[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

НЕ СВОРАЧИВАТЬ С ПУТИ, ЗАПОВЕДАННОГО Г-СПОДОМ!

Когда в конце восьмидесятых годов  я впервые приехал в Москву, меня, привыкшего к западным стандартам, больше всего поразили две вещи – пустые полки магазинов и бесконечные очереди. Я  поделился своим изумлением со знакомыми евреями: Один из них тут же рассказал мне довольно забавный анекдот. «В магазин завезли мясо. Выстроилась огромная очередь. Вышел директор: "Товарищи, мяса на всех не хватит, поэтому пусть евреи уходят, продавать буду только русским". Евреи ушли, а магазин все не открывается. Через час снова выходит директор и объявляет: "Мяса мало, поэтому пусть иногородние едут домой, достанется только тем, у кого московская прописка". Иногородние отправились восвояси, а магазин все закрыт. Проходит еще час, появляется директор: "Мяса так и так на всех не хватит, отпускать станем лишь по партбилетам". Что делать – ушли и беспартийные. Через час директор опять вышел и говорит: "Теперь, когда остались только свои, скажу честно – мяса нет и не привозили". В толпе сначала воцарилась тишина, а потом прозвучал чей-то обиженный голос: "Вот, евреям всегда поблажки – они уже три часа дома сидят, а мы здесь на холоде в очереди маемся…"»

Новости из Западной Европы вновь возвращают нас к проблеме антисемитизма. Из Франции, из Германии, из других стран, считающих себя цивилизованными, просвещенными, ежедневно приходят сообщения об осквернении синагог и еврейских кладбищ, об избиении евреев, осмелившихся выйти на улицу в кипе. Снова, в который уже раз, евреям приходится мучительно размышлять над вопросом – почему их ненавидят? Почему именно их? И не приближается ли где-нибудь нечто подобное 1933 году в гитлеровской Германии?

Ксенофобия, то есть неприязнь к представителям других народов, испокон века распространена в мире и, как правило, может быть объяснена историческими причинами – памятью о прошлых войнах, о былых обидах. Причем ксенофобия обыкновенно взаимна и рано или поздно исчезает. А вот антисемитизм – явление непреходящее; антисемитов можно найти практически в любой стране, среди представителей любой нации. С ненавистью к евреям мы сталкиваемся едва ли не на всем протяжении нашей истории.

Даже живя в стране, где антисемитизм, предположим, не носит массового характера и где власти достаточно жестко препятствуют его распространению, нельзя игнорировать это явление и не думать о нем. Не только потому, что страдают наши братья в других странах. Но самый факт существования вечного и «универсального» антисемитизма оказывает на нас дурное влияние. Одни ожесточаются против окружающих и считают, что весь мир состоит из врагов. Другие, наоборот, озлобляются на самих себя: раз, мол, ненависть к евреям всеобъемлюща, значит, быть евреем плохо. Третьи замыкаются в себе, живут в постоянном страхе, четвертые полагают, будто все их беды, неприятности есть следствие «антисемитских происков» и ищут антисемитизм там, где им даже и не пахнет…

Иными словами, нам плохо от самого факта существования антисемитизма. И будет плохо до тех пор, пока мы сами не ответим себе на вопрос: почему он существует?

В последнее время некоторые «либеральные» интеллектуалы и СМИ на Западе утверждают, что антисемитизм – следствие неприязни к Израилю, который, по их мнению, угнетает «бедных арабов». Однако это умозаключение, если немного подумать, лишено элементарной логики. Если кто-то стремится протестовать против Израиля, то, значит для этого надо напасть на еврея, живущего во Франции! Зачем? Чтобы евреи уехали из Франции в Израиль и тот стал еще сильнее?!

Кстати: в той же Франции еще сравнительно недавно антисемиты выдвигали прямо противоположную идею: дескать, евреи все левые и защищают приезжающих жить во Францию арабов. Да и в других странах антисемиты обвиняют наших соплеменников во взаимоисключающих вещах: все евреи капиталисты и одновременно – социалисты; евреи «сделали русскую революцию», и они же – «международная плутократия»…

С точки зрения современной психологии, если человек что-то ненавидит «слишком яростно», безрассудно, иррационально, – значит он ненавидит что-то в самом себе или в своей жизни. У антисемитов это часто лежит на поверхности. Вспомните печально известную речь правителя Малайзии Махатхира Мухаммеда на последней сессии ОИК. Мухаммед обвинил евреев в том, что они «захватили власть и правят миром по доверенности», а затем призвал мусульман «учиться у евреев». Получилась классическая «оговорка по Фрейду»: политик невольно признался, что его цель – захватить власть над миром. А раз это у него не получается, он ищет и находит виноватого – того, на кого можно свалить собственные неудачи. И он не первый. Но история учит: делающий ставку на антисемитизм обречен. Его ждет крах.

Однако неудовлетворенное честолюбие, зависть, корысть и другие скверные свойства антисемитов есть лишь частичный ответ на вопрос о причинах антисемитизма. Чтобы понять всё, надо задуматься, кто такие мы сами, какова наша роль в этом мире.

Мы, евреи, – избранный народ. Так написано в Торе, так сказал Г-сподь. Это не значит, что мы лучше других. Это значит, что

Б-г избрал нас для выполнения определенной миссии. Мы должны быть «нер лаамим» – свечой для других народов. Иными словами, усердно и правильно выполняя волю Г-спода, мы даем пример другим народам. Пример того, как следует жить на земле.

При даровании Торы Б-г четко определил, какого именно поведения Он требует от нас. Законы, обуславливающие наше бытие, зафиксированы в Десяти заповедях. При этом евреи должны не просто чтить эти законы, а делать все, чтобы их приняли в душу и другие народы. Проще говоря, Г-сподь хотел, чтобы мы влияли на окружающий мир, на людей в мире, даже на государственных и общественных деятелей, приобщая их к тем ценностям, которые Он даровал иудеям.

Благодаря Торе мы возвысились духовно, мы поднялись на иной, более высокий уровень морали. Это проявляется, в частности, в нашей глубокой приверженности семейным, общинным нравственным основам. Мало найдется в мире столь же сплоченных людских сообществ, как еврейская семья, еврейская община. Когда их видит человек «со стороны», видит и понимает, что наша жизнь есть выполнение воли

Б-га, он часто тоже хочет следовать Б-жьим законам, и мы обязаны помочь ему в этом.

Но есть другие люди; им ненавистно все, что идет об Б-га. Они бы еще могли как-то примириться с плохими поступками худших наших единоверцев, но те евреи, что, живя в согласии с Б-гом, стараются насаждать любовь вокруг себя, вызывают у них инстинктивную враждебность. Еврей, выполняющий заповеди, зажигает свечу, чтобы рассеялся мрак и всем стало светло. Но этим людям свет слепит глаза, а человек со свечой внушает злобу. Недаром антисемит ненавидит не только еврея, но любого, кто духовно выше, чем он, кто ближе него к

Б-гу. Ненавидит интеллигенцию, ненавидит всех, чья жизнь наполнена высоким смыслом.

Так было, так есть. Такова главная причина антисемитизма, бытующего на протяжении всей истории. Но и в прошлом это не заставило нас свернуть с пути, по которому заповедал идти Г-сподь. Не заставит и теперь. Мы верим и знаем, что человек, живущий в соответствии с Его волей, с Его установлениями, удостоится от Него высшей награды.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru