Евреи век назад
Александра Гордон
Заграничная хроника
«Восход». 1903, №1:
«...Даже в тех странах, где вроде бы еврейская жизнь совсем заглохла, заметно ее оживление. Еще недавно швейцарское, например, еврейство казалось окончательно ассимилированным. Полная свобода, “разнокалиберность” коренного населения, отсутствие милитаризма – все это содействовало денационализации швейцарских евреев. Однако под влиянием пришельцев с востока их бытие явно переменилось. Тому немало подтверждений. Воскресают старые еврейские традиции, оказывается возможным создание Союза швейцарских еврейских общин. Да и во Франции наши соплеменники заявили о своем существовании организацией Комитета по борьбе с антисемитизмом».
«Восход». 1903, №1:
«Не раз приходилось нам отмечать за последние годы явные признаки вырождения в Германии уличного, кабацкого антисемитизма. Того антисемитизма, ярким выразителем которого был в начале 90-х Альварт, а теперь сделался граф Пюклер. В этом отношении события текущего года тоже дали немало утешительного».
«Восход». 1903, №2:
«В Германии образовались два новых союза: Союз помощи (рассчитанный на евреев вне Германии) и Союз еврейских богословов, ученых и литераторов. Возникновению Союзов, помимо внутренней потребности немецко-еврейской интеллигенции в разработке еврейских тем, содействовали также и внешние причины. Нигде, вероятно, нет такого количества ученых-антисемитов, как в Германии*. Отчасти из-за болезненно-утрированного национализма, отчасти под влиянием раздражения, вызванного конкуренцией в “тесной” ученой сфере, а нередко и в силу глубоко укоренившихся предрассудков, от которых наука не всегда в состоянии освободить своих адептов. Эти господа усиленно стараются внедрить в сознание немцев идею малой пригодности зловредной еврейской расы для занятий общечеловеческой наукой».
* Антисемитское движение охватило только средние элементы, чиновничество и учащуюся молодежь. Широкие рабочие массы остались нетронутыми или даже энергично восстали против него. Протесты же молодежи имели то последствие, что бюрократия все более и более проникалась антисемитскими настроениями (Еврейская энциклопедия, т. 6, с. 347371).
«Восход». 1903, №2:
«Хотя борьба, разгоревшаяся в Австрии между поборниками прежнего режима и носителями новых идей, закончилась поражением последних, однако это чисто внешнее, а потому и временное поражение. Последний отчет австрийской “Union” свидетельствует, что в 1902 году число членов Союза евреев возросло на тысячу человек – факт, констатирующий рост интереса к еврейским делам даже той части австро-венгерского общества, которая не желает вставать под национальное знамя. Соглашение, заключенное между австрийскими сионистами и националистами* и подписанное представителями обеих партий, вызывает особый интерес. Оно подтверждает реальную возможность совместной работы для представителей еврейской интеллигенции различных направлений, объединенных верой в будущее народа».
* Причина подобного объединения – усиление влияния христианско-социалистической партии во главе с Карлом Лернером, которая вела свою пропаганду под лозунгом защиты народных масс от эксплуатации еврейского капитала. В 1897 году Лернер был избран бургомистром Вены, и в начале XX века его партия в союзе с клерикальной католической партией добилась значительного влияния в парламенте, усилив в нем антисемитские тенденции (Еврейская энциклопедия, т. 1, с. 310-357).
ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
«Восход». 1903, №23:
«За правду и право боремся мы, антисемиты...» Так начинается воззвание Союза немецких антисемитов к избирателям. «Союз немецких антисемитов начиная с 1884 г. стоит на страже интересов нашего христианского немецкого народа».
Та же тема звучит в специальном воззвании, с которым Вильгельм Брун, кандидат антисемитов в пятом берлинском округе, обращается к своим будущим избирателям: «В нашей борьбе за правду и право для нашего немецкого народа и отечества мы хотим стоять в первых рядах и требуем от национально мыслящей части берлинского населения, чтобы она не оставила нас в нашей борьбе одинокими. Поэтому мы призываем всех тех, кто недоволен еврейской парламентской деятельностью и деятельностью находящихся у евреев в услужении берлинских представителей, посещать наши агитационные собрания и этим путем доказать, что мы имеем силу воли противопоставить продвижению социал-демократии лозунг:
“До сих пор и не дальше!”»
«Восход». 1903, №24:
«Результаты германских выборов окончательно еще не выяснились; число перебаллотировок так велико, что возможны значительные колебания, меняющие ситуацию в отдельных партиях. Однако некоторые, для нас особенно интересные, черты нынешних выборов успели определиться. В старом рейхстаге антисемитская партия представлена была 12 депутатами, из которых пять избраны были при первой же подаче голосов. Теперь этой чести удостоился только Либерман фон Зонненбург. Три округа окончательно потеряны антисемитами. Между прочим, погиб безвозвратно “знаменитый” Альварт. Саксония, недавняя цитадель антисемитизма, завоевана социал-демократами, которые именуют ее уже своим “красным” королевством. Возможно, скорее даже наверняка, несколько антисемитов войдут в состав будущего рейхстага, но лишь благодаря поддержке близких им партий. Обстоятельство это, однако, не умаляет значения того факта, что, так сказать, “чистые” антисемиты потерпели на нынешних выборах полное фиаско.
Радость, испытываемая немецкими евреями по поводу этих результатов, несколько омрачается потерями, понесенными партией свободомыслящих. Умеренный либерализм теряет, видимо, почву под ногами на всем Европейском континенте, уступая место более радикальным течениям. Решающий голос в рейхстаге, как и раньше, будет принадлежать центру, сохранившему прежнее количество голосов. Центр, по обыкновению, должен отстаивать равноправие всех групп, но от этой похвальной традиции он в последнее время стал явно отступать, нередко поддакивая антисемитским ораторам».
«Восход». 1903, №2:
«В венгерском парламенте 10 января происходили дебаты по еврейскому вопросу; они оставили крайне тяжелое впечатление у тех, кто верил в искренность мадьярского либерализма. На заседании обсуждался проект закона “Об оседлости иностранцев”, всецело направленного против евреев, иммигрирующих в Венгрию из соседних стран, преимущественно из Румынии. Закон был принят почти единогласно. Отныне лица, иммигрировавшие в Венгрию, обязаны будут представлять не только удостоверения личности, документы о подданстве (что для румынских евреев невыполнимо), но, по требованию полиции, еще и свидетельства о нравственной благонадежности и, наконец, о средствах к существованию, т.е. о способности прокормить себя и семью. Закон предоставляет полиции право выселять уже поселившихся иностранцев в случае их имущественной несостоятельности или если они почему-либо окажутся неугодными с точки зрения общественного спокойствия и порядка.
Самое обидное, впрочем, – даже не принятие законопроекта, которое можно объяснить (хоть и не особенно убедительно) желанием государства самому решать вопрос о допущении новых жителей в страну. Всего обиднее сами дебаты, состоявшиеся при обсуждении законопроекта.
Депутат-еврей Сома Визонтай сделал было попытку направить эти дебаты по правильному пути. Указав на нарушение Румынией Берлинского трактата 1878 года как на ближайшую причину еврейской эмиграции из этой страны и ссылаясь на известную американскую ноту, Визонтай потребовал объяснений относительно мер, которые правительство намерено принять в обеспечение исполнения Берлинского трактата*.
На его запрос Шелл ответил следующее: “Я не думаю, что есть основания обвинять Румынию в неисполнении Берлинского трактата. Напротив, мне известно, что Румыния изменила существовавшие прежде постановления в полном согласии с соответствующими параграфами трактата. Содействовало то или иное из позднейших решений усилению эмиграции и было ли вообще в этом смысле давление со стороны румынского правительства – в исследование этого вопроса я не желаю пускаться. Думаю, впрочем, что это не так: многие жалобы удовлетворены были самим румынским правительством. Но в любом случае это дело внутренней политики Румынии, вмешиваться в которую я тоже не имею ни права, ни охоты. Повторяю, с принципиальной точки зрения Румыния выполнила обязательства, принятые ею на себя по Берлинскому трактату”».
«Политика облеклась такой толстой корою лицемерия, что сквозь нее весьма трудно проникнуть лучу правды. Совершенно очевидно, что если может идти речь о каком-либо исполнении Румынией положений Берлинского трактата, то лишь о формальном. Причем, соблюдая трактат, то есть постановление о равноправии граждан без различия исповеданий, чисто формально, Румыния совершила грубый обман по существу, поскольку именно ту группу населения, интересы которой имели в виду представители европейских держав при заявлении ими требования о равноправии, она лишила пользования не только политическими, но и гражданскими правами»*.
*В 1903 г. под влиянием усилившейся в Венгрии эмиграции из Румынии был принят закон о необходимости для эмигрантов представлять удостоверения личности, документы о подданстве, нравственной благонадежности и о средствах к существованию. Так как румынские евреи почти не имели возможности представить свидетельства о подданстве, этот закон не без оснований был охарактеризован как мера, направленная против наплыва румынских евреев. Некоторым депутатам, прежде всего еврею Визонтаю, потребовалось напомнить Румынии о необходимости соблюдения Берлинского трактата. Однако сейм отклонил обращение к Румынии и принял предложенный правительством законопроект (Еврейская энциклопедия, т. 5, с. 423-458).
*Берлинский конгресс 1878 г., завершивший русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. и обеспечивший независимость Румынии, принял, несмотря на сопротивление румынских и российских дипломатов, предложенное французским представителем У.Г. Ваддингтоном постановление о том, что полные гражданские и политические права должны быть предоставлены всем жителям Румынии независимо от их вероисповедания. Для осуществления натурализации была создана специальная комиссия, куда вошли известные антисемиты. В 1880 г. румынское гражданство получили 17 человек, в 1881 г. – 6, в 1882 – 2, а за период 1886 – 1900 гг. – 18. Тем не менее евреи были обязаны отбывать воинскую повинность, но только как рядовые (даже врачи). Евреи не могли учиться в профессиональных школах, в средних учебных заведениях была введена процентная норма: 5,5-7,5 % от всех учащихся. В высшую школу евреям разрешалось поступать только при недоборе, а стипендию могли получать лишь граждане Румынии. Евреям не разрешалось быть адвокатами, биржевыми маклерами, директорами и ревизорами государственных банков. Указ от 1884 г. запретил евреям заниматься розничной торговлей. Ремесленникам следовало получить специальное разрешение местной администрации. Для евреев была закрыта практически вся государственная служба (Краткая еврейская энциклопедия, т. 6, с. 347-371).
ДЕЛО ДРЕЙФУСА*
«Новости и биржевая газета», 26 января 1903:
«Несколько дней тому назад Жорес на одном публичном собрании заявил, что вскоре опять на сцене появится дело Дрейфуса и “все узнают о преступлениях еще более гнусных, чем те, которые уже известны и которые совершены различными господами”.
Это заявление произвело большой шум в Париже**. Все стали спрашивать друг друга: в чем дело? Какие преступления имеет в виду Жорес? Какие у него есть данные? И т. п. Не прошло и трех дней, как тот же Жорес не только подтвердил на митинге в Верзоне свое обещание разоблачить преступников, но еще и указал, при каких обстоятельствах он это сделает. Читатели помнят, что националист г. Сивтон, избранный депутатом от Парижского округа, в своей избирательной афише воспроизвел часть письма генерала Галифе к Вальдеку-Руссо, которому генерал, между прочим, писал после реннского процесса, что новый пересмотр дела встретит всеобщее сопротивление и будет иметь сторонниками только дрейфусаров и иностранцев».
«На основании этого отрывка из письма непостоянного генерала националисты и объявили министерство Вальдека-Руссо “министерством иностранцев”. Из-за афиши г. Сивтона палата подвергла его избрание пересмотру. Перед комиссией по пересмотру националисты болтали о деле Дрейфуса, об изменниках-министрах все, что приходило им в голову, рассчитывая на безнаказанность, на боязнь республиканцев касаться этого дела, на трусость большинства и т. п. Друзья же правды и справедливости собирали справки, сведения, кропотливо, терпеливо работая, несмотря на неблагоприятные условия, на разлад и раскол в их среде... И вот собраны достаточные улики, достаточные доказательства новых преступлений знаменитых, прославившихся на весь мир заплечных дел мастеров...»***
«И Жорес, и Прессансе, наслушавшись нахальных завываний националистической клики, решили более не молчать и громко, ясно, пользуясь парламентской трибуной, высказать все и пригвоздить наконец к позорному столбу преступников! Теперь вся палата ждет с нетерпением дебатов об избрании г. Сивтона, и Жорж и Прессансе готовятся к этим дебатам... Дебаты об избрании Сивтона пройдут в палате не раньше окончания дебатов о бюджете – вероятно, в те дни, когда последний будет обсуждаться в сенате. Палата работает засучив, как говорится, рукава и через неделю, вероятно, покончит с бюджетом; еще несколько дней она посвятит отложенным запросам, особенно по иностранной политике, а затем на сцене появятся, с одной стороны, Сивтон, с другой – Жорес. Любопытная встреча».
*Дело Дрейфуса – еврея, офицера французской армии, привлеченного к суду по ложному обвинению в измене и шпионаже в пользу Германии, стало важнейшим событием общественно-политической жизни страны, вызвавшим острые споры не только во Франции, но далеко за ее пределами. Партии, общественные круги и даже семьи раскололись на дрейфусаров и антидрейфусаров. Первые образовали «Лигу прав человека»; лидер социалистов Ж.Л. Жорес, Ж. Клемансо и Золя возглавили борьбу за реабилитацию Дрейфуса». (Краткая еврейская энциклопедия).
** Летом 1898 года общественное мнение стало склоняться в пользу Дрейфуса, и правительство решило потребовать аннулирования приговора 1894 года, лишавшего Дрейфуса чинов и званий и осуждавшего его на пожизненную ссылку в Кайене. Это намерение вызвало ряд правительственных кризисов, закончившихся формированием кабинета во главе с П.М. Вальдеком-Руссо, правительство которого распорядилось пересмотреть дело Дрейфуса, что привело к бурным антисемитским демонстрациям. На пересмотре дела в Ренне суд большинством голосов вынес обвинительный приговор Дрейфусу, но ввиду «смягчающих обстоятельств» приговорил его лишь к десяти годам заключения, из которых пять он уже отбыл. Антисемиты и реакционеры торжествовали, видя в приговоре поддержку их антиеврейских инсинуаций (Краткая еврейская энциклопедия, т. 2, с. 379).
*** По-видимому, в первую очередь имеется в виду подлинный автор письма об отправлении секретных документов германскому военному атташе в Париже Эстергази, то есть один из представителей французской военной разведки майор Анри, особенно яростно настаивавший на виновности Дрейфуса (30 августа 1898 года он был арестован и на следующий день покончил с собой в тюрьме), а также военный министр генерал Мерсье, по распоряжению которого Дрейфус был предан военному суду и обвинен в государственной измене.
«Новости и биржевая газета», 13 апреля 1903.:
«Большинство врагов Дрейфуса думали, что он разбит наголову двумя обвинительными приговорами, непрошенным помилованием (против которого он протестовал) и у него уже не хватит энергии, чтобы самому за себя вступиться и снова поднять свое печальное дело. Но, видно, искра надежды живуча в сердце человека. Вмешательство Жореса подняло дух измученного Дрейфуса, и мы опять слышим его голос, требующий правосудия и справедливости».
Примечание. Те дрейфусары, для которых Д.Д. носило политический характер, настаивали на подаче апелляции, в то время как сам Дрейфус и его семья были заинтересованы лишь в скорейшем освобождении. Дрейфус отказался от апелляции, после чего президент республики Э. Лусэ по представлению правительства помиловал Дрейфуса (19 сентября 1899), одновременно дав амнистию всем осужденным по его делу.
«Как уже известно из телеграмм, Дрейфус прислал военному министру как главе военного суда просьбу о пересмотре своего дела в следующих выражениях: “Законом от 17 декабря по моей просьбе я исключен из амнистии. И это исключение было обусловлено тем, что двери кассационного суда хотели оставить открытыми для моего требования относительно реабилитации. В виду этого честь имею просить о назначении пересмотра...” Я ждал конца своих мучений, возвращаясь с Чертова острова, ждал, что я увижу родину, родных, услышу, как мою невинность будет провозглашать та самая толпа, которая, будучи введена в обман, приветствовала осуждение изменника. Увы! Если по возвращении во Францию я изведал преданность людей великой души и силы характера, боровшихся за правду, то я изведал также и свирепую ненависть врагов. Во время процесса 1899 г. я был предательски ранен кинжалом в спину. Я не мог представить себе повторения подобного злодеяния – такого же, как на первом суде с его ложью и подлогами. И однако ж мое второе осуждение было еще более тяжким, чем то, что произошло в 1899 г.
Несмотря на то что виновный был известен и изобличен, что кассационный суд единогласно признал предателем Эстергази, люди, обманувшие суд в 1899 г., возобновили свои преступные махинации, чтобы обмануть его вторично. Правительство же республики не хотело оставить в тюрьме невинного.
С тех пор, постоянно думая о судебном пересмотре моего дела, я одну за другой отклоняю улики, презирая ложь и клевету, храня молчание в уверенности, что настанет день, когда справедливость восторжествует. Жертва преступных махинаций, дважды учиненного надо мною нарушения закона, я с полным доверием обращаюсь к главе военного суда. Опираясь на новый факт, обнаруженный Ферм де-Бурбонн, и доказанность существования мнимого бодеро с пометками германского императора, я прошу назначить следствие:
1) о том, какое употребление было сделано из этого документа во время разбирательства в Ренне и как это отразилось на обвинительном приговоре, вынесенном мне реннским судом 9 сентября 1899 г.,
2) о ложных показаниях Чернуцкого на реннском суде.
Примите и пр.
Дрейфус».
Примечание. «В 1903 г. Дрейфус подал кассационную жалобу и потребовал нового расследования, которое закончилось в 1906 г. Аппеляционный суд провозгласил, что свидетельства против Дрейфуса совершенно необоснованны и что для его реабилитации нет необходимости в дальнейшем судебном разбирательстве» (Краткая еврейская энциклопедия, т. 2, с. 379).
«Восход». 1903, №26:
«В вышедшей на днях “Еврейской истории” помещена интересная статья Альфреда Фрида о еврейском пролетариате во Франции. Вернее было бы говорить о пролетариате в Париже, так как во французской провинции, за исключением Марселя, Лиона и Байоны, где имеются относительно небольшие группы еврейских пролетариев, евреи везде примыкают к среднему классу.
Факт этот объясняется тем, что еврейские пролетарии вербуются исключительно из класса эмигрантов, а они имеются только в крупных центрах. Малочисленное еврейское население в небольших провинциальных городах офранцузилось и живет припеваючи. Оно подтверждает наблюдение, сделанное Максом Нордау, что еврейские семьи, иммигрировавшие из восточного гетто и поселившиеся в одной из культурных стран, в третьем поколении уже не принадлежат к пролетариям. Всего во Франции насчитывается до 75000 евреев, из них 50000 приходится на Париж. Число еврейских пролетариев в Париже определяется в 20000. Еврейские пролетарии заняты самой разной работой. Большинство приехавших в Париж не имеет никакой профессии. Обыкновенно они начинают с того, что вступают в ряды чистильщиков сапог либо получают места на каучуковых заводах, где не требуются специальные знания. В одном отношении эти евреи отличаются от других пролетариев, живущих во Франции. В стремлении дать своим детям хорошее образование. Это черта, действительно характерная для еврейских иммигрантов во всех странах. Она служит залогом счастливого будущего для многих потомков несчастных выходцев из гетто. И не для них одних».
«Восход». 1903, №4:
«Из компетентного источника мы узнали, что Еврейское колонизационное общество затевает новое крупное предприятие. Оно собирается закупить земли в бразильской провинции Рио-Гранде для устройства там еврейских земледельческих поселений. Есть надежда, что в этой субтропической стране евреи из черты оседлости без особого труда акклиматизируются. Устройство семьи там должно обойтись в какие-нибудь две тысячи франков, и она сможет удовольствоваться всего двадцатью пятью гектарами земли. Евреи в Бразилии превратятся не в фермеров, как в Аргентине, вспахивающих по многу десятин, а в скромных земледельцев, довольствующихся небольшим, но верным заработком. Словом, мы стоим перед новой колониальной эпопеей, которая, как все предшествовавшие, начинается с романтической грезы о еврейском мужичке»*.
«Что результаты, полученные ICA в течение истекшего десятилетия, не соответствуют чрезмерным надеждам, которые первоначально возлагались на предприятие, не подлежит сомнению. До сих пор в колониях живут лишь 1082 семьи»*.
*В колониальный период многие евреи Северной Бразилии, часть предков которых были маранами, а часть эмигрировала сюда после провозглашения независимости, занимались сельским хозяйством. В 1902 году Еврейское колонизационное общество (ЕКО) решило организовать в Бразилии экспериментальную сельскохозяйственную колонию и приобрело 5400 га земли в р-не Санта-Мария (Краткая еврейская энциклопедия, т. 2, с. 502-504).
«Население, в общем, возрастает благодаря прибытию новых партий и устройству сыновей и родственников колонистов, а также рабочих, живущих в колониях и приехавших в страну на свой страх и риск. Но экономическое положение крупнейшей колонии, в которой проживает более половины всех колонистов, до сих пор остается не вполне надежным. Несомненно и то, что аргентинская колонизация обходится недешево. В течение 6 лет (1896-1901) на колонизацию Аргентины было затрачено в круглых цифрах 10 млн. песо (песо = около 85 коп.). За колонистами пропало около 2 млн. песо. Уплата долгов колонистами уже началась, но сумма, выплаченная ими, составляет лишь несколько процентов от общей суммы долга. И при всем том полученные результаты следует признать удовлетворительными. Две колонии, Мозесвиль и Маурицио, можно считать более или менее устроенными. В последние годы колонисты перестали бросать свои наделы. Приемы хозяйствования выработаны, и доходы мало зависят от климатических невзгод. Аргентина – страна с богатой черноземной почвой, земля здесь еще чрезвычайно дешева, пути сообщения неплохи. По климату страна существенно не отличается от Южной России. Во всяком случае, в настоящее время благодаря имеющемуся опыту колонизация Аргентины будет обходиться дешевле, чем прежде. Чем больше сконцентрирует здесь свою колонизационную деятельность ICA, тем успешнее она будет идти, тем меньше потратят на администрацию, тем больше старые поселенцы и морально, и материально будут помогать новым. Всех этих выгод ICA лишится, если центром своей колонизационной работы сделает новую страну.
Полагать, что в Бразилии при помощи различных субтропических культур удастся организовать еврейскую колонизацию на более дешевых началах, нет никаких оснований. Дело это потребует новых расходов на подготовку, на оплату администрации. Миллионы пойдут на исправление ошибок первой поры, и, надо думать, через много лет работы ICA в лучшем случае придет к тем же скромным результатам, что и в Аргентине. Мы едва ли ошибемся, если скажем, что новая грандиозная затея ICA не встретит никакого сочувствия среди мыслящей части еврейства.
Пора колонизационных увлечений уже прошла, и новый проект колонизации потребует новых многомиллионных трат; есть к тому же опасение, что ICA отвлечется от своей плодотворной деятельности в пользу еврейских масс в тех странах, где эти массы главным образом сконцентрированы».
*Конституция 1853 года гарантировала полную религиозную свободу жителям Аргентины. Еврейские эмигранты из Западной Европы стали прибывать в Аргентину в 40-х годах XIX в., но первые сведения о еврейских общинах относятся лишь к 60-м годам. Шаги правительства Аргентины по привлечению в страну евреев-эмигрантов из России, последовавшие после еврейских погромов в России в 1881 году, привели к значительному росту в конце 80-х гг. еврейской эмиграции из Восточной Европы, в основном из Российской империи. Приток еврейских иммигрантов возрос после создания Еврейского колонизационного общества (ЕКО). Подавляющее большинство их составляли ашкеназы; некоторое количество сефардов прибыло из Османской империи и Северной Африки. Значительное число еврейских переселенцев осело в столице А. Буэнос-Айресе (Краткая еврейская энциклопедия, т.1, с.191-197).
«Восход». 1903, №27:
«В нашей печати время от времени появлялись сообщения о практических мерах по расселению, которые предпринимались в Америке, но точного представления об объеме и результатах этой деятельности у нас не имелось. Однако из новейших данных ясно, что в указанном направлении кое-что достигнуто. Из Нью-Йорка и Филадельфии (главным образом из Нью-Йорка) Еврейским обществом содействия земледелию и промышленному труду в более отдаленные от центра и менее крупные города выселено:
В 1900 году лишь 836 человек,
1901 году уже 2244 человека,
1902 году – 3381 человек.
Всего за три года, таким образом, переехали 6461 человек.
Еврейские колонии, образовавшиеся в различных городах Соединенных Штатов, с течением времени, упрочившись, начинают служить центром притяжения для новых эмигрантов – родственников и знакомых прежних; они являются сюда уже без всякой помощи общества содействия. В отчете говорится также, что общество занято разработкой ряда проектов по дальнейшему расширению начатого дела. Хотя из расселенных в 1902 году еврейских эмигрантов только половина были русского происхождения, надо все-таки полагать, что русские евреи лишь временно были оттеснены румынами (тех тоже оказалось около половины) и что в ближайшие годы они займут среди эмигрантов подобающее место» .
Примечание. «Значительную часть еврейских иммигрантов, прибывших в США в конце XIX – начале XX вв., составляли уроженцы Румынии (где до первой мировой войны евреи практически не имели гражданских прав) и Галиции (переживавшей экономический упадок, который в сочетании с быстрым ростом еврейского населения привел к резкому снижению жизненного уровня евреев). Одновременно в США переселялись тысячи евреев из Западной Европы (Германии, Великобритании, Франции), Средиземноморья (Греции, Турции, острова Родос), Сирии, стран Магриба, Центральной Америки и Вест-Индии. Однако их доля в общем потоке еврейской иммиграции была незначительной. В результате уже к началу XX в. подавляющее большинство еврейского населения США составили выходцы из Восточной и Центральной Европы, преимущественно носители языка идиш. Многие из них были крайне бедны (лишь от 6 до 6,1% евреев, прибывших в США из России в 1899 – 1907 гг., имели при себе сумму денег, превышающую 30 долларов) и в первое время по приезде оказывались без средств к существованию. Значительную помощь нуждающимся эмигрантам оказывали общинные благотворительные организации, особенно Объединенное общество еврейской благотворительности, основанное в 1874 г. С 1894 по 1904 г. его поддержкой пользовались около 70 тыс. семей.
Поскольку в конце XIX – начале XX вв. среди еврейских иммигрантов преобладали представители беднейших слоев населения (63% еврейских переселенцев из России, имевших профессии, в 1899 – 1907 гг. составляли рабочие и ремесленники, около 20% – прислуга), то по прибытии в США они начинали, как правило, с работы по найму, прежде всего, в швейной промышленности.
В конце XIX – начале XX вв. немало евреев США работали также в хлебопекарной, мясной, табачной, кожевенной, меховой промышленности, в строительстве. Однако во многих отраслях тяжелой промышленности, переживавших период расцвета (металлургия, тяжелое машиностроение, горнорудное производство), а также на водном и железнодорожном транспорте евреев почти не было.
Второй по значимости сферой занятости новых эмигрантов была мелкая торговля, в том числе и вразнос. Клиентами многих торговцев почти исключительно были жители еврейских кварталов (Краткая еврейская энциклопедия, т. 8, с. 331-334).
«Восход». 1903, №12:
«Некоторое время тому назад редактор Еврейской энциклопедии Зингер с большим жаром доказывал, что в Соединенных Штатах происходит ренессанс еврейской науки и что именно в этой стране науке о еврействе суждено развиться до гигантских размеров.
Действительно ли она сконцентрируется в Америке, мы не знаем, но несомненно, что она делает здесь блестящие успехи – по крайней мере количественно. Все большее и большее число американских университетов учреждают кафедры еврейского языка, литературы, истории.
Когда доктор Зингер разработал план еврейского университета, его многие спрашивали, отчего бы евреям вместо этого не поощрять преподавание еврейской науки в американском университете. В последнее время еврейско-американские меценаты действительно начали выказывать предпочтение последнему варианту. На днях, 5 февраля, освящено было в Кембридже (предместье Бостона) здание Семитического музея, преподнесенное нью-йоркским миллионером Яковом Шиффом Гарвардскому университету, величайшему в Америке. Музей – изящное трехэтажное здание из гранита и кирпича. Первый этаж вмещает библиотеку и три аудитории, остальные два – комнаты для экспонатов. Специальная комната отведена палестинским древностям».
«Восход». 1903, №24:
«VI сионистский конгресс
Из достоверного источника сообщают, что Action Comite в заседаниях своих от 11 и 14 июня выработало следующий tagersordnung VI сионистского конгресса. ...Из программы настоящего конгресса тщательно исключены вопросы культурные и экономические, но опять уделено много места вопросам внешней агитации. Программа эта, разумеется, только предварительная и может еще в некоторых пунктах подвергаться изменениям».
«Новости и биржевая газета», 28 января 1903.:
«Сегодня, 28 января, в аудитории соляного городка профессором Петербургской духовной академии И.Г. Троицким была прочитана крайне интересная лекция “О сионизме”.
Сионизм лектор определил как стремление еврейства создать самостоятельное государство на началах еврейской истории и современной культуры. Принципы сионизма заключены в молитвах и богословских сочинениях еврейского народа, которые проникнуты мыслью о восстановлении еврейского государства со столицей в Иерусалиме. Причиной, вызвавшей появление сионизма, нужно считать антисемитизм, с особой силой проявившийся за последнее десятилетие в государствах Старого и даже Нового Света.
Для сплочения евреев и пробуждения их национального самосознания многое сделали международные и сионистские конгрессы. Благодаря им возникло единение еврейства разных стран, началось возрождение древнего еврейского языка. Улучшился состав и образование учителей. Стали появляться еврейские библиотеки и музеи. В Америке создан еврейский университет.
Материальные средства сионистского движения с каждым годом возрастают. Сбор 1897 г. составил 491 тыс. крон. Переселенческий банк в Лондоне имеет в своем фонде свыше 2 1/2 млн. руб.
Далее лектором были приведены мнения государственных людей Европы и некоторых писателей о сионизме. Они опубликованы доктором Гордоном в брошюре “Сионизм и христианство”. Лорд Салисберн высказался так: “Народ, перенесший столько страданий, преследуемый, способен совершить многое. Сионизму можно предсказать успех”. Профессор базельского университета Геман говорит: “Многие народы, находящиеся в рабстве, добивались свободы и самостоятельности. Отчего же это невозможно для еврейской нации, тем более что она избрала для этого мирный путь?”
Д-р Гордон находит, что правительства не противодействуют делу сионизма, а относятся к нему дружелюбно и даже покровительствуют ему. Из русских писателей высказались за сионизм Мордовцев и Меньшин, они верят в его успех.
В заключение лекции г. Троицкий указал, что стремление евреев основать в Палестине государство встретит сильное противодействие как со стороны христиан, так и магометан, которые тоже считают эти места священными для себя. Но есть в сионизме и другая, более важная сторона: он пробудил национальное самосознание еврейского народа. Он поднял знамя, под которое может стать всякий еврей – и образованный, и необразованный: “Самостоятельное еврейское государство. Теперь державы должны признать новый политический фактор, вошедший в их среду, в иудейство”, – такими словами закончил свою лекцию проф. Троицкий».