[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2004 ИЯР 5764 – 5 (145)

 

Жертва?

Симон Джекобсон

 

Означает ли служение Г-споду, что человек должен жертвовать жизнью ради Него? Быть тем, чем вы не являетесь, уничтожить свое «я» – согласуется ли это с Законом Б-жьим?

Вовсе не удивительно, если такая перспектива отпугивает вас. Ибо она – не только неверна, но она вопиюще противоречит самим основам иудаизма!

Мы узнаем из Ваикро – третьей книги Торы, что каждый из нас может и должен служить Г-споду. Однако же Ваикро никоим образом не рисует безмятежную картину духовного блаженного отдыха. Отнюдь нет – Ваикро посвящена теме, которая породит не возвышенное состояние души, а, скорее, смятение. А некоторых – даже и отпугнет.

В этой книге нам открывается кровавый мир великого алтаря в Святом Храме, на котором еврейский народ приносил в жертву животных во искупление своих грехов.

Может ли заклание быков и овец иметь какую-то связь с установлением союза с Б-гом – союза, приносящего большое удовлетворение человеку?

Рамбан, классический комментатор Торы, говорит (Ваикро, 1:9): когда кто-то приносит «корбан» (жертвенное животное) на алтарь Храма, «тогда его внутреннему взору должно представиться, будто происходящее с этим животным должно было случиться с ним».

Это нам нужно очиститься от всех своих грехов – очистить свою плоть и кровь. И именно для достижения этой благой цели милосердный Г­сподь и дал нам альтернативу: разрешил взамен себя принести в жертву животное. Оно, это животное, и подвергается наказанию – вместо нас…

Тора – это не урок древней истории: каждое ее слово – вечно и приложимо к каждому из нас в любой день и в любой век.

В мире, где Святой Храм разрушен, необходимо вдумчивее читать Тору. Читать  более вдумчиво, чтобы удалось уловить неразрывную связь между жертвоприношениями и нашей современной жизнью.

В каждом из нас действуют две полярно противоположных силы. Одна стремится к материальным благам, другая – тянется к духовности и Б-гу. Проще говоря, поиск цели в жизни, желание понять смысл жизни и служить Г­споду – постоянно вступают в противоречие с «животным началом». В каждом из нас присутствует «животное начало» – именно та часть существа любого человека, которой больше хочется удовлетворить наши эгоистические желания, чем отдать свое время и ресурсы на высокое дело.

Приношение в Храме животных в жертву отражает суть нашей Б-жественной задачи: стремление пожертвовать животным началом в себе ради Б-га.

Когда мы читаем, как человек принес жертву на алтарь: «Адам ки якрив микем…», мы замечаем странное искажение. Действительно: вместо того чтобы сказать «когда кто-то из вас приносит жертву», говорится: «когда человек хочет принести себя в жертву». Это, безусловно, означает одно: принося животное в жертву на алтарь, человек на самом деле приносит на алтарь животное начало в себе самом.

Принесение в жертву Г­споду животного начала в человеке – краеугольный камень иудаизма. Однако вопрос в том, как это делается? Нужно ли подавить в себе животные страсти и стремление к удовольствию и уже затем вести невеселую жизнь, состоящую из горя и сплошных лишений?

Ответ кроется в слове «корбан». Хотя зачастую его переводят как «жертва», следует исходить из корневого слова «кирув», что означает «приблизиться».

Мы превращаем себя в «корбан», приближая к Б-гу животное начало в себе. Мы не уничтожаем его, не подавляем. Опираясь на животное начало в себе, мы приближаемся к Б-гу.

Мы таким образом используем свое животное начало именно для того, чтобы преодолеть свою ограниченность. А тем самым – и приблизиться к той главной цели, ради которой мы и были созданы Б-гом.

Быки – агрессивны, овцы – прожорливы, козлы – упрямы. Но животное, кроющееся в человеке, имеет выбор. Мы можем быть отвратительными злодеями и всем окружающим портить жизнь. А можем и направить свои страсти в русло активной любви к Б-гу. Можем потакать своей страсти к удовольствиям, ублажать себя, подобно овцам. А можем и наоборот – черпать удовольствие и радость в добрых делах, помогая другим и живя осмысленной жизнью.

По существу, в каждом нашем поползновении – даже в тех, что выражаются в отрицательной форме, – имеется некое ядро, которое и может быть направлено на угодное Б-гу дело. При этом мы жертвуем объектом, на который нацелено наше желание. Жертвуем теми незрелыми и узкими взглядами, которых мы придерживаемся. Жертвуем нашим невежеством, нашими «слепыми местами». Но всем этим мы жертвуем осмысленно: дабы выявилась наша главная суть – подобно тому, как садовник выпалывает сорняки, чтобы могли расцвести цветы.

Должны ли мы пожертвовать своей жизнью ради Б-га?

Конечно – нет!

Мы не должны жертвовать данными нам от Г­спода талантами, свойствами и поведением. Однако их следует приблизить к чистому состоянию.

Когда вы становитесь «корбаном», вам предоставляется возможность преобразовать каждый аспект своей жизни, вырасти во весь рост, реализовать свои возможности и силы. Словом, стать человеком, который ходит не среди животных, а рука об руку с Г­сподом.

История традиции «корбонойс» – законов обряда жертвоприношений в книге Ваикро – учит нас, что служение Б-гу имеет в виду отнюдь не самоистребление. А совершенно противоположное – реализацию того, что заложено в нас Г­сподом.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru