[<< Возрождение] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2003 ХЕШВАН 5764 – 11(139)
РАВВИН ОШЕР КРИЧЕВСКИЙ:
Пока в Омске остается хоть один еврей, я отсюда не уеду.
Раввин Ошер Кричевский родился в1978 году в городе Беэр-Шева в Израиле. До 13 лет учился в хедере, потом – после бар-мицвы – в ешиве в Иерусалиме. В 1996 году продолжил образование в Нью-Йорке, а затем преподавал в ешиве Буэнос-Айреса, одновременно еще и продолжая свое обучение. В 1999-2000 годах стажировался в Берлине по специальной программе подготовки раввинов. Закончил обучение в Тель-Авиве в 2001 году. В сентябре того же года был назначен главным раввином Омска и Омской области. Женат, имеет дочь.
– Уважаемый раввин Ошер, как же это вы решились приехать из теплых краев в далекий, холодный сибирский город?
– Я исповедую идеи Хабада, которые сформулировал Любавичский Ребе. Главная из них– развивать еврейские традиции везде, где живут евреи. Получив весьма основательное религиозное образование, я начал искать место, где мог бы найти достойное применение своим знаниям. Мой старший брат к тому времени уже работал раввином в Уфе, так что это у нас «семейный вирус». Мне предложили на выбор поехать в Сочи или в Омск. Я выбрал Омск, причем только потому, что здесь живет вдвое больше евреев, чем в Сочи. К тому же мне рассказывали, что сибиряки очень хорошие, приветливые люди, и я рад, что это вполне подтвердилось.
Слушая рассказы моих родителей, я считал, что в Сибири очень страшно! Ну а на самом деле здесь я осмотрелся– и все оказалось гораздо лучше, чем представлялось издалека. Конечно, здесь зимой очень холодно, особенно по сравнению с Израилем. Но я быстро узнал известную многим северянам истину, что сибиряк– вовсе не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Я эту истину скорехонько и основательно усвоил. Вот с той поры и стараюсь хорошо одеваться, а поэтому холода для меня уже не проблема.
– Надо признать, однако, и то, что ведь уже в Омске вам пришлось осваивать не только сибирский климат, но еще и русский язык. Как вы с этим справились?
– Мои родители уехали из Советского Союза в Израиль в 1971 году; папа– москвич, а мама родом из Баку. Они не жаловали советский режим, поэтому меня и десятерых моих братьев и сестер русскому языку не учили. При советской власти мой прадед отсидел двадцать лет в тюрьме за свои религиозные убеждения. Как известно, в те годы евреям было очень трудно сохранять свою веру, потому что тоталитарное атеистическое государство было против любой религии вообще, а иудаизма коммунисты просто не переносили.
Как бы то ни было, но, будучи уже здесь, в Омске, за два года я тем не менее освоил русский язык. Однако же, как видите, говорю пока еще с довольно сильным «ивритским» акцентом. Многие помогали мне осваиваться в новой среде. Знаете, важно для меня и то, что в Омске люди оказались вообще очень доброжелательными, и в немалой мере еще и поэтому незнание языка отнюдь не помешало налаживанию необходимых контактов.
– Что для вас явилось главной проблемой в Омске в так называемый «период адаптации»?
– Конечно, оказавшись так далеко от родного дома, я скучаю по своей семье. Но есть ведь и телефон, и Интернет, благодаря которым можно поддерживать связь с близкими...
Самая большая проблема– обеспечить кошерное питание. Ведь в Омске пока что– увы!– почти ничего нельзя купить из кошерных продуктов. Поэтому молоко мне присылают из Израиля, куриное и говяжье мясо– аж из Москвы...
Законы кашрута– это, без сомнения, один из способов сохранения еврейского народа. Я уверен в том, что со временем и в омских магазинах, несомненно, появятся специальные отделы, где можно будет свободно купить разнообразные кошерные продукты. Если на них будет спрос, то непременно– рано или поздно– появится и предложение.
– Вы немало повидали, жили в Нью-Йорке, Берлине, Буэнос-Айресе… По сравнению с этими мировыми центрами Омск выглядит, наверно, не очень привлекательно?
– Недостатки есть везде, но я отношусь к ним довольно спокойно. Ведь надо же понимать, что и в развитых странах тоже все не за один день появилось!
Следует также понимать и то, что у местных властей Омска просто на все не хватает средств. И все же, однако, чувствуется, что этот город развивается, даже и на моих глазах он меняется.
Я побывал уже во многих российских городах. И вы поверьте мне на слово: Омск на их фоне выглядит, право же, совсем неплохо! Этот город приспособлен для вполне нормальной жизни. Ведь Омск– город очень зеленый, и притом здесь еще и красивая архитектура у многих старых зданий. Впрочем, и у некоторых из новых современных строений архитектура тоже неплоха.
– Наверняка вы ехали в Омск с идеями и планами по обустройству общины. Какие-то из них уже удалось воплотить в жизнь?
– Признаюсь, пока еще я многого так и не достиг– по крайней мере из того, что загодя планировал. Главная моя мечта– это чтобы действительно удалось объединить всех омских евреев в одну дружную семью.
В Омске же сегодня действуют три еврейские организации: религиозная община, общественное объединение «Шалом– ХХI век» и представительство Еврейского агентства в России. Вот я и хочу, чтобы все мы работали вместе– на благо омичей...
Наша община собирает религиозных людей, организует бесплатную столовую для пожилых евреев, воскресную школу для детей. Община наша помогает решать не только религиозные, но и любые другие вопросы, и притом не только евреям. Например, недавно мы передали полученное из Израиля детское питание городским домам ребенка.
«Шалом– ХХI век» организует работу хеседа: занимается благотворительностью, оказывает помощь малоимущим. А омское представительство Еврейского агентства в России ведает вопросами репатриации евреев. Но по большому счету ясно, что все мы делаем одно дело. И поэтому– если нам всем действительно удастся наконец объединить усилия, то вот тогда мы многого сможем добиться.
В последние два года в Омске работал детский летний лагерь «Ган Исроэл», выходит ежемесячная газета «Ахдут» («Единство»), которая призвана стать трибуной омских евреев. К еврейским праздникам обычно приурочены концертные вечера, работают молодежный и женский клубы, в воскресной школе дети обучаются еврейским традициям, языку и компьютерной грамотности. Начал работать еврейский детский сад. Есть планы по открытию средней школы, компьютерного класса и библиотеки. Но на это пока у нас не хватает ни средств, ни помещений.
– А не откроете ли вы секрет, если расскажете, на какие средства существует омская религиозная община?
– Большая часть средств пока поступает к нам из Москвы... Однако отрадно то, что уже и некоторые омские евреи тоже помогают общине собственными деньгами.
Причем важным со всех точек зрения фактом представляется то, что помогают общине своими средствами не только люди состоятельные, но даже и некоторые старики с недавних пор жертвуют по 100 рублей из своих весьма небольших пенсий...
Пожертвования же вообще, как известно, играют очень большую роль в еврейской традиции. И я искренне радуюсь тому, что эта добрая, благотворная традиция и у нас, в Омске, не прерывается.
– Собираетесь ли вы по примеру многих других еврейских общин строить в Омске общинный центр?
– Начну ответ на ваш вопрос с того, что здание омской синагоги было построено около полутора веков назад. При советской власти его, к сожалению, экспроприировали и использовали под другие цели, однако в начале 90-х годов вернули общине.
Мы не смогли найти в городе помещение, подходящее для открытия в нем общинного центра. И поэтому пока ограничились тем, что выкупили у городских властей участок земли, расположенный очень удобно для его использования в дальнейшем– он как раз напротив синагоги.
Так что ответ один: как только у нас появятся средства, мы тут же незамедлительно приступим к строительству здания столь необходимого евреям-омичам общинного центра.
–Как раввин вы несете евреям религиозное учение иудаизма. Считаете ли вы это дело своим главным предназначением?
– Иудаизм отвергает идею миссионерства. Мы никому не навязываем свою веру, нет! Но тем не менее мы привлекаем людей к осознанию своих корней и делаем это с помощью наших национальных культурных традиций. Поистине так: ведь религия– это и есть наша культура.
Моя задача как раввина действующего– всемерно постараться создать условия для того, чтобы желающие соблюдать еврейские традиции смогли это делать...
Нет вообще неверующих евреев– есть нерелигиозные. Многие просто не знают, что они– евреи. Ну, скажем, не знают хотя бы потому, что по российским законам национальность определяется по отцу, а по законам еврейским– по матери. В советское время немало людей старались не афишировать свою принадлежность к еврейству, и по этой причине тоже слишком многие евреи ассимилировались.
Талмуд учит, что в рождении ребенка участвуют отец, мать и Б-г. Если ты веришь в Б-га, лишь когда это тебе выгодно, тогда уж извини, но это вовсе никакая не вера, а лишь математический расчет. Обычно о Б-ге вспоминают, когда плохо. Так, к примеру, к нам приходит много писем из колоний от осужденных...
Главное, люди должны знать о том, что они всегда могут обратиться за помощью в синагогу– и получить ее. Моя цель– помогать евреям, где бы они ни жили. Пока в Омске остается хоть один еврей, я отсюда не уеду.
– Часто ли вы сталкиваетесь в городе с антисемитизмом?
– В синагоге несколько раз разбивали окна, иногда появляются антисемитские надписи на заборах, но это мелочи. Омск в этом отношении– достаточно спокойный город, особенно по сравнению с другими российскими регионами европейской части страны...
В том, что в Омске нет вопиющих проявлений антисемитизма,– определенно заслуга и местной власти. Я неоднократно встречался с нашим вице-губернатором, известным юристом и политиком Алексеем Казанником, курирующим религиозные вопросы, и он всегда старается помочь, когда это нужно.
– А как складываются ваши отношения с представителями других конфессий?
– На межконфессиональной конференции я общался с представителем православной церкви отцом Феодосием и лидерами омских мусульманских общин. Однако каких-то личных отношений между нами, к сожалению, нет...
Я надеюсь, что такие отношения появятся– и, безусловно, послужат нам всем для пользы общего дела. Ведь Б-г один, только люди верят в него по-разному.
– И последний вопрос: как проводит свободное время главный раввин Омска?
– Суббота для евреев– день отдыха, в этот день даже телевизор смотреть нельзя. Стараюсь побыть с женой, которой, кроме меня, в Омске просто не с кем поговорить на ее родном иврите...
Чтобы не отрываться от проблем своей страны, регулярно смотрю по Интернету израильские новости. Читаю в основном религиозные книги, слушаю еврейскую музыку. Моя мама окончила консерваторию, она и воспитывала нас на классической музыке. Я очень люблю Чайковского, Баха, Моцарта, но слушать их порой просто нет возможности.
Беседовала О. Гольдман
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru