлу Исаевичу.
Подобно Ивану Горбунову, он записывал свои сценки «фонетически», имитируя местечковый южнорусский говор: «вже» (уже), «шделал, шкажал», «брыльянт», «каравул», «мене», «з вэкселями» и т.д. и т.п., извлекая комический эффект из акцента, из неправильного свовоупотребления, из неверного построения фразы...
Тексты эти (спустя полтораста лет) имеют скорее историческое значение. Правда, коллизии вечные. И кто-то, быть может, вспомнит легендарный телебоевик и что приключилось там с радисткою Кэт в далеких весенних мгновениях...
РоднаЯ реЧь
Павел Вейнберг
Богатый еврей приглашает известного доктора. Тот приезжает.
– Чем могу служить?
– Видите, я должен вВам, во-первых, сказать, что имею дочка, настоящий бриллиант. По-французски разговаривает, танцует, на фортепьянах играет и уже год, как выходит замуж.
– И что, она нездорова?
– Позвольте все по порядку. Она уже давно, слава Создателю, в интересном положении. Не сегодня-завтра должна разрешиться... И раз вы такая известность, то я вас и пригласил...
– Можно осмотреть больную?
– Сделайте милость. Пожалуйста, в спальня.
Доктор уходит и через некоторое время возвращается.
– Будьте, – говорит, – совершенно спокойны! Все кончится благополучно и, кажется, весьма скоро.
– Скоро? Господин доктор, садитесь, пожалуйста!
Сели, поговорили. Из спальни раздается стон:
– О mon Dieu!
– Господин доктор! Слышите, уже пора!
– Не беспокойтесь, еще ничего нет.
Дочка опять застонала:
– О mon Dieu!
– Доктор, уже теперь пора!
– Да не беспокойтесь! Еще не время.
Вдруг из спальни несется крик:
– Ой, мама, тата, гевалт! Караул!
– Вот теперь пойдемте. Когда на своем языке заговорила – значит, пора.
Ножками...
Тут, в Петербурге, есть одного человека, который прежде ужасно какой был богатый, но только ужасно как кутил. Потом с нами, евреями, познакомился, начал деньги на большие проценты брать и все прокучивал.
Когда он проходил, то я говорю:
– Жалко – совсем человек разорился...
– Что ты? – евреи смеются. – Наши векселя его на ноги поставили.
– Как? – спрашиваю. – Разве опять поправился?
– А ты не видишь? С наших векселей снова на ноги встал... пешком ходит... Раньше-то на каретах раскатывал.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru