[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2004 НИСАН 5764 – 4 (144)

 

КОГДА ПРИДЕТ МОШИАХ

 

Дети играют на пляже, а один мальчик стоит в стороне и глядит на море. Спрашивают его: «Почему ты не играешь с другими детьми?» – «А вон видите там вдали корабль? – отвечает мальчик. – Я жду его, хочу поприветствовать капитана». Удивились люди: «Неужели ты думаешь, что капитан обратит на тебя внимание? Да у него дел выше головы! Он и на берег-то не посмотрит…» Мальчик, однако, упрямо твердит свое: «А я все равно хочу с ним поздороваться».

Корабль приближается – и что бы вы думали?! Капитан выходит из рубки и машет рукой мальчику!

Изумились люди: «Откуда ты знал, что капитан выйдет?»

Улыбнулся мальчик и сказал: «Да ведь это мой папа…»

 

Мы, евреи, верим, что «Маасе брейшис», акт Творения, имел конечную цель – привести мир к Дням Мошиаха. Мошиах существовал изначально: как объясняют наши мудрецы, «дух Б-жий», что витал над водами до начала Творения, – это и есть Мошиах. И Всевышний, сотворив первого человека, поставил перед его потомками цель – привести мир к Дням Мошиаха, к совершенству. К тому, чтобы среди нас открыто мог присутствовать Б-г.

Вера в приход Мошиаха – один из 13 главных принципов иудаизма, и каждый еврей должен верить, что он придет, и ждать его появления в любой день. К тому же, не просто ждать, а готовить это событие своими делами. Рамбам пишет, что человеку следует воспринимать мир как весы, где добро и зло уравновешены: одно деяние может привести к спасению всего человечества.

Как же можем мы приблизить приход Мошиаха? Мудрецы прежних времен учили: он придет, когда мы начнем повсюду искать его, когда мы возжаждем его появления. Межеричский Магид полагает, что эта ситуация схожа с отношениями отца и маленького сына. Бывает, говорит он, отец прячется от ребенка, желая посмотреть, бросится ли тот его разыскивать. Если ребенок взволнован, ищет, где может, – отец появляется к великой его радости. Когда же дети вообще не обращают внимание на исчезновение отца, – зачем же тогда открываться им? Мошиах любит нас, как отец своих детей; он придет, только если мы будем всей душой ждать и призывать его. Не раньше.

Есть люди, воспринимающие неизбежность прихода Мошиаха как миф. Присловье «Когда придет Мошиах» в устах многих означает нереальность, несбыточность надежд. Его даже используют в анекдотах. Вот типичный.

В одном городе умер почтенный еврей. Остался у него сын – бездельник и неумеха. Община пыталась пристроить  его хоть к какому-нибудь труду – ничего не получилось. В конце концов поставили на обочине большой дороги сторожку, поселили туда лентяя и наказали следить за проезжающими – увидишь, дескать, что едет Мошиах, тотчас труби в трубу, созывай народ, чтоб устроил ему торжественную встречу. Вот этой-то работой наш лентяй был доволен! «Ничего, что жалованье грошовое, – радовался он, – зато усилий не требует и на всю жизнь хватит».

Так когда же придет Мошиах? Ребе сказал, что мы – последнее поколение в изгнании и первое, которое удостоится узреть Мошиаха. И тому есть серьезные доказательства. Во-первых, всё написанное в Талмуде о днях, предшествующих появлению Мошиаха, сбылось именно в ХХ веке. Например, в Талмуде говорится о «хевлей Мошиах» – времени небывалых бед и испытаний, которые должны обрушиться на еврейский народ перед наступлением Дней Мошиаха. Что это, если не Катастрофа, когда само существование нашего народа было поставлено под угрозу и мы уцелели лишь чудом?! Есть немало других знаков, явленных в последние десятилетия; они тоже указывают, что мир готовится к временам совершенного бытия.

Во-вторых, наши мудрецы издавна учили: «тысяча лет для Б-га как один день». Сейчас мы в конце шестого тысячелетия от сотворения мира – «шестого дня» по Б-жественному счету. Приход Мошиаха сулит долгожданный отдых, «шабос»; мы пока добрались примерно до середины пятницы. Это часы, когда начинают готовиться к встрече субботы, даже пробуют украдкой «субботние кушанья» – плоды научно-технической революции…

Но позвольте, скажут нам, как Мошиах может прийти к нынешнему поколению, если он не пришел к поколениям куда более благочестивым? Где цадики – праведники минувших дней, где великие знатоки Торы?!

Это серьезный довод, но ему можно противопоставить другой. Да, возможно, мы карлики по сравнению с гигантами древности, но мы – карлики, стоящие на плечах этих гигантов. Мы используем мудрость предшествующих поколений; пусть мы добавили к этой мудрости не слишком много, сумма все-таки увеличилась. Все поколения строили дом, чтобы принять Мошиаха. Разумеется, те, кто создавал план здания, кто возводил стены, настилал крышу и сколачивал мебель, сделали много больше, нежели те, что пришли последним, дабы вымыть окна и подмести пол. Однако лишь по завершении именно этой работы можно сажать за стол дорогого гостя!

А теперь последнее: что будет, когда придет Мошиах? У Пророков сказано: тогда прекратятся войны, а люди будут здоровы и богаты. Но нельзя допустить, чтобы только ради  улучшения материального бытия явился к нам «дух

Б-жий». Не столько, конечно, изменится мир вокруг нас, сколько мы сами. Мы обретем «шестое чувство». В Дни Мошиаха, утверждают наши мудрецы, на Земле очистится место для зримого присутствия Б-га. Всевышний «отворит нам лице Свое», скрытое с тех пор, как совершилось грехопадение первого человека.

Это «шестое чувство» у нас традиционно называют «рухниюс» – «духовность». Объяснить его очень трудно. Сейчас у людей пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Но попробуйте объяснить слепому от рождения, что значит «синий»… «Духовность», которую принесет нам Мошиах, по смыслу и сути почти не совпадает с тем словом, которое употребляется в обыденной жизни и звучит так же. Это будет некое «духовное зрение». Мы сможем лицезреть Всевышнего – не глазами, конечно, а чем-то таким, чего мы себе сейчас и вообразить не можем.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru