[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2004 ШВАТ 5764 – 2 (142)
Неот Кдумим
Илана Арци
Ту би-шват – 15 швата. Новый год.
– Какой такой Новый год?
– Деревьев! По легенде они сами попросили у Творца, чтобы их Новый год был именно 15 швата (в нынешнем году – 7 февраля). Дело в том, что в это время земля уже хорошо пропиталась влагой. А месяц шват идет под знаком водолея.
***
Водолей, лей, лей!
Месяц шват полей!
***
Все в Израиле от мала и до велика будут в этот день сажать деревья. Потом каждая семья соберется за праздничным столом. На блюдах обязательно будут разложены пшеница и ячмень, виноград и гранат, маслины, финики, инжир – все, чем славится Земля Обетованная..
Израиль – страна райских уголков. Одно из них Алон Швут; в вольном переводе с иврита – селение «Дубки». Вот там и проходила моя летняя практика.
Как-то за завтраком к нам подошел наш вожатый, огненно-рыжий Юда, и объявил:
– Едем на экскурсию. Отправление автобуса через несколько минут. Кэдай лакахат коваим вемаим!
– Всегда готовы!
Мы взяли воду и панамы. В Израиле неимоверно палит солнце. Жарко. Нужно много пить и обязательно покрывать голову. Таскать на себе двухлитровые фляги с водой отчаянно надоедает. А некоторые не берут с собой ничего – в надежде на джериканим. Так на иврите называются канистры с водой, упакованные в специальные термостойкие рюкзаки.
На ходу дожевывая бутерброды, поднимаемся в автобус. Запрыгивают внутрь и двое парней в кипах и с УЗИ через плечо – наша охрана. Куда ж без нее? Юда поднимает по ступенькам два джериканим и садится на место экскурсовода рядом с водителем.
В Израиле история дышит. Она живая. Ее можно потрогать.
Сначала завезли нас в деревню Модиин, которая связана с Ханукой, – именно отсюда вышли Маккавеи. От нее рукой подать до Неот Кдумим (Красоты Древности), воссозданного в наше время заповедника библейских растений в Израиле. На двухстах пятидесяти гектарах раскинулся он неподалеку от старого шоссе Иерусалим – Тель-Авив. Туда и лежал наш путь.
Мы приехали на мельницу, где ослик ходил по кругу и молол зерно. Из свежей муки тут же на месте можно было испечь хлеб. Рядом с мельницей – древний каменный колодец; наполняется он только в период дождей, именно в течение месяца швата. Показали нам и маслобойню, где школьники сами отжимают масло из оливок, и давильню, где из винограда делают вино старым дедовским способом – топчут ногами.
По дороге мы встретили верблюдицу, с которой фотографируются все-все туристы. Но этой «суперзвезде», видно, жутко надоело позировать, и она либо плюется, либо лягается. А вот дети залезают на нее в любом количестве безнаказанно, и верблюдица, величаво прохаживаясь вперед-назад, может увезти их довольно далеко, пока отдыхает фотограф.
Рискнул с ней сняться только Яша. Он ничего не боялся, и ему все нужно было попробовать. Хорошо, что в нашей группе была Юля – ботаник. Яша хвать что-нибудь с дерева или куста – и в рот, а она, как наседка, квохчет:
– Стой! Подожди! Дай посмотреть!
– Да ладно, – говорит один из наших, – если через пять минут не помрет, мы тоже попробуем.
А вот и смоковница, усыпанная сочными фиолетовыми гроздьями. Смокву уподобляют Торе. У любого плода есть несъедобные части: у финика и винограда – косточки, у граната – кожура. Но инжир (смоква) съедобен полностью и без остатка.
Заросли граната. Сквозь зелень светятся фонарики алых цветов. Ветки сгибаются под тяжестью плодов. Какое чудо: на одной и той же ветке и цветок, и спелый гранат! Невозможно оторвать глаза от цветущего дерева. Красота невозможная! Плоды граната до того прекрасны, что в древности, отлитые из меди, они украшали колонны Иерусалимского храма. Ими было расшито и платье первосвященника.
Миновали рощу финиковых пальм.
– Мудрецы сравнивают народ Израиля с финиковой пальмой, – говорит наш проводник.
Всем ее частям находится применение: плоды ее съедобны; молодые побеги (лулавы) используют в ритуальных целях, ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в Суккос. Так и в народе нашем – каждый человек ценен.
Наконец, остановились у озера, окруженного могучими ливанскими кедрами.
Мне вспомнилась история из Талмуда про рабби Хони, которая произошла с ним на Ту би-шват. Я тут же поделилась ею с ребятами.
РАББИ ХОНИ
Однажды рабби Хони увидел, как старичок сажает кедровое деревце, и спросил:
– Сколько лет пройдет, пока у него появятся плоды?
– Семьдесят.
– Ты думаешь, – сказал рабби Хони, – что проживешь так долго и успеешь их отведать?
– Я пришел в этот мир, где уже росли зрелые кедры, выращенные моими предками, – ответил старик, – и теперь сажаю деревья для своих детей и внуков.
Рабби Хони сел в тенек, разложил провизию и перекусил. День стоял жаркий. Его разморило, и он заснул. А когда проснулся, то увидел, что маленькое деревце, которое сажал старик, превратилось в гигантский кедр. Подошел рабби Хони к дереву поближе. Видит – кто-то на макушке сидит и шишки вниз сбрасывает.
– Эй, – крикнул рабби Хони, – не ты ли сажал этот прекрасный кедр?
– Нет, – ответил ему человек с дерева, – его посадил мой дедушка.
– Однако, как это я смог проспать семьдесят лет? – удивился рабби Хони, подобрал свой посох и побрел домой. Шел и напевал себе под нос:
Водолей, лей, лей!
Месяц шват полей!
Чтобы все зазеленело,
Чтобы солнце заблестело,
Чтобы птицы к нам опять
Прилетели ворковать!
Теплый дух пришел с полей.
Зачирикал воробей.
Чтобы сердце наше пело,
Дружно взялись мы за дело.
Побежало время вспять –
Будем саженцы сажать!
В оформлении использованы картины
Марка Ибшмана из циклов «Эц а-даас» («Дерево знания») и «Эц хаим» («Дерево жизни»).
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru