[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2004 АДАР 5764 – 3 (143)
ПРЕСТУПНИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАКАЗАНЫ
В ночь на 15 февраля неизвестные вандалы совершили беспрецедентный акт осквернения могил на еврейском участке кладбища Жертв событий 9 января в Петербурге.
Примерно на пятидесяти памятниках черной краской были нарисованы свастики и «руны Торр» – символ СС. На нескольких надгробиях был намалеван лозунг:
«Жиды, убирайтесь!» Примерно к двум десяткам надгробий приклеены листовки антисемитского содержания.
Кладбище Жертв 9 января является одним из исторических памятников «северной столицы». Оно получило свое название, поскольку там были захоронены петербуржские рабочие, погибшие во время событий «кровавого воскресенья» 1905 года. Однако еще до этого часть территории занимало еврейское кладбище, где хоронили главным образом состоятельных людей, предпринимателей, врачей и ученых – людей, которые и в царские времена считались гордостью России. Показательно, что именно эти основательные, из дорогого камня вытесанные надгробия стали объектом надругательства полуграмотных подонков.
Агентство еврейских новостей «по горячим следам» взяло интервью у председателя еврейской общины Петербурга Марка Грубарга, и он особо подчеркнул, что акт вандализма совершен «в городе, который только что отметил шестидесятилетие снятия фашистской блокады, городе, где изображение свастики можно считать плевком в собственную историю».
Марк Грубарг как в воду глядел – уже на следующий день неизвестные подонки оставили те же свастики и «руны Торр» на гранитных плитах Марсова поля – мемориала в самом центре Петербурга. На сей раз, в отличие от происшествия на окраинном кладбище, негодяев заметил охранник, но они успели разбежаться. По показаниям этого и других свидетелей, скорее всего речь идет о несовершеннолетних или по крайней мере об очень молодых людях. По данным санкт-петербургской милиции, не менее 20 тысяч малолеток являются членами разного рода экстремистских уличных группировок, в том числе неонацистского и «национал-большевистского» характера. Подобно тому как Петербург долгое время считался «бандитской столицей России», сейчас его впору именовать «столицей фашистской преступности».
Пока власти явно плохо себе представляют, как бороться с этим явлением. А тем временем экстремистские выходки и преступления на этнической почве в городе учащаются и приобретают все более жестокий характер. Если в отношении евреев малолетние бандиты (пока еще!) ограничиваются свастиками и неграмотными надписями антисемитского содержания, то выходцев из стран Азии и Африки они просто убивают. Буквально за неделю до осквернения еврейского кладбища молодежная банда убила девятилетнюю девочку из Таджикистана – и вновь ни одного из виновных в этом диком преступлении задержать не удалось. «Не потому что мы не хотим, – мы просто еще не выработали эффективных мер борьбы именно с подростковой преступностью», – объясняют в правоохранительных органах.
Возможно, именно этим сознанием собственного бессилия был вызван тот факт, что на протяжении почти двух суток после сообщения в питерских СМИ о погроме на кладбище никто из руководителей города и правоохранительных органов не позвонил в еврейскую общину или в синагогу и не принес извинений за то, что «недоглядели».
Возможно, сообщение о свастиках на кладбище так и исчезло бы с новостных лент, не вызвав ни общественной реакции, ни отклика властных структур, если бы российские евреи не начали требовать от властей ответа и отчета. Главный раввин России Берл Лазар уже спустя несколько часов после погрома на кладбище разослал во все СМИ и новостные агентства заявление, в котором призвал «местные органы власти и правосудия достойно и активно реагировать на антисемитские проявления, с тем чтобы такое больше не повторялось, а преступники были найдены и наказаны». В аналогичном духе было выдержано заявление евреев Петербурга, подписанное раввином города Менахемом-Мендлом Певзнером и председателем общины Марком Грубаргом. «В нашей стране, где в борьбе с фашистами погибли десятки миллионов людей, появление свастики является плевком в собственную историю и должно, безусловно, караться самым строгим образом. В этой связи мы понимаем, что осквернение кладбища осуществляется подонками, не имеющими национальности и религии. Для евреев, чья историческая память уже проходила этот путь, начавшийся со свастики на кладбищах и закончившийся газовыми камерами в Освенциме и Холокостом, это не только история, но и вечное напоминание и предупреждение ко всем людям остановить “коричневую чуму” в самом зародыше».
«Наш президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что в нашей многонациональной стране любые националистические проявления чрезвычайно опасны и недопустимы. Мы отлично понимаем это и поэтому ответственно заявляем, что еврейская община поддерживает усилия президента по укреплению нашего многонационального государства и считает, что события последних дней инициировали силы, выступающие против России», – подчеркивалось в заявлении еврейской общины Петербурга. «Мы призываем всех жителей нашего города независимо от национальности объединиться в борьбе против экстремизма и фашизма. Этих подонков ничтожное количество, мы должны объединиться в борьбе с ними. Мы призываем правоохранительные органы бескомпромиссно бороться с бандитами, сеющими межнациональную рознь. Мы просим руководителей телевидения и масс-медиа не допускать экстремистских призывов и выступлений с экранов. Мы призываем органы государственной власти сделать все для борьбы с разжиганием межнациональной розни».
Когда эти заявления были растиражированы в российской и иностранной прессе и вопрос, таким образом, приобрел международное звучание, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко провела совещание с руководством правоохранительных служб города и жестко поставила задачу в кратчайшие сроки разыскать подонков и примерно наказать – чтобы другим неповадно было. Впрочем, даже самые искренние старания властей положить конец национал-экстремизму не обеспечат быстрого успеха. Это очень хорошо понимают евреи, сталкивающиеся с подобными проблемами не впервые и не только в России. Беда в том, что недостаточно «разыскать и примерно наказать» одного негодяя или даже одну уличную банду. У национал-экстремизма в России есть питательная среда, ежедневно рождающая все новых «нацболов» или «скинхедов». Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман подчеркивает в этой связи, что «почва для ксенофобии сформировалась в нашей стране во второй четверти XX века, когда власти внедрили формулу равенства наций и права каждой на самоопределение вплоть до отделения, но на этом фоне происходили депортации чеченцев и ингушей, калмыков и балкарцев, а спецслужбы пачками фабриковали антисемитские «дела». Тем самым в национальную структуру государства была заложена мина замедленного действия. А когда СССР распался, социальные низы, недостаточно образованные, чтобы анализировать причины, и недостаточно мобильные, чтобы завоевать себе «место под солнцем» в новом обществе, стали привычно искать виноватых.
В этой ситуации главным обнадеживающим фактором стали не заявления политиков и не грозные указания милицейским начальникам, а поведение простых людей. Это особо подчеркивается в заявлении Берла Лазара: когда на следующий день после погрома представители еврейской общины пришли на кладбище, «они были удивлены и душевно тронуты тем, что работники кладбища сами убирали и приводили в порядок оскверненные могилы».
На это обратил внимание и корреспондент АЕН в Петербурге Алексей Елкин, посетивший кладбище 16 февраля. К тому времени большая часть надгробий уже была приведена в порядок – частично приехавшими на место обеспокоенными евреями, а большей частью – самими рабочими кладбища. Рабочие привычно ругают «подростков с Софийской улицы», которые, по их словам, уже не впервые забегают ночью и пакостят на могилах. А пожилой питерский еврей Яков Абрамович, приехавший на кладбище по просьбе знакомых, живущих в другом городе, чтобы удостовериться, что могилы их предков не пострадали, добавляет: «Подонки есть везде. Не исключаю, что кто-то их научил, науськал это сделать. Но власть должна в любом случае принимать меры, чтобы такого больше не повторилось».
Д. Прокофьев
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru