[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2004 АДАР 5764 – 3 (143)

 

ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ СВОИ ТРАДИЦИИ И ДУХОВНОСТЬ

Положение «русских» евреев в маленьких городах Германии – это «духовный Холокост». Так считает главный раввин представительства движения Хабад в земле Бранденбург Нохум Прессман.

Вот содержание беседы с ним корреспондента АЕН Клары Цельш.

– Раввин Прессман, вы работаете на территории, которая, по самым сдержанным оценкам, считается неблагополучной с точки зрения количества и активности праворадикальных группировок. Какова статистика антисемитских акций с их стороны в Бранденбурге?

– К сожалению, такой статистикой мы сейчас не располагаем. Дело в том, что вот уже около двух лет еврейской общины в Бранденбурге практически не существует. Однако, насколько мне известно, случаев физического насилия со стороны правых радикалов по отношению к евреям пока не было. Но я думаю, что причина этого кроется в трусости правых: напасть открыто они, видимо, боятся и предпочитают проявлять себя по ночам, когда их никто не видит, и там, где их никто не остановит, – на еврейских кладбищах.

 

– И как часто они оскверняют кладбища?

– Этого я тоже сказать не могу. По причине финансового кризиса и развала еврейской общины ставка ответственного за еврейские кладбища в Бранденбурге ликвидирована. Поэтому фиксировать случаи осквернения могил или хулиганства на кладбищах сейчас попросту некому.

 

– Сколько «русских» евреев, живущих в земле Бранденбург и ее столице, Потсдаме, контактируют с движением Хабад?

– Приходят к нам многие. Но важно, не сколько людей пришло, а сколько осталось. Таких более тысячи человек, или около 250 семей. Они еженедельно получают от нас по почте небольшой бюллетень с информацией религиозного характера, в нем содержатся также сведения о важных событиях в Израиле. Всего же в земле Бранденбург мы поддерживаем контакт примерно с двумя тысячами еврейских переселенцев.

 

– Как это осуществляется на практике?

– В некоторых городах есть достаточно большие (40–50 человек) общины; мы поддерживаем с ними связь, планируем совместную работу. Но есть поселки и деревни, где живут всего 2–3 еврейских семьи, а иногда и вообще одна; люди звонят мне, приглашают, и я приезжаю к ним.

 

– Экономическая ситуация в восточных землях Германии тяжелая. Безработица привела к тому, что многие населенные пункты бывшей ГДР оказались на грани вымирания: молодежь оттуда уехала, остались старики. Как живется в таких поселках и деревнях еврейским переселенцам?

– Плохо живется. Перспектив найти работу – никаких. Значит, об интеграции в немецкое общество говорить не приходится. Возможность объединиться в еврейское сообщество тоже отсутствует, так как ближайшая синагога находится далеко, иногда в сотне, а то и более километров, а ближайшая община – в десятках километров. Иными словами, национальная жизнь этих людей протекает в изоляции. Что будет с ними по прошествии нескольких лет? Представителями какой национальности будут считать себя их дети?

Ненамного лучше обстоят дела и в достаточно многочисленных общинах небольших городов. Ведь эти общины возникли на голом месте: как известно, на территории ГДР еврейских общин не было. Они создавались и создаются в отрыве от национальных традиций и потому иногда напоминают профсоюзные организации. Убедить их лидеров в том, что еврейство – это прежде всего кропотливое и непрестанное освоение традиций и религии, бывает очень трудно. И в конечном счете в таких общинах со временем социальная работа замирает. Ведь жизнеспособность любого еврейского сообщества определяют прежде всего еврейская ментальность и еврейские традиции.

 

– Ситуация в западных землях выглядит лучше?

– Ничуть. Возможность интегрироваться в еврейское сообщество получают там лишь те, кто оказывается в крупных городах, где есть солидные, развитые общины. А в городках или деревнях картина та же, что и на востоке страны. И особенно тревожит то, что огромная масса еврейских переселенцев из стран бывшего СССР как раз и оказалась в маленьких поселках.

 

– Как же вам видится их национальное будущее?

– Очень драматично. Я опасаюсь, что эти люди будут ассимилироваться. Я опасаюсь также, что лет через пять начнется серьезный кризис даже в больших общинах, созданных в последние годы. Тенденция ставить во главу угла социальную и культурно-массовую работу может их развалить.

 

– Существует ли решение этой проблемы, о которой вы только что говорили?

– Представители движения Хабад в Германии стараются наладить контакт с маленькими и молодыми общинами, пытаются морально поддержать тех, кто оказался в изоляции. Большое дело делает сейчас ВКРЕ, рассылая по маленьким общинам и даже в отдельные семьи библиотечки еврейской литературы. Уделяет внимание духовным проблемам «русских» евреев и Центральная благотворительная организация евреев в Германии. Однако всего этого мало. Нужны другие меры, чтобы вытащить этих людей из той ситуации, в которую они попали. И нужно как можно быстрее перестать множить их число, а для этого приостановить распределение переселенцев в маленькие населенные пункты. Однако этот вопрос можно решить только на правительственном уровне.

 

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru