[<< Содержание] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2003 ХЕШВАН 5764 – 11(139)
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БИЗНЕСЕ И О Б-ГЕ
Рассказывают о раввине Исроэле Баал-Шем-Тове, основателе хасидизма, что как-то раз путешествовал он по еврейским местечкам Польши; возница вдруг возьми да и остановись посреди большого поля. «Пойду разживусь бесплатно капустой и горохом, – заговорщическим тоном сказал он своему седоку. – А вы, уважаемый, предупредите меня, пожалуйста, если покажется сторож».
Возница пошел воровать овощи, но через минуту слышит голос раввина: «Осторожно, он видит, видит!» Испугался возница, понял, что попался, и бросился во весь дух обратно на дорогу, к повозке. А там огляделся по сторонам – что такое? Поле широкое, зеленое, гладкое – и никого! Дорога тоже пуста… «Зачем же вы зря кричите, почтеннейший? – с обидой спросил он пассажира. – Нет здесь ни души, никто меня не видит». Баал-Шем-Тов покачал головой: «А о Б-ге ты забыл? Б-г тебя видит…»
В Талмуде сказано, что, когда каждый из нас (через 120 лет) закончит свое существование в этом мире и предстанет перед судом Всевышнего, ему будут заданы три вопроса:
– Вел ли ты честно свои дела?
– Занимался ли ты систематически Торой?
– Готовился ли ты к приходу Мошиаха?
Со вторым и третьим вопросами все понятно. Учить Тору – долг каждого человека перед Б-гом, поскольку в Торе раскрыт Б-жественный замысел, определяющий и направляющий нашу жизнь. Готовиться к приходу Мошиаха – значит, наполнить свое бытие добрыми делами, ибо только добрые дела приближают появление Мошиаха.
Но при чем тут «вести дела» – то есть, говоря современным языком, заниматься бизнесом? Разумеется, честный бизнесмен в глазах Всевышнего предпочтительней нечестного, об этом и спорить нечего. Однако почему все-таки столь важно поведение человека в делах? Гсподь дал своим детям множество заповедей, но даже десять заповедей, полученных на Синае, не входят в перечень вопросов Б-жьего суда! А ведь вопрос о честности в деловой жизни поставлен прежде вопроса об изучении самой Торы… Что же, выходит, он более серьезен?!
Попробуем разобраться. В вопросе, который задает человеку Б-г, есть слово «беэмуна». Мы его переводим на русский как «честно»: честно ли ты продавал и покупал? Честно ли платил своим работникам? Но в оригинале, на иврите, смысл слова несколько более глубок. Тот, кто делает «беэмуна», становится «амин» – заслуживающим доверия. Заслужил ли ты доверие? Это вопрос, связанный уже не с теми или иными поступками, но, если хотите, с качеством жизни человека, с его «аминут» – высокой репутацией.
Более того: слово «беэмуна» можно перевести и как «с верой» – то есть с верой в Б-га. Казалось бы, где Б-г и где бизнес? Что такое – бизнес с верой в Б-га? Но как раз здесь заложена очень важная мысль. Бизнес – это деловые взаимоотношения между людьми, поэтому он, естественно, подчиняется человеческим законам. Если бизнесмен украл, смошенничал, обманул – то есть нарушил правила, – его судят человеческим судом и сажают в тюрьму. А если он не совершил преступления, если просто, что называется, воспользовался ситуацией? Например, продал товар по более дорогой цене, сыграв на неосведомленности покупателя (скажем, с помощью рекламы)? Или купил за бесценок, опять же благодаря неосведомленности продавца о ходе дел на рынке или его безвыходному положению? А вот еще одна простейшая ситуация, с которой сталкивался каждый: если кассир вдруг ошибся «в нашу пользу», вернем мы ему деньги или нет?
По меркам обычного закона все это – не правонарушения. Судить за них не будут. Наоборот – скажут: «повезло». Но человек, который ведет дела «беэмуна», всегда помнит, что Г-сподь видит его поступки и за любое такое «везение», за любую нечестность придется дорого заплатить. Верующий человек знает, что Б-г все равно даст ему столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Деньги, которых не должно было быть, все равно быстро уйдут.
Тот, кто ведет дела только по человеческому закону, может позабыть о честности: закон не нарушен, а дальше с него и взятки гладки. Ведущий дела «беэмуна», с верой в Б-га, видит в Б-ге своего партнера по бизнесу. С одной стороны, это придает ему уверенности в себе: если мой бизнес процветает, думает он, то с помощью Всевышнего. Да и тратить деньги гораздо приятнее и спокойнее для души, если знаешь, что они заработаны праведно. С другой стороны, вера заставляет предъявлять к себе требования, подчас превышающие требования человеческого закона. Ведь если у тебя такой необыкновенный, такой уважаемый партнер, его никак нельзя обманывать!
В старые времена вести дела «беэмуна» было проще. Люди жили в небольших городах и селах, все друг друга знали, и доверие стоило дороже нечаянной прибыли. Если кто-то хотя бы раз неправедно нажился за чужой счет, даже не нарушив закона, – об этом все узнавали, и этот человек переставал быть «амин», губил свою репутацию. А с дурной репутацией оставалось только закрывать дело и уезжать – туда, где тебя еще не знают. Сейчас, к сожалению, подавляющее большинство людей известно нам не лично, а через посредников – газету, радио, телевидение… Можем ли мы доверять журналистам, сплошь и рядом создающим ложные репутации или, наоборот, безосновательно разрушающим репутацию политиков, крупных бизнесменов? Но именно потому, что заслужить безупречную репутацию – дело очень сложное, оно так важно – и для самого человека, и для Б-га.
Вот Г-сподь и поставил вопрос о честности в делах первым среди трех вопросов, поставил даже перед вопросом об изучении Торы. Бизнес – возможно, одно из главных нравственных испытаний человека. Деньги или житейские блага человек может добыть пусть не слишком честным способом, но не подвергаясь опасности судебного преследования. Оставаясь законопослушным членом общества. Соблазн велик. Человек может и Тору учить каждый день, а в деловой жизни отступать от ее законов. Но тот, кто этот соблазн преодолел, кто даже в бизнесе неразлучен с Б-гом, тот явно живет с Ним во всех остальных сферах своей жизни.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru