[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2004 СИВАН 5764 – 6 (146)

 

«Жизнь евреев должна быть наполнена смыслом»

Главный раввин России Берл Лазар дал интервью агентству «Интерфакс», где рассказал о различных аспектах жизни российской еврейской общины.

В частности, он коснулся вопросов безопасности и подчеркнул, что «люди почувствовали себя намного более уверенно, даже несмотря на теракты, чем во многих других городах мира».

В интервью он привел некоторые цифры, характеризующие демографическую ситуацию в российском еврействе, которые существенно отличаются от общепринятых. Так, по мнению раввина Берла Лазара, результаты переписи не отражают реального положения дел. «Мы не знаем точно, сколько евреев живет сегодня в России, – сказал он, – но уверены, что их намного больше, чем миллион, – может быть, даже два миллиона…Естественно, что многие были шокированы результатами переписи, показавшей, что в России осталось всего 230 тысяч евреев. У нас почти столько же зарегистрировано только в Москве, а ведь развитые общины есть и в других городах: в Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске!» При этом лидер российской еврейской общины подчеркнул, что для него как для раввина не столь уж интересна общая численность евреев – «важнее, сколько из них живут настоящей общинной жизнью: отмечают праздники, отдают детей в еврейские школы, соблюдают обычаи народа».

Раввин Берл Лазар полагает, что в количественном отношении Москва, без сомнения, остается «самой еврейской» из европейских столиц. Однако что касается насыщенности еврейской жизни, то здесь и, например, в Париже, Лондоне, даже в Милане или Брюсселе существуют заметные различия. «Там жизнь евреев кипит: на каждые два квартала есть синагога, еврейский центр, школа, магазин кошерных продуктов, а у нас пока все находится на начальном этапе». Впрочем, по мнению главного раввина, все говорит о серьезных перспективах развития еврейской жизни в российской столице. 

И вновь, возвращаясь к количественной оценке,  главный раввин России приводит сенсационные цифры, утверждая, что «число евреев в Москве точно переходит за 500 тысяч, а может быть, доходит и до миллиона». «Достаточно посмотреть на фамилии, – продолжает он. – Когда взорвали дом на Каширском шоссе, мы отбирали жившие там еврейские семьи, чтобы им помочь с организацией похорон в соответствии с еврейской традицией, и нашли целых тринадцать, при том, что дом был сравнительно небольшой. Может быть, люди не афишируют свою национальную принадлежность, но про себя-то знают, что они евреи».

При этом раввин Берл Лазар подчеркивает, что к высказываниям израильских должностных лиц с призывами о репатриации в Израиль он относится неоднозначно: «В детстве я жил в Италии. Говорить, что там евреям живется лучше, чем в России, было бы неверно. Тем не менее никто не приезжает в Италию и не предлагает итальянским евреям уезжать в Израиль. Этого не говорят даже во Франции, хотя уровень антисемитизма там намного выше, чем в России, потому что понимают, что французская еврейская община живет своей полноценной жизнью и тот, кто хочет, уедет сам».

В России, полагает Берл Лазар, это все еще происходит по инерции. Но в то же время он считает: «Если кто-то из евреев становится репатриантом сегодня, то для нас это большая радость. В отличие от советских времен он не бежит из России, а поднимается к Израилю, переселяясь под воздействием религиозных мотивов или душевного порыва».

По данным раввина Берла Лазара, за последние два с лишним года количество репатриантов составило чуть более 10 тысяч человек, что по отношению к предыдущим годам совсем немного. В то же время согласно данным еврейской общины, за последние два года в Россию из Израиля уехало 50-60 тысяч человек. Кроме того, многие оставили себе израильский паспорт, приехав сюда по гостевым или рабочим визам, и живут здесь по году, а то и больше. Понятно, что многие возвращаются из-за проблем, которые сегодня переживает Израиль, но, к счастью, эти люди видят, что могут жить и в России, ничего не теряя, и даже чувствуют себя лучше: у них есть перспективы для бизнеса, их дети могут продолжать учиться в еврейских школах и т.д.

Главное, считает лидер российской еврейской общины, что евреи сами делают свой выбор: «Хочет уезжать – пусть уезжает, хочет возвращаться – пусть возвращается. Мы не можем указывать человеку, где ему жить. Мы хотели бы только, чтобы жизнь евреев была наполнена смыслом и чтобы они жили в соответствии с традициями своих предков».

Говоря о проблеме антисемитизма, раввин Берл Лазар подчеркнул, что сегодня в России этого зла гораздо меньше, чем во Франции и во многих других европейских странах. Количество антисемитских инцидентов сегодня сократилось в два-три раза по сравнению с прошедшими годами. В то же время существует около 70 газет, которые пропагандируют национальную рознь, особенно в отношении евреев. Впрочем, по его мнению, государство достаточно эффективно оказывает противодействие антисемитам; во всяком случае, недавно появился закон, который проводит черту между хулиганством и антисемитизмом и предусматривает ответственность за неофашизм. В этом раввин Берл Лазар усматривает значительную перспективу. Он подчеркивает также, что на государственном уровне антисемитизм в России исчез вообще. Еще пять-шесть лет назад губернаторы, депутаты могли выступить против евреев, но сегодня на официальном уровне такого уже нет.

Главный раввин России дал высокую оценку состоянию межрелигиозного диалога с традиционными конфессиями страны. «В отличие от остального мира, – сказал он, – в мусульманских регионах России вообще не чувствуется антисемитизма… Наши добрые отношения – пример для многих стран». На заседаниях Межрелигиозного совета России, по словам раввина, все вопросы решаются только на основе консенсуса. «Цель наших встреч – решать, как можно улучшить жизнь простого человека, как помочь ему вернуться к духовным традициям, напомнить о моральных ценностях, общих для всех нас», – подчеркнул раввин Берл Лазар.

Говоря  об успехах в развитии общинной жизни евреев России, раввин Берл Лазар особо отметил работу по возрождению синагог. «Еще пару лет назад в России было четыре-пять городов, где находились действующие синагоги: Москва, Петербург, Ростов, Нижний Новгород. Сегодня число синагог выросло уже до сорока. Особенно радует то, что еврейская жизнь зачастую возрождается на периферии, причем буквально с нуля».

Другим важным аспектом деятельности является открытие общинных центров, которые включают и синагоги, и театры, и кафе, и библиотеки, куда люди могут прийти и получить ответы на многие волнующие их  вопросы. Таких центров в России открыто уже почти пятьдесят, 22 из них открылись за последний год.  По мнению раввина, такие центры сегодня являются самым успешным способом привлечения еврейской молодежи: «Создавая общинные центры, мы обретаем уверенность в том, что молодежь не станет искать развлечений на улице, не пристрастится к наркотикам, а почувствует интерес к жизни внутри этих стен».

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru