[ << Возрождение ] [ Архив ] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2003 КИСЛЕВ 5764 – 12(140)
Суккос в Алма-Ате
У президента Еврейского учебно-воспитательного комплекса «Гершуни» в городе Алма-Ате Шеваха Златопольского немало забот: надо накормить всех воспитанников детского сада и учащихся школы в сукке, помочь всем детям и взрослым выполнить заповедь «благословения с четырьмя видами растений», провести утренники, КВНы, конкурсы, выезды на природу, праздничные вечера.
Биробиджан
Воспитанники детского сада на празднике Рош а-Шона.
ТАЛЛИН
В праздничные дни Суккос главный раввин Эстонии Шмуэл Кот провел торжественные молебны не только в столице, но и в других крупных городах республики.
В знаменитом своим старинным университетом городе Тарту, где еврейская община насчитывает ныне 115 человек, шалаш-сукку построили недалеко от места, где до войны находилась синагога.
В городе Кохтла-Ярве проживают полторы сотни евреев, но для участия в празднике туда прибыли на автобусе и евреи Нарвы – в общине этого города всего 80 человек. После традиционного обряда в сукке веселье продолжилось в кохтла-ярвском городском Дворце культуры.
Затем переносная сукка была доставлена в небольшой, но известный своими культурными традициями курортный городок Пярну. Еврейская община там ныне совсем небольшая, всего полтора десятка человек. Тем не менее, однако, чуть ли не все они принимали участие в праздновании и вместе с ними сидели рядом за праздничными столами также и неевреи – друзья Израиля.
ДОНЕЦК
В этом году возле донецкой синагоги был установлен самый большой в истории города шалаш.
На сей раз этот вместительный шалаш-сукка занимал почти весь синагогальный двор. Днем там работало кафе... «Цены – как в столовой, зато меню – как в ресторане», – рассказывали его довольные посетители.
Трудно судить о количестве евреев, посетивших эту сукку при синагоге: ведь люди приходили и уходили почти непрерывно – с утра до позднего вечера.
Несколько шалашей «разбросали» по всему городу – они были установлены, что называется, «по месту жительства»: один – у дома раввина Пинхаса Вышецкого, другой – вблизи «Теплого дома для школьника», иные сукки – в других местах...
Нееврейские соседи удивлялись: и чего это евреям в такую-то погоду дома не сидится? Приходилось объяснять...
А передвижная сукка вообще побывала в четырнадцати городах – чуть ли не по всей Донецкой области прокатилась!
ВОЛГОГРАД
Накануне праздника Рош а-Шона городскую еврейскую общину посетила группа волонтеров всемирной организации «Цивойс а-Шем».
В волгоградской школе «Ор Авнер» гости провели практическое занятие по изготовлению шофаров.
Они подробно рассказали о том, что рога отпиливают только у животных, уже забитых для утилитарных целей. Оленьи и бычьи рога для шофаров не годятся, так как первые – не полые, а вторые напоминают о грехе «золотого тельца».
Итак, у крупных копытных животных – пригодных для изготовления шофаров горных туров, баранов, козерогов – отпиливают рога. Их затем несколько часов вываривают в кипятке – чтобы удалить мякоть с оснований. И уже только потом – после тщательного просушивания – приступают непосредственно к процессу изготовления шофара.
Технология этого ремесла с виду проста, и за три тысячелетия изменились разве что лишь инструменты. Лобзиком отпиливают верхний конец рога, а потом – в месте спила – просверливают отверстие до самой полости и прочищают сквозной канал проволокой. Потом поверхность рога ошкуривают, обтачивают на точильном ремне и, наконец, покрывают лаком...
Не прошло и двадцати минут, как каждый старшеклассник, усердно потрудившись, обзавелся собственноручно изготовленным новеньким шофаром. Ребята заодно получили и первые навыки трубления.
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru