[<< Содержание]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2003 ТИШРЕЙ 5764 – 10(138)

 

НАЕДИНЕ С ТОРОЙ

 

Семь заповедей Ноаха в истории Человечества

Дов-Бер Хаскелевич

 

Рабби Шимон бен Цемах Дюран, известный в раввинистической литературе как Рашбац, – один из крупнейших талмудистов и толкователей Закона Торы, философ, астроном и врач. Родился он в городе Пальма на острове Мальорка или, как полагают иные, в испанской Барселоне в 1361 году, и в период гонений на евреев со стороны инквизиции был вынужден покинуть Испанию. Рашбац поселился в Северной Африке, где стал раввином и врачом в городе Алжире. Он является автором целого ряда книг, в их числе «Респонсы Рашбаца» и «Моген Овойс» – четырехтомный комментарий на талмудический трактат «Овойс».

Во втором томе комментария содержится глава, посвященная полемике с христианством и мусульманством. Эта глава в свое время была издана отдельной книгой под названием «Кешет У-маген» («Лук и Щит»). В книге проводится весьма тонкий анализ христианской религии с исторической и догматической точек зрения, есть в ней и критический обзор текстов, священных для христианства, а также исследованы моменты соприкосновения христианства с иудаизмом. Книга «Кешет У-маген» невелика по объему, но многие из ее тезисов настолько оригинальны, что могли бы заинтересовать и современных историков, и исследователей христианства.

Основной тезис рабби Шимона бен Цемаха состоит в том, что христианская церковь исказила учение основоположников христианства. «Христиане, – писал Рашбац, – хотя и верят в то, что Тора, которая была дана Израилю через Моисея, исходит от Б-га, утверждают, что Тору эту основоположник христианства Иешуа из Назарета заменил Новым Заветом.

Это утверждение, однако, находится в явном противоречии с высказываниями самого Иешуа, как они приводятся в Новом Завете. Он говорит: «Не думайте, что я пришел отменить Тору или пророков. Не отменить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из Торы, пока не исполнится все. Кто нарушит одну из малейших заповедей, тот малейшим наречется в Царстве небесном». (Матф. 5). А в другом месте говорится, что в ответ на вопрос одного человека, как ему достичь вечной жизни, Иешуа ответил: «Соблюдай заповеди», то есть заповеди Торы (Матф. 19).

Рашбац приводит также цитату из Талмуда, согласно которой Иешуа сказал: «Я не пришел убавить чего-нибудь из Торы Моисеевой, и ни прибавить чего-нибудь к Торе Моисеевой». Так же и апостолы его после смерти Иешуа соблюдали законы Торы о пострижении назорея и жертвоприношений. Они объясняли иудеям в Иерусалиме, что ничего не делали против Торы и даже обличали храмовых служителей, что те не соблюдают законы Торы как следует.

Почему же тогда христиане в более поздние времена не соблюдали всех заповедей Торы? Рашбац объясняет это тем, что апостолы христианства обращались со своей миссией распространения веры к неевреям, или – как они названы в христианском Новом Завете – к язычникам. Поскольку ученики Иешуа хотели привлечь к его вере как можно больше язычников, они должны были облегчить для них бремя Торы. Они понимали, что, если требовать от неевреев обрезания и соблюдения практических предписаний Торы, то невозможно будет привлечь их к вере. Что касается самого Иешуа, то его проповедь была обращена к евреям, его ученики были евреями, и он не находил нужным вводить послабления в Закон Торы ни для себя, ни для своих учеников.

В качестве доказательства Рашбац приводит известный рассказ из Нового Завета (Деян. 15) о случае с обращением язычников в городе Антиохии в Малой Азии. Во время пребывания Павла (он же Шаул или Савл) и Варнавы в Антиохии между проповедовавшими христианство среди язычников произошел спор. Одни утверждали, что язычники не могут обрести «спасения» (то есть удела в грядущем мире) без обрезания и принятия всех заповедей Торы. Павел и Варнава же считали, что в этом нет необходимости.

Для разрешения спора было решено отправить Павла и Варнаву к апостолам в Иерусалим. По прибытии в Иерусалим они были приняты общиной верующих христиан, и все собрались для обсуждения этого вопроса. Среди собравшихся были говорившие, что «должно обрезывать язычников и заповедовать им соблюдать Закон Моисеев». Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела». После рассказов Павла и Варнавы об успехах распространения христианства среди язычников в Антиохии и о том, какие чудеса сотворил Б-г чрез них среди язычников, выступил с речью некий Иаков, который сказал между прочим следующее:

«...Написано: “Дабы взыскали Б-га прочие человеки и все народы, между которыми возвестится Имя Мое, говорит Б-г, творящий все это”... Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Б-гу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, что не хотят себе; ибо Закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую Субботу...»

«Из всего этого видно, – пишет далее рабби Шимон бен Цемах Дюран, – что они не отменяли закона Торы, а главная цель их состояла в привлечении неевреев к вере при условии, что они будут соблюдать Семь Заповедей Ноаха: запрещение идолопоклонства, запрещение блуда, запрещение употребления в пищу органов живого животного. Что касается других заповедей Ноаха, то запрещение богохульства подразумевалось под запрещением идолопоклонства, а запрещение грабежа и убийства входит в состав заповеди о правосудии. А поскольку правосудие уже существовало у древних римлян, греков и других народов, то не было необходимости особо предписывать им эти заповеди. Что же касается слов Павла в его Послании Римлянам (гл.2): “...обрезание полезно, если соблюдаешь Закон”, то есть Тору, то он имел в виду, что только те из язычников, которые хотят полностью принять иудаизм, должны пройти также обряд обрезания».

Дело в том, что в Талмуде существует понятие «гер тошав». «Гер» – это прозелит, нееврей, который принял иудаизм. В Талмуде и в раввинистической литературе различаются две категории прозелитов – «гер тошав» и «гер цедек». «Гер тошав» – это язычник, принявший на себя – в присутствии еврейского суда, состоящего из трех человек, или в присутствии суда, состоящего из трех таких же прозелитов, – соблюдение Семи Заповедей Ноаха. «Гер цедек» – прозелит, принявший на себя, так же в присутствии суда, состоящего из трех раввинов, соблюдение всех заповедей Торы. После этого он проходит обряд обрезания крайней плоти и совершает ритуальное омовение в микве – бассейне с проточной водой, чем и завершается принятие иудаизма. С этого момента такой прозелит становится полноценным иудеем, обязанным исполнять все заповеди Торы, как и чистокровный еврей.

Законы иудаизма не предписывают евреям вербовать прозелитов. Только те из неевреев, кто искренне и сами изъявляют желание приобщиться к Б-жьему народу, принимая на себя бремя соблюдения всей Торы, могут это сделать, пройдя обряды гиюра.

Зато распространение Семи Заповедей Ноаха евреям предписано. Этим и объясняется, что основоположники христианства, которые были из евреев, проповедовали среди древних язычников, римлян, греков и прочих веру в Единого Б-га и соблюдение заповедей, называемых в Талмуде «Ноаховыми».

А для того чтобы прозелиты, принявшие  веру в Единого Б-га и соблюдение нескольких заповедей, не чувствовали себя униженными по сравнению с прозелитами, которые обрезались, апостолы – и особенно Павел – написали целый ряд посланий. В посланиях новообращенных убеждали в том, что они будут «спасены», то есть будут иметь удел в мире грядущем, и это безусловно верно и с точки зрения иудаизма. Апостолы советовали новообращенным сосредоточить свое внимание на духовном очищении, на заповеди любви к ближнему, которая – как и в учении Талмуда – является главной и обобщающей заповедью Торы.

Разумеется, между иудаизмом и христианством существуют принципиальные разногласия, касающиеся основ веры, например: пришествие мессии-Мошиаха, вера в Единого Б-га. Тем не менее, выдающиеся учители иудаизма – Маймонид, Раши и многие другие, нисколько не признавая христианских догматов, считали распространение веры в святость Торы и в приход мессии среди народов мира явлением положительным. Явлением, предусмотренным Б-жественным Провидением, и подготовкой к приходу Мошиаха, к наступлению мессианской эры – благословенного будущего всего человечества.

Из всего сказанного следует, что те из христиан, которые видят свое назначение в обращении евреев в христианство, отрывая их от соблюдения Торы, – совершают грех не только против Торы, но и против своей веры. Уяснив вышеизложенные принципы разделения людей на тех, кто принимает на себя соблюдение всей Торы, и иных, принимающих соблюдение только Заповедей Ноаха, евреи и христиане смогут прийти к взаимопониманию и взаимному уважению.

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru