СВИТОК ТОРЫ

СОЗДАН В НОВОЙ РОССИИ

 

В амфитеатре Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ) на столе лежал новый свиток Торы. Переписавший его сойфер сидел за столом. А исполнительный вице-президент ФЕОР Александр Борода стоял на сцене с микрофоном и предлагал всем желающим «сделать важную мицву» – вписать свою букву в Тору.

Около двадцати добровольцев исполнили эту мицву под аплодисменты присутствующих, пожертвовав по традиции деньги и поставив под руководством сойфера символическую точку на свитке. Церемония транслировалась на большом экране.

Последние три буквы – реш, алеф и ламед в последнем слове Торы – Исроэл – были по традиции дописаны самыми уважаемыми членами общины – спонсорами работы по созданию этого свитка и главным раввином России Берлом Лазаром.

Потом свиток с песнями и танцами понесли вниз, на второй этаж. И там, в синагоге МЕОЦ, хасидские хороводы и песни, перемежавшиеся молитвами, продолжались еще долго. В празднике участвовало множество детей.

Это была, конечно, не первая подобная церемония в МЕОЦ: в очередной раз новый свиток в синагогу вносили всего полгода назад. Но сейчас был особый случай...

– Это знаковое событие, – сказал главный раввин России Берл Лазар. – Впервые российская еврейская община получила Тору, написанную в России.

Действительно, раньше все свитки привозили из-за границы, и оплачивались они по обыкновению зарубежными спонсорами. Но на этот раз сойфер Михоэл Мешуловин работал над свитком около двух лет в Москве, и эта работа плюс все сопутствующие расходы были оплачены московскими филантропами Александром Головатым и Леонидом Глезером. По оценкам специалистов, двухлетняя работа переписчика Торы стоит около 40 тысяч долларов.

Судя по всему, это – отнюдь не последний свиток Торы, написанный в Москве...

 

Д. Вольнова

 

ЦЕНА ЖИЗНИ

 

Главный раввин России Берл Лазар выразил свое соболезнование родственникам погибших на рок-фестивале «Крылья» в Тушине, и пожелал «полного и скорейшего выздоровления раненым, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке».

Раввин подчеркнул, что теракт в Тушине – по всей видимости, вовсе не случайность, и пояснил:

– Существуют люди, для которых любой шаг к стабилизации межнациональных отношений – трагедия такого масштаба, что они готовы на самоубийство, чтобы его предотвратить. Это стопроцентные фанатики, готовые убить невинных людей: ведь посетители рок-концерта не имели абсолютно никакого отношения к происходящему в Чечне. Для фанатиков же чужая жизнь не имеет цены. Они считают, что с помощью убийства обозначат свою позицию. Это явления того же рода, что и на Ближнем Востоке, теракты 11 сентября и подобные бесчеловечные деяния.

Берл Лазар отметил, что с ближневосточными террористами-самоубийцами исполнителей теракта в Тушине связывает не только технология, но и идеология. Ибо, по его мнению, «они верят, что могут добиться “освобождения” какой-то территории через террор». Однако, как подчеркнул главный раввин России, единственно возможное движение в этом направлении – лишь через демократические выборы и переговоры.

Впрочем, раввин Берл Лазар не теряет оптимизма. Он надеется, что объединенные усилия государств и людей покончат с терроризмом. И тогда, по его словам, люди «будут жить спокойно и не станут бояться взрывов, устроенных какими-то сумасшедшими».  

 

Rujen

 

 «СПЕШИТЕ

ДЕЛАТЬ ДОБРО!»

 

Всемирный конгресс русскоязычного еврейства подвел первые итоги сбора пожертвований в помощь пострадавшим от терактов. Эта акция была начата в июне 2003 года под девизом: «Спешите делать добро!»

В мэрии Иерусалима собранные в России деньги были вручены русскоязычным семьям, ставшим жертвами террора.

Во время этой церемонии в зале присутствовали представители муниципалитета столицы Израиля, лидеры ВКРЕ, израильские политики, общественные деятели, журналисты.

Встречу открыл мэр Иерусалима Ури Луполянски.

– Еврейская взаимопомощь всегда, во все века отличала наш народ, – сказал он. – Каждый еврей всегда знал, что в любом месте на Земле он может рассчитывать на помощь, проживающих там евреев... Более чем символично, что эта встреча произошла в Иерусалиме.

Исполнительный директор ВКРЕ Валерий Энгель в своем выступлении обратил внимание на то, что это был первый опыт сбора денег в России для жертв террора.

– В акции приняли участие более полутора тысяч москвичей, – сказал он. Как правило, это были люди небольшого достатка. Но они своим участием в акции продемонстрировали свое отношение к тем событиям, которые происходят в Израиле. Размеры пожертвований не столь важны, главное, что посильная помощь была оказана от чистого сердца.

Депутат кнессета и председатель «Межпарламентской ассоциации Израиль – Россия» Юрий Штерн напомнил присутствующим на церемонии о том, что годовщина со дня начала деятельности ВКРЕ совпала с этой важной акцией.

– Должен заметить, – сказал Юрий Штерн, – что это мероприятие продемонстрировало все возрастающую солидарность России и Израиля в борьбе с международным терроризмом.

Вручала именные чеки Татьяна Сапунова, пострадавшая при взрыве плаката с антисемитским лозунгом на Киевском шоссе в Москве, который она попыталась уничтожить.

Главный раввин России Берл Лазар отметил, что еврейская взаимопомощь в наши дни отнюдь не уменьшилась.

– Много лет евреи Израиля оказывали всяческую помощь российским евреям, – сказал раввин. – И вот настал момент, когда уже евреи России, в свою очередь, протянули руку израильтянам.

В Афуле прошла еще одна встреча, на которой восемь семей получили помощь из России. Пожертвования были переданы матери Кирилла Шрамко – охранника, погибшего при взрыве в торговом центре Афулы в мае нынешнего года. После гибели Кирилла семья Шрамко решила переехать из России в Афулу.

Всего в Израиль передано 25 тысяч долларов, собранных в Москве. Часть пожертвований общественный совет по проведению этой благотворительной акции решил направить пострадавшим от теракта в Каспийске, произошедшего 9 мая 2002 года. Тогда погибли 40 человек и более 140 были ранены.

 

Rujen

 

«ЭЗРА»

ОЗНАЧАЕТ ПОМОЩЬ

 

В Москве состоялась встреча вице-премьера российского правительства Галины Кареловой с вице-президентом ФЕОР, исполнительным директором благотворительного фонда «Эзра» Александром Бородой.

Главной темой беседы стала помощь еврейской общины пострадавшим в результате теракта на рок-фестивале в Тушине. Александр Борода заявил, в частности, что ФЕОР и фонд «Эзра» готовы участвовать в строительстве госпиталя для жертв терактов.

Галина Карелова выразила благодарность за предложенную помощь.

В ходе беседы обсуждался также вопрос о помощи еврейской общины в осуществлении «Общегосударственной программы профилактики детской безнадзорности». Вице-премьер отметила, что среди всех благотворительных организаций именно фонд «Эзра» оказал самую большую помощь в реализации этой программы. Благодаря фонду более ста пятидесяти социальных приютов получили помощь от еврейской общины.

 

Rujen

 

НА БУДУЩИЙ ГОД...

В «ГАН ИСРОЭЛ»

 

Закончилась летняя пора отдыха, каникулы позади, словом – «до встречи, наше еврейское лето!», говорят ребята. Лагеря опустели. Школьники сели за парты.

Но не скоро исчезнет с губ привкус горячего солнца, надолго останутся в памяти теплые деньки, проведенные «на природе» вместе с друзьями. Ребята пишут нам: в следующем году обязательно поеду в «Ган Исроэл»...

 

Лагерь при костромской синагоге был организован в живописной дачной местности. Отдыхавшие в нем ребята совершали экскурсии и туристические походы, купались в реке и озере, катались на аттракционах и учились в компьютерных классах.

Вожатые групп Катя Скаржинская и Ури Бобров упорно занимались со своими подопечными изучением еврейской традиции и иврита. В конце «смены» в лагере прошел необычный родительский день: серьезно подготовившиеся дети показали своим мамам и папам театрализованное представление.

Работал в Костроме и городской еврейский лагерь для школьников в возрасте от семи до двенадцати лет. Ребята под руководством своих вожатых не только отдыхали, но и участвовали во многих нужных и полезных делах. Они, в частности, приготовили концерт и сыграли кукольный спектакль для малышей из детского сада «Ор Авнер», посадили цветы возле синагоги.

КостромаПознакомились они и с историей еврейских семей города. Вместе с вожатыми отдыхавшие в городском еврейском лагере девочки и мальчики навестили ветеранов общины Розу Герахмиловну Меламед и Лазаря Зельмановича Бейлина. А еще ребята учились печь халы и, поставив их на праздничные столы, в соответствии с традицией отмечали Шабос.

Новый проект «Ешиваc кайц» («Летняя ешива») был осуществлен еврейской религиозной общиной Нижнего Новгорода. В оздоровительном лагере для учащихся нижегородского религиозного училища при городской синагоге ребята изучали историю, познавали иудейские традиции и иврит, а кроме всего этого еще и активно занимались спортом.

Не скучали и дети из учебного комплекса «Хабад Ор Авнер» в Баку. Они ходили в музеи, театр и кино, участвовали в экскурсиях. Все желающие имели возможность Волгоградфакультативно заниматься с преподавателями. А тем временем в школьном здании учебного комплекса шел основательный ремонт, цель которого – расширение помещений, поскольку в новом учебном году количество учащихся школы значительно увеличилось.

Третий год подряд в бывшей столице Казахстана Алма-Ате работал летний детский лагерь при еврейском учебно-воспитательном комплексе «Гершуни». В этом году лагерь организован для учеников еврейской школы в возрасте от шести до десяти лет.

Стержнем летней программы проведения досуга стало знакомство всех отдыхавших в лагере ребят с еврейскими традициями. И эффективнее всего это достигалось изучением заповедей. Дети совершенствовали полученные в школе знания. Утренние благословения, благословения на различные виды пищи, на омовение рук, а также выполнение различных заповедей, связанных с еврейским образом жизни, – все это происходило у ребят в игровой и развлекательной форме, через творческую деятельность, часто во время прогулок и экскурсий.

Среди основных тем была, например, такая: «Храм и будущее Избавление». На занятиях ребята изучали здание Иерусалимского Храма, священные принадлежности, имевшиеся в нем, порядок храмовой службы и многое другое. Дети с увлечением строили модели Храма, которые экспонировались на выставке детского творчества. В организации работы лагеря участвовали посланники «Ор Авнер» Ш. Алма-АтаЗлатопольской, Д. Шнайдерман, А. Шнайдерман, а также учителя еврейской школы ЕУВК «Гершуни».

В минувшие каникулы 118 школьников в возрасте от 11 до 18 лет из Эстонии, Латвии и Литвы провели десять дней на знаменитом альпийском курорте в австрийском городе Зальцбурге в летнем лагере «Ган Исроэл». Организатором лагеря стало движение «Хабад». В программу отдыха входили спортивные игры, купание в аквапарках, пешеходные и велосипедные прогулки в горах, экскурсии в Зальцбург и Венецию.

С успехом прошла смена и в летнем спортивно-оздоровительном лагере для девочек «Ган Исроэл» в Волгограде. Отдых в этом лагере был организован еврейским общинным центром и еврейской религиозной общиной города на базе школы «Ор Авнер». В этом году в лагере отдохнули более ста школьниц из Волгограда и Волгоградской области. В оздоровительную программу для девочек были включены процедуры в лучшей городской физиотерапевтической лечебнице – ингаляции, кислородный коктейль, лечебные ванны, массаж и солярий.

Вернувшиеся из лагеря школьницы делятся своими впечатлениями. Волгоград. Занятия с раввином.

– Для нас, девочек из старшего отряда, важнее всего было дружеское участие, понимание, забота, – рассказывает Хана Тетруашвили. – И в лагере мы действительно жили в соответствии с этим девизом. Мы помогали младшим и особенно тем, кто впервые приехал в лагерь: читали с ними традиционные благословения, вместе рисовали плакаты, посвященные еврейским праздникам. А еще мы подготовили и показали младшим детям кукольный спектакль, посвященный празднику Пейсах, разучивали с ними песенки-«змирот» «Мицва гдола», «Ребе», «Севивон» и другие.

– Больше всего мне понравилась в лагере «Веселая маккабиада», – говорит Нехама Мякинина. – Девочки разделились на две команды и соревновались  в различных видах спорта: в беге, прыжках, ведении мяча. Мы не отставали от мальчиков ни в чем – даже играли в футбол. И – как девочки во всем мире! – мы увлеченно прыгали со скакалками. Каждая из нас старалась быть лучшей, чтобы принести своей команде победу. В результате, естественно, победила дружба. А вообще – с чего начался наш девичий лагерь? Чем, прежде всего, был отмечен наш летний замечательный отдых и чем он закончился для каждой из нас? Это, конечно же – «аавас Исроэл», большая любовь к Израилю, к нашему древнему народу.

Валерии Соколовой в лагере оч

ень запомнились занятия с раввином.

– Любому ребенку нужна крепкая дружная семья, – сказала она. – К сожалению, в нашей семье и в семье моей одноклассницы Шейны нет папы, который был бы мудрым наставником и настоящим другом, помогал бы узнавать и соблюдать традиции еврейского народа. Поэтому во время летнего отдыха в нашем лагере мне и моей подруге Шейне, как и другим девочкам, было особенно интересно узнать: как следует по традициям нашего народа праздновать Шабос? И вот уважаемый раввин Залман Иоффе показал нам в ходе празднования одного Шабоса, какую важную роль играет отец в семье, как он должен произносить киддуш на вино, как положено отцу читать благословение на халу. Я люблю узнавать все новое, мне нравится соблюдать обычаи своего народа. Поэтому-то я уж обязательно приеду в «Ган Исроэл» и в будущем году.

 

Соб. инф.

 

КАК ЖАЛЬ,

ЧТО МЫ РЕДКО

ВСТРЕЧАЕМСЯ...

 

Каждый год происходит это чудо. Каждый год мы приезжаем сюда, в этот лагерь. Я, например, приезжаю в четвертый раз, но кажется, что я прожила здесь целую жизнь, потому что лагерь «Ган Исроэл» – это отдельный мир, где день равен месяцу.

Когда я впервые оказалась в лагере нашей еврейской общины, «главным откровением» стали для меня наши воспитатели из Израиля и Америки. Ведь это большая радость – ежедневно общаться с девушками, которые с раннего детства соблюдают все еврейские законы и традиции! Уроки, которые я тогда получила, запомнила на всю жизнь. И до сих пор лагерь «Ган Исроэл» – это, прежде всего, общение с нашими воспитателями и с нашей ребецн Ханой Каминецкой. Ну и, конечно, со своими подружками.

...Как жаль, что мы редко встречаемся – девочки из разных городов Украины – Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Желтых Вод... Но уж когда встречаемся – нет большей радости! А тем более, если это происходит на отдыхе, на берегу ласкового Азовского моря. Как приятно среди полутора сотен девочек, собравшихся на Южном вокзале Днепропетровска, узнавать лица тех, с кем уже не первый год вместе проводишь лето! Да не простое лето, а еврейское!

У нас, «старожилов», есть традиция: каждая берет шефство над какой-нибудь девочкой, которая впервые попала в лагерь еврейской общины. Ведь для нее здесь все в новинку! Все – в первый раз: и утренние молитвы, и соблюдение заповеди омовения рук, и беседы о Торе и Любавичском Ребе, и чтение молитвы «Шма, Исроэл» перед сном.

Особенно приятно, когда такой человек находится в моем отряде, и я могу целый день рассказывать, объяснять своей «подопечной» важные для каждой еврейки, для каждого еврея вещи. Эта мицва, которую я сама для себя устанавливаю в лагере. А примером мне служат выпускницы женского еврейского училища «Бет Хана», которые были среди наших воспитателей. Все они так гордятся тем, что учились в «Бет Хане», что хочется и самой туда поступить. По крайней мере, задора и бодрости им не занимать. С утра до вечера они с нами, организуют занятия и игры, соревнования и купание – в общем, все, чем так богат лагерь «Ган Исроэл».

Но самое замечательное происходит после летнего отдыха, когда в сентябре я встречаю какую-нибудь свою подружку из лагеря в еврейской школе. А такое случается очень часто: ведь немало девочек после отдыха в нашем летнем лагере принимают решение учиться в еврейской школе своего города.

И все-таки больше всего мне запомнилось в лагере празднование Шабоса. В преддверии этого дня все, даже те из нас, кто, к сожалению, пока еще далек от настоящей еврейской жизни, проникаются особым чувством. Еще в четверг на кухне начинается подготовка субботней трапезы, машгиях становится очень озабоченным и торжественным.

Утром в пятницу приезжают почетные гости – главный раввин Днепропетровска Шмуэл Каминецкий, директор Днепропетровского отделения «Цивос Гашем» Йоси Глик, посланник по образовательным программам Еврейского агентства в юго-восточной Украине Ури Охали, директор Днепропетровской еврейской общины Вячеслав Брез. К встрече Субботы все надевают все самое красивое, женщины и девушки зажигают субботние свечи.

Это надо видеть – словами просто не передать! Сотни свечей озаряют стены уютной столовой, сотни голосов произносят слова благословения. А потом начинается вкуснейшая праздничная субботняя трапеза. Ну а затем, уже после нее, – песни и танцы.

...И так хочется, чтобы каждый Шабос в твоей жизни был именно таким, каким он бывает для меня и моих подруг пока только еврейским летом – в нашем замечательном, интереснейшем лагере «Ган Исроэл».

 

Ю. Каплер

 

НАШИ ДЕТИ

ЧИТАЮТ «ШМА»

 

Полторы сотни девочек-школьниц и столько же школьников-мальчиков из Донецка, Донецкой

и Луганской областей,

Мелитополя, Кривого Рога провели прекрасные летние дни, отдыхая в еврейском лагере, что расположен в Седове на Азовском море.

Первой была смена девочек. Среди вожатых – молодые посланницы Любавичского Ребе из США и ученицы донецкого махона «Хана», а также опытные воспитатели из общеобразовательной еврейской школы «Ор Менахем». Уютные номера, зеленая зона пансионата, море, солнце – все это способствовало оздоровлению детей, как физическому, так и духовному.

Омовение рук перед едой, благословение пищи, исполнение заповеди зажигания Субботних свечей создали этим летом для всех отдыхавших неповторимое «еврейское пространство».

Примером для девочек служили всеми уважаемые женщины – ребецн Дина Вышецкая, Ривка Гайсинович, Дорит Вагнер, мудрые и много знающие. Все они вместе с отдыхавшими детьми участвовали во всех лагерных событиях, дарили слова Торы, рассказывали о жизни и деяниях праведников, поучительные истории и хасидские притчи.

Каждый день у девочек проходил урок, посвященный одной из тем еврейской традиции, например: «День Рождения», «Хупа», «Кашрус», «Любовь к ближнему». Работали в лагере в течение всего лета и кружки по интересам. Лена Архипенко и Таня Пошехонова учили девочек прикладному искусству, а Юля Вирина вела кружок драматического искусства.

С наступлением Шабоса в лагере все чудесно изменялось. В празднично украшенном зале девочки и женщины зажигали Субботние свечи. Молитва, трапеза, слова Торы, удивительные мелодичные и мудрые песни – словом, мир и покой опускались на лагерь. А на следующий день девочки показывали необычное для многих увлекательнейшее действо – театрализованное представление, посвященное очередной недельной главе Торы.

Ежедневно девочки занимались изучением еврейской традиции – и самостоятельно, и в рамках программы «Цивос Ашем». На честно заработанные своим трудом «доллары» в магазине «Мицва» можно было купить понравившиеся сувениры, сладости, игрушки.

Смена завершилась прощальным концертом. Дети благодарили всех, кто организовал и подарил им такой чудесный отдых. Американским вожатым были вручены памятные медали. А ребецн Дина Вышецкая удостоилась чести получить особую благодарность: ей была вручена медаль «А идише мамэ».

Не успели девочки уехать домой, как автобусы привезли в лагерь мальчишек. Студенты донецкой ешивы «Томхей Тмимим», воспитатели еврейской школы «Ор Менахем» и шестнадцать вожатых из США дружно занялись организацией отдыха мальчиков.

– Какую цель вы ставили перед собой, отправляясь в наш лагерь? – спросили мы у Леви Гуревича, двадцатилетнего студента ешивы из Нью-Йорка.

– Мы хотели показать каждому еврейскому ребенку, что быть евреем, исполнять заповеди Торы – это удовольствие и радость, – ответил Леви.

Языковой барьер был быстро и весьма успешно преодолен совместными усилиями воспитателей и воспитанников. Жизнь в лагере потекла своим чередом: здоровое и вкусное кошерное питание, игры, песни и уроки традиции на свежем воздухе. А при всем этом – было еще и много-много моря, солнца, доброты, дружбы, взаимопонимания.

Украсила программу отдыха в лагере группа вожатых «Цивос Ашем» из Днепропетровска. Разнообразные кружки, игры, ошеломляюще веселый концерт буквально взорвали лагерную жизнь: этот радостный праздник продолжался два дня и две ночи.

...Заключительный костер, песни под гитару, обмен адресами, слезы расставания ознаменовали окончание «еврейского лета» – так был завершен сезон отдыха в лагере «Ган Исроэл-2003». До встречи в следующем году! – желали все друг другу.

Программа ежегодных летних еврейских лагерей «Ган Исроэл» успешно работает благодаря помощи со стороны многих американских евреев, а также – и в немалой мере! – благодаря организаторским способностям главного раввина Донбасса Пинхоса Вышецкого.

Каждый вечер с каждым ребенком вожатые читали «Шма, Исроэл»... Это – как глоток чистого воздуха, как очищение каждой еврейской души. Это – через тысячелетия! – непрерывная, извечная эстафета множества поколений нашего народа.

Наши дети читают «Шма» – значит, мы – живы, значит, мы – евреи, и значит, мы – вместе!

 

М. Грин

 

НА СКУКУ ВРЕМЕНИ

НЕ ОСТАВАЛОСЬ...

 

Более сорока ребят из Омска, Томска и Новокузнецка отдохнули в летнем лагере «Ган Исроэл». Отдых и учебу в этом замечательном лагере проводила омская еврейская община на базе профилактория «Родник» при поддержке благотворительного фонда «Ор Авнер».

Дети с первых часов попали в особую еврейскую, а скорее даже в израильскую среду. Здесь все было необычно, здоровый отдых и развлечения сочетались с изучением Торы и еврейских традиций. В этом году в «Ган Исроэл» приехали вожатые из Израиля: сестры главного раввина Омска Ошера Кричевского Еудит и Хаси, а также Браха Коэн и Хани Гольдшмид, имеющие большой опыт работы в летних лагерях Риги, Николаева, Уфы и других городов СНГ.

Правда, они не очень хорошо владеют русским языком, но это с лихвой восполнялось их искренностью и дружелюбием. К тому же дети, обучающиеся в воскресных школах, старались говорить с ними на иврите, и практика разговорной речи пошла отдыхающим в лагере на пользу.

Ребята и их вожатые жили одной дружной семьей, без деления на учителей и учеников. Например, в театрализованном действе «Еврейская свадьба» роль невесты исполняла вожатая, а роль жениха сыграл один из мальчишек.

В лагере были оптимальные условия для отдыха детей: комфортабельное жилье, кошерная пища и возможность заниматься спортом. Единственное, чего не было в лагере, это – скуки. Во-первых, самые серьезные темы раскрывались в игровой форме, а, во-вторых, скучать просто было некогда. Ведь теория всегда сочеталась с интересными практическими занятиями.

Так, например, отнюдь не каждый сможет в домашних условиях сделать из фольги «Стену плача» или приготовить молочные  и мясные кошерные блюда. А легко ли сходу изготовить украшения для празднования Шабоса? А разве так просто из минимума подручных материалов придумать и создать оригинальные сценические наряды и декорации для театральных постановок? Нечего и говорить, что очень понравились ребятам путешествия по Омску и особенно – незабываемая поездка по Иртышу на теплоходе.

Но главным итогом нынешнего летнего отдыха, конечно же, стали родившиеся в лагере дружба и желание снова встретиться в будущем году.

– За эти две недели я поняла, что могу и хочу общаться с детьми, – рассказывает вожатая лагеря, студентка педагогического университета Светлана Лопатухина. – Для занятий было много интересных тем: «Еврейское утро», «День рождения», День памяти Ребе, Шабос... Но больше всего мне понравилась «еврейская свадьба»! Все началось с поиска подходящих «артистов», способных в очень короткий срок отрепетировать и достойно сыграть роли «жениха» и «невесты». «Женихом» избрали моего брата Борю Лопатухина, который выбрал себе в невесты одну из вожатых – Лену.

Подготовка к театрализованной «еврейской свадьбе» началась с самого утра.  Группа «Ор» (Свет) готовила свадебный танец, наряжала и инструктировала «женскую часть семьи жениха и невесты» – мам, бабушек, тетю. Группа «Эмуна» (Вера) занималась тем же самым, но только учила «мужскую часть семьи». Девочки из группы «Симха» (Радость) украшали свадебный зал, а группа «Коах» (Сила) изображала гостей.

Вечером этого длинного дня наконец состоялась «свадебная церемония». Кстати, платье невесте я лихорадочно ушивала всего-то за четверть часа до начала хупы. Все были очень красивые и нарядные.

Хочу сказать большое спасибо всем – и ребятам, и вожатым за все то хорошее, что было у нас в летнем лагере. И особенно за то, что поддерживали друг друга во всех добрых делах, и при этом никогда не давали друг другу скучать. 

 

И.Шамис

 

 «ДНИ МОШИАХА»

НА СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ

ЗЕМЛЕ

 

Более трехсот детей из Ташкента, Самарканда, Бухары,

Ферганы, Маргилана и Коканда отдохнули минувшим летом в еврейском детском лагере «Йемот а-Мошиах» – «Дни Мошиаха».

Летний лагерь расположен в живописных горах, на высоте 1200 метров над уровнем моря, в районе, известном как «среднеазиатская Швейцария». Главный раввин Средней Азии Абе-Довид Гуревич, раввин Давид Колтон и раввин бухарской общины Ташкента Давид Флештаев лично объехали еврейские общины и отобрали детей для поездки в лагерь.

Спонсорами проекта летнего отдыха детей стали международный фонд «Ор Авнер – Любавич» и Всемирный конгресс бухарских евреев. Руководство лагерем было поручено посланцам Любавичского движения – раввину Давиду Колтону и ребецн Хане Колтон, которые приложили все усилия, чтобы сделать отдых детей познавательным и интересным. Каждый день они принимали участие в образовательных и развлекательных программах и конкурсах на темы еврейских праздников, традиций и обычаев иудаизма. Девизом лагеря стал лозунг «Кибуц Галуйот» – «Собирание диаспор». Настроившись на эту «волну», каждая группа детей, соответственно подготовившись, отражала жизнь евреев определенной страны в прошлом и настоящем.

Центральным событием июньской смены стала «Бас мицва» для одиннадцати девочек. Руководили церемонией студентки израильского педагогического института «Бейс Ривка». Все виновницы торжества получили в подарок серебряные подсвечники. Присутствующие на церемонии родители и гости увидели подготовленное детьми представление, посвященное самоотверженности и стойкости евреев в годы инквизиции и коммунистического режима.

Смена мальчиков началась в знаменательный день 3 тамуза – «День Ребе». В тот вечер во временной синагоге был проведен «фарбренген». Там же в течение всех дней работы лагеря собирался миньян для чтения Торы, специально привезенной из Ташкента.

Раввины Гуревич и Колтон вручили всем мальчикам подарки – «талес-ктаним», малые талесы, которые у бухарских евреев называются «барэт». А для двадцати старших мальчиков в лагере была организована ешива.

В один из последних дней летней смены лагерь посетил член руководства Всемирного конгресса бухарских евреев раввин Беньямин Ниязов. К его приезду отдыхавшие подготовили большой праздник с пением «змиройс» и танцами. Дети попросили раввина Ниязова передать их благодарность за хороший и интересный отдых президенту Всемирного конгресса бухарских евреев и фонда «Ор Авнер» Леви Леваеву.

 

Rujen

ГУБЕРНАТОР

ОБЕЩАЛ ПОДДЕРЖКУ

 

В атмосфере взаимопонимания прошла встреча губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева с главным раввином Хабаровска Яковом Снетковым и представителями городской еврейской общины.

Раввин Снетков рассказал губернатору, чем сегодня живут еврейские общины края, поделился впечатлениями o недавней поездке в Комсомольск-на-Амуре.

Виктор Ишаев в ходе встречи проявил особенную заинтересованность строительством синагоги в Хабаровске, а также распространением еврейской культуры и развитием еврейского образовательного комплекса.

В беседе принимали участие советник губернатора по экономическим вопросам П.А. Минакер, член совета общины «Мизрах» М.Л. Прилуцкий, директор еврейской школы «Ор Авнер» С.С. Левинзон.

В заключение встречи губернатор обещал оказать поддержку в решении проблем еврейских общин Хабаровского края.

 

Rujen

 

ГЛАВНЫЙ РАВВИН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

ВСТРЕТИЛСЯ С ПОСЛОМ НИДЕРЛАНДОВ

 

В рамках церемонии аккредитации ОБСЕ в Узбекистане состоялась встреча представителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, посла Королевства Нидерланды Тэймю Кувенаара с главным раввином Центральной Азии, главой представительства Всемирного Любавичского движения в регионе Абе-Довидом Гуревичем.

Раввин Гуревич был приглашен посетить посольство Нидерландов в Ташкенте. В ходе его встречи с послом они обсуждали вопросы развития общественных процессов в Узбекистане и других странах среднеазиатского региона, а также проблемы межнациональных отношений.

Большой интерес посла вызвала информация о возрождении общинной и духовной жизни еврейства в регионе после распада СССР.

В завершение беседы посол подарил главному раввину Центральной Азии копию хранящегося в конгрессе США уникального изображения еврейского квартала Самарканда, каким он был в 1907 году. Раввин Гуревич поблагодарил за подарок и обещал поместить его в экспозиции Общественного музея евреев Узбекистана.

Rujen

 

МОЛОДАЯ ОБЩИНА ДРЕВНЕГО ГОРОДА

 

Председатель бакинской религиозной общины «Хабад – Ор Авнер» Меир Брук посетил еврейскую общину города Огуз. Там он встретился с активистами общины и обсудил с ними программу возрождения еврейской жизни в городе.

Огуз – один из древних городов Азербайджана. В свое время здесь существовала большая община горских евреев в городе жили свыше 3000 человек. Однако большинство из них в недавние годы уехали – кто в Израиль, кто в США, кто в Россию.

Сейчас в Огузе постоянно проживает немногим более двухсот евреев. И еще несколько сотен евреев регулярно приезжают в этот город к своим родственникам и знакомым на праздники или на отдых.

Глава еврейской общины Огуза Назим Ибрагимов показал раввину Меиру Бруку город и рассказал о ситуации в сфере межнациональных отношений. Евреи, подчеркнул он, всегда были органической частью населения города, они и сейчас пользуются в Огузе заслуженным уважением. Недаром многие неевреи и сегодня изъясняются на горско-еврейском языке.

Затем раввин Брук посетил синагогу и встретился с верующими. Члены общины, среди которых сегодня наряду с представителями старшего поколения уже немало молодежи, попросили содействия в решении насущных проблем евреев Огуза.

В частности, в городе ныне действуют две синагоги, одна из которых построена около четырех веков назад, есть два старых еврейских кладбища. Но при всем этом – имеется только один свиток Торы и нет ни одной кошерной пекарни. Кроме того, община до сих пор не зарегистрирована официально.

Одна из проблем была решена, что называется, «в рабочем порядке»: раввин Брук отправился с главой местной общины в центральную пекарню Огуза и провел в ней церемонию кошерования. Теперь здесь выпекается кошерный хлеб. После празднования Пейсаха нынешней весной в Огузе этот визит раввина из Баку стал следующим шагом к возрождению еврейского духа общины.

– Мы всегда оставались ортодоксальной общиной, были евреями, есть и будем ими, – сказал Назим Ибрагимов. – Мы всегда соблюдали и будем соблюдать все еврейские обычаи, передавая их из поколения в поколение, от стариков – к молодежи. Еврейская община древнего Огуза будет всегда молодой и полной сил.

 

Rujen

 

МЫ ВСПОМНИЛИ О СВОЕМ ЕВРЕЙСТВЕ!

 

Еврейскую общину Комсомольска-на-Амуре посетили главный раввин Хабаровска и Дальнего Востока Яков Снетков и глава хабаровской общины “Мизрах” Марк Аршинский. Утром раввин Яков Снетков побывал в офисе и библиотеке общинного центра, где встретился и побеседовал с работниками офиса и библиотекарем Беллой Жуланской.

Потом в сопровождении председателя общины Виктора Иванова он посетил благотворительную столовую, где в это время обедали подопечные. Хозяева рассказали раввину, что организация столовой – заслуга члена совета общины Михаила Айзенберга. Это он нашел помещение и переоборудовал его для столовой, и он же пригласил сотрудников, которые освоили приготовление кошерной пищи.

А хлеб, который подавали к столу, пользуется особым спросом не только у евреев – членов общины, потому что отличается необычайным вкусом. Его охотно покупают жители города, причем независимо от принадлежности к еврейской общине. Участники благотворительного обеда выразили благодарность руководству общины за помощь пожилым людям. “Мы живем в такое время, когда люди начинают вспоминать о том, что они – евреи. В наши дни  люди уже не боятся и не стесняются своего еврейства”, – сказали они.

После обеда в офисе общины собрались члены “Клуба пожилых людей”. За чаем  шла оживленная беседа: евреи задавали раввину вопросы, говорили о делах общины, о своей жизни. А раввин Снетков, в свою очередь, рассказал собравшимся о жизни евреев Хабаровска.

Вечером на заседании совета общины обсуждался вопрос о создании в Комсомольске-на-Амуре еврейского детского сада и школы. Еврейская община города ныне насчитывает около пятисот человек, и создание детских образовательных учреждений стало насущной необходимостью. Обсуждались и другие актуальные вопросы еврейской жизни.

Как отметил в заключение этого разговора о насущных делах Виктор Иванов, местные власти относятся к еврейской диаспоре с уважением, а это свидетельствует о хорошей перспективе развития общины.

 

Д. Аксман

 

ОТКРЫТИЕ

ОБЩИННОГО ДОМА

 

В Иванове прошла церемония прикрепления мезуз в Общинном доме. Еврейская община Иванова, родившаяся еще в XIX веке и начавшая свое возрождение примерно десять лет назад, долгое время не имела своего помещения.

В начале нынешнего года городские власти согласились, наконец, предоставить евреям одно из городских зданий, находившееся в аварийном состоянии. И вот всего за несколько месяцев усилиями главы общины Эрвина Кирштейна и других активистов был проведен капитальный ремонт значительной части аварийного здания.

Разумеется, это насущное дело стало возможным при финансовой поддержке ФЕОР. В Общинном доме теперь уже разместились и небольшая синагога, и бесплатная столовая, а кроме них – офисы, учебные классы, и молодежный клуб.

Представитель ФЕОР раввин Зеев Вагнер подарил общине десять мезуз. Прочел благословение и прибил первую мезузу собственноручно раввин из соседней Костромы Нисон Руппо.

Торжественное открытие Общинного дома стало заметным событием в общественной жизни города. Репортаж об этом транслировался в выпусках новостей регионального телевидения и радио. После брифинга для журналистов состоялся праздничный обед – разумеется, кошерный.

Теперь руководство и активисты общины просят ФЕОР  назначить в Иваново раввина для постоянной работы в городе и области.

 

Rujen

 

«ОДИНОКИЕ

СЕРДЦА» НЕ БУДУТ ОДИНОКИ

 

В Москве открылся еврейский клуб знакомств «Одинокие сердца». В отличие от других подобных клубов он – первый, предназначенный исключительно для пенсионеров.

– На протяжении двух месяцев мы проводили опросы пенсионеров: какие мероприятия они считают самыми необходимыми, – рассказывает координатор проекта Тамара Арутюнова. – Оказалось, подавляющее большинство из них хотели бы участвовать в работе клуба знакомств. Пожилым людям необходимо место, где они могли бы удовлетворять свою потребность в человеческом общении.

Первое заседание клуба знакомств состоялось в библиотечном зале благотворительного фонда «Эзра». На открытии клуба присутствовали несколько десятков тех, кто намерен участвовать в его работе. Многие из этих людей не скрывали своей главной цели: найти спутника жизни. Других больше интересовало «общение по интересам».

– Очень важно вместе соблюдать еврейские праздники, традиции, выполнять заповеди, – делится своими мыслями Жанна Унанова. – Мне было интересно найти здесь единомышленников.

Леонид Тысячный долгое время работал в миссиях по осуществлению проектов ООН за рубежом. А когда вернулся домой в Москву, оказался в полном одиночестве.

– Мне всего 60 лет, – говорит он, – еще жить бы да жить! А семьи – нет, близких родственников – тоже нет, ведь я всю жизнь отдал работе. Сейчас хочу обрести, наконец, еврейскую жену, а там – может статься! – Г-сподь и детей даст. Наши патриархи и не в таком возрасте становились отцами.

Пенсионеры приняли участие в развлекательной программе, много пели и танцевали. Помощник координатора проекта Людмила Любарская организовала «игры на знакомства»...

Но, похоже, посетители клуба знакомств не слишком-то и нуждались в посторонней помощи. И об этом явно свидетельствовал дальнейший ход презентации нового клуба: неформальное общение пришедших на церемонию открытия начиналось чуть ли не сразу после того как в зале появлялся каждый новый посетитель.

Rujen

 

В МОСКВЕ ОТКРЫЛСЯ МУЖСКОЙ ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

В «День знаний», празднуемый в России в начале учебного года – 1 сентября, приступили к занятиям студенты международного института XXI века – Еврейского мужского университета, учрежденного Федерацией еврейских общин России (ФЕОР).

– Идея создания этого учебного заведения исходила от главного раввина России Берла Лазара, – сообщил нашему корреспонденту ректор этого нового вуза доктор технических наук Юрий Зайцев. – Два года назад уважаемый раввин поставил передо мною задачу: создать еврейский университет, который позволил бы еврейской молодежи получить образование высокого мирового уровня и, тем самым, снизить массовую эмиграцию из нашей страны.

И действительно, этот новый институт с первых дней своей работы уже готов выполнить поставленную задачу. Через четыре года студенты трех факультетов – исторического, экономического и информатики смогут стать бакалаврами, а еще через год – специалистами в области этих наук.

Лекции в институте читают преподаватели  МГУ им. М.В.Ломоносова, Финансовой академии и других престижных вузов Москвы. В частности, на историческом факультете преподает декан истфака МГУ Сергей Карпов, будущим экономистам читает лекции депутат Московской городской думы, доктор экономических наук Ирина Рукина, а изучать информатику студентам помогает автор известного учебника «Математика для экономических специальностей» Максим Красс.

В программе обучения присутствует и так называемая «национальная компонента» – иврит, еврейская история, а также факультативные занятия по иудаике. Студенты, проявившие особый интерес к таким предметам, смогут параллельно учиться в ешиве.

– В будущем мы надеемся готовить специалистов в полном соответствии с федеральным стандартом по предмету «Теология», – говорит ректор Юрий Зайцев. – Международный статус этого вуза заключается в том, что университет входит в проект ФЕОР «Три города», где его партнерами станут известные и солидные учебные заведения Вены и Нью-Йорка.

Обучение в институте платное. Однако, если абитуриент подтверждает свое еврейское происхождение, тогда за его обучение платит ФЕОР. Впрочем, при заключении договора об оплате могут быть учтены также еще и различные обстоятельства, позволяющие снизить ее размер.

Большинство поступивших на первый курс – выпускники еврейских школ. В их числе не только москвичи и не только россияне, но и выходцы из стран СНГ, и даже русскоязычные израильтяне. Иногородним будет предоставлено общежитие  в одном из крыльев университетского здания.

Этот университет, по словам его ректора, рассматривается официально, на государственном уровне как учебное заведение для «повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров».

– Мы надеемся, что часть наших выпускников вернется в еврейские общины и сможет исправить нынешнюю ситуацию, когда там буквально задыхаются от нехватки кадров, – подчеркивает Юрий Зайцев.

В перспективе, надеется ректор, организация еще одного факультета – инженерного, – и тогда появятся уже все возможности, чтобы с помощью этого вуза удалось возродить былую славу российских инженеров-евреев.

 

С. Чарный, Rujen

 

ДНЕПРОПЕТРОВСК – ГАДЯЧ:

ДОРОГА МОЛИТВЫ

 

Городок Гадяч и сегодня невелик – это бывшее маленькое еврейское местечко на просторах огромной Украины... Он и сейчас – почти такой же, как и несколько веков назад: разве что столбы линии электропередачи появились да выросли телевизионные антенны над покосившимися домиками. Унылая провинция, где, казалось бы, только природа помогает вспомнить о том, как прекрасен мир.

Но таково лишь самое первое впечатление. Ведь при упоминании этого города теплеет на душе каждого еврея: именно здесь находится могила Алтер Ребе – основателя движения Хабад, великого и знаменитого рабби Шнеура-Залмана из Ляд. Тысячи евреев приезжают сюда, часто вместе с женами и детьми, во все времена года, чтобы помолиться на могиле этого мудреца и праведника, а также обратиться к нему за помощью и советом.

Стало доброй традицией, что Объединение иудейских общин Днепропетровского региона, проводя семинары для лидеров еврейского движения, обязательно включает в их программу поездку в Гадяч. И это вовсе не случайно, потому что лидеру, председателю общины, на чью долю выпала нелегкая, но почетная миссия возрождения еврейской жизни в городах и местечках, посещение святых мест дает новый, неиссякаемый источник сил.

Не стал исключением и недавний семинар, в котором приняли участие представители еврейских общин Днепропетровска, Павлограда, Синельникова, Терновки, Соленого, Умани. Центром программы этого семинара была, как обычно, поездка в Гадяч.

– Здесь я впервые в жизни ощутил особое чувство личного общения с Великим Праведником, – рассказывает один из участников семинара, председатель еврейской общины поселка Соленое Максим Прасил. – Долгая дорога не утомляет. Природа удивительным образом гармонирует с твоими чувствами. И когда ты молишься, в этом есть что-то совершенно особенное: ибо слова молитвы, минуя все преграды нашего материального мира, летят прямо к Б-гу. И я очень хочу, чтобы каждый еврей нашей общины смог побывать здесь.

Объединение иудейских общин Днепропетровского региона старается сделать все возможное, чтобы помочь в возрождении еврейской жизни на всей его территории. И это старание выражается не только помощью в организации праздников, не только реализацией совместных проектов с Федерацией еврейских общин Украины и еврейской общиной Днепропетровска. При всем этом Объединение еще и толково организует встречи, позволяющие обмениваться опытом и впечатлениями, дающие возможность почувствовать себя одним из членов большой еврейской семьи.

 

А. Пинскер

 

ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ

 

Карховка – это место страшного преступления нацистов, подобное киевскому урочищу Бабий Яр. Только это – в Новозыбкове, что расположен неподалеку от Брянска.

Здесь, в Карховке, установлен памятник скорби по 2860 мирным жителям, погибшим во время массового расстрела евреев. Нынешней осенью Брянщина отмечает 60-летие своего освобождения от фашистских оккупантов, и у мемориала звучат слова скорби в память о жертвах Холокоста.

Во время митинга на Карховской поляне, пригретой летним теплом, кукушка из ближнего леса щедро отмеряла собравшимся долгие годы жизни... А ведущий митинга историк-педагог Юрий Мархасин долго-долго читал имена тех, кто навечно остался в этом братском захоронении, которое и могилой-то трудно назвать. Об этом он рассказал нашему корреспонденту.

– Я читал акт вскрытия, составленный комиссией. Здесь было семь ям. Люди, мученически погибшие здесь, еще и до сих пор не похоронены по-человечески. Они были обнаружены чаще всего  в положении вниз головой – именно так, как мучители-убийцы их сталкивали в ямы. Детей же изверги просто брали за ножки, били головой об дерево и бросали в ямы.

...Расстрелы в Новозыбкове начались 28 августа 1941 года, на пятый день после прихода фашистов. Начали с мужчин, точнее – со стариков, с тех, кто не мог идти на фронт. Именно 28 августа расстреляли Непомнящего Евсея Меировича. Его жена, сын и дочь чудом уцелели. Сын расстрелянного – Меир Непомнящий ушел на фронт мальчишкой мстить за гибель отца и в 1945 году участвовал в освобождении гитлеровского концлагеря уничтожения Освенцим.

– У нас в районе и городе погибли от расстрелов 5286 человек, – рассказал Мархасин, – из них более трех тысяч евреев. Здесь, в Новозыбкове, погибших евреев 2860, в Святске – 116, в Вышкове – 23. Эвакуация могла бы спасти этих обреченных людей. И хотя еще 7 августа из Гомеля шли эшелоны, пассажирские и товарные, и было предложено эвакуировать евреев из города, но наше коммунистическое руководство сделать это отказалось. Ну, а 15 августа – после бомбежки – уже евреи побежали из города сами, спасаясь кто, куда и как может.

...Из громкоговорителя над местом расстрела в день поминовения звучали «Бухенвальдский набат» и песня-плач на идише про погубленные жизни дедушки Исаака и бабушки Цили...

Говорили скорбные речи председатель общины Владимир Резников и раввин Брянска и Брянской области Ицхок Ройтман. Люди, пришедшие почтить память погибших, возлагали цветы и зажигали свечи. Юнармейцы произвели трогательный салют из учебных винтовок.

Ветеран Великой Отечественной Михаил Абрамович Герман сказал:

– Здесь расстреляны 45 моих родственников, мама и сестра в том числе. Я бы хотел, чтобы XX век не повторился.

...Среди жертв Карховки – Лифшиц Верочка, она родилась 15 августа 1941 года во время бомбежки. А погибла уже 15 января 1942 года, ровно через пять месяцев.

В комендатуру поступало много доносов на скрывавшихся коммунистов и на тех, кто укрывал евреев. Были в Новозыбкове и свои праведники. Их имена торжественно и с великой благодарностью за мужество и самоотверженность этих людей звучали на митинге.

...Мария Третьякова с риском для жизни отвела в лес Веру Хотинскую, Яшу и Риву Зискиных и еще несколько других еврейских детей. Сафоновы, муж и жена, вывели из города целую группу евреев, но когда они вернулись из леса, их тут же расстреляли по доносу каких-то мерзавцев.

Среди тех, кто спасал евреев, – Татьяна Леонтьевна Суханова, в девичестве – Бордовская. С риском для жизни она спрятала и приютила Аню Исакович. Единственную, кто выжил во время очередного расстрела обреченных в Карховке: ее достали буквально из ямы.

Нам удалось встретиться с Анной. В последнее время она прикована к постели. Живет благодаря кардиостимулятору, который ей поставили во время операции на сердце. Говорит тихо, задыхаясь и делая долгие паузы. Трудно узнать в ней когда-то цветущую длинноволосую красавицу. Анна слыла перед войной одной из лучших новозыбковских парикмахерш, а ее дед – Соломон Лифшиц еще задолго до войны был известным в городе портным.

– Мы не смогли уехать, эвакуироваться, потому что мама заболела. Мне было одиннадцать лет. Пришли гитлеровцы. Всем нам, евреям, велели нашить желтые звезды. Мы ходили с мамой на работу. Потом разнесся слух, что будет облава, и поэтому побыстрее надо скрываться. Но мы это сделать не смогли. Пришли за нами полицаи, причем – наши же соседи. Мама их просила-умоляла оставить нас дома, не трогать, но они ее не послушались. Привели нас в гетто, согнали уйму народа в бывший клуб. И всех повели в сторону железной дороги – к лесу. Кто не мог идти сам, тех везли на подводах. Это было часов в пять утра. Жителей заставляли закрывать окна, чтобы никто не смотрел. Когда вели, люди думали, что, может, их в Германию увезут или еще куда.

Потом, когда перешли железную дорогу, и нас перевели через второй переезд, поняли... Что тут началось! Люди плакали, бросали свои вещи. Подвели к яме, вырытой на месте воронки от бомбы. Полицейские были около нее, с собаками. Кто кричал, кто молчал. Мороз был сильный. Я помню даже место, где стояла. Мама просила одного знакомого полицая спасти хотя бы меня. Она кричала ему: «Спаси ее! Возьми ключи от дома, забери, что хочешь, только спаси ее!» Молила его спасти меня. Но меня со всеми столкнули в яму. Я видела, как людей заставили раздеться. Кого убили, кого нет. Все оказались в яме. Было много еще живых. Мама успела мне крикнуть: «Прощай, доченька!» И я потеряла сознание.

Анна затихает на время, не в силах продолжать из-за подступивших слез. Как будто это было не 60 лет назад, а вчера...

– Не помню точно, сколько пробыла в той яме... Меня спасла Суханова Татьяна Леонтьевна, ставшая второй моей мамой. Была она тогда еще под своей девичьей фамилией – Бордовская. Потом замуж вышла и стала Сухановой.

А родная моя мама Зинаида Лифшиц осталась навеки в Карховке. Татьяна Леонтьевна прятала меня по деревням, в погребах. И это продолжалось до сентября 1943 года, вплоть до прихода наших войск.

– Конечно, бесследно это не прошло, – говорит муж Анны Анатолий, который теперь в доме и за медсестру, и за сиделку. – То, видимо, и сказалось на здоровье в последующие годы, что она в яме столько пролежала обмороженная. Аня ревматизмом страдает всю свою жизнь. Теперь вот – сердце. Но на какую-либо существенную помощь рассчитывать не приходится. Немного помогли американцы, когда я написал им про Татьяну Леонтьевну. На операцию мы 15 тысяч рублей среди родственников и знакомых наскребали. У Ани же нет никакого документа, что она – еврейка, пострадавшая от Катастрофы. Шесть раз анкеты нам присылали из «Фонда памяти жертв Холокоста». Просили предоставить хоть что-нибудь, подтверждающее эти факты, и обещали: «Мы бы тогда вам помогли». Но у нас ничего не осталось. Ведь и по паспорту тогдашнему мать Анны русской записана.

...В родительский дом, который остался от родной ее матери, Анна так с войны и не заходила. Потом он сгорел. Никто не возместил ей не только понесенный моральный ущерб – потерю близких, родного крова, здоровья, корней своих, наконец, – но и пренебрегли возможностью хоть в какой-то мере возместить ущерб материальный.

Анна Лифшиц-Исакович (Суханова) была всего лишь свидетелем, а не числилась потерпевшей в те дни, когда проходил суд над бывшими полицейскими. Приезжали несколько лет назад киношники из Петербурга, снимали ее воспоминания в документальной ленте, однако даже по их приглашению на премьеру фильма она поехать не смогла, опять же из-за болезни. Так и не видела до сих пор той ленты о себе.

Иосиф Семенович Каплун, бывший главврач городской санитарно-эпидемиологической службы, а ныне – председатель городской думы, на митинге напомнил еще про одну беду новозыбковцев. Беда эта сравнительно недавняя. В 1986 году – через сорок лет после победы, когда их город едва залечил раны, нанесенные войной, сюда пришла из Чернобыля, с запада, еще одна напасть – радиоактивная, вызванная аварией на блоке реактора атомной электростанции.

– Городу нашему был вынесен вердикт об уничтожении под названием – «чернобыльское отселение», – напомнил собравшимся Каплун. – Пережили и это. Сегодня горожан столько же, сколько было до Чернобыля. Мы выжили телом и душой. Сохранили людей и инфраструктуру. На такое способен народ с крепкими корнями. У нас в последние годы появились Дом спорта, Дом милосердия, заканчивается строительство нового здания педагогического института, и скоро город Новозыбков станет университетским...

Но те, кто сегодня строит новый город, должны знать его историю. В том числе – и ужасающую правду, вписанную на «еврейскую страницу» этой истории, чтобы подобное никогда не повторилось. Так по всей справедливости считают в местной общине.

 

Т. Ривкинд

 

«НЕПОКОРЕННЫЕ» ПРОТИВОСТОЯТ ВАНДАЛАМ

 

Новороссийские вандалы облили краской мемориальную доску «Памятника Непокоренным», установленного на месте расстрела фашистами еврейского населения и плененных советских десантников в годы второй мировой войны. С постамента был также сорван венок, возложенный еврейской религиозной общиной Новороссийска.

...Лидеру новороссийской общины Дмитрию Беккеру в тот день позвонил неизвестный и сообщил, что проезжал мимо памятника и увидел испорченную мемориальную доску.

– Спасибо ему, конечно, но только вот что странно: мемориал расположен за городом, с трассы доску не увидишь – кустарник закрывает, – рассказал Дмитрий Беккер нашему корреспонденту. – А венок от еврейской общины – вообще исчез...

На следующий день ранним утром трое добровольцев отправились к оскверненному памятнику и затем несколько часов очищали мемориальную доску от краски. Привезли новый венок с надписью «Невинно убиенным от еврейской общины Новороссийска». На этот раз его закрепили высоко на постаменте.

В последние годы за мемориалом, который находится на балансе городской администрации, практически не ухаживали. Поэтому местные евреи и решили взять над ним шефство. За неделю до описываемых печальных событий территорию вокруг монумента привели в порядок, подновили также и сам памятник и наконец – торжественно возложили венок.

Новороссийск в последние годы – увы! – печально известен антисемитизмом большой части своего населения. И притом этот интернациональный город-порт отличается человеконенавистническим юдофобским убожеством отнюдь не только на бытовом уровне. До недавнего времени поистине вопиющие антиеврейские выходки, как ни странно, негласно даже поощряли официальные городские власти.

Так, общегородская муниципальная газета «Новороссийский рабочий» регулярно помещала материалы вполне антисемитского содержания, провоцировавшие черносотенные настроения. В самом же городе появлялись антиеврейские надписи на стенах, особенно – на улицах, названных в честь евреев-героев.

Сейчас в Новороссийске избран новый мэр. Начались уже и некоторые положительные перемены, а национальная политика местных властей становится, наконец, на путь сбалансированности. Пошли на спад и проявления антисемитизма местного населения. Однако же при всех этих сдвигах к лучшему очень тревожным симптомом возврата к старому стало осквернение «Памятника Непокоренным». Ведь это – первый акт вандализма при новом градоначальнике.

– Надпись на памятнике национальность погибших не уточняет, – пояснил Дмитрий Беккер. – Община хотела установить еще одну мемориальную доску в память о погибших евреях. Но, как ни печально, скорее всего от этой идеи пока придется отказаться.

Присматривать за памятником новороссийские евреи намерены и впредь. Регулярно к нему будут приезжать люди из общины убирать мусор и выпалывать траву, буйно прорастающую сквозь плиты. С сентября же, когда у школьников закончатся каникулы, к памятнику будут привозить еврейских детей, которые должны знать о трагедии, произошедшей на этом месте во время фашистской оккупации.

С. Ладожская

 

АНТИСЕМИТЫ

УГРОЖАЮТ

ВЛАСТЯМ

РАСПРАВОЙ

 

Недавно несколько политических деятелей Калининградской области получили письма антисемитского содержания. Об этом сообщил общественности депутат Калининградской областной Думы, член партии «Союз правых сил» Соломон Гинзбург.

В письме под заголовком «Нежное предложение жидам Калининградской области и их пособникам» губернатор области Владимир Егоров, спикер областной Думы Владимир Никитин, многие другие чиновники и депутаты, политики и бизнесмены обвиняются в «продаже области оптом и в розницу», в «захвате власти» в регионе.

С. Гинзбург заявил, что письмо поступило к нему на адрес областной Думы. Аналогичные послания получили многие должностные лица. Авторы гнусного письма выдвинули его адресатам ультиматум: до сентября 2003 года добровольно уйти в отставку. «В противном случае ‘’подразделению А’’ Православного воинского братства будет отдан приказ на физическое уничтожение лиц еврейской национальности и их пособников», говорится далее в письме.

– С весны 2001 года это пятая волна антисемитизма в регионе, – заявил депутат. – Но надписи на домах и предыдущие письма не были столь вопиюще хамскими и агрессивными, и имели отношение к отдельным представителям общественности.

С. Гинзбург выразил надежду, что органы правопорядка проявят в своих действиях компетентность и профессионализм и найдут авторов антисемитского письма.

 

Интерфакс

 

 

ПОРА ПОДУМАТЬ О БЕЗОПАСНОСТИ

 

В Израиле состоялся десятидневный семинар по безопасности еврейских общин России. По просьбе редакции «Лехаима» о программе семинара рассказывает его участник – представитель еврейской общины Калининграда Вадим Плитман.

– Посланцы ряда еврейских общин городов России – нас было всего 26 человек – жили в гостинице в Нетании. Сама же учеба проходила на военной базе в Кейсарии. Программа занятий была очень насыщенной. В течение десяти дней с 8 утра и до 8 вечера участники семинара занимались рукопашным боем, стреляли из пистолета. Учились мы и тому, как наиболее правильно организовывать безопасность общественных мероприятий и ускоренной эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях, как находить взрывчатые вещества и распознавать террористов. И узнали еще многое, что необходимо знать руководителю, отвечающему за безопасность еврейской общины.

Израиль имеет уникальный опыт по борьбе с террором. Как и не менее уникальный опыт по обезвреживанию разнообразнейших взрывных устройств. Израильтяне – увы, вынужденно! – стали действительно лучшими специалистами в области обеспечения безопасности, недаром этому у них учатся секьюрити всего мира.

Теперь немного подробней о самом семинаре. Рукопашный бой, принятый на вооружение в Израиле силами безопасности, похож на японское Айкидо, но – с нанесением ударов. Участников семинара обучали тому, как обезвредить террориста, вооруженного огнестрельным или холодным оружием, как «привести в чувство» хулигана, который напал на беззащитную женщину или ребенка.

Методика стрельбы из пистолета в Израиле также отличается от российской стрелковой школы. Когда нас учили стрелять из пистолета в армии, инструкторы говорили, что надо тщательно целиться, стараясь, чтобы все пули легли в яблочко. Но в Израиле обучают по-другому. Иногда жизнь человека зависит от быстроты реакции, поэтому при стрельбе из пистолета израильтяне учат выполнять как можно больше выстрелов в сторону противника за очень короткое время.

Не забывали наши наставники и о теории. На занятиях по безопасности при проведении массовых мероприятий демонстрировали схемы расстановки «силовых единиц» – охранников, чтобы они имели гарантированные возможности держать под жестким контролем все место сбора людей, учитывая главный и запасные входы и выходы.

Отрабатывали мы и тотальную проверку помещения на наличие в нем взрывоопасных предметов, действуя быстро, но тщательно по системе «улитка», – от края к центру. Между прочим, на вооружении израильской полиции есть приборы, позволяющие находить любые подозрительные предметы в радиусе нескольких сотен метров. Поэтому-то уже почти 99,8 % терактов в Израиле в наши дни удается предотвращать.

Так же участников нашего семинара израильтяне обучали четко распознавать террористов по внешним малозаметным признакам. На занятиях рассказывали нам и о различных взрывчатых веществах, которые сейчас повсюду применяют террористы.

Итоги семинара показали, что при всех еврейских общинах СНГ должны работать отделы безопасности, обеспечивающие стабильную и надежную работу всех подразделений. Все мы, обучавшиеся в Израиле, много общались между собой, в тесном кругу. Поэтому смею со всей ответственностью утверждать, что каждый из нас сегодня вполне готов работать в общинах, – и все мы полны решимости дать достойный отпор любым проявлениям экстремизма и национализма.

Очень важно, чтобы наш энтузиазм не погас втуне. Хотелось бы через журнал «Лехаим» обратиться к руководству ФЕОР, «Джойнта», «Сохнута», к ответственным лицам других еврейских организаций и бизнесменам с предложением: поддержите делом программу обеспечения безопасности еврейских общин России!

 

Записала Н. Рыльская

 

 «ЧИТАЯ ГОРИНА»

ИЗ ЖИЗНИ

САМОДЕЯТЕЛЬНОГО

ТЕАТРА

 

К премьере своего первого спектакля Карагандинский молодежный театр готовился восемь месяцев. После тщательных поисков сценария комедии, которая, по мнению руководителей общины и основателей театра, единственно могла обеспечить заметный дебют, решили остановиться на пьесе Григория Горина «Поминальная молитва».

Это произведение серьезное, но не лишенное тонкого и своеобразного еврейского юмора. Словом, фактура для постановки театрального действа вполне добротная, ибо талантливо написана по мотивам еврейской национальной классики – романов «Тевье-молочник» и цикла рассказов о «Менахем-Мендле» великого Шолом-Алейхема.

...Все начиналось довольно скромно. В артисты брали всех желающих. Даже в своих мечтах новоявленная труппа во главе с новоявленным режиссером – кандидатом медицинских наук Виленом Борисовичем Молотовым-Лучанским, не представляла себя дальше импровизированных Пуримшпилей и Ханукальных действ.

Кстати, именно на Хануку впервые и был показан фрагмент будущего спектакля – в перерывах между выступлениями воспитанников еврейской школы. Восемь месяцев родные мирились с нескончаемыми репетициями новоиспеченных артистов и на премьеру пришли дружными рядами – исключительно для того, чтобы по-родственному, «всей мешпохой» поддержать их боевой дух.

Но премьера приятно удивила как зрителей, так и самих актеров. И сегодня у скромного новорожденного еврейского самодеятельного театра появились поистине... наполеоновские амбиции! Уже мало им тихой славы, хочется гастролей – вот бы махнуть аж в большой город Темиртау, берите выше – в саму столицу Астану, а там, глядишь, прослышат о них и позовут дать спектакли и в других городах. Хочется им участвовать в театральном фестивале самодеятельных театров, ставить новые спектакли, собирать залы, удивлять критиков, пробуждать в зрителях «чувства добрые».

– Мы назвали спектакль «Читаем Горина», – рассказывает главный режиссер театра Вилен Молотов-Лучанский. – И назвали так потому, что наш коллектив – театральный клуб еврейской общины, каким мы его создавали, – не может претендовать на профессиональную постановку или, тем паче, на профессиональное актерское и режиссерское прочтение. Однако все же право на то, чтобы по-своему читать произведение и каким-то образом переосмысливать его, у нас есть.

Несмотря на то что труппа собралась большая, действующих лиц все равно оказалось больше. Поэтому некоторым актерам приходилось вживаться в две, а то и три роли. Так, например, Людмила Белоголовская мастерски исполнила сразу три роли: ведущей, Цейтл и провокатора – девушки из народа. Три роли сыграл и Дмитрий Клюев – Степана-плотника, Лейзера-мясника и попа.

Ну а если бы стояла задача: вручить кому-нибудь «приз зрительских симпатий»? Тогда скорее всего ее добился бы студент Медицинской академии Александр Спамбетов.

...Самодеятельный театр привлекателен тем, что в него можно пригласить любого известного художника, причем – работать на общественных началах. Татьяна Аушева достаточно известна как художник в своем городе. И надо же, она – при всей своей занятости! – с большим интересом приняла предложение сделать эскизы некоторых костюмов и декораций. Перед ней никто не ставил никаких задач. Делай что хочешь! Это же не для заработка, не «обязаловка», а все – ради удовольствия, зрительского и своего собственного.

Впрочем, это не дешевое удовольствие... На одних «заверениях о взаимном уважении и симпатиях» далеко не уехать, говорят в театре. Нужно и профессиональных музыкантов пригласить, и материалы для декораций купить, правда ведь, а как иначе?! У общины, однако, проблем со всем этим не возникало: у нее – хорошее финансирование, ей помогают Федерация еврейских общин СНГ, благотворительный фонд «Ор Авнер»...

И однако же, кому непонятно, что все равно без поддержки общественности ничего из казавшейся эфемерной театральной затеи не вышло бы?! Большую помощь безвозмездно оказали ректор Карагандинского государственного технического университета Г. Пивень, предоставивший прекрасный актовый зал для премьеры, и Областной русский драматический театр имени Станиславского, где главный режиссер Г. Оганесян обеспечил еврейский спектакль костюмами. Низкий им поклон от лица всех зрителей – нынешних и будущих.

 

И. Григорьева

 

НАШИ

НЕ ПОДВЕЛИ

 

В Израиле прошли заключительные туры двух всемирных викторин: «Зеут Еудит» – по еврейской самоидентификации и «Морешет» – по знаниям в сфере нашего национального наследия.

Второе место в состязаниях интеллектуалов «Зеут Еудит» завоевал ученик 7­го класса донецкой общеобразовательной еврейской школы № 99 «Ор Менахем» Игорь Комиссаров.

А в соревновании умниц-знатоков «Морешет» второй стала ученица 10-го класса этой же школы Анна Спасённых.

В викторинах принимали участие достойные представители еврейских диаспор всего мира. Все они продемонстрировали глубокие знания Танаха, традиций и истории нашего народа. Но, наши ребята с Б-жьей помощью, сумели защитить честь родной общины и школы.

Мы от души поздравляем Аню и Игоря, а также их преподавателя Эстер Резник. Желаем им не останавливаться на ныне достигнутом и уже в следующем году непременно завоевать первые места!

 

М. Грин

На снимке:

Эстер Резник со своими воспитанниками.

 

ДЕБЮТ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ «МАККАВЕЕВ»

 

Выступление еврейских спортсменов Азербайджана на Х Европейской Маккабиаде, состоявшейся минувшим летом в столице Бельгии Антверпене, следует признать удачным.

Таково мнение оргкомитета Европейской федерации «Маккаби», наградившей Азербайджан специальной медалью – «За развитие спорта в еврейской общине». Азербайджан стал 29-й страной в составе Европейской федерации «Маккаби».

На нынешней «Евро-Маккабиаде» Азербайджан представляли теннисисты, борцы и шахматисты. В соревнованиях по каратэ Чингиз Бабаев и Эльнур Рафаэлов дошли до третьего круга и были остановлены сильнейшими соперниками всего лишь в одном шаге от медалей. Впрочем, у них еще все впереди... Оба спортсмена получили приглашение на Х Панамериканские игры, которые состоятся в конце этого года в Чили. А наиболее удачно в Антверпене выступил шахматист Самир Давидов, завоевавший бронзовую награду.

Генеральный директор культурно-спортивного объединения  «Маккаби-Азербайджан» Геннадий Гельман считает, что спортивные соревнования в Бельгии стали очередной вехой в деле сплочения мировой еврейской диаспоры и укрепления дружеских отношений между странами. Он выразил благодарность Национальному олимпийскому комитету Азербайджана и «Хабад – Ор Авнер» города Баку за помощь в организации поездки. Кстати, это был уже третий совместный проект «Маккаби» и «Хабад – Ор Авнер» в Азербайджане.

Перед отъездом в Бельгию к раввину Меиру Бруку за благословением пришел руководитель спортивных программ азербайджанского «Маккаби» Александр Мордвинкин. А по возвращении из Антверпена к раввину пришла уже вся команда, чтобы поблагодарить за благословение и показать полученные награды.

Александр Мордвинкин на днях сообщил корреспонденту «Лехаима», что к следующей «Маккабиаде» азербайджанская делегация пополнится мастерами баскетбола, настольного тенниса и художественной гимнастики. А пока «Маккаби-Азербайджан» начинает подготовку к проведению в Баку международного турнира по шахматам, который пройдет под эгидой всемирного движения «Маккаби». Команда приглашена также на всемирные юношеские игры в США.

П. Беленькая

 

 

ВСТРЕЧА РАВВИНОВ

 

Во время своего визита в еврейское государство директор «Хабад-Латвия» раввин Мордехай Глазман был принят главным раввином Израиля Йоной Мецгером.

Раввины говорили о возрождении еврейской жизни в государствах на территории бывшего СССР. Главный раввин Израиля отметил деятельность посланников Любавичского Ребе в разных странах, в том числе в государствах СНГ и Балтии.

– Посещая разные страны, – сказал он, – я все больше убеждаюсь в силе Ребе. И всегда удивляюсь мощной системе посланцев, созданной им. Посланцы Ребе работают повсюду в мире, чтобы приблизить евреев к их небесному Отцу.

Главный раввин Израиля проявил большой интерес к жизни еврейства в Латвии. Раввин Глазман пригласил главного раввина Израиля Йону Мецгера посетить Латвию с визитом.

Rujen

 

РАВВИН УЧАСТВУЕТ В ДИАЛОГЕ МУСУЛЬМАН

 

Научно-практическая конференция «Современность и национально-религиозные ценности” состоялась в рамках съезда мусульман Кавказа. Этот съезд был проведен нынешним летом в Баку.

Принимавший участие в работе конференции главный раввин ашкеназских евреев Азербайджана Меир Брук отметил:

– На конференции была особо подчеркнута высокая толерантность азербайджанского народа, отмечены дружественные отношения мусульман, иудеев и православных христиан республики.

Rujen

 

В ВАЛДАЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ

 

В российской «глубинке» возрождается еврейская жизнь – свидетельствуют события и факты последних лет. Так, в частности, впервые представители движения Хабад-Любавич недавно посетили Валдай. В этом старинном русском городе вблизи истоков Волги ныне постоянно проживают несколько десятков евреев, но до сих пор они были оторваны от еврейской жизни. Новгородский раввин Гершон Палей провел церемонию надевания тфилин каждому валдайскому еврею-мужчине. Среди них были и старики, однако же, по их признанию, надевание тфилин, символизирующее принадлежность к еврейству, произошло в их жизни впервые.

П. Гершон, Rujen

 

ОБЩИНА ВЗЯЛА ПОД ОПЕКУ СТАРОЕ КЛАДБИЩЕ

 

На воскреснике иудейской общины Новороссийска были приведены в порядок двадцать захоронений на старом городском еврейском кладбище.

Кладбище это открылось в 20-х годах прошлого века, а в конце 70-х было закрыто. Сегодня там пребывают в запустении около полутора тысяч могил, за которыми некому ухаживать. Община решила взять их под свою опеку. Добровольцы приезжают на старое кладбище со своими инструментами и материалами, приводят в порядок территорию, красят ограды, укрепляют разрушенные памятники.

Rujen

 

ОТКРЫТИЕ

БЕСПЛАТНОЙ

СТОЛОВОЙ

 

В Москве для столовой при благотворительном фонде «Эзра» был приобретен и отремонтирован обеденный зал на 250 мест. Открытие столовой превратилось в настоящий праздник: состоялся концерт, и почти два часа публику развлекали клоуны, а после обеда начались танцы.

Вот тут-то многие из пенсионеров и сами блеснули талантами. Когда Яков Коган пел еврейские песни, в глазах слушателей были слезы. В его исполнении очень трогательно прозвучала песня «Еврейские глаза». А один из подопечных «Эзры» подарил столовой свою картину.

Rujen

 

РАВВИН ПРИГЛАШАЕТ

 

Успешно воплотилась в жизнь идея главного раввина Волгограда Залмана Иоффе идея – собирать миньян посредине недели.

В программу встречи «Раввин приглашает...» входила молитва, игровая программа, проведенная координатором общинных программ Тамарой Ройзен, кошерное застолье с шашлыком и песни под аккомпанемент гитары участника молодежного клуба Юрия Корнакова.

Возможностью пообщаться в теплой домашней атмосфере воспользовались не только ветераны, но и молодежь. Все участники миньяна отметили, что собираться на свежем воздухе, любоваться прекрасным видом на Волгу, открывающимся с территории синагоги, беседовать о важных для каждого еврея проблемах веры в окружении друзей и единомышленников, – весьма приятно.

Очень важно, что за четыре года работы в Волгограде раввин сумел собрать вместе даже тех, кто еще совсем недавно вообще не приходил в синагогу, а тем более – на молитву.

 

М. Брикер

 

А НАМ УЖЕ ГОД!

 

Женскому клубу еврейской общины Омска, возглавляемому раббанит Рахель Кричевской, исполнился год. Более пятидесяти женщин – постоянных членов клуба – собрались вместе, чтобы отметить это радостное событие. Ведь клуб помог каждой из них по-настоящему открыть в себе богатый мир еврейской женщины, «идише мамэ» – еврейской мамы. А Рахель Кричевская подготовила к юбилею праздничную программу.

Все женщины получили поздравительные открытки, в которых были указаны даты дней рождения каждой из них по традиционному исчислению в соответствии с еврейским календарем.

Провели в течение вечера конкурсы на лучшую песню и стихотворение, посвященные клубу. Праздник продолжил небольшой концерт, после которого каждая женщина получила по небольшому бисквитному торту и тут же украсила его заранее подготовленными различными кремами, орехами, шоколадом, кусочками фруктов. Так праздник дошел и до столов еврейских семей членов женского клуба.

И. Шамис

 

ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ СТРИЖКИ

 

В синагоге Костромы в торжественной обстановке прошел опшерниш Меира-Ошера Майорова. Мальчик этот «пришел» в синагогу, можно сказать, в самом начале своей жизни. Здесь раввин Шая Шафит делал ему обрезание, сюда его сначала приносили на руках, потом приводили за ручку мама и бабушка. Уже год Меир ходит в детский садик «Ор Авнер».

Принять участие в церемонии и поздравить мальчика пришли многие уважаемые люди, в том числе раввин Нисон Руппо и председатель общины М.Г. Гейдман. Гости подарили мальчику много подарков, а музыкальный ансамбль «Гораль Эхад» украсил праздник своим выступлением.

Г. Скаржинская

 

НОВОСТИ

ФЕДЕРАЦИИ

ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН

ПОДГОТОВИЛА

ИРИНА РЕЗВОВА

 

 << содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru