[<< Содержание] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2003 ТИШРЕЙ 5764 – 10(138)
Помогите отыскать следы близкого человека!
Меня зовут Павел Викторович Гурович. Я живу в Липецке. Мне 56 лет, и родился я в 1947 году в Челябинске.
Во-первых, спасибо вам всем за журнал. В последние два года «Лехаим» стал интереснее и содержательнее. В каждом номере – публикации таких авторов, как Лазарь Лазарев, Бен Сарнов, В. Кардин. Читаю я всегда и вступительное слово раввина Берла Лазара.
Во-вторых, хотел бы через ваш журнал попытаться что-нибудь узнать о своей бабушке Двойре Боруховне (Доре Борисовне) Коган. Моя бабушка по специальности была педиатром. Еще в первую мировую войну она работала военврачом и знала немцев не понаслышке. Во время войны с Гитлером к моменту оккупации Киева бабушка была, по словам моей матери, главным врачом Киевского окружного военного госпиталя. Она и ее сестра остались в Киеве с госпиталем, а мои отец и мать по настоянию бабушки ушли из окруженного города пешком с колонной мединститута. Дошли до Славянска, из Славянска эшелоном были эвакуированы в Челябинск.
У нас нет ни одной фотографии бабушки. Возможно, еще остались люди, знавшие ее по работе и по жизни. Любая информация бесценна.
Брат моей бабушки, Давид Борисович Коган, отец поэта Павла Когана, был членом комиссии по расследованию преступлений фашистов. Он одним из первых приехал в Киев после освобождения города. Квартира, где до войны жили его сестры, была открыта. В столе лежали паспорта моей бабушки и ее сестры...
П.Гурович, Липецк
Дорогая редакция журнала «Лехаим»!
Я был глубоко возмущен, прочитав интервью с министром культуры М.Е. Швыдким (№ 112). Хотя он и высказывался насчет протекционизма по отношению к культурам малых народов, но ему как чиновнику идишистская культура в России - точно прошлогодний снег в Хермоне на Голанах. Я удивлен: когда Швыдкой появился на канале «Культура», исчезла передача «Шалом». Хотя и была-то один, кажется, раз в две недели. Почему?
Я понимаю: евреев осталось в России мало. Но не 4 же тысячи, как в Польше, и не 6 тысяч, как в Румынии, а там ведь работают и развиваются идишистские театры. В Варшаве и Бухаресте издаются журналы на идише и иврите, есть еврейские музеи общемирового значения. Я не говорю о еврейских идишистских театрах в Нью-Йорке, Монреале и Тель-Авиве, которые проводят фестивали в Яссах (Румыния), где работал Гольдфаден. Театр «Шалом» в Москве – это русский провинциальный театр, который почти никакого отношения к идишистской культуре не имеет.
Михаил Ефимович считает, что культура евреев в диаспоре – временная. А театру «Фольксбине» в Нью-Йорке больше ста лет, Бухарестскому - тоже более ста. Это что, временное? Я был в этих театрах не раз; в них подавляющая часть зрителей - молодежь, и не только еврейская.
При идишистских театрах работают учебные студии, трудятся писатели, драматурги, актеры, художники, сценографы и т.д. (не обязательно евреи). Конечно, они пользуются государственной поддержкой.
Какой государственной поддержкой пользуется идишистская культура в России? Пусть ответит Михаил Ефимович.
На еврейском фестивале в 2002 году не было ни одной пьесы на идише, ни одного артиста из России, который владел бы идишем.
Если Швыдкой считает себя русским, то это не значит, что все евреи считают себя русскими или украинцами. Это все индивидуально. Та полемика, которая ведется в России сейчас, по-прежнему толкает оставшихся евреев на отъезд. Я говорю не о социальных вопросах.
В этом году в Москву не приезжал ни один еврейский артист из Израиля, США, Канады, ЮАР, Германии. В прошлом году приезжал театр «Габима», и интерес к нему был большой.
С кончиной Вергелиса перестал существовать журнал «А идише гас». Молодые литераторы, увидев, какая им оказывается государственная «поддержка», уехали. В Москве, Петербурге, Киеве в еврейских университетах идиш не преподается.
На телевидении для 20 – 26 млн. мусульманского населения нашли 30 минут в неделю, а что говорить о евреях, ханты-мансийцах и т.д.? Это права человека?
Никто, Михаил Ефимович, не хочет прощаться с идишем. Евреи не боялись ходить в ГОСЕТ, так же как не боялись ходить в Камерный еврейский музыкальный театр Ю. Шерлинга. Ваши разговоры, Михаил Ефимович, о трагедии угасания в мире еврейской культуры на идише – ложь.
Страны СНГ – еще не показатель заката. Немало молодежи в Канаде, Мексике, Англии, Австралии, Бразилии, Украине, России, США, которая изучает идиш, читает, поет на идише. Слава Б-гу, на еврейских улицах мира идиш не зависит от таких людей, как Швыдкой.
Есть целая группа энтузиастов – З. Млотек, А. Купер, Д. Юшковский. М. Черный и сотни других, которые развивают и поддерживают дорогой «мамэ-лошн». Не каждый язык может похвастаться своими Шолом-Алейхемом и Зингером.
В. Кравецкий, Киев
P.S. В «Литературной газете» № 32 за 2003 год Швыдкой говорит, что канал «Культура» – лучший в мире. Мне приходилось видеть передачи каналов «Культура» в Польше и Израиле: они менее политизированы и шире. Высказывания Швыдкого о сохранении национальных культур – это лицемерие и цинизм.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru