[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2004 ШВАТ 5764 – 2 (142)

 

Неот Кдумим

Илана Арци

 

Ту би-шват – 15 швата.  Новый год.

– Какой такой Новый год?

– Деревьев! По легенде они сами попросили у Творца, чтобы их Новый год был именно 15 швата (в нынешнем году – 7 февраля). Дело в том, что в это время земля уже хорошо пропиталась влагой. А месяц шват идет под знаком водолея.

 

***

Водолей, лей, лей!

Месяц шват полей!

 

***

Все в Израиле от мала и до велика будут в этот день сажать деревья.  Потом каждая семья соберется за праздничным столом. На блюдах обязательно  будут разложены пшеница и ячмень, виноград и гранат, маслины, финики, инжир – все, чем славится Земля Обетованная..

 

 

Израиль – страна райских уголков. Одно из них Алон Швут; в вольном переводе с иврита – селение «Дубки». Вот там и проходила моя летняя практика.

Как-то за завтраком к нам подошел наш вожатый, огненно-рыжий Юда, и объявил:

– Едем на экскурсию. Отправление автобуса через несколько минут. Кэдай лакахат коваим вемаим!

– Всегда готовы!

Мы взяли воду и панамы. В Израиле неимоверно палит солнце. Жарко. Нужно много пить и обязательно покрывать голову. Таскать на себе двухлитровые фляги с водой отчаянно надоедает. А некоторые не берут с собой ничего – в надежде на джериканим. Так на иврите называются канистры с водой, упакованные в специальные термостойкие рюкзаки.

На ходу дожевывая бутерброды, поднимаемся в автобус. Запрыгивают внутрь и двое парней в кипах и с УЗИ через плечо – наша охрана. Куда ж без нее? Юда поднимает по ступенькам два джериканим и садится на место экскурсовода рядом с водителем.

В Израиле история дышит. Она живая. Ее можно потрогать.

Сначала завезли нас в деревню Модиин, которая связана с Ханукой, – именно отсюда вышли Маккавеи. От нее рукой подать до Неот Кдумим (Красоты Древности), воссозданного в наше время заповедника библейских растений в Израиле. На двухстах пятидесяти гектарах раскинулся он неподалеку от старого шоссе Иерусалим – Тель-Авив. Туда и лежал наш путь.

Мы приехали на мельницу, где ослик ходил по кругу и молол зерно. Из свежей муки тут же на месте можно было испечь хлеб. Рядом с мельницей – древний каменный колодец; наполняется он только в период дождей, именно в течение месяца швата. Показали нам и маслобойню, где школьники сами отжимают масло из оливок, и давильню, где из винограда делают вино старым дедовским способом – топчут ногами.

По дороге мы встретили верблюдицу, с которой фотографируются все-все туристы. Но этой «суперзвезде», видно, жутко надоело позировать, и она либо плюется, либо лягается. А вот дети залезают на нее в любом количестве безнаказанно, и верблюдица, величаво прохаживаясь вперед-назад, может увезти их довольно далеко, пока отдыхает фотограф.

Рискнул с ней сняться только Яша. Он ничего не боялся, и ему все нужно было попробовать. Хорошо, что в нашей группе была Юля – ботаник. Яша хвать что-нибудь с дерева или куста – и в рот, а она, как наседка, квохчет:

– Стой! Подожди! Дай посмотреть!

– Да ладно, – говорит один из наших, – если через пять минут не помрет, мы тоже попробуем.

А вот и смоковница, усыпанная сочными фиолетовыми гроздьями. Смокву уподобляют Торе. У любого плода есть несъедобные части: у финика и винограда – косточки, у граната – кожура. Но инжир (смоква) съедобен полностью и без остатка.

Заросли граната. Сквозь зелень светятся фонарики алых цветов. Ветки сгибаются под тяжестью плодов. Какое чудо: на одной и той же ветке и цветок, и спелый гранат! Невозможно оторвать глаза от цветущего дерева. Красота невозможная! Плоды граната до того прекрасны, что в древности, отлитые из меди, они украшали колонны Иерусалимского храма. Ими было расшито и платье первосвященника.

Миновали рощу финиковых пальм.

– Мудрецы сравнивают народ Израиля с финиковой пальмой, – говорит наш проводник.

Всем ее частям находится применение: плоды ее съедобны; молодые побеги (лулавы) используют в ритуальных целях, ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в Суккос. Так и в народе нашем – каждый человек ценен.

Наконец, остановились у озера, окруженного могучими ливанскими кедрами.

Мне вспомнилась история из Талмуда про рабби Хони, которая произошла с ним на Ту би-шват. Я тут же поделилась ею с ребятами.

 

 

 

 

РАББИ ХОНИ

Однажды рабби Хони увидел, как старичок сажает кедровое деревце, и спросил:

– Сколько лет пройдет, пока у него появятся плоды?

– Семьдесят.

– Ты думаешь, – сказал рабби Хони, – что проживешь так долго и успеешь их отведать?

– Я пришел в этот мир, где уже росли зрелые кедры, выращенные моими предками, – ответил старик, – и теперь сажаю деревья для своих детей и внуков.

Рабби Хони сел в тенек, разложил провизию и перекусил. День стоял жаркий. Его разморило, и он заснул. А когда проснулся, то увидел, что маленькое деревце, которое сажал старик, превратилось в гигантский кедр. Подошел рабби Хони к дереву поближе. Видит – кто-то  на макушке сидит и шишки вниз сбрасывает.

– Эй, – крикнул рабби Хони, – не ты ли сажал этот прекрасный кедр?

– Нет, – ответил ему человек с дерева, – его посадил мой дедушка.

– Однако, как это я смог проспать семьдесят лет? – удивился рабби Хони, подобрал свой посох и побрел домой. Шел и напевал себе под нос:

 

Водолей, лей, лей!

Месяц шват полей!

Чтобы все зазеленело,

Чтобы солнце заблестело,

Чтобы птицы к нам опять

Прилетели ворковать!

Теплый дух пришел с полей.

Зачирикал воробей.

Чтобы сердце наше пело,

Дружно взялись мы за дело.

Побежало время вспять –

Будем саженцы сажать!

 

В оформлении использованы картины

Марка Ибшмана из циклов «Эц а-даас» («Дерево знания») и «Эц хаим» («Дерево жизни»).

 

 

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru