[<< Содержание] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2003 ХЕШВАН 5764 – 11(139)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ
Арье-Лейб
Дорогу оттуда досюда знаете? «Фридманка» называется.
Вон академик Шухов со мной по соседству, на Шаболовке, башню возвел. Так она так и идет – «башня Шухова». Или в Париже – Эйфелева... А Хрущев Никита Сергеевич, помните? Четыреста верст бетона уложил, чтобы родное село к цивилизации подключить... Хрущевка!
Эх, разве дождешься! Хоть себя лично на бифштексы изрежь!.. И кому скажешь, куда пойдешь, где голову приклонишь?
К двадцатилетию революции (обсчитали?) назначили Шаю Фридмана в Северный дорожный отдел. Начальником. Может, и главным. Вот он быстренько снарядился да по объектам и укатил. На «эмочке» или на «форде». Уж что у них там в гараже имелось.
А только что б за ним ни прислали – лежит меж болотами наша деревня Брюхово. Не Брехово, обратите внимание. И не лежит, – а как бы это образно сформулировать? – располагается.
Здесь восточное нашествие увязло. Деревня наша Брюховка собой Европу и заслонила. А когда норманны пошли Китай завоевывать, тут и споткнулись.
А тем более «эмочка» или «форд».
Наша деревня Брюхово. По нам ни пройти, ни проехать. Только на пузе проползти.
И возмутилась быстрокрылая Шаина душа. НАМ НЕТ ПРЕГРАД НИ В МОРЕ, НИ НА СУШЕ! НЕТ ТАКИХ КРЕПОСТЕЙ... Да с песнями и с танцами не пойдешь в инстанции. Там обязательно про оркестр спросят – кто, то есть, музыку исполнять будет?
Развернул Шая «форда» – и прямым ходом наверх. Мимо милиционера. По широкой лестнице. По ковровой дорожке...
Ах, как «эмочка» по ступенькам скачет!
Силы Небесные, какая машина была! Их немцы в войну позахватывали – с места двинуть не могут. А Шая бы на Памир взлетел. Не то что в кабинет товарища Пифагорова.
Он после на юге орудовал – северный наш Пифагоров. По маслу и молоку Америку догонял.
И перегнал!
Колхозы, блин, план выполняли за счет магазинов: мясо и молоко покупают да государству-то и сдают... А товарищ Пифагоров концы с концами увязывает!
Пифагоровы штаны на все стороны видны!
Вот голая наша спина и открылась. И как уткнулся в нее Хрущев Никита Сергеевич – совсем духом пал.
– Да ну вас! – сказал. – Здесь тысячу лет ничего не будет!
Махнул рукой и взялся собственную семью обеспечивать.
А Пифагоров (не знаю отчест
ва) плешивую голову под пулю подставил. Нажал там чего следует, и готово дело. «Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой!» – как Шая Фридман ему в кабинете пропел.
– Брюхово, говоришь? – сказал Пифагоров-Северный и тряхнул чубатою еще головой. – Используя внутренние резервы...
– Брюхово! – прошептал Шая и от переполняющих чувств даванул на клаксон. – С опорой на собственные силы...
«Эмочка» взвыла.
– Давай! – сказал северный Пифагоров и рубанул воздух с твердостью Пифагорова-Южного. – Нам бы только начать, развернуться... А там в правительство с просьбой войдем: помогите, блин, не бросать же!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
– Да я в жизни дороги не строил! – говорит Шая Фридман, распространяющий ныне «местное лото». – Я думал как? Соберем народ, комсомолию. Кирки, лопаты добудем. Поскребем малость земельку, уровняем. Асфальтом залили, и пошел!.. А там – гатить, трамбовать, камни укладывать. Да еще во сколько рядов!.. А камень где взять? А возить на чем?.. Сто тысяч народу эти пятьдесят верст мотыжили... Да если б я знал!
А вы думаете, Давид знал, что Голиафа-то враз одолеет...
В 1940 году, – рассказывает министр, – мы в течение летнего сезона построили шоссейную дорогу. Трасса была поделена между городами и районами, а внутри городов и районов – между различными организациями. В результате большой подготовительной работы полотно насыпали в один день.
Вспоминается, с каким энтузиазмом масса народу рано утром вышла на трудовой подвиг. Более ста тысяч с одного конца и более шестидесяти тысяч с другого двинулись навстречу друг другу. А посередине работали жители прилегающих деревень. На помощь прибыли добровольцы-соседи. Людей пришло больше, чем предполагалось.
К исходу этого воскресного дня мы обозревали место работ с самолета. Под нами лежала хорошо профилированная, желтого цвета трасса, как праздничный пирог в 90 километров. Незабываемо! А после того как полотно улежалось, за дело взялись каменщики.
Седьмого ноября дорога была готова!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru