[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2004 ШВАТ 5764 – 2 (142)
ОБ АНТИСЕМИТИЗМЕ
Адин Штейнзальц
Не все олигархи, которых российское государство обвиняет в нарушении закона, – евреи. Однако многим выгодно причислять их к «народу Торы», потому что из банальной зависти россиян к богатым евреям тоже рождается антисемитизм. Природе антисемитизма, в частности, направленного против олигархов, руководитель Института изучения иудаизма в СНГ раввин Адин Штейнзальц посвятил недавно специальную лекцию.
Начну я рассказывать про антисемитизм с такой вот истории. Читает еврей антисемитскую газету «Черной сотни». Его спрашивают: «Тебе что, больше делать нечего?» Он отвечает, что когда читает антисемитскую литературу, получает удовольствие, а когда еврейскую – впадает в депрессию.
– Читая еврейскую литературу, я каждый раз узнаю, что где-то был очередной погром, что евреев опять преследовали или угнетали, что где-то жгут еврейские школы. А когда читаю антисемитскую литературу и узнаю, что евреи захватили власть во всем мире, что все деньги в наших карманах и что мы узурпировали науку и культуру, – я получаю удовольствие от того, какой мы могучий народ!
Тем приятнее в своей еврейской компании поговорить об антисемитах, ибо в конце концов мы будем говорить только о хороших вещах. Ведь у антисемитов гипертрофированное уважение к евреям.
Недавно был проведен опрос в странах европейского содружества. Оказалось, в Европе господствует мнение, что государство Израиль – наиболее реальная угроза существованию мира. В Израиле сегодня около 6 миллионов граждан. Вокруг – примерно 120 миллионов арабов. На всей земле – 6 миллиардов людей. Однако нас воспринимают как самую большую угрозу человечеству.
От одной своей знакомой я услышал любопытный рассказ. Ребенком ее послали в весьма престижную школу для девочек в Англии. Когда одноклассницы узнали, что она еврейка, они стали, смущаясь, ощупывать ее голову, поскольку были убеждены, что у евреев растут рога. Речь об Англии, а не о каком-то Бгом забытом ауле в Казахстане. Что ж, фольклор всего мира богат сюжетами о том, как нищие евреи на самом деле под половицами прячут слитки золота.
Вот я и спрашиваю: как могут интеллигентные люди верить в эти идиотические россказни? Однажды я разговаривал с журналистом из России и сформулировал свою позицию так: антисемитизм – поле приложения сил для психиатров, а не для полицейских. И действительно – тот, кто считает, что у евреев есть рожки, скрытые под волосами, в принципе не совсем здоров. Само же существование сумасшедших – факт прискорбный, но науке известный, и с ним надо смириться.
Если классифицировать антисемитизм как душевное расстройство, тогда вопросов нет. Я знал одного психически больного человека. Он был уверен, что наш с ним общий сосед имеет специальные приспособления, с помощью которых облучает его, вызывая у бедняги умопомешательство. Этот сумасшедший был образованной личностью; он годами разрабатывал устройства, способные защитить его от этих болезнетворных лучей. Он изобрел изолирующую обувь, которая заземляла их. Он и мне подарил пару этой обуви, чтобы спасти меня от губительного воздействия.
В медицине это называется паранойей, лечится медикаментами и электрошоком. Остается открытым вопрос – можно ли всех антисемитов, начиная с думских и кончая подзаборными, приводить в чувство электрошоком? Хватит ли на это электроэнергии?
Тут я позволю себе чисто умозрительное рассуждение. Часто бывает, что люди, дабы решить те или иные сложные проблемы, прибегают к измышлениям. Уверен – большинство людей, распространяющих антисемитские «страшилки», понимает, какой это бред. Но для эффективности пропаганда должна быть постоянной. К самым невероятным измышлениям люди возвращаются вновь и вновь, от многократного повторения одного и того же человек иногда начинает верить в истинность своих изначально ложных утверждений. «А вдруг там действительно бесплатно конфеты раздают?»…
Вот пример из недавнего прошлого. Во время арабо-иудейского конфликта арабы были уверены, что вся журналистика западного мира – в еврейских руках. Они пытались с этим бороться. Дело происходило в Египте. Арабы обратились к нацистским преступникам, разрабатывавшим в Германии антисемитскую пропаганду, чтобы те как истинные специалисты создали то же для Египта. В результате Египет и по сей день держит пальму первенства в деле распространении антиеврейской литературы.
Когда государство ведет пропагандистскую войну со своими врагами – это легитимно. Но за последние 30 – 40 лет арабо-израильского противостояния произошла интересная эволюция с самим мусульманством. С исторической точки зрения евреи никогда не были в передовой шеренге борцов с исламом, в исламских странах, в свою очередь, не велась последовательная антиеврейская политика. Да, мусульмане не любили евреев, но им не была свойственна и ненависть к нам. Кстати, в отличие от христианских стран, где антисемитизм укоренился давно. Однако в последние годы многие интеллигентные мусульмане искренне поверили в правдивость антисемитских выдумок. Например, в Иране, где к евреям до того, как к власти пришли аятоллы, всегда относились толерантно. Теперь в официальную идеологию Ирана вошла концепция существования в мире двух ипостасей сатаны: большой сатана – Америка, маленький сатана – Израиль. А евреи, естественно, дьявольское порождение.
Похожий процесс шел и в нацистской Германии. «Протоколы сионских мудрецов» русского производства – тоже пример антисемитской пропаганды. Тайная полиция заказала Сергею Нилусу произведение на заданную тему. «Протоколы» зажили самостоятельной жизнью, и их вдохновители поверили в то, что сами породили. Это, кстати, одна из самых популярных книг в Японии. Когда японцы в последний раз вообще еврея видели? Но самое интересное другое. Оказалось, японцы эту книгу рассматривают не как антисемитский памфлет, а как рассказ о маленьком народе, что смог подчинить себе весь мир. Японцы ведь очень восприимчивы к чужому опыту, и когда они видят, что кому-то что-то удается, они пытаются извлечь урок из чужого успеха для себя. Менахем Бегин, в бытность свою премьер-министром Израиля, встретился с одним из ведущих писателей Японии, и тот преподнес ему роскошно оформленное подарочное издание «Протоколов». Этот человек искренне считал, что Бегину будет приятно видеть, как ценят в Японии достижения евреев, их мировое влияние, как японский народ восхищается еврейской мудростью.
Можно сделать несколько выводов. В частности – антисемитизм порожден интеллигенцией. И хотя сами создатели антиеврейских настроений в это не верят, на самом деле так и есть. Моя знакомая преподает в Иерусалимском университете. Как-то на занятии она упомянула, что иудаизм – религия, никогда не знавшая человеческих жертвоприношений. Тотчас одна студентка, еврейка по национальности, которая приехала из Польши и выросла в нееврейском окружении, возразила ей: «Вы говорите неправду. Всем ведь известно, что некоторые евреи используют кровь христианских младенцев для изготовления мацы». Студентка не сомневалась – она отстаивает очевидную и бесспорную истину, которая даже не требует доказательств. Правда, она точно знала, что в ее семье кровь христианских младенцев в мацу не подмешивают. Но предполагала, будто это лишь из-за недостаточной религиозности ее семьи.
Возникает вопрос: почему подобные вещи не рассказывают ни о грузинах, ни об албанцах, ни о чукчах?
У баек о подмешивании крови в мацу нет даже отдаленной близости к реальным еврейским традициям. В их основе обвинения, которые римляне предъявляли христианам в начале новой эры. Ведь христиане, в соответствии со своим вероучением, утверждают, что пьют кровь Христову и едят Христову плоть. Зверства же евреев доходят максимум до куриного бульона.
Причина невероятной легкости, с которой эта чушь лепится к еврейскому народу, в том, что еврей, где бы ни находился, всегда чужой, и оттого на него можно навешивать все – любые злодеяния. Он может стать русским генералом, национальным героем России, даже русским националистом, – все равно он останется евреем и в собственном восприятии, и в восприятии окружающих. Больше того – еврей может и сам стать антисемитом, но его соратники-антисемиты, невзирая ни на что, будут думать, что он тайком пьет кровь христианских младенцев. И Жириновский тоже потихонечку этот коктейльчик в свободное время потягивает.
Чужесть, инакость, как правило, внушают амбивалентное к себе отношение. Они могут подчас вызывать даже восхищение, но при этом рождают и подозрения, и неприязнь. Инакость, чужесть – вот причина антисемитизма. Наша еврейская сущность – его причина. И что бы мы ни делали, решить эту проблему невозможно в принципе. Не так давно в западном мире еврея подозревали в том, что он – агент влияния коммунистов. Одновременно в странах соцлагеря его считали космополитом, то есть агентом Запада. Так кто же еврей на деле? Это не важно. Он – объект для ярлыка.
Когда-то Герцль, основатель политического сионизма, писал: антисемитизм – следствие ненормальности еврейского бытия, отсутствия у евреев своего государства и налаженного национального образования. Евреи согласились с доводами Герцля и создали собственное государство. Но теперь именно оно становится основным источником антисемитских идей. Лекарство Герцля вызвало реакцию похлеще самой болезни, для избавления от которой было предназначено.
Я еще раз прибегну к умозрительному размышлению. Многие болезненно реагируют на то, что мы считаем себя избранным народом. Даже если евреи вдруг заявят, что они – самые умные, красивые и добрые, все равно причиной для проявления ненависти будет не это. Антисемитизм возникает потому что окружающие нас народы, может быть, и не согласны с этим нашим заявлением, но подозревают, что в действительности так оно и есть. Мир реагирует на арабов вполне взвешенно: собака кусает, осел лягается, арабы убивают. Зато, когда глава арабов на какой-нибудь международной конференции не бьет никого по физиономии и может даже связать две фразы без оскорблений в адрес присутствующих, – мировые лидеры радуются и ликуют. Как же в соответствии с убеждениями окружающих нас народов должно выглядеть еврейское государство? Оно, прежде всего, должно вести себя по-ангельски. Не хуже. А если мы ведем себя так же, как остальные – русские, американцы, англичане, – на нас немедленно обрушивается шквал обвинений. То есть антисемитизм амбивалентен. Он может возникнуть только из веры в еврейское превосходство; его оборотная сторона – колоссальное почтение и уважение к евреям.
Наша проблема в том, что мы не можем объединиться, дабы действовать сообща и не мешать друг другу. О, как сладко мечтать, чтобы сбылась мечта антисемитов и мы действительно стали единым народом! Вина антисемитов в том, что они неправы. Мы не настолько хороши...
ОБ ОЛИГАРХАХ
Лет 20 назад мало у кого из теперешних русских олигархов была свободная сотня в кармане. Все они были небогаты и где-то подрабатывали. Но за последние годы безусловно набрали огромную силу. Они сделали это в русском стиле – без большого такта, без большой интеллигентности. Как и все значительные люди в этой стране, они были просто воры и жулики. Но – очень талантливые воры, очень способные жулики. С трудом представляю человека, добившегося хоть какого-то успеха в России, который не подворовывал, не подтасовывал, не приписывал и не подписывал. Может, несколько пенсионеров и не воровали, но лишь в силу неудачливости и неуклюжести. Бывший сосед Березовского по общежитию или одноклассник Ходорковского, или тот, кто бил по морде маленького Гусинского, возмущен тем, что они – миллиардеры, а он по-прежнему должен красть и получать зарплату в рублях. Если бы олигарх сошел с небес, у него не было бы проблем. Страшная его вина в том, что он плоть от плоти остальных. Он изнутри. Он просто талантливей. И сегодня государство хочет положить конец олигархам не потому, что оно воюет с евреями… Но насколько же легче начать с евреев! Их ведь и так никто не любит.
Самое интересное, что большинство олигархов, с точки зрения еврейского закона, – не евреи. Но разве это кому-то мешает их ненавидеть? Вообще ситуация с ЮКОСом весьма интересна для человека, который может себе позволить смотреть на нее из-за границы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
На лекцию раввина Штейнзальца пришли около 80 человек. Среди них были желающие услышать то, чего нет в учебниках, были представители других еврейских организаций, повышающие свой уровень преподавания иудаизма, и члены еврейских общин. После лекции раввину Штейнзальцу подали записку, которая вызвала всеобщий хохот: «Раввин Штейнзальц обидел многих сидящих в этом зале и за его пределами, проживших в этой стране честную жизнь. Вероятно, ему чужд менталитет честного человека». Переводчик лектора, рав Иешая Гиссер, объяснил: «Раввин говорил, что добиться успеха в советские времена было невозможно, не вступив в противоречие с законом. Записку, видно, написал обиженный неудачник, единственное самоутешение которого в том, что он честно прожил жизнь». Раввин Гиссер пояснил также, что Березовский и Ходорковский не евреи, потому что у них евреи – только отцы, еврейство же передается по матери. А вот Леонид Невзлин – еврей и по отцу, и по матери, как и Гусинский. «Но со скоростью предоставления Невзлину израильского гражданства, – добавил он, – это не связано. Ведь законодательство Израиля устанавливает право человека на получение гражданства, а не национальную принадлежность. А право это имеет как еврей, так и члены семей евреев, даже в том случае, если евреем был только ваш дедушка».
– А будет ли Невзлину нужда «подворовывать» в Израиле? – спросили из зала.
– Думаю, у него не было в этом необходимости уже в последние годы его жизни в России, – отвечал раввин Глиссер. – Для него это пройденный этап.
Записал Павел Малушин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru