[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2004 ИЯР 5764 – 5 (145)

 

ИСТОКИ ДУШЕВНОЙ СТОЙКОСТИ

Извечные преследования, дискриминация, гонения, доходившие до погромов, до Холокоста, не привели к желанной победе гонителей, имя которым легион. Очередные враги, вынашивая новые планы, вряд ли представляли себе испытания, через которые прошли спесиво третируемые ими люди. Своей цели не достигли и средневековые погромы и погромы, инспирированные российским самодержавием. Даже травля, даже издевательства советских лет (от иезуитских анкет до ржавой гулаговской проволоки) в конечном счете явили свое бессилие. Отечественная сатира ушедшей эпохи подтверждает тщетность попыток подавить талант нации, якобы обреченной на истребление.

Сколько раз ее обрекали на уничтожение, столько раз она и доказывала тщетность злодейских поползновений. Упорство это оплачено страданиями, реками крови. Можно было расстрелять Бабеля и Кольцова, но бабелевский дух, но кольцовская отвага все равно побеждали. Несмотря на гибель Мандельштама, на «шум погони» за Пастернаком творениям обоих великих поэтов уготована вечная жизнь.

Кто-то отступал – не без того, – поспешал в Каноссу. Однако у большинства неизменно сохранялось чувство собственного достоинства. Звучали песни Галича, читалась проза Лиходеева, Горина, Жванецкого, фельетоны Рыклина, не забывались остроты Полякова и Ласкина. Вопреки цензуре, вопреки запугиваниям передавались из уст в уста анекдоты, шутки, самим своим появлением напоминавшие: мы живы, работаем, с презрением отвергая угрозы. Они смеялись над недругами, эти люди, и посылали друг другу шутливые телеграммы типа: «Привет вашей нации от пионерской организации». Ныне, в условиях отказа от государственного антисемитизма и снисходительного отношения к антисемитизму, так сказать, низовому, проблема собственного достоинства не лишилась злободневности. Поддержка русского национализма верхними эшелонами власти, очевидная всем, кто не носит темных очков, не позволяет евреям забывать о ней ни на миг. Как не смели они забывать прежде и вряд ли будут иметь повод забыть в будущем. А достоинство человеческое не слишком-то зависит от газетных статей и надписей на заборе.

Иные недостаточно искушенные и дальновидные еврейские активисты, вопреки Галичу верящие «в чистое небо и в улыбки сиятельных лиц», проморгав очередной всплеск русского национализма, который обеспечил грызловским сторонникам (то бишь сторонникам Путина) думское большинство, должны, повинившись, сделать из сложившегося самые серьезные выводы. А не просто пламенно одобрять всё идущее сверху.

Душевная стойкость предполагает самостоятельность, независимость и критичность позиции, не имеющей ничего общего с национальной спесью или самодовольным похлопыванием себя по тугому карману. Она исключает суетливый гамлетизм, какой некогда имел в виду все тот же незабываемый Александр Галич: «То ли стать мне президентом США, то ли взять да и окончить ВПШ?»…

Душевная стойкость, доказанная, проявленная на протяжении веков, не ушла в песок. И сегодня необходимость в ней не отпала.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru