[ << Содержание ] [ Архив ]       ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2003 КИСЛЕВ 5764 – 12(140)

 

Письмо младшему брату

Арье-Лейб

 

Ивану Ивановичу Иванову

С наступающим, Ваня!

       Ты спрашиваешь, откуда мой оптимизм. Сейчас расскажу. Но зафиксирую предварительно так называемый «местный комплекс».

Вы, Ваня, местные, боитесь исчезнуть. Такого страху нагнало на вас двухсотлетнее восточное иго. Были, наверное, и другие причины. Однако же и по сей день избываете вы смертный тот ужас.

Отсюда, в частности, чрезмерный патриотизм с воплями о несусветных достоинствах. Все вам мерещатся какие-то внешние силы, что подомнут и раздавят. Между тем один мудрый немец заметил: если России суждено  погибнуть, то от внутренних потрясений.

Россия – тишина. Россия – прах.

А может быть, Россия – только страх, –

писал Георгий Иванов.

Опасение рассеяться, раствориться, не оставить следа и памяти – главная ваша забота. Вспомните, Ваня, как Достоевский настаивал на резервации для евреев – «черте оседлости». Мы, говорит, русские – народ-ребенок. И разные древние нации сделают с нами, что захотят: заведут и не выведут.

У страха глаза велики. Василий Витальевич Шульгин возражал против смешанных браков. И до того увлекся, что вычеркнул из русской культуры Пушкина, Жуковского, Вяземского, Герцена, Фета...

Что поделаешь? Охота пуще неволи! Ежели, рассуждает, евреи (которых в империи пять миллионов) и русские (которых сто) переженятся... Вот именно, что же   получится?

По логике и статистике евреи, похоже, обратятся в «фу-фу». А по  Шульгину:

Можно с уверенностью утверждать, что из десяти русско-еврейских детей девять унаследуют черты родителя-еврея.

То есть при стомиллионном арифметическом перевесе в аккурат русские, полагает Шульгин, и прекратятся. Он разделяет идею классика насчет «народа-младенца». И выдвигает противоположную – «народ-старец». Который, согласно другому классику (полуполяку Некрасову), «все, что мог, уже совершил»... Только в одном отказывает Шульгин местному населению – в зрелости.

А где, Ваня, грань между зрелостью и незрелостью?

По-моему, зрелость, как бы там ни было, всегда продолжает. А незрелость, с тем же упорством, всякий раз стремится разрушить, дабы начать сызнова.

Черт, – говорит мыслитель, – есть начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное.

И юдофоб – с такой точки – порождение Дьявола. Ведь если верить другому философу, антисемитизм – не образ мысли, а страсть. Страсть как охота разделаться с прошлым и заварить кашу по новой!.. Но пока мы, евреи, существуем реально и въявь, история человечества прозрачна. И просматривается на всю глубину.

Ваня, вы меня знаете. Я – Арье-Лейб, старенький старичок. Вечный Жид на кладбищенской ограде. Мне шесть тысяч лет.

Меня продали в рабство, распахав до основания родимый Иерусалим. Изгнали из одной страны. Преследовали в другой. Травили в третьей. Сажали на кол в четвертой. Убивали в пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой...

Говорят, я выдумал автомобиль-душегубку. И отравляющие вещества.   Был загазован на Западе. Восстал на Востоке из мерзлоты – вечной, как я.   Открыл теорию относительности.

И объявляю из глубины (с высоты) своего опыта:

Ваня, оставьте страхи! Вы не пропадете, раз не пропали мы. Заверяю как старший брат. Хотите, от имени истории выдам справку с печатью?.. Например, из книги «Россия и евреи», изданной в Берлине в 1924 году:

Русский народ, что бы с ним ни случилось, что бы над ним ни проделывали, останется сидеть плотной и грузной массой на своей земле, такой же необъятной, как он сам. Его потери велики, жертвы неисчислимы. Он может обеднеть и на время утратить свободу. Но ничто не угрожает ему в целом, ничто не в состоянии ни исчерпать русского моря, ни расплескать. Земля русская и народ русский едины. Этого великана и врата адовы не одолеют. Иначе мы – – –

 

Но тут, Ваня, начинаются наши, еврейские комплексы.

 

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru