[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2004 НИСАН 5764 – 4 (144)
ВЫ БОИТЕСЬ СВОЕЙ ДУШИ?
Симон Джекобсон
Скептики нередко критикуют организованную религию, утверждая, что она будто бы нацелена на подавление логики и самовыражения. Сводя к тривиальному содержащееся в Библии повеление «Бойся Б-га!», подобные скептики утверждают, что якобы на это повеление делается чересчур большой упор, дабы поддерживать среди верующих установленный порядок.
Существует хорошо известная история о знаменитом хасидском раввине XVIII века – рабби Леви-Ицхоке из Бердичева, славившемся своим состраданием к людям, а так же тем, что никогда и никого он ни за что не осуждал.
Однажды в праздник Рош а-Шона рабби Леви-Ицхок позвал своего соседа пойти вместе с ним в синагогу. Сосед отказался, признавшись:
– Ребе, я – атеист, я не верю в Б-га, и с моей стороны было бы лицемерием прийти в синагогу.
Выслушав эти слова, рабби Леви-Ицхок лишь улыбнулся, и ответил:
– В того Б-га, в которого ты не веришь, и я не верю.
На иврите слова, которые обычно переводятся как «Б-гобоязненность», «страх Б-жий», это – «ирас Шомаим», что фактически означает «благоговение»...
Боязнь, а иначе – страх, как постоянный спутник повседневного существования, может быть очень нездоровым явлением и постоянно отравлять жизнь.
В качестве примера приведем страх, охватывающий ребенка, прячущегося при виде отца-алкоголика.
Однако иной – благоговейный страх – подразумевает тайну и сознание присутствия в мире чего-то великого.
Когда мы неожиданно останавливаемся при виде открывшейся нам красоты природы, или стоим, охваченные внезапно нахлынувшим чувством восторга перед шедевром искусства, – мы испытываем благоговение. И именно вот в такие минуты чаще всего нас возвышает осознание того, что, поистине, жизнь – это дар Б-жий.
Благоговение – это признание дистанции между человеком и его Творцом. Оно лишь возвышает человека, но при этом – никоим образом не умаляет свойственного человеку желания познать истину.
Более того, – скорее следовало бы утверждать даже прямо противоположное. А именно: благоговение способно рождать в человеке чувство собственного достоинства. И это – куда более искреннее движение чуткой души, но в то же время – это и плод великих познаний, и итог зрелых размышлений. Ибо порождаемое благоговением чувство собственного достоинства в нас, – оправданно хотя бы потому, что в себе человек видит часть поистине великого Б-жьего замысла.
...В одном известном рассказе, который особенно популярен среди циников, скептически настроенная племянница спрашивает своего Б-гобоязненного дядюшку:
– Скажи, если бы тебе пришлось выбирать между истиной и Б-гом, что бы ты выбрал?
Дядя – понятное дело! – немедленно отвечает:
– Конечно, Б-га!
Этот ответ как бы подтверждает расхожее в подобной среде стереотипное представление, будто бы Б-г (религия) и истина – не обязательно синонимы.
Задача человека в мире – выявить величие своего собственного сердца и души. Для этого ему порой просто нужно «выполоть сорняки», – ростки сопротивления и извращения голоса собственного сердца и разума. И тем самым, – избавиться от всего, мешающего возвыситься над своей природной ограниченностью.
Надо приложить усилия и научиться не допускать того, чтобы повседневная, суетная и бездуховная жизнь отвлекала от этой цели.
И ясно, что уж вовсе не следует человеку становиться жертвой своих субъективных незрелых взглядов и предубеждений.
Цветы прорастут лишь тогда, когда сорняки не будут мешать им...
Один из великих раввинов однажды сказал:
– Иудейская духовная традиция открывает человеку глаза на то, как незначителен он сам – и каким великим может стать. Не бойтесь Б-га, но благоговейте перед Ним! Страх – деморализует, однако благоговейный страх – возвышает!
Любовь к Б-гу и благоговение перед Г-сподом – это основа иудаизма. На этой основе человек может начать молиться Б-гу, общаться с Ним. И именно таким образом каждый из нас способен дать духовному началу в себе конкретное воплощение.
...Неужели вы боитесь своей души?
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru