[ << Содержание ] [ Архив ] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2003 КИСЛЕВ 5764 – 12(140)
Письмо младшему брату
Арье-Лейб
Ивану Ивановичу Иванову
С наступающим, Ваня!
Ты спрашиваешь, откуда мой оптимизм. Сейчас расскажу. Но зафиксирую предварительно так называемый «местный комплекс».
Вы, Ваня, местные, боитесь исчезнуть. Такого страху нагнало на вас двухсотлетнее восточное иго. Были, наверное, и другие причины. Однако же и по сей день избываете вы смертный тот ужас.
Отсюда, в частности, чрезмерный патриотизм с воплями о несусветных достоинствах. Все вам мерещатся какие-то внешние силы, что подомнут и раздавят. Между тем один мудрый немец заметил: если России суждено погибнуть, то от внутренних потрясений.
Россия – тишина. Россия – прах.
А может быть, Россия – только страх, –
писал Георгий Иванов.
Опасение рассеяться, раствориться, не оставить следа и памяти – главная ваша забота. Вспомните, Ваня, как Достоевский настаивал на резервации для евреев – «черте оседлости». Мы, говорит, русские – народ-ребенок. И разные древние нации сделают с нами, что захотят: заведут и не выведут.
У страха глаза велики. Василий Витальевич Шульгин возражал против смешанных браков. И до того увлекся, что вычеркнул из русской культуры Пушкина, Жуковского, Вяземского, Герцена, Фета...
Что поделаешь? Охота пуще неволи! Ежели, рассуждает, евреи (которых в империи пять миллионов) и русские (которых сто) переженятся... Вот именно, что же получится?
По логике и статистике евреи, похоже, обратятся в «фу-фу». А по Шульгину:
Можно с уверенностью утверждать, что из десяти русско-еврейских детей девять унаследуют черты родителя-еврея.
То есть при стомиллионном арифметическом перевесе в аккурат русские, полагает Шульгин, и прекратятся. Он разделяет идею классика насчет «народа-младенца». И выдвигает противоположную – «народ-старец». Который, согласно другому классику (полуполяку Некрасову), «все, что мог, уже совершил»... Только в одном отказывает Шульгин местному населению – в зрелости.
А где, Ваня, грань между зрелостью и незрелостью?
По-моему, зрелость, как бы там ни было, всегда продолжает. А незрелость, с тем же упорством, всякий раз стремится разрушить, дабы начать сызнова.
Черт, – говорит мыслитель, – есть начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное.
И юдофоб – с такой точки – порождение Дьявола. Ведь если верить другому философу, антисемитизм – не образ мысли, а страсть. Страсть как охота разделаться с прошлым и заварить кашу по новой!.. Но пока мы, евреи, существуем реально и въявь, история человечества прозрачна. И просматривается на всю глубину.
Ваня, вы меня знаете. Я – Арье-Лейб, старенький старичок. Вечный Жид на кладбищенской ограде. Мне шесть тысяч лет.
Меня продали в рабство, распахав до основания родимый Иерусалим. Изгнали из одной страны. Преследовали в другой. Травили в третьей. Сажали на кол в четвертой. Убивали в пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой...
Говорят, я выдумал автомобиль-душегубку. И отравляющие вещества. Был загазован на Западе. Восстал на Востоке из мерзлоты – вечной, как я. Открыл теорию относительности.
И объявляю из глубины (с высоты) своего опыта:
Ваня, оставьте страхи! Вы не пропадете, раз не пропали мы. Заверяю как старший брат. Хотите, от имени истории выдам справку с печатью?.. Например, из книги «Россия и евреи», изданной в Берлине в 1924 году:
Русский народ, что бы с ним ни случилось, что бы над ним ни проделывали, останется сидеть плотной и грузной массой на своей земле, такой же необъятной, как он сам. Его потери велики, жертвы неисчислимы. Он может обеднеть и на время утратить свободу. Но ничто не угрожает ему в целом, ничто не в состоянии ни исчерпать русского моря, ни расплескать. Земля русская и народ русский едины. Этого великана и врата адовы не одолеют. Иначе мы – – –
Но тут, Ваня, начинаются наши, еврейские комплексы.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru