[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2004 НИСАН 5764 – 4 (144)
ПЕЙСАХ
Илана Арци
…С 14 дня первого месяца, с вечера, ешьте мацу… (Шмойс, 12: 18).
…В первый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство…
и пусть съедят это мясо в ту же ночь – (с 14 на 15 нисана), жаренное на огне; с мацой и горькими травами пусть едят его. (Шмойс, 12:3, 8)
У этого праздника много названий:
ХАГ А-АВИВ – праздник Весны;
ХАГ А-МАЦОЙС – праздник опресноков;
ХАГ А-ПЕЙСАХ – праздник пасхального агнца;
ЗМАН ХЕРУСЕЙНУ – время нашей свободы.
Начиная с 14 на 15 нисана евреи празднуют ПЕЙСАХ семь дней в Израиле, а за его пределами – восемь (в этом году с 6 по 13 апреля).
15 нисана: Творец сообщил Аврааму, что его потомки будут порабощены, а затем избавлены; ангелы пришли к Аврааму и сказали, что у него родится сын от Сары – Ицхак.
15 нисана Ицхак родился, и 400 лет египетского рабства отсчитывают от его дня рождения.
Откуда взялось название Пейсах? Когда наши предки были рабами в Египте, Творец послал на головы египтян десять казней. Самая страшная была десятая – смерть первенцев. В память о том, что ангел смерти перепрыгивал – пасах – через дома евреев, наш весенний праздник называют «ПЕЙСАХ».
Подготовка к Пейсаху – это серьезно. Начинается все с генеральной уборки. Все в доме вверх дном!
Отец просматривает библиотеку. Бабушка и мама проверяют гардероб. Я выворачиваю карманы в поисках крошек, одновременно помогаю бабушке, папе и маме искать «хомец». То есть ношусь из библиотеки в гостиную и обратно.
– Как, вы не знаете что такое хомец?! Это – овес, пшеница, рожь, ячмень, полба и изделия из них. За исключением мацы и мацовой муки. Евреи, когда из Египта выходили, так спешили, что тесто не успело закваситься. Его в одежду завернули и на спинах вынесли. Уже в пустыне спекли из него пресные лепешки – мацу.
Усталые собрались мы на кухне с рогаликами чай пить – «хомец» уничтожать надо!
Бабушка ложечкой сахар помешала и говорит:
– Припомнилась мне такая пасхальная история, слушайте…
ПРОРОК ЭЛИЁУ
Жили-были две соседки. Злата – богатая, а Бася – бедная. Накануне Пейсаха в доме у Баси – хоть шаром покати. Вымыла она дом, выкупала ребятишек и пошла на реку – стирать. Хоть в чистой одежке Пейсах встретим. Полощет она в реке детские рубашонки. Поглядеть – заплата на заплате сидит и заплатой погоняет. Вдруг, откуда ни возьмись, старичок – борода до пояса, а талес до пят. Стоит, на посох опирается, приветливо из-под кустистых бровей поглядывает:
– У тебя, Бася, к Пейсаху, все приготовлено? – спрашивает.
– Слава Б-гу! – ответила, а сама отвернулась, чтоб глаза не выдали, что дети дома голодные сидят.
– Да будет по слову твоему, – сказал старик и исчез.
Вернулась домой, а там столы ломятся – лишь птичьего молока не хватает! Только платок с головы стянула, стучат. Злата «за солью» заглянула. Больно интересно – как там у соседки дела. Увидела изобилие и обомлела.
– Откуда?
Бася, как на духу, все рассказала.
Злата побежала домой. У самой к празднику нажарено – напарено, вина в подвале целый бочонок. Но где уж! От жадности глаза горят. Схватила тряпки похуже и бегом к реке. В воде их замочила. Глядь, а давешний старик уж за спиной. Брови кустистые у переносицы сошлись:
– Что, Злата, – спрашивает, – все ли у тебя к Пейсаху есть?
– Ой, вей, – запричитала Злата, – да, почитай, и нет ничего. Только маца да свечи.
– Да будет по слову твоему, – сверкнул глазами и исчез.
Пришла Злата домой. А там – ничего. Только маца и свечи остались. Ровно, как корова языком слизала. Злата чуть не кубарем в подвал скатилась – и бочонка с вином след простыл. Села Злата на ступеньку и заревела. Хотела как лучше, а получилось – как всегда.
Мама на бабушку посмотрела и
говорит:
– Ты мне это, когда я маленькая была, рассказывала. Послушайте теперь меня!
ОШИБКА
В маленьком городке на берегу Рейна в еврейском квартале жил раввин. Однажды, идя в синагогу, он увидел мальчика, который сидел на тротуаре и горько плакал. Курносый веснушчатый нос совсем распух. Соломенные волосы всклокочены. Пустая ивовая корзина валялась рядом. Раввин подошел к мальчику, погладил по голове и спросил:
– Что случилось?
– У меня отняли деньги, которые я выручил за хлеб. Мачеха с отцом меня прибьют.
– А сколько было денег? Вот держи. Хватит?
Мальчик зажал монеты в кулачке, пробормотал «спасибо» и побежал домой.
На восьмой день Пейсаха, когда раввин сидел дома, кто-то тихонько постучал в окно. Открыл дверь. На пороге стоял тот самый мальчик. Тенью прошмыгнул он в комнату и зашептал:
– Завтра булочники сговорились отравить хлеб, который понесут в ваш квартал продавать. – И выскочил за дверь.
Раввин собрался и пошел в синагогу на молитву. Когда все собрались, он откашлялся и сказал:
– Прошу меня извинить. Я ошибся в вычислениях. Пейсах закончится завтра вечером.
Утром булочники понесли корзины с горячим ароматным хлебом по еврейским улицам. Но к ним никто не вышел. Зря глотки драли, расхваливая товар.
Тем временем раввин поспешил в участок.
– Мне стало известно, что хлеб, который булочники носят по улицам, отравлен.
– Проверим.
Купили сайку и бросили собаке. Та, с жадностью проглотив, издохла. Булочников арестовали.
– Я вам тоже что-то интересное расскажу, – сказал папа.
ПАСХАЛЬНЫЙ СЕЙДЕР
Накануне Пейсаха встретился я с приятелем.
– У тебя вечер свободен?
– Я сегодня дома. « Кубок мира» по ТV смотрю.
– Какой кубок? Я тебе четыре кубка поставлю. Гефилте фиш попробуешь, мацу.
– Где?
– Увидишь.
И вот мы в большом зале. В нос ударил горький запах хрена. Крахмальные скатерти белее снега. Столы сдвинуты буквой «П». Народу много, но в тесноте да не в обиде. Во главе собрания – раввин. К нам обращается:
– Хаг самеах! С праздником! Начинаем пасхальный сейдер!
– А что это? – зашептал я приятелю на ухо.
– В переводе с иврита «сейдер» – «порядок». Ты лучше слушай.
Смотрю, а на столах не густо: натертый хрен, какая-то зелень, блюдечки с соленой водой, закопченные яйца, кусочки вареной картошки и совсем обугленные куриные крылышки... Тоже мне ресторан, готовить не умеют, что ли?
– А посущественней что-нибудь будет?
– «Терпение, мой друг…»
Раздали книжки. «Агода» называется.
– «Агода» – это сказание. Будем сейчас читать.
– Всю?… Понял, понял.
Поступила команда:
– Накройте мацу и наполните бокалы. Ша! Шекет! Сейчас «Кидуш». Когда закончу, все скажете: «Амен!» и выпьете первый бокал, облокотясь на левую сторону. Без команды ничего не есть!
И начал …
Все хором сказали «Амен» и осушили бокалы.
– Слушай, вкусное вино. Израильское?
– Да, вон сколько медалей.
– Идите мыть руки.
– Я мыл.
Опять сели на свои места.
– Теперь возьмите по кусочку вареной картошки – «карпас», обмакните в соленую воду. Я скажу благословение. После того как вы ответите: «Амен», съешьте.
– Уж картошки пожалели.
Раввин берет три круглых больших мацы, и среднюю разламывает на две неравные части. Больший кусок показывает нам:
– Это афикоман!
Отложил его в сторону и поднял оставшуюся мацу:
– Вот «хлеб бедности», который ели наши отцы в земле Египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Нуждающийся, да присоединится к празднованию Пейсаха. Ныне мы тут, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне рабы, а в будущем году – свободные люди. Каждый должен почувствовать, что он сегодня выходит из Египта.
– Пешком?
– А ты как думал? Но как сказал один сатирик: «Исход евреев не всегда летален».
Знаешь, что за маца у раввина в руках? «Шмура» называется. От слова «Шомер» – сторож. За ней наблюдают, начиная с первых колосков на поле и до выпечки. Представляешь, сколько стоит этот «хлеб бедности»?
– Закройте мацу, налейте второй бокал! Пока не пейте!
Приятель толкает в бок:
– Смотри внимательно. Сейчас дети «афикоман» утащат. Даже у раввина из-под локтя свистнут.
– Зачем?
– Чтобы до конца трапезы не спали и «Агоду» слушали. Потом за «афикоман» выкуп – подарок потребуют: от конструктора до компьютера. И родители купят.
Я в «афикоман» вцепился, но меня отвлекли – он исчез, сперли-таки, паршивцы. Интересно, что они у меня выпросят?
На середину зала высыпала малышня. Стали по росту и запищали:
– Ма ништана а-лайла а-зе ми-кол а-лейлойс?..
– Чего это они?
– Спрашивают: чем отличается эта ночь от всех остальных ночей?
Раввин ответил детям, а затем продолжил:
– Фараон не отпускал нас из египетского рабства на свободу. В память о десяти казнях, которыми наказал Творец египтян за издевательство над евреями, мы из второго бокала отольем 10 капель на салфетку.
Мой друг слова раввина в стихи перевел:
Говорил Моше евреям:
– Выходите поскорее!
Толковал он фараону:
– Ты послушай Аарона!
Станет кровью здесь вода,
И протухнет навсегда.
Я упрямства не спущу,
И лягушек напущу!
Станут квакать те лягушки
И в кадушке,
И с подушки,
И в квашне,
И в животе.
Мало?
Будут всё в нарывах,
И во вшах,
И в струпьях стылых.
Прибегут к тебе крича:
– Высылай их сгоряча.
Звери дикие придут,
Разорвут всех и убьют.
А еще здесь будет мор,
И заплачет весь твой двор.
Градом выбьет и жнивьё.
Саранча покроет все.
Мало?
Будет казнь тьмой,
Вымрут первенцы толпой.
Испугался Фараон.
Закричал:
– Пошли все вон!
Фараон забил тревогу,
Позабыл свою он тогу,
Всех послал искать Моше:
– Выходите поскорее,
Распроклятые евреи!
Надоели мне уже!
Жертву – Пейсах мы доели,
Но собраться не успели.
В спешке вышли за Моше.
Море встало вдруг стенами.
Фараон погнал за нами.
Простер посох свой Моше,
И сомкнулись воды сами.
Трупы вынесло волнами.
Мы хвалу запели Б-гу
Вместе с Мирьям и Моше.
Девчушка напротив «глину» за обе щеки наяривает, облизывается. Вкусно, видите ли. «Харойсес» называется. Я тоже попробовал. Жалко, мало досталось. Съели без команды, раньше времени. Надо обязательно рецепт запомнить: тертое яблоко, орех, финики, корица и вино.
Опять все встали и пошли руки мыть.
– Сколько ж можно-то?
– Теперь с благословением. И ничего не говори, пока не съедим мацу.
– Всю?
– Нет, полтора пластика за четыре минуты, облокотившись на левую сторону, как подобает свободным людям.
– Шутишь?
– Вполне серьезно. Ведь маца – это хлеб тех, кто спешит и не распоряжается своим временем. Хлеб рабства.
Раввин сказал две брохи, разломал большую круглую мацу – шмуру и раздал всем. Мне тоже достался крошечный кусочек. Потом принялись за свою. Всухую. Только справились, как нам велят сделать «сендвич Гилела» – между двух пластинок мацы положить тертый хрен и съесть. Из глаз градом покатились слезы, и понял я, что жизнь у нас в Египте действительно была «хреновая».
Ведущий поднял горькую зелень и велел макнуть ее в «харойсес». И объяснил, что этот салат символизирует горечь рабства в Египте, а «харойсес» – глину, из которой мы делали кирпичи. Если не выполняли норму, то надсмотрщики били плетьми и вместо кирпичей вмуровывали в стену еврейских младенцев.
– Посмотрите, на «Кеорас Пейсах» – пасхальном блюде – лежит обугленная куриная косточка – «зроа». Когда стоял Храм, каждая еврейская семья в первую ночь Пейсаха поднималась в Иерусалим и приносила в жертву ягненка – «корбан Пейсах», которого жарили на огне и ели с горькими травами (марор). Сегодня нет Храма, и поэтому мы можем только рассказывать о выходе из Египта и есть мацу.
Наконец, началась трапеза. Подали гефилте фиш – фаршированную рыбу и салаты. Затем бульон с «кнейдлах» – клецками из мацы и курицу с отварным картофелем.
Раввин обратился к присутствующим:
– Перед тем как произнести застольную молитву, позовем детей, и они вернут всем «афикоман» (на десерт). Если не договоритесь, тогда отломите кусочек мацы и съедите его.
Прибежали дети, и начался торг. Стоял такой галдеж, что у меня потом два дня болели барабанные перепонки.
После застольной молитвы «биркас а-мозон», с благословения раввина, выпили по третьему бокалу вина.
Раввин торжественно наполнил кубок пророка Элиёу, послал гонца приоткрыть наружную дверь и, стоя, прочел:
– «Излей гнев твой на народы, не признающие тебя…»
– Это все? Где же четвертый кубок?
– Вот «Алел» прочтем, будет тебе и четвертый.
Раввин произнес благословение на вино, и мы испили по четвертому бокалу.
И все запели:
– Бе-шоно а-бо би-Ирушалаим…
– Переведи.
– В будущем году в Иерусалиме Пейсах справлять будем.
– А не врешь?
– От тебя зависит.
– Приходите завтра, – говорят.
– И все по новой?
– Ну да. Вообще-то Пей-сах восемь дней празднуют. Только сейдеры устраивают в начале и в конце праздника. Домой пешком идем.
– Вот еще!
– А ты на часы посмотри.
– Два часа ночи. Ладно, только ты мне все с самого начала объясни.
Рабами мы были в Египте.
Сегодня – свободный народ.
Сказали нам: «Тору примите»!
И вышли в нисане в поход.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru