[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2004 НИСАН 5764 – 4 (144)

 

ЯвлЯетсЯ ли сегоднЯ РоссиЯ Египтом?

Леонид Кацис

В каждом поколении мы выходим из Египта – говорим мы во время сейдера на Пейсах. Каждый год переживание этого давнего события возвращает нас и к тем бедам, которые претерпевали евреи в Египте, и к тому важнейшему событию в жизни народа, которое мы именуем Синайским Откровением.

Поэтому говоря о ежегодном Исходе из Египта, мы одновременно помним и о том, что за этим последовало.

Ежегодно вспоминаем не только об Исходе из Египта – каждый год в Йом Кипур мы вспоминаем о том, что нас ждет по решению Всевышнего. Точно так же год за годом мы читаем Тору не для механического заучивания одного и того же текста, а для того, чтобы каждый день своей жизни сверять с Торой. Тогда чтение свитка становится и постоянным накоплением духовного опыта, постоянным отчетом перед Торой и самим собой.

У соблюдающего требования Торы вряд ли может возникнуть вопрос о том, как можно, каждый год читая Агоду, ощущать себя выходящим из Египта. Ибо без выхода из Египта нет Торы, нет иудаизма вообще.

Куда сложнее тем, кто, садясь за стол сейдера, делает это по традиции, но по традиции лишь культурной, не включающей то, о чем шла речь.

Для такого человека символическим выходом из духовного Египта станет, дай Б-г, хотя бы первое ощущение, что сейдер на Пейсах – это первый шаг к Торе. Ведь любой Исход начинается с первого шага. И тут уж не важно, где произойдет это событие: в Москве, Иерусалиме или где-то в другом месте. Как ни странно, в этом случае Исход из нееврейского мира окажется Входом в мир иудаизма. Этот мир и позволит когда-нибудь «выйти из Египта» вместе с теми, кто ощущает подобное состояние как свою ежегодную обязанность и долг.

Однако не стоит предаваться гордыне и тем, кто каждый год садится за стол сейдера и делает всё полагающееся в Пeйcax. Стоит помнить и о тех, кто ничего не слышал о сейдере, и о тех, кто сам не придет за наш стол и кому мы не сможем сказать: «Каждый нуждающийся в сейдере пусть войдет». В этом случае мы можем помочь новичку сделать первый шаг по дороге из Египта.

Наконец, всегда есть те, кому (по словам Агоды) надо сказать: «Это сделал мне Б-г при выходе моем из Египта». И у человека простодушного, с открытым сердцем, появится чувство, испытываемое всеми нами за столом сейдера.

И все было бы относительно просто и понятно, если бы люди были предоставлены сами себе, если бы все проблемы евреев сводились лишь к духовному самосовершенствованию. Но жизнь устроена иначе. И далеко не всегда в наши советские и постсоветские времена так уж просто было сесть за стол сейдера. И далеко не все из тех, для кого это было обязательно, и обязательно внутренне, стремились, чтобы и их дети продолжали традицию, начало которой – в Исходе из Египта.

Но это в трудные времена. А бывают времена и попроще и кажется, что и мацу кто-нибудь привезет в Россию, и праздник организует, и приглашения разошлет. А мы сядем в зале, послушаем раввинов и артистов, закусим мацой и – по домам!

Однако тот, кто не вымел хомец не только из дома, но и из своего сознания, кто не превратил запретное в прах, не сможет пережить Пейсах как свой личный Исход из Египта. Тогда для еврея уже не будет разницы, на каком празднике поесть и попить, какие истины выслушать и от кого. И не надо удивляться, если дети совершат поступки, после которых они перестанут быть евреями.

История Исхода учит нас и еще одному. Напомним, Иосифу не так уж плохо было при дворе фараона. Но пришел новый фараон, не знавший об Иосифе. Он предположил, что, если начнется большая война, евреи перейдут на сторону противника, и, следовательно, надо «ухитриться против евреев», уменьшать их рождаемость и т.д.

Как видим, подобная ситуация существовала всегда, где евреи хотели быть самими собой. И тут возникает вопрос: а не есть ли Исход – универсальный ответ на все вопросы такого рода? Многие наши бывшие соотечественники так и решили. И Б-г им судья. Однако для тех, кто живет в России или в странах СНГ, этот вопрос остается. Ответ на него безусловно зависит от личного решения каждого. Проблема, правда, в том, что от себя никуда не убежишь. И на любой земле останется все тот же вопрос: как выйти из Египта? Это – в праздник Пейсах. Или: «Кто сегодня Оман для нас?» Это в Пурим. И так далее.

Праздник Пейсах с его идеей духовного освобождения от египетского рабства – это мы считали в наших условиях еще и праздник освобождения от собственных заблуждений, от того, что мы считали ценностями в условиях антиеврейской жизни в советские времена.

Сегодня мы имеем возможность читать еврейские книги и в подлинниках, и в переводах. Сегодня мы имеем возможность учить своих детей в еврейских учебных заведениях. И грех не воспользоваться этим. Зачем создавать своим детям проблемы, которые далеко не все из нас смогли решить хотя бы относительно безболезненно?

Опыт показывает, что Египет окружает еврея везде. Для антисемитов не только не действует заповедь «Нет ни эллина, ни иудея», но им даже не приходит в голову мысль, что «нет ни иудея, ни христианина». Ведь язычник-эллин – это не монотеист-иудей, к тому же противник идолопоклонства.

И все же – пусть Березовский хоть тысячу раз крещен, именно его еврейской сущности, его чисто телесному происхождению будут приписывать в России заговор против чего угодно. Это – хорошее напоминание о том, что евреям от себя никуда не уйти. И о том, что «фараон» всегда найдется. Поэтому-то сам физический исход из одной страны в другую может ничего не изменить в самоощущении еврея. Другое дело – страх преследования, антисемитские выходки, даже физические нападения способствуют принятию такого решения.

Однако в праздник Пейсах мы имеем возможность вспомнить не только о преследованиях евреев в Египте, но и об Исходе, предпринятом евреями во главе с Моисеем под водительством Всевышнего. Десять казней египетских вошли в мировую историю и стали нарицательным выражением. Таким же, как теперь Холокост или Шоа.

Размышляя сегодня о нашей современности, мы, к сожалению и к счастью, имеем возможность сопоставлять сегодняшнюю жизнь с событиями и их последствиями на протяжении тысячелетий. Такой масштаб позволяет и не преувеличивать и не преуменьшать происходящее с нами и сохраняет надежду, что Всевышний знает свой замысел относительно и евреев, и всего человечества.

Сегодня, выйдя из Египта советского безверия, бессмысленных попыток отказа от своей еврейской идентичности, мы не должны забывать, что Египет национальной индифферентности, Египет безверия, Египет генетического страха еще живет в душах многих из нас. И, слыша привычный российский антисемитский шумок, а то и грохот, мы имеем возможность за столом Пейсаха напомнить себе о том, что мы дожили до наших времен только и исключительно потому что тысячи предшествующих поколений садились за точно такие же столы, думали о том же, о чем и мы сегодня, и точно так же черпали жизненные силы в такой знакомой Агоде.

И, быть может, самым правильным деянием в Пейсах была бы благодарность Всевышнему за все сделанное для нас до настоящего времени. В Агоде есть описание 14 степеней блага, которое дал нам Всевышний. Они кончаются словами: «Если бы Он ввел нас в Землю Израиля, но не построил бы для нас свой Избранный Храм, – для нас этого было бы достаточно».

Мы живем в эпоху, когда часть народа Израиля опять живет в обновленном Иерусалиме. Мы живем в эпоху ожидания Храма. И все же без Храма Иерусалим еще не восстановлен. У евреев вполне достаточно врагов. Поэтому, не боясь впасть в преувеличение, скажем: «Были бы евреи, а Египет найдется!» Ну, а раз так – нам всегда будет что праздновать в Пейсах. И это делает каждый наш сейдер живым и актуальным.

Каждый нуждающийся в сейдере – пусть войдет!

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru