[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2004 НИСАН 5764 – 4 (144)

 

ПЕЙСАХ

Илана Арци

 

…С  14 дня первого месяца, с вечера, ешьте мацу… (Шмойс, 12: 18).

…В первый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство…

и пусть съедят это мясо в ту же ночь – (с 14 на 15 нисана), жаренное на огне; с мацой и горькими травами пусть едят его. (Шмойс, 12:3, 8)

 

 

 

У этого праздника  много названий:

ХАГ  А-АВИВ –  праздник Весны;

ХАГ  А-МАЦОЙС – праздник  опресноков;

ХАГ  А-ПЕЙСАХ –   праздник  пасхального агнца; 

ЗМАН  ХЕРУСЕЙНУ – время нашей свободы.

Начиная с 14 на 15 нисана евреи  празднуют  ПЕЙСАХ семь дней в Израиле, а за его пределами – восемь (в этом году с 6 по 13 апреля).

15 нисана: Творец сообщил Аврааму, что его потомки будут порабощены, а затем избавлены; ангелы пришли к Аврааму и сказали, что у него родится сын от Сары – Ицхак.

15 нисана  Ицхак родился, и 400 лет египетского рабства отсчитывают  от его дня рождения.

Откуда взялось  название Пейсах? Когда наши предки были рабами в Египте,  Творец послал на головы египтян  десять казней. Самая страшная была десятая – смерть первенцев.  В память о том, что ангел смерти перепрыгивал – пасах –  через дома  евреев,  наш весенний праздник называют  «ПЕЙСАХ».

 

Подготовка к Пейсаху – это серьезно. Начинается все с генеральной уборки. Все в доме вверх дном!

Отец просматривает библиотеку. Бабушка и мама проверяют  гардероб. Я выворачиваю карманы в поисках крошек, одновременно помогаю бабушке, папе и маме искать «хомец». То есть ношусь из библиотеки в гостиную и обратно.

– Как, вы не знаете что такое хомец?! Это – овес, пшеница, рожь, ячмень, полба и изделия из них. За исключением мацы и мацовой муки. Евреи, когда из Египта выходили, так спешили, что тесто не успело закваситься. Его в одежду завернули и на спинах вынесли. Уже в пустыне спекли из него пресные лепешки – мацу.

Усталые собрались мы на кухне с рогаликами чай пить – «хомец» уничтожать надо!

Бабушка ложечкой сахар помешала и говорит:

– Припомнилась мне такая пасхальная история, слушайте…

 

ПРОРОК ЭЛИЁУ

Жили-были две соседки. Злата – богатая, а Бася – бедная. Накануне Пейсаха в доме у Баси – хоть шаром покати. Вымыла она дом, выкупала ребятишек и пошла на реку – стирать. Хоть в чистой одежке Пейсах встретим. Полощет она в реке детские рубашонки. Поглядеть – заплата на заплате сидит и заплатой погоняет. Вдруг, откуда ни возьмись, старичок – борода до пояса, а талес до пят. Стоит, на посох опирается, приветливо из-под кустистых бровей поглядывает:

– У тебя, Бася, к Пейсаху, все приготовлено? – спрашивает.

– Слава Б-гу! – ответила, а сама отвернулась, чтоб глаза не выдали, что дети дома голодные сидят.

– Да будет по слову твоему, – сказал старик и исчез.

Вернулась домой, а там столы ломятся – лишь птичьего молока не хватает! Только платок с головы стянула, стучат. Злата «за солью» заглянула. Больно интересно – как там у соседки дела. Увидела изобилие и обомлела.

– Откуда?

Бася, как на духу, все рассказала.

Злата побежала домой. У самой к празднику нажарено – напарено, вина в подвале целый бочонок. Но где уж! От жадности глаза горят. Схватила тряпки похуже и бегом к реке. В воде их замочила. Глядь, а давешний старик уж за спиной. Брови кустистые у переносицы сошлись:

– Что, Злата, – спрашивает, – все ли у тебя к Пейсаху есть?

– Ой, вей, – запричитала Злата, – да, почитай, и нет ничего. Только маца да свечи.

– Да будет по слову твоему, – сверкнул глазами и исчез.

Пришла Злата домой. А там – ничего. Только маца и свечи остались. Ровно, как корова языком слизала. Злата чуть не кубарем в подвал скатилась – и бочонка с вином след простыл. Села Злата на ступеньку и заревела. Хотела как лучше, а получилось – как всегда.

 

Мама на бабушку посмотрела и

 говорит:

– Ты мне это, когда я маленькая была, рассказывала. Послушайте теперь меня!

 

ОШИБКА

В маленьком городке на берегу Рейна в еврейском квартале жил раввин. Однажды, идя в синагогу, он увидел мальчика, который сидел на тротуаре и горько плакал. Курносый веснушчатый нос совсем распух. Соломенные волосы всклокочены. Пустая ивовая корзина валялась рядом. Раввин подошел к мальчику, погладил по голове и спросил:

– Что случилось?

– У меня отняли деньги, которые я выручил за хлеб. Мачеха с отцом меня прибьют.

– А сколько было денег? Вот держи. Хватит?

Мальчик зажал монеты в кулачке, пробормотал «спасибо» и побежал домой.

На восьмой день Пейсаха, когда раввин сидел дома, кто-то тихонько постучал в окно. Открыл дверь. На пороге стоял тот самый мальчик. Тенью прошмыгнул он в комнату и зашептал:

– Завтра булочники сговорились отравить хлеб, который понесут в ваш квартал продавать. – И выскочил за дверь.

 Раввин собрался и пошел в синагогу на молитву. Когда все собрались, он откашлялся и сказал:

– Прошу меня извинить. Я ошибся в вычислениях. Пейсах закончится завтра вечером.

Утром булочники понесли корзины с горячим ароматным хлебом по еврейским улицам. Но к ним никто не вышел. Зря глотки драли, расхваливая товар.

Тем временем раввин поспешил в участок.

– Мне стало известно, что хлеб, который булочники носят по улицам, отравлен.

– Проверим.

Купили сайку и бросили собаке. Та, с жадностью проглотив, издохла. Булочников арестовали.

– Я вам тоже что-то интересное расскажу, – сказал папа.

 

ПАСХАЛЬНЫЙ СЕЙДЕР

Накануне Пейсаха встретился я с приятелем.

– У тебя вечер свободен?

– Я сегодня дома. « Кубок мира» по ТV смотрю.

– Какой кубок? Я тебе четыре кубка поставлю. Гефилте фиш попробуешь, мацу.

– Где?

– Увидишь.

И вот мы в большом зале. В нос ударил горький запах хрена. Крахмальные скатерти белее снега. Столы сдвинуты буквой «П». Народу много, но в тесноте да не в обиде. Во главе собрания – раввин. К нам обращается:

– Хаг самеах! С праздником! Начинаем пасхальный сейдер!

– А что это? – зашептал я приятелю на ухо.

– В переводе с иврита «сейдер» – «порядок». Ты лучше слушай.

Смотрю, а на столах не густо: натертый хрен, какая-то зелень, блюдечки с соленой водой, закопченные яйца, кусочки вареной картошки и совсем обугленные куриные крылышки... Тоже мне ресторан, готовить не умеют, что ли?

– А посущественней что-нибудь будет?

– «Терпение, мой друг…»

Раздали книжки. «Агода» называется.

– «Агода» – это сказание. Будем сейчас читать.

– Всю?… Понял, понял.

Поступила команда:

– Накройте мацу и наполните бокалы. Ша! Шекет! Сейчас «Кидуш». Когда закончу, все скажете: «Амен!» и выпьете первый бокал, облокотясь на левую сторону. Без команды ничего не есть!

И начал …

Все хором сказали «Амен» и осушили бокалы.

– Слушай, вкусное вино. Израильское?

– Да, вон сколько медалей.

– Идите мыть руки.

– Я мыл.

Опять сели на свои места.

– Теперь возьмите по кусочку вареной картошки – «карпас», обмакните в соленую воду. Я скажу благословение. После того как вы ответите: «Амен», съешьте.

– Уж картошки пожалели.

Раввин берет три круглых больших мацы, и среднюю разламывает на две неравные части. Больший кусок показывает нам:

– Это афикоман!

Отложил его в сторону и поднял оставшуюся мацу:

– Вот «хлеб бедности», который ели наши отцы в земле Египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Нуждающийся, да присоединится к празднованию Пейсаха. Ныне мы тут, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне рабы, а в будущем году – свободные люди. Каждый должен почувствовать, что он сегодня выходит из Египта.

– Пешком?

– А ты как думал? Но как сказал один сатирик: «Исход евреев не всегда летален».

Знаешь, что за маца у раввина в руках? «Шмура» называется. От слова «Шомер» – сторож. За ней наблюдают, начиная с первых колосков на поле и до выпечки. Представляешь, сколько стоит этот «хлеб бедности»?

– Закройте мацу, налейте второй бокал! Пока не пейте!

Приятель толкает в бок:

– Смотри внимательно. Сейчас дети «афикоман» утащат. Даже у раввина из-под локтя свистнут.

– Зачем?

– Чтобы до конца трапезы не спали и «Агоду» слушали. Потом за «афикоман» выкуп – подарок потребуют: от конструктора до компьютера. И родители купят.

Я в «афикоман» вцепился, но меня отвлекли – он исчез, сперли-таки, паршивцы. Интересно, что они у меня выпросят?

На середину зала высыпала малышня. Стали по росту и запищали:

– Ма ништана а-лайла а-зе ми-кол а-лейлойс?..

– Чего это они?

– Спрашивают: чем отличается эта ночь от всех остальных ночей?

Раввин ответил детям, а затем продолжил:

– Фараон не отпускал нас из египетского рабства на свободу. В память о десяти казнях, которыми наказал  Творец  египтян  за издевательство над евреями, мы из второго бокала отольем 10 капель на салфетку.

Мой друг слова раввина в стихи перевел:

 

Говорил Моше евреям:

– Выходите поскорее!

Толковал он фараону:

– Ты послушай Аарона!

Станет кровью здесь вода,

И протухнет навсегда.

Я упрямства не спущу,

И лягушек напущу!

Станут квакать те лягушки

И в кадушке,

И с подушки,

И в квашне,

И в животе.

Мало?

Будут всё в нарывах,

И во вшах,

И в струпьях стылых.

Прибегут к тебе крича:

– Высылай их сгоряча.

Звери дикие придут,

Разорвут всех и убьют.

А еще здесь будет мор,

И заплачет весь твой двор.

Градом выбьет и жнивьё.

Саранча покроет все.

Мало?

Будет казнь тьмой,

Вымрут первенцы толпой.

Испугался Фараон.

Закричал:

– Пошли все вон!

 

Фараон забил тревогу,

Позабыл свою он тогу,

Всех послал искать Моше:

– Выходите поскорее,

Распроклятые евреи!

Надоели мне уже!

Жертву – Пейсах мы доели,

Но собраться не успели.

В спешке вышли за Моше.

Море встало вдруг стенами.

Фараон погнал за нами.

Простер посох свой Моше,

И сомкнулись воды сами.

Трупы вынесло волнами.

Мы хвалу запели Б-гу

Вместе с Мирьям и Моше.

 

Девчушка напротив «глину» за обе щеки наяривает, облизывается. Вкусно, видите ли. «Харойсес» называется. Я тоже попробовал. Жалко, мало досталось. Съели без команды, раньше времени. Надо обязательно рецепт запомнить: тертое яблоко, орех, финики, корица и вино.

Опять все встали и пошли руки мыть.

– Сколько ж можно-то?

– Теперь с благословением. И ничего не говори, пока не съедим мацу.

– Всю?

– Нет, полтора пластика за четыре минуты, облокотившись на левую сторону, как подобает свободным людям.

– Шутишь?

– Вполне серьезно. Ведь маца – это хлеб тех, кто спешит и не распоряжается своим временем. Хлеб рабства.

Раввин сказал две брохи, разломал большую круглую мацу – шмуру и раздал всем. Мне тоже достался крошечный кусочек. Потом принялись за свою. Всухую. Только справились, как нам велят сделать «сендвич Гилела» – между двух пластинок мацы положить тертый хрен и съесть. Из глаз градом покатились слезы, и понял я, что жизнь у нас в Египте действительно была «хреновая».

Ведущий поднял горькую зелень и велел макнуть ее в «харойсес». И объяснил, что этот салат символизирует горечь рабства в Египте, а «харойсес» – глину, из которой мы делали кирпичи. Если не выполняли норму, то надсмотрщики били плетьми и вместо кирпичей вмуровывали в стену еврейских младенцев.

– Посмотрите, на «Кеорас Пейсах» – пасхальном блюде – лежит обугленная куриная косточка – «зроа». Когда стоял Храм, каждая еврейская семья  в первую ночь Пейсаха поднималась в Иерусалим и приносила в жертву ягненка – «корбан Пейсах», которого жарили на огне и ели с горькими травами (марор). Сегодня нет Храма, и поэтому мы можем только рассказывать о выходе из Египта и есть мацу.

Наконец, началась трапеза. Подали гефилте фиш – фаршированную рыбу и салаты. Затем бульон с «кнейдлах» – клецками из мацы и курицу с отварным картофелем.

Раввин обратился к присутствующим:

– Перед тем как произнести застольную молитву, позовем детей, и они вернут всем «афикоман» (на десерт). Если не договоритесь, тогда отломите кусочек мацы и съедите его.

Прибежали дети, и начался торг. Стоял такой галдеж, что у меня потом два дня болели барабанные перепонки.

После застольной молитвы «биркас а-мозон», с благословения раввина, выпили по третьему бокалу вина.

Раввин торжественно наполнил кубок пророка Элиёу, послал гонца приоткрыть наружную дверь и, стоя, прочел:

– «Излей гнев твой на народы, не признающие тебя…»

– Это все? Где же четвертый кубок?

– Вот «Алел» прочтем, будет тебе и четвертый.

Раввин произнес благословение на вино, и мы испили по четвертому бокалу.

И все запели:

– Бе-шоно а-бо би-Ирушалаим…

– Переведи.

– В будущем году в Иерусалиме Пейсах справлять будем.

– А не врешь?

– От тебя зависит.

– Приходите завтра, – говорят.

– И все по новой?

– Ну да. Вообще-то Пей-сах восемь дней празднуют. Только сейдеры устраивают в начале и в конце праздника. Домой пешком идем.

– Вот еще!

– А ты на часы посмотри.

– Два часа ночи. Ладно, только ты мне все с самого начала объясни.

 

Рабами мы были в Египте.

Сегодня – свободный народ.

Сказали нам: «Тору примите»!

И вышли в нисане в поход.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru