[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2004 ШВАТ 5764 – 2 (142)
ГЛАВНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПОСТУПОК ПАВЛА ЧУХРАЯ
Заслуженный деятель искусств России, сценарист и режиссер Павел Григорьевич Чухрай был признан Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) «Человеком года – 2002» за создание кинофильма «Дети из бездны», посвященного трагедии Холокоста. Картина создана на основе документального материала и имеет форму разговора с пережившими Холокост людьми. По словам известного российского кинодокументалиста Марианны Таврог, сотворение ленты – «это режиссерский и человеческий подвиг. Фильмы Павла Чухрая отличают собственный почерк, совестливость, принципиальность».
Корреспондент Агентства еврейских новостей взятл интервью у Павла Чухрая.
– Вы получили от ФЕОР звание «Человек года» за глубокое отражение темы Холокоста в документальном фильме «Дети из бездны». Какие чувства вы при этом испытывали?
– Для меня награда была очень приятной и неожиданной. Жаль, что я не смог приехать на церемонию вручения премии, поскольку находился далеко от Москвы в съемочной экспедиции.
– Почему вы решили обратиться к теме Холокоста? Насколько я знаю, это проект Стивена Спилберга?
– Фильм «Дети из бездны» был действительно создан по заказу Стивена Спилберга. Ленты на тему Холокоста по его заказу делали одновременно четыре режиссера в разных странах; в Польше, например, над ней работал Анджей Вайда. Для меня предложение Спилберга было весьма лестным. Хотя я никогда не собирался снимать ничего подобного, здесь я согласился, подумав: «Эта лента будет главным поступком в моей жизни; если ее сделать, жизнь будет прожита не зря».
– Как вы думаете, почему Спилберг из всех российских режиссеров именно к вам обратился с таким предложением?
– Я не знаю. Скорее всего потому, что за много лет одной из немногих картин, которая с успехом шла в западном прокате и не стояла на полках в отделе иностранной классики, был мой фильм «Вор».
– На кого ориентирован ваш фильм?
– Спилберг не давал никаких напутствий и советов. Работая над сценарием, я понял, что разным людям надо рассказывать разные вещи. То, что во всем мире надо объяснять, в России знают все. И мы решили делать фильм не для тех, кто уже что-то знает о Холокосте.
– Какова была ваша режиссерская задача?
– Обратиться к нееврейскому зрителю, далекому от проблем, о которых рассказывает фильм. Мне хотелось вызвать у этого зрителя чувства сострадания и вины за то, что произошло.
– Как вы отбирали материал?
– Столкнувшись с обилием документального материала, я понял, что тем, кто дожил до сегодняшнего дня, во время войны было пять-шесть лет. И я решил говорить с людьми, которые чудом остались живы после расстрелов, спаслись из гетто. Так родилась форма киноинтервью и иллюстраций к ним в виде документальных материалов. Мне приходилось сдерживать себя и строго дозировать информацию, чтобы достичь цели, которую я себе поставил. Поэтому колоссальное количество материала в фильм не вошло – например, история о татарском мальчике, который прятал еврейского мальчугана на кладбище и носил ему еду.
– Что было самым трудным в работе над фильмом?
– Когда мы брали интервью у людей, переживших Холокост, или использовали материалы американского фонда исторических документов «Пережившие Шоа», нас потрясло не то, что творили фашисты. Поразило, что Холокост во многом был делом рук соседей, которые жили рядом и которым евреи одалживали хлеб; соседей, у жен и дочерей которых еврейские врачи принимали роды. Когда враг приходит из другой страны – это одно, но когда он «свой», земляк – это другое и это страшно!
Работать над этим фильмом было невероятно тяжело. На нас с женой – сценаристом, помогавшей мне отбирать материал, вести интервью, делать монтаж, пришлась чудовищная психическая нагрузка.
– А что было приятным?
– Я благодарен Первому каналу телевидения, который не только показал этот тяжелый фильм в лучшее время, но и давал его рекламные анонсы.
– Вы собираетесь вернуться к еврейской тематике?
К теме Холокоста – нет. Это очень тяжело, и если уж обращаешься к этой проблеме, то надо обязательно сказать нечто новое, что сложно. Я считаю: еврейскому народу нужен позитив. Хотя забывать о прошедшем нельзя, надо жить будущим.
А к еврейской тематике, возможно, еще вернусь. Есть несколько интересных сюжетов, которые хотелось бы осуществить. Один из них – о еврейской семье; действие начинается в 20-е годы. В рассказываемой истории есть немного от Шагала, немного от Шолом-Алейхема. В одной из ключевых сцен эмигрант, разговаривая с Б-гом, спрашивает: «Почему с нами это произошло и почему мы при этом называемся избранным народом?» Хотелось бы дать ответ на эти вопросы и сделать поэтическую картину в стилистике, в которой работал наш замечательный режиссер Сергей Параджанов.
Беседовала А. Баскакова
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru