[ << Содержание ] [ Архив ] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2003 КИСЛЕВ 5764 – 12(140)
Евреи век назад
Александра Гордон
РОССИЯ хроника 1903 года
«Новости и биржевая газета», 1903, 1 августа
Нет и не было ритуальных убийств
Краковская присяга раввинов
На открывшийся в Кракове международный съезд раввинов, о котором мы упоминали вчера, съехались представители еврейского духовенства из России, Франции, Германии, Австрии. Венгрии, Румынии. Чехии, Палестины, Египта и других стран. Особое внимание собравшихся привлекли Хананей-баша-Хан-Салл, раввин из Александрии и Мендель-Кон, раввин из Каира. Последний – один из крупнейших гебраистов нашего времени. Многие раввины с востока и запада написали в президиум съезда, что лишены возможности принять участие в его работе, но горячо желают ему успеха.
Старая синагога в Кракове.
Заседание съезда открылось в древней исторической «божнице» на Краковском Казимире. Самым важным событием первого дня стало принесение присяги. Раввины считают, что настал час положить конец нелепым и недостойным слухам о ритуальном употреблении евреями христианской крови. Текст присяги в переводе с древнееврейского опубликован краковскими газетами; звучит он следующим образом:
«Мы неповинны в преступлении, которое нам приписывают. Однако в некоторых странах, благодаря распространителям подлого слуха, поругано человеческое достоинство многих людей. Мы заявляем от имени собравшихся здесь раввинов и учителей еврейской веры громкий протест против этой гнусной клеветы. Мы клянемся именем Всемогущего, который смотрит в наши сердца и освещает путь нашей жизни, мы клянемся именем Отца Небесного и Высшего законодателя, что обычай убивать христианских детей ради достижения каких-то ритуальных целей в еврейском обществе никогда и нигде не возникал. Клянемся, что о нем не упоминается ни в Священном писании, ни в сочинениях наших ученых, ни в преданиях. Клянемся также, что этот обычай никогда не исполнялся ни какими-либо еврейскими сектами, ни отдельными лицами, исповедующими иудаизм. Словом, такой обычай совершенно чужд и неизвестен еврейской вере».
Текст этой присяги был торжественно прочитан краковским раввином Х.Л. Горовицем перед открытыми дверьми хранилища со свитками Священного писания. Все раввины, облаченные в канонические белые молитвенные одеяния, повторяли за Горовицем каждое слово. Им, в свою очередь, вторили голоса мирян: громадные толпы народа, собрались и в самой «божнице», и на площади, и даже на прилегающих улицах. Отовсюду слышался громкий плач. Вообще, церемония, по описанию местных газет, носила впечатляющий характер.
Текст присяги за подписью присутствовавших раввинов будет разослан правительствам всех стран.
«Новости и биржевая газета», 1903, 2 августа
Нет и не было ритуальных убийств
К краковской присяге раввинов
По словам краковских газет, в тексте присяги духовных раввинов по поводу ритуальных убийств христианских детей, совершенных евреями, сказано, что ни в Библии, ни у пророков, ни в Талмуде Вавилонском, ни в Талмуде Иерусалимском, ни в книгах Сара, ни в Сифру, ни в Мехильте, ни в Тосефте, ни в Мидраше, ни в Зогаре, ни в каком-либо кабалистическом труде, ни в кодексе Шулхан-Орух, ни вообще в книгах, написанных как древнейшими, так и более поздними и даже современными раввинами, никто не нашел и не мог найти хотя бы одного упоминания о том, что христианская кровь употреблялась для ритуальных целей.
Все сообщения о ритуальных убийствах признаются присягой «подлою и лживою баснею, распространяемою людьми злой воли».
Под присягой, отпечатанной на пергаменте в нескольких тысячах экземпляров, стоит еврейская календарная дата: «15 сентября месяца ав (5)5663 г. от сотворения мира».
«Новости и биржевая газета», 1903, 10 августа
Страшная легенда
В1901 г. в Австро-Венгрии рассматривалось дело об убийстве евреем христианина с ритуальными целями. Предварительное следствие ясно доказало, что судебные власти допустили серьезное нарушение принятых норм судопроизводства. Суд беспристрастен и не должен учитывать предвзятые мнения. Однако в данном случае прокурор настаивал на ритуальном убийстве не в силу веских улик, а в силу своего убеждения, что евреи действительно употребляют христианскую кровь.
Хотя судебный процесс и не подтвердил страшное лживое обвинение, но при всем том ситуация создавалась довольно странная. Если прокурор, представитель власти и закона, если другие выступающие говорят в зале судебного заседания о ритуальном убийстве как о чем-то в принципе реальном, значит любой слушатель может вынести убеждение, что хотя в данном случае такое убийство не состоялось, но вообще оно вполне возможно для миллионов приверженцев иудаизма.
В 1901 г. автор писал: «Венская газета “Der Interviewer" недавно напечатала ответы различных ученых на вопросы, связанные со слухами об употреблении евреями христианской крови и с происхождением этой легенды, до сих пор имеющей своих сторонников.
Не претендуя на звание специалиста, я считаю нелишним высказать и свой взгляд, возникший у меня в результате изучения средневековой демонологии; прошу в этой связи предоставить мне место на страницах нашей уважаемой газеты.
В средние века все проявления человеческого духа были очерчены чрезвычайно резко. Это напоминало картину, нарисованную только яркими красками, без полутонов.
Аскетизм и поклонение дьяволу составляли как бы два противоположных полюса, но последователи того и другого отдавались, одни своей вере, другие своему заблуждению, с одинаковой страстностью. Какую же связь имеет поклонение дьяволу с евреями? Я предполагаю, что дело обстоит следующим образом. Гонимые в средние века евреи вынуждены были совершать свои обряды втайне. О сущности этих обрядов было известно очень мало, а, слушая инквизиторов, можно было предположить всевозможные кощунства, мерзости, а также жертвоприношения Вельзевулу».
«Новости и биржевая газета», 1903, 2 августа
Краковский съезд раввинов
В«Slovo Pоlske» от 11 августа (по новому стилю) пишут из Кракова:
«В старой синагоге второй день заседают еврейские раввины. С первого же дня обнаружился сильный антагонизм между раввинами-реформаторами, среди которых один сионист, и хасидами. Прогрессистов слушают неохотно и не дают им говорить.
Оживленные прения вызвала речь полтавского раввина Рабиновича. Говорил он на древнееврейском языке, на этом же языке шли прения. Слушая прения, оратор убедился, что далеко не все раввины поняли его еврейскую речь, и вынужден был повторить всё на жаргоне, включая в свой текст еврейские и русские фразы. При этом прибавлял: «Как говорят по-нашему…»
Улица старого Кракова.
Речь Рабиновича касалась темы «Несть бо власти аще не от Б-га» и была направлена против распространяющихся в среде еврейских рабочих социализма, нигилизма, неуважения к порядку и власти. Он посоветовал всем раввинам обратить внимание на этот факт и устами странствующих меламедов внушать рабочим, что подобные теории противны иудейской религии. Тех же, кто станет упорствовать, следует, по его мнению, исключать из еврейской общины.
Выступление Рабиновича вызвало бурные прения. В конечном счете была принята резолюция – выбрать комитет из семи членов для рассмотрения предложений раввина из Полтавы.
Прения вообще начались и шли довольно беспорядочно. Говорили и по-еврейски, и на жаргоне. Перебивали друг друга. Иногда одно слово вызывало целую бурю. Попытки Гирша Ландау заставить себя слушать успехом не увенчались: крики противников, неумение председателя Горовица (краковского раввина), толково и хладнокровно вести заседание сделали свое дело.
Во вторник явилось несколько новых участников заседания – раввинов из Галиции, вызвавших новую бурю требованием, чтобы им предъявили все постановления, принятые в их отсутствие.
«Новости и биржевая газета», 1903, 4 августа
13 августа (31 июля) съезд раввинов в Кракове завершил работу. Прения под конец велись более спокойно: ораторов слушали внимательно и с явным интересом.
Руководитель съезда раввин Горовиц прочел составленную выборным комитетом декларацию, разъясняющую взгляд участников съезда на революционное движение. Декларация написана на иврите и в дословном переводе гласит следующее.
«Мы, раввины различных стран, съехавшиеся на конгресс в Краков, публично заявляем, что с того времени, как мы покинули нашу древнюю отчизну и разбрелись по разным странам мира, мы считаем своим священным долгом, повинуясь заветам Торы, чтить законы тех стран, под покровительством которых живем. Еврею строго воспрещено принимать участие в революционных движениях, вообще в деяниях, противных существующим порядкам. В соответствии с нашим великим и мудрым царем Соломоном, сказавшим: “Бойся в жизни Б-га и царя”, и основываясь на строгом предписании Торы, конгресс протестует против любых противоправительственных бунтов в настоящем и в
будущем.
Участники съезда единодушно одобрили вышеприведенный текст и постановили довести его до сведения всех своих единоверцев».
«Новости и биржевая газета, 1903, 5 августа
Папа французских евреев
На состоявшемся в Кракове международном съезде раввинов недоставало парижского раввина Цадока Кана, которого евреи называют «папой французских евреев». Цадок Кан пользуется особым почетом и уважением среди современного еврейства, и все раввины признают его ученейшим гебраистом, первым знатоком Библии и других священных книг. К его авторитету евреи то и дело прибегают в спорах религиозного характера. По своим убеждениям он принадлежит к либеральным, свободомыслящим евреям. Признавая себя, как и всех французских евреев, французом по национальности и евреем только по вере, Цадок Кан в своих проповедях и речах всегда выступал рьяным французским патриотом, доказывая всем, что привязанность к вере отцов не мешает евреям любить страну, в которой они родились, воспитывались, в которой живут, трудятся, за которую готовы пролить свою кровь. Либерал Цадок Кан дошел до того, что предложил перенести празднование субботы на воскресенье и праздновать воскресные дни наряду с остальным населением.
«Новости и биржевая газета, 1903, 3 августа
Сионисты в Венгрии
Венгерское министерство внутренних дел не утвердило устав венгерских сионистских кружков. Причину своего отказа министерство мотивировало тем, что подобные кружки, учитывая цель, которую они преследуют, должны быть связаны с сионистскими кружками в других странах и высылать часть собранных в Венгрии сумм за границу. В результате этого венгерское правительство будет лишено возможности контролировать деятельность кружков в собственной стране.
«Восход» № 32
По случаю приезда доктора Герцля петербургские сионисты устроили вечер. Собралось человек сорок, в том числе представители всех выходящих в Петербурге еврейских изданий. Атмосфера на вечере была сдержанной, что весьма необычно1.
Министр внутренних дел России В. К. Плеве.
На расспросы о результатах приезда его в Петербург д-р Герцль отвечал кратко, что об этом пока рано говорить. Тоскливому настроению присутствовавших на вечере содействовали речи некоторых ораторов. Др Рувим счел долгом доложить вождю, что «ассимиляторы радуются мерам, принятым администрацией против сионизма». Главный интерес сосредоточился, конечно, на речи Герцля.
Создатель сионистской организации Т. Герцль.
«Я очень рад, – говорил он, – что давнишнее мое желание побывать в среде русских сионистов, видеть их в обычной для них обстановке, наконец, исполнилось... Чужой в России, я, однако, чувствую себя здесь среди родных и потому позволяю себе говорить в тоне, быть может, не подобающем гостю. В такие моменты, как нынешний, надо твердо стремиться к какой-то одной, определенной цели, не разбрасываться, не браться за решение нескольких вопросов одновременно.
Мы, сионисты, должны придерживаться своей Базельской программы и только ее. Меня ославили “буржуем”, уму которого недоступно понимание новых радикальных течений. Это неверно. Я просто думаю, что у нас еще будет время занять в собственной стране новую позицию по отношению к этим течениям. Главная задача сложна, трудна и требует отдачи всех наших сил. Мы и должны отдать себя ей всецело, не отвлекаясь на второстепенные вещи»x.
1Герцль несколько раз пытался получить аудиенцию у царя Николая II. Тяжелое положение русских евреев, наглядно продемонстрированное кишиневским погромом, заставило его возобновить усилия. В мае 1903 года по дипломатическим каналам он подал прошение об аудиенции у царя, но оно снова было отклонено. В конце июня до него дошло известие о секретном циркуляре Плеве, предусматривающем полное запрещение сионистской деятельности в России (запрет на продажу акций колониального банка был наложен ранее). Герцль вновь решил добиваться приема, – если не у царя, то хотя бы у его министров. Он знал, что не все ведущие сионисты России одобряют его обращение к Плеве. Были такие, кто расценил его как оскорбление, нанесенное национальному достоинству евреев и чести сионистского движения. Своим критикам Герцль отвечал: «А разве наш учитель Моисей не отправился к фараону?» (Ицхак Маор. Сионистское движение в России. Библиотека Алии. 1977. С.153.)
2Отвечая на многочисленные приветствия, Герцль предостерег русских сионистов от вмешательства во внутриполитические дела государства . На утверждение одного из присутствующих, принадлежавшего к «Поалей Цион» («Трудящимся Сиона»), что в диаспоре евреи должны, в собственных интересах, поддерживать социалистическое движение, Герцль возразил, заметив, что товарищ совершает ту же историческую ошибку, какую допустили евреи на Западе, когда поддержали либерализм. «Возделывание чужих нив приводит к уничтожению евреев и еврейства. В этом случае мы трудимся на других, а не на себя. Для нас существует лишь одна дорога. И эта дорога – сионизм!» Что касается социалистического сионизма, то Герцль добавил: «Если в Палестине, в нашей собственной стране возникнет крайняя в социальном смысле партия, – там она будет на месте. Партия, наверное, поможет расцвету страны, и тогда я определю свою позицию по отношению к ней». (Ицхак Маор. Сионистское движение в России. С. 163).
«Восход» № 33
Шестой сионистский конгресс1
Делегаты, особенно из России, начали съезжаться очень рано. Уже во вторник, 5 августа, в Базель приехали около 140 человек. На игорной доске в казино появились объявления о предварительных собраниях различных групп. Кроме прежних групп – «мизрохи»2 и «молодой фракции» появилась еще одна группа – «политических сионистов», или чистых политиков. Руководители этой группы, г-да Паперин и Пасманник с благословения высших сионистских сфер занялись очищением Базельской программы от наслоений, которые, по их мнению, появились на ее страницах со времен первого конгресса. К этой партии, кроме прежних противников, пристало много оппортунистов, готовых поступиться частью своей программы или даже частью членов сионистской партии во имя всяческих сторонних соображений. На первом, довольно многочисленном собрании «политиков» были прочитаны письма Макса Нордау, Марморека и др. с одобрительными отзывами по поводу образования этой политической группы. На заседании было принято решение очистить сионизм от нежелательных «примесей». Еще более многолюдно было в первый день собрания «мизрохистов», которые организовали раздачу мандатов и даже выставили в качестве представителей от глухих местечек России множество швейцарских торговцев. В совещании свободомыслящих сионистов приняли участие в первые дни не более 20 человек. Положение их, как выяснилось на совещании, обещало на конгрессе быть не из легких, так как им предстояло отстаивать прогрессивные принципы в споре со сплоченными группами «мизрохистов», стоящих на платформе ортодоксии, и политиков, не способных подняться выше мелкобуржуазных идеалов.
1Шестой конгресс был созван, согласно новому статусу, через два года и длился пять дней, с 23 по 26 августа 1903 при участии 604 делегатов. (Еврейская энциклопедия. Т. 6. С. 679.)
2(«Мизрохи», «мерказ рухаим» – «духовный центр»; «восточный». Учредительное собрание состоялось 4-5 марта в Вильно. Девиз – «Земля Израиля для народа Израиля». Название введено Ш. Могилёвером. В России было 210 местных отделений «духовного центра». Отделения были также в Румынии, Германии, Австро-Венгрии, Англии, Швейцарии.(Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5. С. 341.)
Русская конференция была посвящена свободному отчету русских уполномоченных, составленному В.Г.Темкиным. Докладчик констатировал прежде всего количественный рост сионистов в России и оживление их деятельности во всех сферах. Причинами этого, по его мнению, стали и естественный всплеск еврейского самосознания под влиянием созданной пять лет назад программы сионистов, и случайные события, вроде Минского съезда. Рост сионистских кружков ясен из цифр, зафиксированных по разным районам.
Процент закрытия кружков по имеющимся данным за последние годы сильно понизился. Деятельность кружков стала энергичнее, собрания – регулярнее. На подробный опросный лист, разосланный уполномоченными, точные сведения о своих занятиях дали 70% всех организаций.
Сборы по акциям Колониального банка1 за определенный период значительно уменьшились, – отчасти вследствие запрещения ввоза акций, но главным образом ввиду усиленных сборов в национальный фонд2. В Петербургском районе – 4000 р., в Елизаветградском – 26029 р., в Витебском – 14728 р., в Бендерском – 5727 р., в Московском – 23205 р., в Виленском – 5500 р., в Симферопольском – 5678 р., в Сапоцкинском – 19260 р., в Лодзинском – 4700 р., в Варшавском – 5221 р. Всего, за исключением Киевского и Екатеринославского районов, собрано было около15000 рублей.
Культурная работа, согласно докладу, велась также очень усердно; организовывались образцовые хедеры, Талмуд-Торы, библиотеки и книжные склады. Как сообщается в отчете, даже в Сапоцкинском районе, где преобладают кружки «Мизрохи», стоит только организоваться на дому одному-единственному кружку, и он тотчас начинает культурную работу.
Новым явлением после Минского съезда стала работа сионистов на благо современной Палестины.
Во всех других сферах общественной жизни российских евреев сионисты тоже принимали деятельное участие. Об их отзывчивости и чуткости говорит, например, статистика кишиневского комитета по сбору пожертвований: около 80% всех полученных пакетов были оклеены, среди прочих, марками национального фонда.
1Еврейский Колониальный банк – первый сионистский банк. Основан 20 марта 1899 г. в Лондоне в соответствии с решением I и II сионистских конгрессов. Зарегистрирован в качестве английского акционерного общества под названием «Джуиш Колониэл Траст Лтд». Главный инициатор создания банка – Теодор Герцль, который стремился превратить его в прочную финансовую основу сионистского движения. В конце февраля 1902 г. была создана дочерняя компания – Англо-Палестинское общество (впоследствии – Англо-Палестинский Банк). Летом 1903 г. компания начала действовать в Яффе, намеревались основать ЕКБ и в Палестине.
2Национальный фонд – один из сионистских институтов. Идея принадлежит гейдельбергскому профессору Герману Шапиро, выступившему с предложением о создании фонда на 1-м конгрессе в Базеле. Решение об открытии фонда состоялось 29 декабря 1901 г. на 5-м конгрессе в Базеле. Правление до 1905 г. находилось в Вене, с 1905 г. находится в Кёльне. Официальная легализация состоялась в 1907 г. в Англии. Правление общества фонда состоит из членов сионистского АС, владеющих учредительными акциями Еврейского Колониального банка. Казначей Национального фонда – Еврейский Колониальный банк. Цель фонда – приобретение в Палестине, в Сирии и на Синайском полуострове земель в неотчуждаемую национальную собственность всего еврейского народа. («Еврейская энциклопедия», т. 11, с. 612–613).
Тибериадский ландшафт.
Отчет еврейского колонизационного общества
Палестина
Положение дел в Палестине благоприятнее, нежели в Аргентине. Палестинский колониальный отчет рисует будущее в розовом свете. Начатая три года тому назад реорганизация колоний приближается к концу. Устройство новых колоний под Тиберией совершается беспрепятственно, а урожай первого года обещает стать весьма обильным. Колонисты в скором времени смогут начать выплату взятых ими ссуд. Крупным препятствием в процессе развития колоний все еще остается десятинный сбор, совершенно произвольно повышаемый некоторыми откупщиками податей до 30%.
Карта Галилеи.
«Восход» № 34
Шестой сионистский конгресс.
Базель, 10 ( 22 августа)
Сегодня состоялось открытие конгресса. Делегатов, как говорят, прибыло почти 600 человек, журналистов около 170. Масса гостей. По количеству участников нынешний конгресс превзошел все предшествующие. Речь Герцля была выслушана с напряженным вниманием. Аудитория то и дело переходила от надежды к отчаянию, от отчаяния к надежде. Потом раздались аплодисменты, чего отнюдь нельзя было ожидать при столь печальном положении дел, при очевидном отсутствии реальных результатов. Ведь условия агитации ухудшились, с султаном переговоры прерваны. От Вади – Эль-Ариша1 пришлось отказаться…
Казалось, у Герцля нет выхода, – все пути заказаны. Но д-р Герцль, подобно Гамбетте, вылетел из осажденной крепости на воздушном шаре и опустился в Восточной Африке2.
Кто бы мог этого ожидать за пять минут до открытия конгресса?! Никто не захватил с собою ни карты Африки, ни учебника географии. «Что такое «Восточная Африка»?» – спрашивали справа и слева. На память приходили Сомали, Занзибар, Уганда3...
Эрец Исраэль. Мелиоративные работы.
Были и другие моменты в речи Герцля, которые заставляли слушателей волноваться. А уж наше замученное, исстрадавшееся племя всегда готово волноваться по множеству причин. Например, по вопросу о Кишиневе; то, как отнесется конгресс к этому ужаснейшему несчастью, тревожило многих еще задолго до открытия конгресса. Дело ведь шло о чести нашей организации. Большинство, пожалуй, даже подавляющее большинство делегатов в этом отношении речью Герцля остались недовольны. Некоторые даже сочли, что слова о «Кишиневах» в «других» странах излишни4.
Заявление Герцля, что в Петербурге он представлял интересы не только партии, но и всего еврейского народа, вызвало гром аплодисментов. Однако тому, кто знает положение дел в России, это заявление могло показаться наивным, если не хвастливым.
1« В конце 1902 года Герцль попросил британское правительство предоставить для заселения евреями пустынные египетские территории на севере Синайского полуострова. Конкретно – в районе Эль-Ариша, в непосредственной близости к Эрец Исраэль. Египет находился под протекторатом Великобритании, и в ответ англичане предложили Герцлю отправить комиссию для обследования выбранной территории; если это место окажется пригодным, британское правительство порекомендует египтянам выделить земли для создания “небольшого еврейского государства”. В марте 1903 года группа специалистов, в которую входил врач Гилель Яффе, обследовала этот район, признала его частично подходящим для житься и рекомендовала провести туда воду из Нила для нужд будущих жителей. Но египтяне отклонили проект, ссылаясь на невозможность обеспечить водой большое количество поселенцев». (Ф. Кандель. Земля под ногами. Из истории освоения и заселения Эрец Исраэль» Мидраша Ционит. Гешарим, Киев – Иерусалим. 2003, с.185).
Эрец Исраэль. Еврейские поселенцы.
2«Весной 1903 года британское правительство предложило территории для автономного еврейского поселения под протекторатом Уганды в Восточной Африке. Гибель надежды на получение «чартера» от султана и чудовищное потрясение от кишиневского погрома побудили Герцля предложить на обсуждение план, о котором он прежде и думать не хотел. Ответное послание британского министерства иностранных дел поступило 14 августа 1903 года, накануне Шестого конгресса». В послании говорилось, что министерство иностранных дел готово обсудить детали плана, главными пунктами которого являются: предоставление для еврейского поселения в Восточной Африке соответствующей территории под покровительством Великобритании, назначение еврейского чиновника главой местной администрации и предоставление колонии права издавать муниципальные законы для регулирования религиозных и внутренних дел. Эта местная автономия обуславливается правом правительства Его королевского величества осуществлять общий контроль. Положительный ответ британского министра иностранных дел был получен Герцлем, когда тот находился в Вильно. Он ничего не сказал об этом даже деятелям сионистского движения, устроившим в его честь ужин перед отъездом из России» (Ицхак Маор. Сионистское движение в России. Библиотека Алии, 1977. С. 166,167).
Хедер.
3«Делегат конгресса Хаим Вейцман писал в мемуарах: «У нас уже сложился обычай вывешивать на стене за председательским креслом карту Палестины. На этот раз она была заменена картой Уганды, и этот символический акт неприятно задел нас, наполнив мрачными предчувствиями».(Ф. Кандель. Земля под ногами. С.186).
Улица Т. Герцля в Тель-Авиве.
4«Герцль сказал во вступительном слове: “Многие из нас полагали, что хуже стать не может. Однако положение ухудшилось еще больше. Несчастье, подобное наводнению, обрушилось на еврейство…Мы не должны забывать, что “Кишинев” имеется не в единственном числе, не только в России…Спасем тех, кого еще можно спасти”» (указ. соч. С.185).
«Новое время», 19 апреля (2 мая)
Еврейская печать полна сообщений о шестом базельском конгрессе сионистов. Судя по нелицеприятным заявлениям корреспондентов «Восхода», шума там немало и распорядителям неустанно приходится кричать «Ruh!» возбужденной толпе интеллигентных семитов. Речь верховного вождя сионизма д-ра Герцля на этот раз оказалась поистине сенсационной. Он сообщил о результатах своих хлопот по вопросу об уступке евреями Палестины. Нас особенно интересует та часть речи Герцля, в которой он коснулся своей недавней поездки в Россию.
«Хорошо известные события – сказал Герцль, – привели к тому, что в интересах еврейского народа я должен был поехать в Россию. Благоприятные обстоятельства позволили мне вступить в сношения с тамошним правительством: я могу сказать, что нашел у его членов известное понимание сионистских устремлений; равно слышал я и доброжелательные заявления и слова о намерении сделать для нас что-нибудь значительное (еtwas entacheidendes). Впрочем, надо признаться, – вы уж не взыщите с меня за это, – что я в данном случае действовал не только как представитель партии. И говорил не в защиту одних сионистов,– говорил обо всех евреях в России. Я старался добиться некоторого улучшения их печального положения и получил заверение, что об этом вскоре будет возбужден вопрос».
Весьма значительны были и те обещания, – подчеркнул далее автор, – что я получил относительно сионистского движения. Я вправе заявить, что русское правительство не думает ставить никаких препятствий сионизму. Поскольку он будет по-прежнему носить спокойный и законный характер. Русское правительство, кроме того, готово содействовать руководимой сионистами эмиграции, приняв на себя часть необходимых в этом случае денежных расходов.
Наконец, и на это я обращаю особое внимание, правительство России согласно поддерживать нас в наших стараниях получить Палестину у его величества султана».
Примечание. «В конце беседы Плеве обещал Герцлю обратиться с посланием к сионистскому движению в России, если оно не будет заниматься внутренней политикой. Он также сказал, что русское правительство готово использовать свое влияние на турецкие власти, чтобы содействовать доступу евреев в Палестину».
«Готовность нашего правительства нести денежные жертвы при, – добавил он, – выселении евреев еще может быть объяснена. Но чтобы д-ру Герцлю была обещана поддержка в стремлении сионистов “получить Палестину у его величества султана”, – в этом мы положительно сомневаемся. Палестина имеет такое огромное религиозное значение в глазах христианского мира, что основание в ней “Сионистского царства” немыслимо: это коренным образом расходится с догматом общехристианских преданий и верований»1.
1«Герцль попросил Плеве облегчить положение евреев, остающихся в России, по крайней мере, расширив черту оседлости и включив в нее Курляндию и Ригу (Прибалтийский край Российской империи), а также разрешив евреям покупку земли для сельскохозяйственных надобностей внутри черты. Плеве обещал отнестись к этому положительно. (указ. соч. С.159).
«Восход» № 34
Отчет Action committe, прочитанный г. Маринеком, составлен по обыкновению в духе весьма оптимистическом.
«Сионистский шекель».
За время, истекшее с последнего конгресса, возникли сионистские организации в Швеции и Норвегии, образовавшие одну общую скандинавскую федерацию в Кохинхине. И на о. Крите. Общее число шекеледателей возросло за то же время почти на 130%. В странах, где сионизм существовал и раньше, наблюдается заметный прилив новых членов. В Румынии, несмотря на пережитый кризис и крупное эмиграционное движение, сионизм имеет столько последователей, что эта страна должна занять второе место в отчете. Здесь функционирует 113 правильно организованных кружков, из коих 13 – женских. В Германии число шекеледателей возросло вчетверо; сионистская агитация ведется очень усердно, в чем немалую услугу оказывают евреи-интеллигенты из России. Во Франции местное еврейское население продолжает относиться к сионизму недружелюбно; ранее существовавшие кружки, однако, сохранились. В Бельгии и Голландии агитация последнее время велась по-прежнему. В Швейцарии сионизм приобрел много сторонников: из 12 тысяч местного еврейского населения платят свой шекель 1200 человек. Большинство сионистов тут – пришлый бедный элемент. В Италии в ряды сионистов вошли представители состоятельного еврейского класса. Сравнительно малый успех имеет движение в Галиции и в Буковине. Равным образом, слабо подвигается дело в Венгрии, в Боснии и Герцеговине. В Болгарии сионизм привлекает сторонников из бедных классов; богачи держатся в стороне. В Англии имеется 80 сионистских кружков, из коих 33 – в Лондоне. Кружок, основанный в Шамане, присоединился к английской федерации. Новые кружки возникли в Египте. Заметных успехов добилось сионистское движение в южной Африке и Северо-Американских Соединенных Штатах; на земле последних за отчетное время образовалось 72 новых кружка. В состав кружков входят и евреи-аборигены. Количество кружков в Канаде возросло на 30%. В Канаде кружки вообще имеются во всех еврейских общинах. В Буэйнос-Айресе сионисты занялись весьма похвальной деятельностью – борьбой с торговцами живым товаром. Среди аргентинских колонистов немало сторонников сионизма1.
Париж. Галиция. Одесса.
1В 1881 г. появились первые сионистские кружки в Одессе, Харькове, Санкт-Петербурге. В начале ХХ в. возникли первые кружки в Финляндии.
Во Франции идеи национального возрождения еврейского народа распространял секретарь Наполеона III Э. Лааран, основатель Международного Красного креста Ж.-А. Дюпаи, позже – Эмиль Золя. В 1881 г. возник палестинофильский кружок «Вечный жид». В 1886 г. основана группа «Бней Цион».
В 1893 г. сионистские кружки стали возникать в общинах Богемии и Моравии, входящих в состав Австро-Венгрии. Это кружки «Бар-Кохба»( 1890) и «Теодор Герцль» (1909). В Швейцарии, в Базеле, 12 октября 1901 г. была учреждена сионистская федерация страны. Члены ее распределились по отдельным кружкам.
США. 1880-е гг. Нью-Йорк, Чикаго, Балтимор, Милуоки, Бостон, Филадельфия, Кливленд – возникновение кружков под общим названием «Ховевей Цион». В 1891 г. А. Розенберг основал Шавей Цион.
1897 г. – создание федерации сионистских обществ Большого Нью-Йорка. В 1898 г. она слилась с Лигой сионистских обществ Большого Нью-Йорка.
В Швеции первый сионистский кружок был создан в 1904 г. (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. С. 870).
Речь д-ра Нордау1
1"Макс Нордау (настоящее имя – Симха-Меир Зюдфельд) – врач-психиатр, знаменитый философ, драматург, журналист, создатель Всемирной Сионистской организации (ВСО). Родился в Пеште в семье раввина, получил религиозное, затем светское образование, окончил медицинский факультет университета в Вене. Автор книг «Условная ложь культурного человечества», «Смысл истории», «Биология России» (Краткая еврейская энциклопедия. С.764 – 766).
«Тот день, когда мы войдем в турецкую провинцию, станет великим и счастливым днем для Оттоманской империи. Все, чего мы хотим, – это чтобы другие державы помогли нам установить официальные отношения с султаном, чтобы мы, после продолжительной беседы с его величеством, на которую полагаемся, смогли его убедить в том, что ему весьма выгодно соглашение с нами, и чтобы при окончательном разговоре эти другие державы стали его участниками и свидетелями. Чтобы поручились за нас и правдивость наших слов. Если же окажется невозможным прийти к окончательному соглашению с султаном, если он будет непреклонен и закроет нам вход в Палестину, то, в таком случае, мы должны будем запастись терпением и ждать.
Но поймите меня верно – на самом деле мы не можем ждать. Если мы предаем себя, если отчаялись и опустили руки, если бросаем ружье в траву, – значит, мы со страшной быстротой идем навстречу собственной плачевной гибели».
«…Перед достижением неотменимой цели – еврейским заселением Палестины – допустима лишь одна временная работа – создание убежищ для сотен тысяч несчастных наших братьев – сионистов или нет, безразлично; достаточно того, что они – евреи, что они не такие, как мы, не оседлые, и не в состоянии ждать. Что они скитаются, что они – словно ткацкий челнок. Кочуют с материка на материк, с океана на океан. Они погибнут, если не будет предпринято что-либо ради их спасения. Для этих сотен тысяч бездомных людей мы должны создать убежище хотя бы на ночь. Прежде, чем построить им прочный дом для постоянного жительства».
Примечание. «Когда Нордау узнал от Герцля об угандийском плане, он на него не согласился. Он заранее предвидел, что план этот вызовет сильное сопротивление русских евреев, хранящих верность Эрец Исраэль – исторической родине еврейского народа. Но Герцль силился убедить Нордау, что Уганда не означает отхода от базельской программы и отказа от Эрец-Исраэля, что они остаются главной целью сионистского движения; что угандийский план не более чем средство оказать немедленную помощь преследуемым евреям, особенно из России и остальных стран Восточной Европы. В конце концов Нордау взялся защищать эту идею с трибуны Шестого конгресса».(Ицхак Маор. Сионистское движение в России. С. 167).
Эрец Исраэль. Вид на еврейское поселение.
«Чем вы рискуете?, – спрашивал он, назначив комиссию для рассмотрения предложенного исполнительному комитету плана и решая познакомиться с приложенными к этому плану объяснениями, а также обдумать вопрос основательно – вплоть до изучения его на месте. – Ведь принять окончательное решение эта комиссия не сможет. Если будет нужно, то для принятия этого решения созовут новый конгресс. Еврейский народ сам должен будет решить вопрос на своих избирательных собраниях»1.
1«На второй день конгресса Нордау выступил с программной речью, посвященной, главным образом, защите угандийского предложения. На сей раз, однако, ощущалось, что оратору не слишком по душе дело, которое он поддерживает, и что взялся он за него только из-за своей верности и преданности Герцлю» (указ. соч. С.173).
«Макс Нордау на каждом конгрессе произносил программные речи. Очевидец отметил: он не читает с тетради, как другие ораторы, а импровизирует. Что за ораторский талант! Он совершенно овладевает душой слушателя, который делит с ним гнев, негодование, радость и печаль… Макс Нордау предрекал, что евреи Европы обречены на гибель, и лишь создание собственного государства может предотвратить трагедию». (Ф. Кандель. Земля под ногами. С.193).
«Восход» № 34
Базель, 11( 24 августа)
Настроение на конгрессе самое мрачное. Большинство русских делегатов, ошеломленных накануне речью Герцля, за ночь успели прийти в себя. Сиона нет. Есть Восточная Африка. Да и есть ли она? Не новая ли это авантюра? С чем явиться им домой – им, которые всю жизнь проповедовали народу, что спасение только в Сионе, которые брали у народа деньги на Сион, которые уверяли народ, будто Герцль этот Сион добудет во что бы то ни стало?
1«Значительно более серьезный раскол произошел в сионистском движении по вопросу о возможности и приемлемости создания еврейского государства вне Эрец-Исраэль». (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. С. 883).
Базель, 12 (21 августа)
Г. Темкин: «Я от души благодарен Англии за предложение. Но должен констатировать, что вожди наши больше склоняются к идеалу государства, чем Сиона, нам же более милы голые скалы Палестины, чем всякая другая страна, хотя бы она текла медом и млеком. Если мы примем Африку, то нам нельзя уже будет более рассчитывать на поддержку Европы; никто с нашими чувствами и идеалами никогда считаться не станет. Людей у нас и так мало, между тем, Африка несомненно произведет в нашей среде раскол между “чистыми” и “сомнительными” сионистами. Мало у нас и денег, а новые проекты охладят людей к сбору средств для Палестины».
Г. Членов1: «Я должен сказать, что ощущаю себя участником глубокой драмы. Действительно ли так велика опасность для того, что мы считаем святыней? Послушаем наших почитаемых вождей. Неужели они думают хотя бы на минуту забыть о Сионе или поставить что-нибудь на его место? Они уверены, что в Африке мы сконцентрируем силы наши и этим путем мы скорее добьемся Палестины».
Коган-Бернштейн2 зачитывает резолюцию, принятую на собрании русских делегатов большинством в 146 голосов против 84 и гласящую: «Конгресс признает великое политическое значение великодушного предложения английского правительства, заключающегося в разрешении устроить в восточной Африке автономную еврейскую колонию и просит А.-С. передать правительству Англии благодарность еврейского народа.
Оставаясь, однако, верными основному принципу сионизма и усматривая цель движения в создании правоохранительного движения в Палестине, мы сожалеем, что сионистская организация не может заняться этим проектом».
В том же духе, что Членов, Темкин и Коган-Бернштейн, высказываются также и Белковский, и г. Левин3 (прекрасная речь на жаргоне) и мн.др.
С другой стороны, с не меньшей страстностью часть присутствующих отстаивает африканский вариант. Характерно, что огромное большинство раввинов за Уганду.
13 (26) августа
В 4 часа открывается заседание. Приступая к голосованию предложения об избрании комиссии для рассмотрения африканского варианта, Герцль просит собрание отнестись с должной серьезностью к подаче голосов, говоря о почти непреодолимых трудностях, которые выпадут на долю вождей в случае, если голосование даст отрицательный результат, и указывает на необходимость выразить благодарность Англии за ее предложение учредить комиссию. Затем он ставит вопрос, подлежащий решению. Для рассмотрения вопроса о заселении области, столь великодушно предложенной английским правительством, конгресс решает назначить комиссию. Эта комиссия состоит из девяти членов и входит в состав Малого исполнительного комитета, но лишь с правом совещательного голоса при посылке экспедиции в исследуемую область. Само собой разумеется, что на покрытие расходов по экспедиции не должны быть взяты деньги ни из Еврейского колониального банка, ни у Англо-Палестинской компании, ни из еврейского национального фонда. Относительно средств финансовый комитет выработает соглашение с Малым исполнительным комитетом. Для решения вопроса о Восточной Африке будет созван особый конгресс.
Т. Герцль с представителями горских евреев на Шестом сионистском конгрессе.
Эта программа работы, предложенная Большим исполнительным комитетом, переводится на разные языки. Делегаты голосуют особым способом, говоря «да» или «нет», когда называют их имена.
«Да» д-ра Нордау вызывает гром аплодисментов. То же самое происходит, когда д-р Носсиг1 произносит «нет». Под бурю аплодисментов Герцль заявляет, что предложение принято 295 голосами против 177.
Члены Большого исполнительного комитета Членов, Темкин, Коган-Берштейн, Белковский, Якобсон, Брук и Гольдберг, голосовавшие против предложения Англии, покидают трибуну и зал заседания2.
Т. Герцль с группой противников «плана Уганды». Это единственная фотография, на которой Герцль снят вместе с Хаимом Вейцманом (крайний слева во втором ряду).
Члены исполнительного комитета, протестовавшие по поводу решения, объявили присутствующим причину своего выхода из зала. Герцль, оказывается, отказался представить доклад теоретической комиссии, созданной для изучения вопроса, на рассмотрение Большого исполнительного комитета и решил тотчас отправить экспедицию, отказавшись далее представить Исполнительному комитету ее отчет. Вообще в этом важном конфликте еще лишний раз обнаружилось, что Герцль очень мало считается со взглядами членов А.С. Это подтвердили Коган-Бернштейн, Якобсон, Членов и Темкин.
Надо было видеть Герцля в ту минуту. Он страшно побледнел, но быстро овладел собою и перешел к следующему пункту Tagesordnung.
Это был момент, когда он мог лишиться популярности в среде русских сионистов, потерять самых деятельных своих друзей и сотрудников.
Но еще более тяжелым было душевное состояние самих делегатов, покинувших конгресс. Не сговариваясь, они собрались в зале русского землячества. Предполагалось провести заседание, но оно не состоялось. Не было сил говорить. Заседание пришлось отложить на несколько часов…
1«Членов Иехиэль (Ефим Владимирович, 1863, Кременчуг – 1918, Лондон), сионистский лидер. Родился в состоятельной хасидской семье, которая в 1876 г. переехала в Москву. В 1888 г. окончил медицинский факультет Московского университета, стал популярным практикующим врачом. Один из организаторов и лидер палестинофильского движения. Вместе с А.М. Усышкиным организовал первый в Москве палестинофильский кружок. Участвовал в движении Ховевей Цион. После 1-го сионистского конгресса вступил в сионистскую организацию. Был председателем конференции российских сионистов в Минске, руководил российским отделением еврейского Национального фонда с момента его создания, занимался сбором средств для покупки земель в Эрец Исраэль. Выступал против плана Уганды. Был председателем на 3-й Всероссийской конференции сионистов в Гельсингфорсе (1905), где была принята Гельсингфорсская программа, выражавшая идеи практического сионизма, основная цель которого – синтез политической и практической деятельности для заселения Эрец Исраэль евреями (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 9. С. 1252–1255).
2«Коган-Берштейн Яков (1859, Кишинев – 1929, Украина) – еврейский общественный деятель России. Изучал медицину в Петербурге и Дерпте. После погромов в южной России в 1881 г. посвятил себя еврейским проблемам и стал делегатом 1-го сионистского конгресса. Был активным членом и идеологом Демократической фракции (1901) и одним из лидеров оппозиции плану Уганды. С 1907 г. жил в Палестине, работал врачом в Нижней Галилее и Петах-Тикве. Был одним из основателей Объединения врачей в Палестине. В 1910 г. вернулся в Кишинев, в 1925 г. снова уехал в Палестину, затем принял предложение Джойнта работать на Украине, где впоследствии умер».
3«Левин Шмарьяху (1867, Свислочь Минской губ. – 1935, Хайфа) – сионистский деятель и еврейский писатель. Получил религиозное образование и закончил реальное училище в Минске. Сблизился с Ахад-Гаамом. Вступил в Ховевей Цион.
В Берлине ему дали звание раввина. В Кёнигсбергском университете – звание доктора философии. Левин Шмарьяху был казенным раввином в Гродно (1896–1898), в Екатеринославе (1898–1904), проповедником в Вильно. Участвовал в 5-м сионистском конгрессе, на 6-м конгрессе выступил как противник плана Уганды. Был депутатом 1-й Государственной Думы, после ее роспуска подписал Выборгское воззвание. Был также одним из инициаторов создания Хайфского Техниона. В 1911 г. на 10-м сионистском конгрессе Левин был избран членом правления сионистской организации. Автор книг «Десять поэм», «Детство в изгнании», «Юность революции», «Арена» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 4. С. 733, 734).
1«Альфред Носсиг (1864, Львов – 1943, Варшава) – деятель искусства, писатель и публицист, один из зачинателей сионистского движения. Учился в университетах Львова, Вены. Цюриха, получив специальности юриста, врача и философа. Автор пьес «Царь Сиона» (1882), «Абраванель» (1907). Кроме того, автор критических статей о литературе и музыкальных произведениях. Был также скульптором, изваял статуи Царя Соломона, Иуды Маккавея, Вечного жида, М. Нордау.
Участник первых сионистских конгрессов, А. Носсиг вступил в конфликт с Герцлем и в 1903 г. вышел из организации.
Написал работы «Еврейская колонизационная программа» (1904), «Развитие сионизма» (1905). В 1908 г. основал Всеобщую еврейскую колонизационную организацию».
2«На 6-м сионистском конгрессе большинство российских делегатов (в том числе 11 членов Исполнительного комитета Всемирной сионистской организации в России) выступило против плана Уганды. В то же время фракция Мизрахи (в которую входили, главным образом, представители сионистских организаций России) поддержала его, что в определенной мере решило исход голосования в пользу плана» (Краткая еврейская энциклопедия. С. 882).
3«Белковский Григорий Александрович – писатель и общественный деятель. Родился в Одессе в 1865 г., учился в хедере, затем в Одесском университете на юридическом факультете. С 1893 по 1897 гг. руководил кафедрами римского права и политэкономии в Софийском университете. Принимал участие в деятельности палестинофильских кружков “Hes Ziono” и “Ezra”. Является одним из авторов устава Еврейского колониального банка и Национального фонда. С 1899 по 1909 гг. – член большого сионистского Исполнительного комитета . Автор статей о пропаганде сионизма, о положении еврейских ремесленников, а также книги о евреях Сибири» (Еврейская энциклопедия. Т. 5. С. 164).
4«Якобсон Виктор (Авигдор, 1867, Симферополь – 1935, Берн). Деятель сионистского движения, дипломат. В юности присоединился к Ховевей Цион. По окончании гимназии уехал учиться в Берлинский университет, где изучал философию. Принимал участие в создании еврейско-русского научного общества – одной из первых сионистских организаций. Участник 2-го сионистского конгресса в Берне (1898), на 3-м конгрессе (1899, Базель) был избран членом Исполнительного комитета. Был противником плана Уганды Теодора Герцля, против которого выступал на Харьковской конференции (1903). Один из руководителей Ционей Цион».
5«Брук Григорий (Цви Гирш, 1869, Чернигов – 1922, Берлин) – деятель сионистского движения в России. В 1893 г. закончил медицинский факультет Киевского университета, практиковал как врач в Гомеле. Еще в юности примкнул к Ховевей Цион. На 3-м сионистском конгрессе (1899) был избран в Генеральный совет Всемирной сионистской организации. В 1905 г. стал депутатом 1-й Думы от кадетской партии, после роспуска 1-й Думы был арестован. Выступив против положения Гельсингфорсской программы об участии евреев в политической жизни стран проживания, перестал принимать участие в руководстве деятельностью сионистов. В 1917 г. выступил против участия сионистов как активной политической силы в революционных событиях России , в 1920 г. выехал на постоянное жительство в Палестину. Умер в Берлине во время лечения.
6«Гольдберг Борис (Дов, 1866, Шакяй Сувалкской губ., ныне Литва, – 1952, Тель-Авив). Экономист. Один из лидеров сионистского движения в России. Учился в Берлине и в Ганновере, получил диплом инженера-химика. Поселился в Вильне, где основал фабрику. В юности участвовал в движении Ховевей Цион; с возникновением сионистской организации стал одним из ее руководителей, за что был заключен в тюрьму. В 1905 г. был в числе основателей Центрального комитета Российских сионистов. На съезде в Гельсингфорсе (1906) выступил с докладом о практической работе в Палестине и деятельности в России в пользу Эрец Исраэль и был избран в состав центрального комитета организации. Участвовал в 4-м (Гаага, 1907), и 5-м (Гамбург, 1909) съездах. Был избран в пленум Исполнительного комитета сионистской организации, членом которого состоял много лет. Сотрудничал в сионистской периодической печати, публикуя статьи, связанные с проблемами русского еврейства, а также работы по статистике». (Еврейская энциклопедия. Т. 4. С. 290 – 294).
7«Формально Герцль получил большинство голосов, но после объявления результатов голосования произошло неожиданное: встал со своего места в президиуме делегат из Москвы Иехиель Членов и пошел к выходу. “Куда и зачем? - вспоминал он впоследствии. - Я не знал в эту минуту. Одно я чувствовал, что здесь, в этом зале, в эту минуту оставаться невозможно. Физически невозможно…” (Ф. Кандель. Земля под ногами. С. 187).
«В ответ значительная часть российских делегатов (почти треть участников конгресса), ведомая И. Членовым, покинула зал заседания. Тем самым было положено начало формированию блока противников плана Уганды – Ционей Цион. Их духовным вождем стал М. Усышкин (не принимавший участие в работе 6-го конгресса). Многие местные отделы сионистских организаций раскололись. Началась бурная полемика в печати…» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. С. 882–883).
«Новое время», 1903, 22 августа
Евреи в Познани
Для большинства читателей «Нового времени» будет полной неожиданностью узнать, что существует славянская провинция, которую евреи постепенно, но неукоснительно покидают. Это великое княжество Познанское. Пятьдесят лет назад, большинство городов здесь (как теперь в Царстве Польском, в Западных губерниях и Галиции) было переполнено евреями.
Познань
В Познани их было 22 %, теперь 8%. В Курнике – 43%, теперь – 9%. Во Вржесни 45%, теперь 11%. В Сваржендзи 55%, а сейчас 12%, в Сквержине 31%, теперь 3%. В Среме 27%, теперь 10%.
Одновременно в тех же краях сильно увеличился процент католиков: в Познани с 49 до 60, в Милославе с 54 до 76, в Келенне с 25 до 52, в Курнике с 50 до 80 и т.д.
Таким образом, факт налицо. Евреи расползлись по германским землям, последовательно из года в год вытесняемые вновь образовавшимся польским мещанским сословием. Это сословие с успехом конкурирует на экономическом поприще и с евреями, и с немцами. Цифры почерпнуты из книги Лео Вегенера «Экономическая борьба немцев с поляками», опубликованной на немецком языке.
«Восход» № 38
Сионистское движение очень пришлось по душе немецким консерваторам. Как и подобает хорошим врагам, они стараются прикинуться друзьями евреев. Лейб-орган аграриев, то есть «Союза сельских хозяев» («Deuts Tageszeitung»), в статье о сионизме, исключительно из пылкой привязанности к евреям, рекомендует разрешить немецким евреям устройство низших и средних школ. Соглашается даже на то, чтобы эти школы поддерживались казной. Вспоминая о письме русского государственного деятеля д-ру Герцлю, газета замечает, что это письмо так же корректно, как и умно. «Мы ничего не имеем против того, – добавляет лейб-орган pro domo squa, – чтобы и в Германии пожелали принять подобного же рода меры против сионизма. «Мысль о выселении заслуживает всяческой поддержки как в интересах государства, так и в целях сохранения национальности. Сионизм доказал, рассуждает газета, что евреям невозможно ужиться в христианской среде. А посему им остается одно: исход в Сион. От пребывания евреев в Германии страдают интересы обеих национальностей – еврейской и немецкой, а посему – divorconenouns. И “Deuts Tageszeitung” предлагает сейчас же изгнать евреев из школы, а также из суда, ибо немецкому учителю или судье нужно иметь в груди немецкое сердце.
Вот на какие мысли наводят аграриев успехи сионизма. Но правильно ли предполагать, что та же самая “Deutsene Tageszeitung” не пускалась бы в вышеприведенные разглагольствования, если бы сионистского движения не существовало? В данном случае, сионизм есть, разумеется, лишь повод для того, чтобы высказать то, что давно уже просилось на бумагу».
«Восход» № 38
В политической жизни Германии произошло событие, представляющее крупный общественный интерес: национально-социальная партия, предводительствуемая известным пастором Кацманом, примкнула к Союзу свободомыслящих, во главе которого стоит д-р Барт. Как могло случиться, что политическая группа, вышедшая почти целиком из бывшей антисемитской «христианско-социальной партии» Штеккера, присоединяется к партии, вождь которой, д-р Барт, состоит председателем «Союза борьбы с антисемитизмом»? Быть может, д-р Барт и его единомышленники изменили своим принципам и ввели в программу такие изменения, что позволяет им идти рука об руку с антисемитами? Ничуть не бывало: Союз свободомыслящих ни на йоту не отступил от своих принципов в угоду новым союзникам. Напротив, пастор Кацман и его товарищи, вступая в союз, отказываются от прежней политической программы, прекращают свое существование в качестве самостоятельной политической партии и, присоединяясь к союзу свободомыслящих, всецело принимают его установления. Перед нами весьма любопытный факт эволюции в политической жизни Германии. Семь лет тому назад возникла национально-социальная партия; образовал ее пастор Кацман. В ней были люди различных взглядов, но преобладали представители распавшейся незадолго до того христианско-социальной группы Штеккера. К Кацману примкнули все видные сотрудники бывшего придворного проповедника, – такие, скажем, как фон Герлях, редактор Штеккеровской газеты «Wolk». Сам пастор Кацман до образования своей группы не был антисемитом, но потом стал им. Это была группа тайно-антисемитская; ее деятели обожглись уже однажды, развернув шумную кампанию против евреев. Не помог им тогда и пастор Штеккер со своим патентованным красноречием. Теперь они семь лет вели замаскированную кампанию против тех же евреев. Но и тут их постигла неудача. Приходится отказываться от своей программы и вступать в партию, отвергающую национальную травлю. Следует отметить, что национал-социалы не сразу пришли к такому решению; оно возникло постепенно под давлением требований жизни. С каждым годом ослабевал антисемитский момент в планах их действий. «Мы убедились в своей ошибке и теперь знаем, что религия и политика – два понятия, кои не следует смешивать», – пишет сегодня фон Герлях о себе и своих товарищах.
А раз из программы национал-социалов был устранен юдофобский мотив, им оставалось только примкнуть к союзу свободомыслящих. Другого пути не было, потому что все различие между этими двумя группами заключалось в антисемитской окраске первой.
История национально-социальной партии наглядно свидетельствует, что на антисемитских выступлениях теперь трудно сделать политическую карьеру в Германии».
«Восход» № 38
Заграничная хроника
Едва ли найдется где-нибудь в мире еще одно учреждение, в такой же мере антисемитское, как нижнеавстрийский ландтаг, во главе которого стоит Люгер, а другими руководящими деятелями являются Шнейдер, Белоглавек, Грегорик и другие родственные им по духу проходимцы. Конкурировать с ландтагом в антисемитизме могла бы только венская дума; но о конкуренции в данном случае не может быть и речи, так как состав обоих учреждений почти тождественный.
Ландтаг, как и дума, давно уже добираются до евреев-врачей, которых, как известно, в Вене довольно много. Люгер со свойственной ему ловкостью выдвинул вопрос о вивисекции, давший ему возможность произнести несколько прочувствованных речей о сострадании к животным и где только можно проливать крокодиловы слезы о жестокости врачей. Люгеровы молодцы подхватили лозунг, брошенный атаманом, и пошла писать губерния. От врачей вообще перешли к врачам-евреям, на которых и обрушили все нападки. До какой гнусности может дойти клевета в австрийском ландтаге свидетельствует сообщение Штейнера, докладчика по вопросу о вивисекции. В этом сообщении один из наиболее уважаемых в Вене врачей и всемирно известный специалист по ушным болезням профессор Поллицер обвиняется в подкупе больничных сторожей, которые вырезали для него у трупов слуховые органы и в том, что сам Поллицер продавал эти органы другим врачам. Когда Штейнер произнес имя Поллицера, в ландтаге поднялся вой: «Жиды! Жиды! Изгнать!» Обвинение это оказалось лишенным всяких оснований. На другой день в «New Fr. Pr.» напечатано было письмо профессора Поллицера, где он требует от Штейнера указать хотя бы один случай продажи слуховых органов кому бы то ни было. Никакой нужды в подкупе сторожей у Поллицера не было, так как еще в 1862 г. он получил от венского магистрата разрешение при соблюдении известных условий пользоваться для университетской коллекции отделенными от трупов частями слуховых органов. Коллекция эта дала ему возможность открыть целый ряд болезней уха и найти средства бороться с ними. «За 50 лет врачебной деятельности, – с горечью замечает Поллицер, – мне приходилось лечить сотни тысяч бедных больных, не получая за них от города никакого вознаграждения. И вот, наконец, явилась благодарность!»
На ландтаг письмо Поллицера никакого впечатления не произвело. Была принята резолюция, в которой ученой коллегии врачей рекомендовалось избегать по возможности вивисекции и озаботиться тем, чтобы из их среды «вытравлены были неблагонадежные и безнравственные элементы». Эта наглость показалась чрезмерной даже господам ученым, именитым и уважаемым, обыкновенно неохотно вмешивающимся в жизнь заурядных медиков. В газетах появилось «разъяснение» за подписью всех профессоров венского медицинского факультета:
«Медицинская профессорская коллегия решительным образом протестует против суждения и резолюций несведущих лиц и в неподлежащей корпорации (ландтаг) по поводу вопроса об опытах на животных (вивисекция); протестует также против обсуждения в легкомысленном и враждебном тоне условий преподавания – назначения ассистентов, деятельности профессоров в клиниках и медицинских учреждениях и, наконец, официальных мнений профессорской коллегии. Последняя видит в этом серьезный вред для важных, назначенных для общего блага и непрерывно работающих для этого блага учреждений».
Разъяснение ландтагу весьма не понравилось, и Люгер пригрозил врачам лишить больницы субсидий.
Поведение ландтага вызвало негодование не только в интеллигентной части австрийского общества, но и во всей Германии. «Vess Zeit» отмечает по этому поводу тот факт, что ни один порядочный немецкий ученый не решается уже более занять кафедру в венском университете из боязни, что его доброе имя будет втоптано в грязь.
1«С 1898г. антисемиты под имене
м христианских сионистов получили большинство в нижнеавстрийском ландтаге и в венском городском магистрате: столица Австрии была отдана в руки лидера “христианских сионистов” Луегера, бургомистра Вены, и его приверженцев. Своим влиянием антисемиты везде пользуются для экономической борьбы с евреями. Поспешно проводятся законы о мелком разносном торге, о воскресном отдыхе и.т.п., отнимающие у евреев средства к существованию. Евреи вытесняются из городского самоуправления и городского хозяйства» (Еврейская энциклопедия. 1991. Т. 1. С. 335).
«Восход» № 35
Ушел из жизни крупный человек. Еще недавно в его болезни произошел поворот к лучшему, и близкие надеялись, что он поправится. Но наступило внезапное ухудшение, и его не стало. 19 августа (1) сентября скончался Бернар Лазар1. Умер 38 лет от роду, оставив семью без всяких средств к существованию.
Бернар Лазар (настоящее имя Лазар Бернар) родился в городе Нима, что на юге Франции. Благодаря своей матери, свято чтившей еврейские обычаи, он с детства стал сознавать себя евреем. Еврейскими проблемами Бернар Лазар заинтересовался весьма рано. В 1894 г. он выпустил в свет большое историческое сочинение «Антисемитизм, его история и причины». Летом 1890 г. начал публиковать «Lettres pro letarientes», но успел издать лишь первый выпуск, названный им «Антисемитизм и революция». Следующий год его жизни ознаменовался дуэлью с Дрюмоном2.
Причиной дуэли послужила журнальная полемика по еврейскому вопросу. С 1896 г. начинается работа по делу Дрейфуса. Лазар первым выступил с защитой Дрейфуса. Одна за другой выходят три его брошюры: «Правда о деле Дрейфуса» – рассказ о том, как судят невиновного; в 1897 г. издается «Судебная ошибка: дело Дрейфуса». Все годы кампании Лазар энергично работает в газете «Aurore»,основанной группою передовых интеллигентов. Кроме газетной работы, поглощавшей время и силы, Бернар Лазар успевал еще заниматься историей мирового еврейства. Заинтересовавшись положением евреев на востоке Европы, он занялся изучением жизни евреев в Румынии, Галиции и России. Незадолго до болезни он успел выпустить в свет книгу «О румынских евреях». Остальным произведениям Лазара не суждено было увидеть свет при его жизни.
Он первый имел мужество выступить против всей страны и громко заявил согражданам: вы заблуждаетесь.
Он требовал справедливости для всех евреев мира. Исход единоверцев из Румынии волновал его так же горячо, как дело Дрейфуса. Он поехал в Румынию, писал страстные статьи. Нищета евреев тоже была предметом его внимания.
Он издавна питал симпатии к русскому еврейству. Проблема черты оседлости была близка его сердцу. Он написал о ней работу, которую думал напечатать по выздоровлении. Уже на смертном ложе дошла до него весть о кишиневских событиях; он тотчас воспрял духом. Не имея сил писать, он пробовал диктовать яростные строки. Но болезнь взяла верх, ему не удалось окончить задуманное. Он умер, как солдат, на поле битвы.
1Бернар Лазар (1865–1903) – выдающийся публицист и общественный деятель. Закончил лицей в Ниме, в Париже поступил в Ecole de Chartes. Автор сборников «Le mireir des legendes», «La Porte d warites porteurs de tarches». Написал книгу «Антисемитизм, его история и причины», а также историческое сочинение о евреях Румынии. Участник борьбы за освобождение Дрейфуса, первый публичный его защитник. Был избран в Венский исполнительный комитет сионистской партии, но не разделял стратегию Герцля и поэтому вышел из комитета.(Краткая еврейская энциклопедия. Т. 4. С. 663–664.)
2Эдуард-Адольф Дрюмон – известный французский антисемит, автор книги «La France Juive». Основатель антисемитской группы в Палате депутатов (1898), организатор беспорядков в Алжире в 1902 г. Подвергся бойкоту со стороны республиканцев (Еврейская энциклопедия. Т. 7. С. 351–352).
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru