Избранность – привилегия или долг?

Дов-Бер Хаскелевич

 

Нередко приходится слышать вопрос:

«Не является ли осознание избранности еврейского народа,

утверждаемое иудейской религией, своего рода высокомерным принижением роли и значения других народов?»

 

Задают этот вопрос обычно евреи, по той или иной причине оторванные от своей религии, ничего или почти ничего не знающие об учении и сущности иудаизма.

Тем не менее, именно в наше время, когда еще совсем недавно современное человечество стало свидетелем того, как национальный шовинизм в нацистской Германии вылился в идеологию, оправдывавшую порабощение других народов или истребление миллионов невинных людей, этот вопрос больше, чем когда-либо, требует ответа.

Ответ на этот вопрос мы находим в главах Торы, которые читают в этом месяце.

 

В недельном чтении главы Воэсханан говорится:

«Тебя избрал Б-г, Всесильный твой, чтобы ты был Ему народом, избранным из всех народов... Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов. Но из любви Б-га к вам и ради соблюдения им клятвы, которую Он дал отцам вашим, вывел Б-г вас рукою мощною и освободил тебя из дома рабства, из-под власти фараона, царя египетского».

Воэсханан, 7:6-8

 

А в следующей главе, где речь идет об изгнании Б-гом нечестивых народов Кнаана, сказано:

«Не говори в сердце твоем, когда Б-г, Всесильный твой, будет изгонять их от тебя: “за праведность мою привел меня Б-г овладеть этой страной...” Не за праведность твою и прямодушие твое приходишь ты овладеть их страной, но за преступления народов этих Б-г, Всесильный твой, изгоняет их от тебя, и чтобы исполнить слово, которым поклялся Б-г отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову».

Эйкев, 9:4,5

 

Из этих цитат мы видим, что идея избранности Б-жьей, провозглашенная Торой, не может являться причиной высокомерия или ощущения собственного превосходства. Избранность – это не признание собственных заслуг еврейского народа, которыми он мог бы гордиться, а ответственная миссия, возложенная на него свыше Самим Б­гом. Еврейский народ родился как народ, призванный быть носителем Торы, Б-жественного Учения. А значит, быть народом-глашатаем монотеизма, веры в Единого Б­га и в Его Закон.

С другой стороны, иудаизм не рассматривает избранность как прерогативу, как исключительную привилегию евреев. Согласно еврейскому закону любой нееврей – один человек или целый народ, – если он того пожелает, может присоединиться к вере иудаизма и стать полноправным «избранником Б-жьим» в том же самом смысле, что и чистокровные евреи. В третьей книге Торы – Ваикро (19:34) сказано: «Как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его, как самого себя...»

На протяжении истории немало неевреев присоединились к нашему народу, и немало выдающихся людей нашего народа были прозелитами или детьми прозелитов. К их числу относятся величайшие законоучители и мудрецы, такие как рабби Акива, Шамай, Онкелос и Авталион. В VIII веке иудаизм приняли властители Хазарии – огромной империи, простиравшейся от Волги до Карпат, от верховьев Дона до Закавказья.

Иудаизм не преследует цели распространить свою религию среди народов мира. Нам заповедано распространять лишь семь элементарных заповедей, данных Б-гом всем народам мира. Однако же, если нееврей искренне хочет присоединиться к «народу Б-жьему», раввинский суд обязан его принять в число иудеев.

Могут, однако, задать вопрос: «Допустим, что избранность не является привилегией, и евреи не являются привилегированной кастой. Но разве само осознание своей избранности не есть признание превосходства, которое, в сущности, вредно?»

К приведенному стиху из Торы «... Не потому, что многочисленнее вы прочих народов возжелал вас Б-г, и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов» имеется гомилетическое толкование Мидраша, который именно в «малости» еврейского народа видит причину его избрания.

Мидраш поясняет: «Не по преобладанию вашему... избрал вас Б-г, а потому, что вы немноги среди народов». Древнееврейское слово меат, означающее «немного», «мало», указывает на особую скромность, присущую праотцам еврейского народа. Авраам сокрушается: «Я прах и пепел» (Брейшис, 18:27). Яаков осознает: «Не достоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты оказывал рабу Твоему» (Брейшис, 32:11). Моше и Аарон вопрошают: «А мы что?» (Шмойс, 16:8).

Не так говорил язычник Навуходоносор: «Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Ишаяу, 14:14). Или Саннехериб, царь ассирийский: «Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей?» Или Хирам, царь Тирский, вещал: «Я бог, в обители Б-жьей воссел я» (Иехезкел, 28:1).

Избранность – это атрибут скромности, а не высокомерия. «Будь смиренным перед всяким человеком», учит Мишна в трактате Овойс. Не забудем также, что за избранность наши предки были готовы страдать и жертвовать собой. В этом идея Б-гоизбранности еврейского народа диаметрально противоположна любому проявлению национального шовинизма.

Но разве можно быть скромным, осознавая свою избранность? Этот вопрос напоминает известный анекдот о королевском сыне, который никак не мог жениться. И лишь потому, что во всем королевстве невозможно было найти девушку подстать ему: столь же образованную, столь же красивую, столь же благородную, как наш королевич.

Король, обеспокоенный судьбой своего сына, пришел к выводу, что наследнику престола не хватает одного – скромности. Он отправил сына в специальную школу, где его должны были научить скромности. Когда королевич вернулся домой, отец опять столкнулся с той же проблемой: сын все так же отвергал самых лучших невест. Видя недоумение отца, он объяснил свое поведение следующим образом:

– А теперь я и подавно никого не смогу себе подыскать. Ведь теперь ко всем моим достоинствам прибавилась еще и скромность!

...Чтобы избежать недоразумений, скажем прямо: в иудаизме скромность, смирение занимают центральное место. Талмуд говорит, что «спесивый, надменный человек подобен идолопоклоннику». Внутренний смысл этого изречения в том, что вся сущность Торы – признание Единой Абсолютной монотеистической Реальности, вне Которой ничто независимо не существует.

Тот, кто ощущает свою собственную значимость, тем более – превосходство, тот отрывается от Б-жественной реальности, то есть как бы признает существование других богов. А это противоречит иудаизму в корне.

О нашем Учителе Моше сказано, что он был «кротчайшим», то есть скромнейшим человеком «из всех людей на земле». Но как мог Моше, зная, что на него возложена величайшая в истории человечества Б-жественная миссия, оставаться скромнейшим из людей? Ответ в том, что Моше, осознавая величие своей миссии, знал также, что она, эта миссия, была возложена на него Свыше. Такова была Воля Б-жья. Если бы та же задача была возложена на другого человека, – считал Моше, – то тот бы справился с ней не хуже. Его личные заслуги не играли никакой роли. Моше преклонялся перед достоинствами любого человека, даже из низов народа.

Но миссия была возложена на него, на Моше. И исполнение ее было главным долгом его жизни.