[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2004 СИВАН 5764 – 6 (146)

 

МУЧИТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

А.Ю. Милитарев 

Воплощенный миф. Еврейская идея в цивилизации.

М. : «Наталис», 2003. — 253 с.

 

 

 

Жанр своей книги доктор филологических наук А.Ю. Милитарев определил как эссе, то есть (цитируя словарь) как «малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Какие цели ставил перед собой автор, какую «подчеркнуто индивидуальную позицию» отстаивал, работая над своим сочинением долгих 7 лет? Что хотел сказать? Прежде всего – привлечь внимание к «необычности еврейского феномена» (курсив мой. – В.Б.) в человеческой истории…

В чем «секрет» евреев, по выражению г-на Милитарева, «чемпионов исторического долгожительства»? И как объяснить их непропорционально значительную роль в становлении и развитии современной цивилизации? Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо не только глубокое знание истории нашего народа, его менталитета, постижение миссии, которую он выполняет, но и понимание сложности и противоречивости пути, пройденного нееврейским миром, прежде всего, его авангардом, западным христианством, пути от откровенно враждебного отношения к иудаизму до понимания и восприятия его гуманистических идеалов, ставших нравственной основой современной иудео-христианской цивилизации.

Вводя читателя в контекст книги, г-н Милитарев пишет: «…Прежде чем подробнее говорить о еврейском вкладе в цивилизацию, о еврейской уникальности и ее возможных причинах, хочу напомнить и о наиболее постыдных исторических эпизодах, о том, что я считаю еврейским – т.е. моих предков, а значит, в каком-то смысле и своим – историческим позором…»

Итак, каковы же ставшие «историческим позором» преступления моего народа, за которые меня должно преследовать неизбывное чувство вины? Приведу лишь несколько примеров.

Это – «отталкивающий всякого нормального человека… идейно обоснованный (впервые в истории!) геноцид (курсив мой. – В.Б.) побежденных народов при завоевании Ханаана, описанный в Книге Иисуса Навина»; это – истребление племени Эдома (второе имя Эйсава, брата-близнеца Яаакова), «с упоением» описанное анонимным автором, «скрытым под псевдонимом Исайя».

Не знаю, покажется ли А.Ю. Милитареву убедительным следующий фрагмент афторы главы «Тойлдойс» Торы: «Но ведь брат Эйсаву Яаков, – молвит Б-г. – Но все-таки возлюбил Я Яакова. А Эйсава – возненавидел Я, и опустошил его горы, и превратил владения его в пустыню, где живут лишь шакалы. А если скажет Эдом: Разорены мы, но вернемся и отстроим руины, знайте, что так сказал Б-г воинств: они отстроят, а я разрушу, и будут звать их удел уделом злодейства, а их народом, на который навечно гневен Б-г» (Малахи,1:2-4).

Не знаю также, откуда г-н Милитарев почерпнул сведения о первом (!) в истории геноциде народов Ханаана. Евреи ведь – не самый древний на Земле народ. Они – древнейший из народов, доживших до наших дней. Во времена же Яакова и Иешуа бин Нуна (Иисуса Навина) и задолго до них уничтожение населения покоренных государств являлось, увы, делом обыденным, диктуемым «конкретными историческими условиями и обстоятельствами», о чем сам ученый и напоминает на двести сорок третьей странице своего опуса.

К более «свежим» примерам «исторической вины» еврейского народа автор относит активную роль иудеев в средневековой работорговле, а также «участие “новых христиан” – conversos, обращенных евреев – в гонениях на собратьев-иудеев в инквизиторской Испании… Речь идет … о гонителях, истязателях, – таких как Торквемада, Великий Инквизитор, который имел еврейские корни», – с горечью констатирует А.Ю. Милитарев.

Стало быть, я, «идентифицирующий» себя как еврей, должен нести ответственность, спасибо хоть условную, за то, что Томас Торквемада более 500 лет назад сжег тысячи моих единоверцев, а сотни тысяч других изгнал из Испании?! И все потому, что в жилах этого чудовища была капля еврейской крови?! Увольте!

Однако перечень «деяний», «инкриминируемых» евреям, этим отнюдь не завершается.

Приведу две цитаты.

Первая: «Множество евреев занимало руководящие посты как в партии, так и в “расстрельных” командах ЧК… Мы знаем, как сильно и глубоко евреи повлияли на революционное движение в России и в государствах Центральной Европы».

Вторая: «Это, конечно, еврейская активность в экстремистском революционном движении в России, в самом большевистском перевороте, в кровавом разгуле ЧК-НКВД (еврейская “квота” среди личного состава этой людоедской организации, по некоторым данным, доходила до 60%!)».

Первая цитата представляет собой фрагмент официальной речи, произнесенной депутатом бундестага ФРГ от христианско-демократического союза (ХДС), майором в отставке Мартином Хоманном (см. «Еврейское слово», № 45 за 2003 год). Вторая – выдержанное в не менее решительном тоне гневное осуждение евреев-большевиков автором книги «Воплощенный миф» А.Ю. Милитаревым.

Справедливости ради надо сказать, что, в отличие от экс-майора Хоманна, профессор Милитарев не называет евреев преступным народом. Возможно, он приберег эту мысль для следующего «эссе». Но столь ли уж существенно отличаются от инвектив г-на Хоманна такие словосочетания, как «постыдные исторические эпизоды», «исторический позор», которыми «награждает» евреев Милитарев?

За оскорбительные высказывания в адрес евреев, ставшие причиной громкого скандала в Германии, херру Хоманну на заседании президиума ХДС было вынесено строгое порицание. Депутата-антисемита отстранили от работы в парламентском комитете по внутренним делам. Партийный лидер, Ангела Меркель, инициировала процедуру исключения М. Хоманна из фракции ХДС/ХСС.

Ну а профессор Милитарев продолжает плодотворно трудиться на ниве науки и высшего образования, являясь ведущим специалистом Института восточных культур РГГУ и ректором Еврейского университета в Москве.

Автор с горечью пишет и о «вскрывшемся в последние годы участии евреев… в гитлеровских военных кампаниях и даже в национал-социалистическом движении, причем не только на рядовых ролях». Поскольку г-ну Милитареву импонирует «выросший на немецкой культуре немец с тяжелым комплексом вины за нацизм», развязавший самую кровавую в историю человечества войну, унесшую более 50 млн. жизней, то, по логике профессора, и евреи должны нести ответственность за несколько заблудших душ, пошедших в услужение к палачам нашего народа.

В одном из заключительных разделов эссе А.Ю. Милитарев замечает: «…Евреев обвиняют одновременно как в изоляционизме, так и в стремлении к мировому господству; как в национализме, так и в космополитизме; как в изобретении христианства – «иудаизма для гоев», так и в антихристианстве; как в создании эксплуататорского капитализма, так и в революционной борьбе с ним; как в победе большевизма в России, так и в его крушении; как в религиозном фанатизме и изуверстве, так и в безбожии». Если иметь в виду, что глава, содержащая этот пассаж, называется «Антисемитизм», то каким словом можно охарактеризовать суровый счет претензий, предъявляемых еврейскому народу ректором Еврейского университета в Москве?

Ректор сетует на то, что некоторые из друзей и коллег подозревают его «в апологетике еврейства» (стр.243). Вышеизложенное со всей очевидностью доказывает: это – гнусные, клеветнические измышления, порочащие честь и достоинство ректора Еврейского университета в Москве.

Для антисемитизма, как явления, вообще характерна весьма разнообразная аргументация: одни утверждают, что евреи сами себя загнали в гетто; другие завидуют; третьи упрекают нас в «гиперактивности»… За всей словесной эквилибристикой ректора Еврейского университета в Москве, за «маркированностью» еврейского исторического пути, «универсалистским путем развития» проглядывается старый, как мир, постулат: были бы, как все, не высовывались, не брали бы на себя слишком много, – глядишь, и пронесло б.

Таким образом, внушительный список еврейских «дел» пополнился еще одним, впрочем, при ближайшем рассмотрении отнюдь не новым: лидерством в выборе «стратегии выживания», как именует ее автор эссе.

Никакую «стратегию выживания», пусть даже «антропоцентрическую», евреи человечеству не навязывают. Еврейский народ реализует стратегию жизни, возложенную на него Всевышним миссию нести в этот мир Слово Б-жье, этические принципы, воплощенные в десяти заповедях. А борьба за выживание, которая сегодня действительно заботит цивилизацию планеты, есть прямое следствие попрания этих принципов. Создается впечатление, что А.Ю. Милитарев проявляет непонимание, а, быть может, и неприятие такой миссии (это слово он берет в кавычки).

Признавая, что мир создан рукой Творца, профессор, вместе с тем, категорично заявляет: «…Я не вижу перспектив еврейской религиозной жизни в России (как и в США, и в Европе) – разве что возрастает симпатия к трогательным древним обычаям, поверхностная и необременительная игра в которые еще и оттеняет свою особую идентичность».

Если бы развитие действительно шло по сценарию г-на Милитарева, то отдаление евреев от религии неминуемо привело бы к утере ими связи с Всевышним и гибели нашего народа.

К счастью, вывод об отсутствии перспектив еврейской религиозной жизни оказался, мягко говоря, не соответствующим действительности. Лишь за последние десять лет на просторах бывшего СССР – в странах СНГ и Балтии – открылись десятки, если не сотни, еврейских школ, ешив, университетов, в которых молодое поколение получает превосходное как религиозное, так и светское образование. К вере приобщаются и люди старших возрастов, бо˜льшая часть жизни которых пришлась на эпоху советского безвременья. А «поверхностная и необременительная игра», точнее соблюдение праздников, Субботы, традиций – не что иное, как следование еврейским законам, о чем главный раввин России р. Берл Лазар говорил на встрече с представителями культурно-просветительского центра русско-еврейской интеллигенции «Ковчег».

Соглашаясь с тем, что «этнорелигиозное ядро» еврейства является цементирующим фактором, благодаря которому наш народ выстоял, профессор приходит к весьма оригинальному выводу: поскольку «в ходе ассимиляции сформировалась динамичная группа,… входящая в российскую интеллигенцию, а в постсоветской России – и в нарождающийся средний класс, … не исключено, что эта группа сохранит… двойную – и еврейскую и русскую – идентичность, продолжив свое историческое существование в качестве одного из наиболее цивилизационно продвинутых (курсив мой. – В.Б.) сообществ в мире». А.Ю. Милитарев вполне согласен с мнением социопсихолога В.С. Собкина, в соответствии с которым московский еврейский подросток оценивает себя «реального» как еврея, а себя идеального – как русского.

«Красной нитью» через всю книгу проходят размышления автора над проблемой: что значит быть евреем? Евреи – это религия или национальность?

Рассуждая об еврействе как национальности, Александр Юрьевич не учитывает одну маленькую «деталь»: евреи – народ, объединяющий множество этнических групп.

Мы все прекрасно знаем, что евреями являются сефарды, внешне мало чем отличающиеся от арабов, часть эфиопов, исповедующих иудаизм… Что общего между ними и ашкеназскими «европеоидами» из украинских и белорусских городков, между грузинскими и бухарскими евреями, между евреями йеменскими и польскими? Можно ли сказать, что их объединяет национальность, то есть «состав крови» и уклад жизни?

Не находя ответа на вопрос «…На чем … вообще держится у евреев России и всего бывшего СССР ощущение своей принадлежности к некой особой общности?», г-н профессор размышляет над другими, вполне логичными с его точки зрения проблемами: «Так, может, нет никаких евреев в России, а есть русские еврейского происхождения?…И если перестать колоть им глаза врожденной инвалидностью – злосчастным, безвинным их еврейством, то станут они, как все: нормальными русскими людьми?».

Не знаю, к радости ли г-на Милитарева или к разочарованию, но смею его заверить: евреи в России есть!

Не претендуя на точность дефиниций, рискну даже сформулировать свое понимание этого «сложного явления». Еврей – человек, ощущающий себя частицей народа, история которого насчитывает несколько тысячелетий; народа, на долю которого выпали немыслимые испытания; народа, который, преодолев их, как праотец наш Авраам, поднялся на более высокий духовный уровень; народа, который, восстав из печей крематориев, сегодня, как и прежде, на удивление активен во всех сферах деятельности; народа, который, сохраняя свою самобытность, сыграл определяющую роль в формировании морали современного, прежде всего западного, общества. В новейшей истории после образования государства Израиль большинство евреев, хотя отнюдь не все, испытывает чувство солидарности с нашей исторической Родиной. Человек, считающий себя евреем, далеко не всегда религиозен. Однако, если он – homo sapiens, то не может не понимать, что консолидирующим началом еврейского народа является его, как пишет А.Ю. Милитарев, «этнорелигиозное» (я бы сказал – просто религиозное) ядро. Ну, а верующий иудей, сознавая, что наш народ, который ничем не лучше и не умнее других, избран Всевышним, ощущает прямую связь между нами и Творцом. И до тех пор, пока такая связь существует, никаким «эсхатологическим» прогнозам сбыться не суждено. Как сказал главный раввин России на упомянутой встрече в МЕОЦ, «отличие еврея от нееврея состоит в том, что на еврее лежит больше ответственности, больше обязанностей, чем на других народах. Другим Б-г дал десять заповедей, а нам – 613! Наверное, если у нас столько обязанностей, у нас особая миссия...»

Ну, а фактор этнической принадлежности ни в коей мере не является доминирующим при определении «еврейской идентичности». Если рассматривать национальность исключительно как принадлежность к какому-либо этносу, то данная категория в отношении евреев применима лишь с определенными оговорками.

Трактуя выход еврейского народа на авансцену истории как некую «случайность», считая, что традиционные еврейские ценности вступают в противоречие с общегуманистическим мировоззрением, не видя перспектив еврейской религиозной жизни в России и за рубежом, профессор неизбежно приходит к выводу о кризисе современного еврейства. Этому посвящена целая глава книги.

Каков же выход? «Естественно», «частичная ассимиляция». Ей создатель «Воплощенного мифа» прочит, о чем говорилось выше, блестящее будущее. Правда, процентная норма «частичной ассимиляции» не уточняется, что для исследователя такого уровня, как доктор наук Милитарев, непростительно.

 

***

«Я пытался найти…подходы к рациональному объяснению каких-то необычных особенностей (курсив мой. – В.Б.) еврейского исторического феномена…» – резюмирует автор эссе, завершая свой труд. Но именно в этих «подходах» – ахиллесова пята книги.

Дело не в том, что разгадка еврейского феномена так и не найдена. Иногда сформулировать вопрос не менее, если не более, важно, чем получить на него ответ. Печально, что уважаемый ученый пытается дать, так сказать, «этимологически-рациональное» объяснение тому, что такового не имеет в принципе.

Невозможно, по-моему, ассоциировать уникальность еврейского исторического долгожительства с неким стечением обстоятельств. Невозможно понять, как удалось нашему немногочисленному народу на протяжении нескольких тысячелетий играть столь заметную роль во всех сферах деятельности. Невозможно осмыслить, как народ, переживший погромы, гонения, рассеяние, самую страшную в истории человечества катастрофу, смог не только выстоять, но и возродить на Святой земле свое государство, которое, находясь во враждебном окружении, одержало победу во всех пяти широкомасштабных войнах и сегодня ведет жесточайшую борьбу с террором… Невозможно представить современный мир без десяти заповедей, полученных Моше на горе Синай. Здесь нет ничего случайного. Просто такова воля Всевышнего.

Но такую позицию г-н Милитарев, очевидно, не разделяет. Однако убедительно обосновать иную точку зрения ему, к сожалению, не удалось, о чем свидетельствуют и масса противоречий, и пространная, но малоубедительная аргументация, и грустное ощущение, что у ректора Еврейского университета в Москве нет достаточного представления о той сложнейшей проблеме, которой он посвятил свою книгу.

Владимир Бурсановский

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru