[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2004 СИВАН 5764 – 6 (146)
Маймонид как враЧ
Яков Эйгер
Арабская культура, возникшая в конце VII века и явившаяся на смену культуре древнего эллинско-восточного мира, постепенно развивалась и достигла небывалого расцвета в XII веке, когда в Кордове жил и творил философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс). Еврейские ученые не только были верными сотрудниками арабов, но вместе с сирийцами-несторьянцами участвовали в закладке фундамента арабской науки. К примеру, еврейский врач Масарджавай, живший в Басре, в Месопотамии, во второй половине VII века (в 683 г.) впервые перевел с сирийского на арабский язык медицинские пандекты пресвитера Аарона, александрийского автора VI века. Этот труд, изначально написанный по-гречески, сначала перевели на сирийский, а уже Масарджавай перевел его с сирийского на арабский, дополнив собственными замечаниями. Так на арабском языке появилась первая книга по медицине. Несколько позже (в VIII веке) другой еврейский ученый, Машалла, сыграл аналогичную роль по отношению к математике и астрономии.
Вместе с арабами евреи занимались постижением греческой философии и медицины. Однако еврейские ученые не ограничивались одной только арабской культурой: они изучали также религиозные сочинения своих соплеменников и положили начало еврейской религиозной философии. Высшей стадии развития это направление достигло в работах Маймонида (Рамбама), современника Аверроэса.
Маймонид – гениальный философ-рационалист и теолог – был еще и врачом. Но если выдающаяся роль его в становлении еврейской теологии, в создании философии иудеев не вызывают даже малейших сомнений, то врачебная его деятельность многими не принимается всерьез. Существуют противоречивые, даже взаимоисключающие мнения: одни превозносят врачебную деятельность Маймонида, другие относятся к ней пренебрежительно, хотя сплошь и рядом не обладают ни достаточной профессиональной компетентностью, ни основательным знанием медицинских трудов Маймонида и его практических занятий в области врачевания. Визирь Аль Китти, живший в Алеппо, приятель Йосефа-Иеуды ибн Акнина, ученика Маймонида, пишет, что Маймонид, дескать, «был малоопытным врачом». Историк арабской медицины Ибн аби Осебия, отец которого считался учеником Маймонида, напротив, с большой похвалой отзывается о врачебной деятельности своего наставника и о лекциях, читанных им перед врачами. Люсьен Леклерк полностью отказывает Маймониду-медику в самостоятельном взгляде на лечение и считает его всего только эпигоном Галена. Между тем, и в эпоху Возрождения, и позже высказывания Маймонида-доктора пользовались большим успехом, и известный итальянский врач Меркуриалис утверждал даже, что они не уступают по глубине афоризмам Гиппократа. Арабский поэт Аль Саид ибн Сурат аль Мульк ставил Маймонида выше самого Галена, ибо, по словам его, «Гален лечил только тело, а Маймонид – еще и душу». В наше время историк Грец отстаивает ту точку зрения, что Маймонид был врачом-теоретиком, а отнюдь не практиком. Таково в общих чертах и мнение С. Ковнера. Между тем из переписки Маймонида с Йосефом ибн Акнином и Шмуэлом ибн Тиббоном явствует, что он имел огромную практику и лечил даже родственников Саладина.
Чем объясняются эти разногласия? Ключ к решению проблемы, думается, может дать знакомство и с ранними годами жизни Маймонида, и с дальнейшими этапами его жизни. Рабби Моше бен Маймон родился 30 марта 1135 года в Кордове. Отец его, занимавший видное положение в еврейской общине, был выдающимся талмудистом, а также знатоком математики и астрономии. Юный Маймонид учился у него Библии, Талмуду, математике и астрономии. В 1148 году, когда Маймониду было всего 13 лет, семье его пришлось спасаться бегством от африканских завоевателей Альмохадов. Сначала родные мальчика поселились в портовом городе Эльмейра, а спустя 3 года перебрались в северную, христианскую, часть Испании, где прожили почти 9 лет. Таким образом, Маймонид провел свои юношеские годы там, где обитали христиане. Тогда он и начал составлять комментарии к Мишне на арабском. У нас нет никаких сведений о среде, к которой он был близок в те годы, с кем дружил, общался. Впрочем, сам Маймонид свидетельствует, что был дружен с визирем Абу Бекром ибн Зором, известным врачом и философом, жившим в Севилье, и, судя по всему, учился также астрономии под руководством ученика Ибн Бадья аль Саида. Однако мы ровно ничего не знаем о продолжительности и прочности связей будущего философа с обоими этими учеными. В 1160 году семья Маймонида переселилась в Фец. Трудно сказать определенно, что заставило ее покинуть сравнительно спокойную христианскую Испанию и отправиться в Африку, где царили жестокие и фанатичные Альмохады. Весьма правдоподобно, что ее влекли туда научные интересы молодого Маймонида. В Феце жил известный своими талмудическими познаниями рабби Иеуда а-Коэн ибн Шошан, слава которого гремела далеко за пределами Марокко. Там же обитали известные арабские ученые, общение с ними было весьма интересно для Маймонида. Он сам в своих «Поучениях» вспоминает, как занимался медициной в Марокко.
Дом Маймонида в Феце.
В Феце семья Маймонида оказалась в очень тяжелых условиях. Спустя несколько лет (в 1165 году) ей пришлось переселиться на Восток. Маймонид с братом и сестрой обосновались в Фостате, в Египте. Брат Маймонида, Давид, торговал драгоценными камнями и на вырученные деньги содержал семью, а сам Маймонид посвящал все свое время научным занятиям. В Феце он окончил начатый в Испании комментарий к Мишне (это произошло в 1168 году) и написал монументальный труд «Яд а-Хазака» («Сильная рука») – систематическое изложение талмудических законов, законченный в 1182 году. В обеих работах он обнаружил обширные познания в области анатомии и общей медицины. Судьба, однако, недолго улыбалась Маймониду. Через несколько лет после приезда в Египет брат его Давид утонул в Индийском океане, и на плечи юноши легли заботы о семье. Для ее обеспечения ему и пришлось взяться за врачевание.
Первые шаги Маймонида на новом поприще, по-видимому, были робки, тем не менее, мало-помалу он научился справляться со стоящими перед ним задачами. Если в 70-е годы XII столетия ничего не было слышно о медицинской деятельности Маймонида, то в 80-е годы он уже пользуется репутацией выдающегося врача. Читает лекции своим коллегам, не знает отбою от больных. К нему обращаются за помощью даже высшие сановники государства. Пациентом Маймонида был, к примеру, друг Саладина (Салах-ад-дина), визирь Аль-Кади аль Фадиль аль Бейсами; он-то и назначил его придворным врачом. Лечил Маймонид также египетского султана Аль Малик аль Афдаля, сына Саладина. У него консультировался и регент Хамата в Сирии Аль-Малик аль Мутасфир, племянник Саладина. Он консультировал христианского короля в Аскалоне (по Грецу, это был Ричард Львиное Сердце) и получил приглашение поступить к нему на службу, но отклонил предложенную честь. Самого Саладина Маймонид не пользовал – вопреки утверждению Вистенфельда. Неверный факт у последнего заимствовали другие биографы знаменитого медика.
О своей врачебной деятельности Маймонид нередко писал близким. Своему любимому ученику и другу, врачу Йосефу бен Иеуде ибн Акнину, жившему в Алеппо, в 1190 году он рассказывал в очередном письме: «Я пользуюсь большой славой в качестве врача, пользуюсь у высших сановников: у известного судьи (Кади Аль Кадаха), у эмиров (дом Аль Фадаля), у многих других. Благодаря моему высокому положению обыкновенные смертные доступа ко мне не имеют. Целый день в Каире я трачу на посещения больных. Когда же возвращаюсь домой, то чувствую такую усталость, что не в состоянии изучать важные для меня медицинские книги. Ты ведь знаешь, сколько времени и сил требует это занятие и с какими трудностями сопряжено оно для того, кто религиозен, как я, и любит точность, и все, что говорит, стремится подкрепить надежными аргументами. Отсюда ясно, что времени на постижение религиозных проблем не хватает, я занимаюсь этим только по субботам. Что касается других наук, то для них уж окончательно нет времени, и это обстоятельство меня очень огорчает. Недавно я получил сочинения Ибн Рушда (за исключением книги «О чувстве и чувствуемом») и заметил, что он рассуждает правильно. Но до сих пор не сумел взяться за серьезное изучение его трудов».
Комментарии Маймонида к Мишне.
Арабский манускрипт. Марокко или Египет.
1161–1168 гг.
В другом письме, в 1199 году адресованном Шмуэлу ибн Тиббону, Маймонид жалуется на переутомление: «Каждое утро я должен являться к королю. Если ему, кому-нибудь из его сыновей или одной из его жен нездоровится, мне приходится оставаться возле них целый день. Если в королевской семье все в порядке, я возвращаюсь домой пополудни. Там меня уже ждут многочисленные больные евреи и неевреи, важные и не важные, чиновники, судьи, друзья и враги. Умывшись и пообедавши, я приступаю к приему, пишу рецепты, назначаю лечение. Это продолжается до двух часов ночи, а иногда и позже. От такой жизни я ослабеваю настолько, что вынужден лежать и ни с кем не в состоянии беседовать о чем бы то ни было. Только по субботам принимаю представителей общины и обсуждаю с ними наши дела».
Отрывки из писем вполне убедительно иллюстрируют обширную деятельность Маймонида-врача. И невольно возникает вопрос: где же учился он медицине, где получил подготовку к врачебной практике? В родной Кордове, где существовала медицинская школа, он не мог учиться, так как семья его бежала оттуда, когда ему было 13 лет. Хезир (в первом издании «Истории медицины»), Вистенфельд и другие авторы, со слов Лео Африкануса, считают его учеником Ибн Рушда. Но это неверно, ибо приведенное выше письмо доказывает, что Маймонид познакомился с его трудами только в старости. Лео Африканус считает также Маймонида учеником Ибн Тофайла, жившего, по его словам, в Севилье и там же умершего. Росси повторяет слова Лео Африкануса. Но Леклерк убежден, что последний неправ, так как Ибн Тофайл жил в Кордове и Гренаде. Заметим, однако, что, по Штейншнейдеру и Леклерку, Ибн Тофайл умер в Марокко в 1185 г. С другой стороны, если он жил там и в начале 60-х годов XII века, то указание на то, что Маймонид был его учеником, становится более достоверным. Как бы то ни было, связь Маймонида с арабскими учеными и врачами, по-видимому, не была ни продолжительной, ни систематической. Едва ли она поэтому оказалась достаточной для подготовки к практической врачебной деятельности. Таким образом, мы не в состоянии дать определенный ответ на поставленный вопрос. Но изложенные факты жизни Маймонида рождают предположение, что тот действительно не прослушал курса по практической медицине в какой-либо специальной школе и не работал систематически под руководством известного доктора, так как, по всей вероятности, не готовился к работе профессионального врачевателя. Он изучил медицину теоретически. Теоретические познания в области медицины ему понадобились для задуманных трудов – для комментария к Мишне и работы «Яд а-Хазака». Сами эти труды доказывают, что теоретические медицинские познания философа были весьма обширны. Трудные же обстоятельства (смерть брата) заставили Маймонида уже на пятом десятке применить свои теоретические познания на практике, сделавшись лечащим врачом. Благодаря природной даровитости, благодаря добросовестности и методичности он достиг и на этой ниве выдающихся успехов. Знают об этом далеко не все, пишущие о нем. Отсюда и разногласия. В первой половине жизни Маймонид изучал медицину как науку, а потом, много позже, перешел от теории к практической врачебной деятельности и прославился среди современников, пользуя больных. Вот почему не совпадают отзывы о нем как о враче-практике. Настоящая практика связана с довольно поздним периодом его жизни.
Маймонид умер в 1204 году. В последние 20 лет он без устали лечил людей, помогая им избавиться от болезней, зачастую возвращая к жизни. Одновременно он написал несколько работ по медицине. Знакомство с ними подтверждает тот явный факт, что он останется в истории не только как известный философ, но и как незаурядный, талантливый врач.
Медицинские труды Маймонида
Философские идеи Маймонида воплощены в «Путеводителе блуждающих», пользующемся всемирной славой, а также в его трудах по комментированию и кодификации Талмуда. Совершенно иной оказалась судьба его многочисленных сочинений, связанных с медициной. Они стали известны лишь ограниченному кругу читателей, и библиографические сведения о них до недавнего времени были полны ошибок. Так, например, известная работа Маймонида по диететике, состоявшая из нескольких глав, дробилась на части, и каждую описывали как отдельное самостоятельное сочинение. Маймониду, кроме того, приписывали перевод на еврейский язык канона Ибн Сины (Авиценны), причем указывали даже, что рукопись перевода находится в Болонье. Между тем, это явный фальсификат. Маймонид писал свои сочинения исключительно на арабском языке (кроме «Яд а-Хазаки») и вообще ничего не переводил. Кстати сказать, в письме Шмуэлу ибн Тиббону Маймонид, хотя и отзывается с похвалой об Ибн Сине, но пальму первенства отдает другому арабскому автору, Аль Фараби, которого ставит гораздо выше Ибн Сины. Не подлежит сомнению, что Маймонид, человек методичный, рассудительный, конечно, перевел бы раньше того автора, которого считал более важным, – если бы вообще занимался переводами. Несмотря на то что все эти и другие неточности были исправлены Леклерком и особенно М. Штейншнейдером, они кочуют от одного пишущего о Маймониде к другому. Сравнительно недавно С. Ковнер целиком, без всяких оговорок, заимствовал перечень трудов Маймонида у Вистенфельфа и Кармоли, хотя давно уже существуют работы Леклерка и М. Штейншнейдера. Далее будет разумным руководствоваться данными именно М. Штейншнейдера, крупнейшего специалиста по еврейской библиографии.
Теперь об отдельных медицинских трудах Маймонида.
I. «Поучения Моисея» («Пирке Моше»)
Эта работа составлена по типу «Афоризмов» Гиппократа. Она написана в 1187 – 1190 годах, но Маймонид, по-видимому, и позже продолжал править ее и улучшать. Известно, что племянник Маймонида, сын его сестры, тоже, кстати, врач, Йосеф бен Абд Алла абу Маали, переписывал этот труд, а Маймонид исправлял. 25-я глава переписана в 1205 году, и Маймонид уже не успел ее отредактировать. «Поучения Моисея» трактуют о различных медицинских вопросах и делятся на 25 глав. В первой главе содержатся заметки по анатомии: разговор идет о форме органов и их функциях. Вторая глава трактует о жидкостях и о крови; 3-я содержит по преимуществу общие положения. В 4-й главе говорится о пульсе, в 5-й – о моче. Афоризмы 6-й, 7-й и 8-й глав связаны с рядом, если можно так выразиться, частных вопросов. 10-я глава трактует о лихорадке, 11-я – о течении болезней, 12-я – о кровопускании, 13-я – о слабительных и клизме, 14-я – о рвоте, 15-я – о хирургии, 16-я – о женских болезнях, 17-я – о диететике. В 18-й главе речь идет о физических упражнениях, в 19-й – о бане, в 20й – о пище и питье, в 21-й – о лекарствах, в 22й – о лекарствах специфических. 23-я и 24-я главы «смешанного» содержания, среди прочего в них рассматриваются и уточняются некоторые важные термины. 25-я глава целиком посвящена критике взглядов Галена.
Афоризмы Маймонида целиком основаны на сочинениях Галена. Он сам пишет в предисловии: «Не скажу, что я их сочинил, я их собрал из всех книг Галена, но не просто привел дословно, как в компендиях, а подверг тщательному разбору». Следовательно, этот труд отнюдь нельзя считать простой компиляцией, как склонен думать Леклерк. В гораздо большей степени прав Пагель, сказавший, что афоризмы Маймонида несут на себе печать оригинального творчества. Как во всех других своих трудах, Маймонид и здесь верен себе: везде он соблюдает порядок и систему. Свои собственные критические замечания он совершенно отделяет от мыслей Галена и начинает их словами: «Моисей сказал». Его суждения чаще всего на редкость метки, прогнозы точны. Вот лишь один пример. «В медицине, – пишет Маймонид, – бывают такие явления, которые у здоровых указывают на заболевание, а у больных служат симптомом наступающего улучшения здоровья. Чрезмерная сонливость, например, указывает на болезнь, крепкий сон у больных – благоприятное явление. Чрезмерный аппетит у здорового внушает мысль о болезни, хороший аппетит у больных – благоприятный симптом. Чихание у здоровых указывает на заболевание, у больных – на улучшение состояния». Особенно достойна внимания 25-я глава: она вся посвящена критике Галена и вся – плод творчества автора «Поучений». Прежде всего Маймонид отмечает, что многие пытались критиковать Галена уже до него, но их критика относилась к его воззрениям, не имеющим никакого касательства к медицине. Сам же Маймонид ведет речь только о медицине, так как лишь в этой области признает непоколебимый авторитет Галена. В философии же и других науках он с его авторитетом не считается.
В 25-й главе Маймонид цитирует различные суждения из книг Галена и вскрывает поразительные противоречия между ними. Так, например, в одном месте Гален утверждает, что масло – наиболее важный продукт, получаемый из коровьего молока, в другом – что таковым является сыр. В одном месте Гален говорит, что молоко, лишенное сыра и жира, безболезненно промывает кишки, в другом месте этой же самой жидкости приписывается острое слабительное действие. Очень интересны рассуждения Маймонида о языке. Гален говорит, что греческий язык наиболее приятен для уха, а другие языки своим звучанием напоминают либо хрюканье свиньи, либо кваканье лягушки. Рази, кстати, не понравились эти сравнения, он справедливо заметил, что незнакомая речь поначалу всегда вызывает неприятное ощущение, но это еще ни о чем не говорит. Маймонид становится на научную точку зрения: по его мнению, красота, благозвучие языка зависят от климата, влияющего на темперамент и устройство органов речи. Поэтому речь жителей стран с умеренным климатом «правильнее (звучнее)», нежели речь людей из жарких или холодных краев. Таким образом, Маймонид в какой-то мере присоединяется к Галену, но распространяет его вывод на арабский, еврейский, арамейский и персидский языки. Мы вынуждены ограничиться лишь несколькими примерами, но и в них достаточно выразился оригинальный ум Маймонида. До него никто так метко не критиковал Галена, этого кумира средневековой медицины.
В «Поучениях» нет обычных для ученых средних веков размышлений об астрологии. Но и Маймонид не смог игнорировать «симпатические средства», необъяснимо влияющие на человека, не мог пройти мимо данных такого авторитета, как Ибн Зор.
«Поучения Моисея» написаны на арабском. Рукописи с арабским шрифтом сохранились в Константинополе, Готе, Геттингене, Лейдене, а с еврейским шрифтом – в Берлине и других городах.
На еврейский язык книгу Маймонида перевели двое. Первый, Зерахья бен Ицхак, закончил свой перевод в 1277 году в Риме. Рукописные его экземпляры имеются в Берлине и Мюнхене. Зерахья внес в текст несколько собственных замечаний, предварив их словами: «Переводчик говорит…»
Примерно тогда же в Риме (в 1279 – 1283 гг.) эту книгу перевел и Натан а-Меати. Его перевод под названием «Пирке Моше» с пропусками напечатан во Львове в 1834 году. По мнению Штейншнейдера, печатали его с берлинской рукописи. Позже, в 1888 году, его переиздал в Вильне Ц. Магид. Следует сразу прибавить, что перевод Натана а-Меати стилистически плох, местами совершенно непонятен, на его страницах абсолютно теряется ясность мыслей и изложения, присущая Маймониду.
Латинский перевод с арабского напечатан в Италии в 1489 году: Меркуриалис, «Поучения Моисея», Болонья, 1489. Базельское издание вышло в свет в 1579 году. Штейншнейдер считает этот перевод непозволительной переделкой.
Мишне Тора. Португалия. 1472 год.
II. «Трактат по гигиене, или о запоре и меланхолии»
Это врачебная консультация, в письменном виде адресованная султану Аль Малик Афдалю, сыну Саладина, страдавшему указанными в названии болезнями. Трактат, наиболее важный и наиболее популярный медицинский труд Маймонида после его афоризмов, написан по-арабски и явно незадолго до смерти, ибо сын Саладина царствовал с 1198 года.
«Трактат по гигиене» делится на четыре главы. В первой даны соображения о еде, питье (количестве и качестве), о движении. Во второй – о том, как должны вести себя больные, чтобы восстановить здоровье, о роли природы в жизни больного человека, о применении легких и сильнодействующих средств. К последним Маймонид причисляет кровопускание, драстические средства (колоквинт, скамоний), прием некоторых других лекарств, сильные рвотные, воздержание от пищи и питья. Само собою разумеется, что такое лечение недопустимо без опытного врача.
Третья глава содержит предписания относительно лечения болезни самого Аль Малик Афдаля. Прежде всего Маймонид советует ему заботиться о нормальной работе желудка и принимать для этой цели легкие слабительные – ревень или тамаринды, а также дает ему целый ряд других наставлений.
Четвертая глава – свод гигиенических правил, важных и для здоровых, и для больных. Очень интересны замечания Маймонида о чистом воздухе, о половой жизни, вине, бане, испорченной пище.
Это работа чисто практическая, в ней почти нет ссылок на теорию. Она, по-видимому, является результатом личных наблюдений Маймонида и напоминает лекцию хорошо образованного, имеющего огромный практический опыт врача. Не удивительно, что эта работа была весьма популярна в средние века.
Рукописи оригинала на арабском языке сохранились в Париже, Вене и Оксфорде.
В 1224 году Моисей ибн-Тиббон перевел «Трактат» с арабского на еврейский – но по неточной рукописи, как считает Штейншнейдер. Он же перепечатан в Варшаве в 1886 году (издание Якова Маршака). Яков Сафир в 1885 году выпустил в Иерусалиме имевшуюся у него рукопись этого перевода. С точки зрения Штейншнейдера, по-настоящему выверенное издание на еврейском языке данного весьма важного медицинского труда еще ждет своего часа. Рукописи его хранятся в нескольких крупных европейских библиотеках.
Латинский перевод трактата, изданный во Флоренции (1476 – 1483), содержит 4 главы. В венецианском издании (1514) – 5 глав.
По мнению Штейншнейдера, трудно решить, сделан латинский перевод с еврейского или с арабского. Манускрипт в Кембридже – это латинский перевод с арабского, законченный в мае 1290 года. Однако тождествен ли он напечатанным, не установлено. Незадолго до этого некий выкрест, Иоханан де Капуа, перевел тот же труд с еврейского на латинский. Рукопись находится в Вене.
Немецкий перевод д-ра Винтерница вышел в Вене в 1843 году, но он полон ошибок, что через несколько лет убедительно доказал Штейншнейдер.
Море Невухим.
(Путеводитель блуждающих).
Варшава. 1872 год.
Иерусалимское переиздание.
III. «О ядах»
Это небольшой тр
актат, написанный по поручению визиря Абдур Рахим бен Али аль Байсами аль Фадиля в июле 1198 года и названный в его честь «Аль Фадилья». Он делится на две части. Первая рассказывает о способах лечения после укусов змей и других животных и состоит из 6 глав, где все объяснено и перечислено: уход за укушенными, простые и сложные народные средства, простые средства, полезные при укусе змей, и сложные средства (териак, а также другие составы), специальные средства против укусов определенных животных – скорпионов, пауков, пчел, ос, змей, питание укушенных и некоторые преимущества специфических питательных веществ. Вторая часть трактует об отравлениях и делится на 4 главы. Описаны предохранительные меры против смертельных ядов, принимаемых с пищей, уход за отравленным; простые и сложные средства для отравленных смертельным ядом, уход за отравленным, знающим, какой яд он принял.
Монография «О ядах» отражает состояние медицины в эпоху Маймонида – медицину Галена и арабов (Авиценны, Рази и других целителей), но это явно оригинальный труд, а не компиляция. Заслуживают внимания «наружные» меры: перевязывание выше места укуса, высасывание яда из раны, прополаскивание рта высасывающего оливковым маслом или вином, смазывание его же губ маслом (для собственной защиты). Интересно: требуется, чтобы у высасывающего во рту не было кариозных зубов. Еще одно требование – высасывать яд натощак – вызывает у Маймонида сомнение. Он полагает, что высасывание натощак полезнее для укушенного, но опаснее для высасывающего. Слюна натощак и вправду целебно действует на рану. Но мы согласны с мнением Маймонида об опасности высасывания натощак по следующей причине: яд быстро всасывается при тощем желудке, а, перемешиваясь с пищей, напротив, теряет в своем действии.
Следует, конечно, отметить еще и применение отсасывающих банок с огнем или без огня, применение рвотных, прием масла, насильственную бессонницу. Большинство этих мер, между прочим, более или менее целесообразны даже с точки зрения современной медицины.
Что же до внутренних средств, то бросается в глаза многочисленность рецептов животного происхождения: например, органотерапия – вплоть до приема таких мерзких веществ, как кал животных и птиц. Тут разумный Маймонид находится целиком во власти традиции и грубой, сплошь и рядом нелепой эмпирики. На основании личных наблюдений он рекомендует некоторые средства против укуса пауков: корень аспарагуса, сваренный в вине, и другие. Успех, очевидно, объясняется формулой: post hoc ergo propter hoc. Интересно также, что Маймонид рекомендует окуривание как предохранительную меру против змей, скорпионов и им подобных и вообще подчеркивает важность предохранительных мер. Он отмечает ядовитость некоторых средств, которые и у нас записаны в реестре ядов: мандрагора, колоквинт, кантариды, соланум нигрум.
Арабские манускрипты, списанные с оригинала этого трактата Маймонида, хранятся в Оксфорде, Эскориале, Флоренции, Готе, Париже.
Еврейский перевод Моисея ибн-Тиббона носит название «А-маамар бе-териак» («Трактат о териаке»). Рукописи находятся в Болонье, Флоренции, Мюнхене, Париже и в библиотеке барона Давида Гинцбурга.
Штейншнейдер предполагает, что упомянутый выше Зерахья бен Ицхак перевел и этот труд.
Арменго Блазиус из Монпелье перевел «Трактат о ядах» на латинский язык под названием «Противоядия». Рукописи находятся в Оксфорде, Кембридже, Парме и Вене.
Й. Рабинович в 1865 году издал этот же труд на французском. Он переводил с еврейского, но пользовался также и арабской рукописью.
М. Штейншнейдер, в свою очередь, перевел трактат на немецкий, снабдив свою работу подробным приложением, где объяснена терминология.
Маймонид и другие авторы. Труды по медицине.
Каталония. Приблизительно 1360 – 1380 гг.
IV. Маймонид написал два трактата о половой жизни. Больший составлен для Аль Малик аль Мутсафира, султана Хамата, племянника Саладина (ум. в 1191 г.). Арабский манускрипт (с еврейским шрифтом) находится в Мюнхене. Меньший, тоже написанный для какого-то султана, хранится в одной из библиотек Гренады.
Имеются два еврейских перевода меньшего трактата: a) Зерахьи бен Ицхака (около 1277 г., Рим) и анонимный перевод. Хранятся они в Берлине, Париже, Парме, Вене.
Существует латинский перевод этого же сочинения. Сделан он с арабского или с еврейского – неизвестно.
Недавно, в 1907 году, раввин Кронер издал оба трактата Маймонида о половой жизни. Издатель прибавил к основному тексту введение и немецкий перевод с комментариями. В первой работе в 19 главах рассматривается физиология половой жизни, польза и вред ее, необходимость воздержания от нее для некоторых людей, перечисляются средства для улучшения запаха изо рта.
Вторая, меньшая по размеру работа того же содержания.
К сожалению, в нашем распоряжении не было изданного Кронером труда Маймонида, мы вынуждены были ограничиться краткой заметкой Пагеля. По-видимому, Кронер издал оба упомянутых трактата, причем меньший трактат на еврейском языке он сличил и с латинским переводом, имеющимся в Вене.
Маймонид. Здоровый режим для вавилонского султана. Флоренция. 1481 год.
V. «Трактат об астме»
В трактате 13 глав. Написанный с применением еврейского шрифта вариант находится в Париже. Имеются также два латинских перевода. «Трактат об излечении астмы» хранится в Кембридже, перевод выполнен Арменго.
На еврейский язык эта работа была переведена два раза. Самуил Бенефисте, испанский еврейский врач XIV столетия, перевел ее, по-видимому, с латинского. Рукописи имеются в Парме, Париже, Вене.
Другой перевод сделан, вероятно, с арабского. Он в Мюнхене. За дословными цитатами из Галена и Гиппократа следуют сплошь и рядом замечания Маймонида, часто основанные на его собственной практике. Маймонид цитирует в этом труде Аль Фараби, Рази, Ибн-Зора и Аристотеля.
Могила Маймонида в Тверии.
VI. «О геморрое»
7 глав. Арабские манускрипты написанные еврейским шрифтом лежат в Оксфорде и Париже, те, что арабским шрифтом, – в Оксфорде.
Испанский перевод этого же труда находится в Эскориале.
VII. Комментарий к афоризмам Гиппократа
Арабская рукопись в Оксфорде (но без начала предисловия) и в Париже (еврейским шрифтом); начинается с 3-го трактата.
Имеются два еврейских перевода: 1) Моисея ибн-Тиббона – в Оксфорде, Мюнхене, Парме, Турине; 2) Анонима – в Оксфорде и Лейдене.
Марки с изображением Маймонида, посвященные международным научным конгрессам в Израиле (1953 г.)
и в Испании (1967 г.).
VIII. Медицинские советы, адресованные султану из Рикка. По-видимому, тому же Аль Афдалю.
Арабский оригинал содержится в рукописи, еврейский фрагмент в рукописи коллекции Штейншнейдера (в Берлине) .
Латинский перевод помещен после «Трактата по гигиене» и многими авторами ошибочно считается частью этого трактата. Латинский перевод содержит, кроме перевода трактата, выполненного Иохананом де Капуа, еще один труд – о меланхолии. По мнению Штейншнейдера, если Иоханан де Капуа перевел и этот труд, то, очевидно, существовал полный еврейский перевод его, так как де Капуа переводил только с еврейского.
IX. Маймонид составил также компендии из 16 канонических книг Галена и из 5 других; эти компендии сохранились только частично (Париж и Эскориал). В предисловии к своим «Поучениям» Маймонид указывает, что приводит тексты Галена дословно, иной раз вместе с текстами Гиппократа, если они заимствованы из комментария Галена к Гиппократу.
Латинский перевод датирован 1489 годом.
Все перечисленные труды Маймонида сохранились на арабском языке в рукописях, все они переведены на еврейский язык за исключением большого трактата о половой жизни, а также на латинский – кроме трактата о геморрое и комментария к «Афоризмам» Гиппократа.
X. К медицинским трудам Маймонида должна быть причислена 5я глава II отдела первой книги кодекса законов Маймонида «Яд а-Хазака». Глава целиком посвящена индивидуальной гигиене – сну, еде, образу жизни и до известной степени тождественна диететике Маймонида. Однако написанная изначально по-еврейски, она отличается большей ясностью. Свои идеи Маймонид излагает в лаконичной форме, в виде сжатых рекомендаций, оставив в стороне теоретические рассуждения, и его советы нужны и полезны великому множеству людей. Советы, касающиеся еды, сна, отправлений организма, мытья в бане, безусловно сохранили свое значение и в наше время.
Некоторые авторы, например, комментатор кодекса Маймонида, автор «Мигдал Оз» и даже М. Штейншнейдер указывают, что глава целиком основана на рассеянных по страницам Талмуда медицинских сведениях. Но это глубокое заблуждение. Исходным пунктом Маймониду-врачу несомненно служат законы религии, обязанность заботиться о собственном здоровье опирается у него на религиозные веления, но в деталях, скажем, в диететических правилах, он совершенно независим. К примеру, в наставлениях о кровопускании Маймонид полностью расходится с данными, имеющимися по этому вопросу в трактате «Шабос» (стр. 129). И, несомненно, его указания в большей мере соответствуют требованиям медицины. Это обстоятельство заметил другой комментатор Маймонида, Йосеф Каро, и вполне разумно выразился на тот счет, что «медицинские воззрения в Вавилонии, где жили законоучители Талмуда, были иные, чем в других странах». Мы сравнили рассматриваемую главу с теми местами Талмуда, на которые ссылается комментатор «Мигдал Оз», и не нашли в них серьезной основы для большинства диететических правил Маймонида. Очевидно, эти правила суть главным образом результат его собственных размышлений, его наблюдательности, хотя тут, конечно, дело не обошлось без влияния предшественников – арабских врачей.
Памятник Маймониду в Кордове, на его родине.
XI. Недавно, в 1900 году, в Лондоне был опубликован неизвестный до сих пор медицинский трактат Маймонида, изданный М. Гроссбергом, обладателем рукописи на иврите из Британского музея, под названием «Сефер Рефуот». Это краткая диететика, весьма близкая по содержанию работе Маймонида по диететике и 4-й главе 2-го отдела первой книги «Яд а-Хазака». В кратком вступлении говорится о пище и питье. Потом, ссылаясь на свой трактат о диететике, Маймонид формулирует 50 положений («Шеарим»), в которых речь снова идет о пище и питье (главным образом), а также о сне, половой жизни, отправлениях кишечника.
Судя по имеющейся надписи, Маймонид написал этот трактат для своего сына, чтобы тот, следуя изложенным правилам, мог сохранить физические и душевные силы для занятий наукой.
Пагель склонен считать сей труд апокрифом; его смущает то обстоятельство, что 50 кратких правил Маймонид назвал «главами» («Шеарим») да к тому же «крупными» («Анаким»). Но «Шеарим» здесь, нам кажется, означают «положения», a «Анаким» надо понимать в переносном смысле: Маймонид, видимо, придавал этим «положениям» большое значение. Как уже говорилось, по содержанию его труд вполне напоминает послание к сыну Саладина Аль Малик аль Афдалю и в известной мере являет собой даже извлечение из него, но, пожалуй, именно это обстоятельство говорит за то, что «Сефер Рефуот» все-таки принадлежит Маймониду. По-видимому, трактат был написан на арабском языке, так как свои медицинские труды ученый писал исключительно по-арабски. Имеющийся в конце трактата пассаж, превозносящий Маймонида, несомненно принадлежит еврейскому переводчику, который и перевел трактат с языка оригинала.
Описанные труды – вполне достаточный материал для оценки уникальных врачебных возможностей автора и его глубинных познаний в медицине. К сожалению, значительная часть этих трудов, как мы видели, погребена в рукописных отделах крупных европейских библиотек. Переводы сплошь и рядом, за немногими исключениями, ненадежны и не проверены с должной тщательностью. Для настоящей оценки Маймонида как врача и выявления его истинной роли в истории медицины требуются следующие предварительные работы: 1) пристрастное изучение (а может, к тому же еще и издание) всех арабских подлинников медицинских трудов Маймонида; 2) тщательный перевод их на один из европейских языков или исправление переводов на еврейский; 3) группирование материалов Маймонида по медицине, рассеянных в его комментариях к Мишне и в «Яд а-Хазаке», и сопоставление их с научными положениями мировой медицины. Для такой работы необходимо тесное сотрудничество арабистов, гебраистов и врачей. Выполнение ее сопряжено с большими трудностями, ибо человек, владеющий всеми тремя профессиями, – явление довольно редкое. И все же Маймонид – личность грандиозная, на него не жаль времени и энергии.
В нашем распоряжении имеются следующие работы Маймонида: 1) «Поучения Моисея»; 2) «О ядах»; 3) «Трактат по диететике»; 4) 4-я глава из 2-го отдела I книги «Сильная рука» (тоже по диететике); 5) «Сефер Рефуот» (издание. М. Гроссберга).
Первые два сочинения – преимущественно работы по патологии, последние три схожи по содержанию (см. выше) и относятся к гигиене. Первые два труда признаются исследователями наиболее важными, меньше ценятся работы по гигиене. Пагель, например, даже считает труд по гигиене популярным очерком, лишенным серьезного значения. Мы не согласны с такой точкой зрения. Афоризмы и работа о ядах представляют, конечно, большой исторический интерес, но нынешней медицине они ничего не дают. Труд же по гигиене не проникнут догматизмом галеновской медицины, носит практический характер и в известной степени заслуживает внимания современных врачей.
Площадь Маймонида в гетто в Кордове.
Опубликованные труды Маймонида и сведения о его повседневной медицинской деятельности убеждают в том, что оценка, данная ему Дином аль Китти, Грецом, С. Ковнером и другими, необъективна и необоснованна. В первый период жизни Маймонид безусловно был только теоретиком в области медицины, но позже с воодушевлением взялся за лечение людей и стал выдающимся практическим врачом. Своим успехом он несомненно обязан тому обстоятельству, что искусно сумел использовать ради блага больных сравнительно слабые ресурсы тогдашней медицины и свои обширные теоретические познания.
Поэтому мы и полагаем, что Маймонид был одним из самых выдающихся врачей средневековья. Всемирную известность он, разумеется, снискал главным образом благодаря своим философским и теологическим работам. Однако и многочисленные его труды по медицине пользовались заслуженным успехом и в средние века, и в эпоху Возрождения. Правда, они, как уже говорилось, являют для нас преимущественно исторический интерес, но это в равной мере справедливо и по отношению к корифеям греческой и арабской медицины далеких времен.
«Еврейская мысль». 1926
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru