БЫВАЕТ, НО РЕДКО
Лора Шлезингер
Я не раз говорила: брак – это договор между мужчиной, женщиной и Б-гом, говорила это со страстью, с надеждой, со всей искренностью. Однако по-настоящему ощутила это лишь недавно, и это переживание изменило меня сильнее, чем я в состоянии осознать.
Мне доводилось бывать на многих замечательных свадьбах, когда прекрасные люди вступали в прекрасные браки и создавали прекрасные семьи. Многим доводилось присутствовать на таких брачных церемониях. Но приходилось ли вам когда-либо быть на свадьбе, где действительно ощущалось присутствие Б-га, благословляющего свадебный обряд? Я не собираюсь подражать Роду Серлингу, но недавно мне довелось побывать на свадьбе, где впервые в жизни я ясно почувствовала: этот брак заключается по воле Б-жьей.
Я очень-очень религиозна. Но честно говоря, до сих пор никогда не ощущала, что Б-г любит меня – по крайней мере, не так конкретно, как ощущает это ребенок, говоря: «Мамочка, я люблю тебя». Однако данная свадьба способствовала тому, что пустота, зиявшая в моей душе, заполнилась.
Знакомый молодой хасидский раввин женился на девушке из Бруклина. Они замечательно подходили друг другу. Никакой брачный посредник не старался подобрать эту пару, никто не подсказывал им: «было бы неплохо, если бы...» Никто их не принуждал. Они познакомились, стали встречаться, все чаще виделись, беседовали еще и еще на самые разные темы и лишь тогда приняли решение. Эта пара казалась идеальной – это был брак, заключенный на небесах. Как выразился один раввин: «Бывают души, которым сам Б-г предназначил встретиться и сойтись». Именно так получилось в данном случае.
Это была первая хасидская свадьба, на которой я присутствовала, поэтому естественно, что многое удивляло и побуждало задавать вопросы. Как мне объяснили, в день свадьбы и жених, и невеста постятся. Ведь брак – это серьезно! Это – таинство, в котором две души соединяются навеки, крепя свою связь с Б-гом и со всем человечеством.
Мне хотелось еще до брачной церемонии встретиться с Довом, женихом. Я нашла его в большой комнате среди других хасидов, исключительно мужчин. То, что я увидела, растрогало меня до глубины души: они сообща молились и пели. Жених целый день ничего не ел, но он был погружен в молитву, произнося полагающиеся тексты наизусть. Происходившее было совершенно непохоже на холостяцкую вечеринку – мальчишник. Тут в центре было настоящее духовное переживание.
На протяжении всей истории правоверные евреи рассматривают мужчину как существо неполное до тех пор, пока он не женится. Именно женщина в состоянии достигнуть более духовной связи с Б-гом. Мужчине же, чтобы установить общение с Б-гом, надо приложить гораздо больше усилий. Но только вместе их души образуют одно целое, и они испытывают полноту существования.
Интересен насчитывающий 2300 лет обычай заключать перед свадьбой брачный договор, согласно которому жених отдает невесте все – душу, жизнь, мирское имущество, словом все! А что дает взамен она? Она «показывается» – я очень люблю это выражение.
Все это время невеста находилась в другой комнате, где она восседала на кресле, напоминающем трон. Мои друзья сказали, что нам следует поздравить и благословить ее. Я ответила: только что мы виделись с ней в лифте, и я сказала ей, что она выглядит замечательно. «Нет, нет! – вскричали они. – Именно сейчас, перед самой свадьбой женщина особенно ощущает свою близость к Б-гу. Поэтому если ты нуждаешься в том, чтобы кто-то помолился за тебя, именно сейчас самое время попросить ее об этом. Она сейчас как прямой провод к Бгу».
Всякий раз, когда я хочу о чем-то попросить Г-спода, первое, что приходит мне в голову, – это дети, больные раком. Пусть Г-сподь пошлет им выздоровление, а я уж как-то обойдусь. Больше я ни о чем не прошу. Мои друзья, глубоко погруженные в молитвы, бывают обескуражены, когда я говорю им об этом. Но я просто не в состоянии заставить себя просить Г-спода о чем-то личном, обращаться с какими-то эгоистическими просьбами. Однако я подошла к невесте и что-то прошептала ей на ухо.
Тут два человека ввели в комнату жениха, один поддерживал его справа, другой слева, так как сам он едва передвигал ноги. Мы с женихом – давние друзья: увидев его, я поняла, что он сам не свой! На лице его было восторженное выражение, в глазах – слезы: так он был тронут тем, что означал его брак для вечности.
Приблизившись к невесте, он опустил фату ей на лицо. Через эту фату ей уже ничего не было видно; с этого момента ее вели под руку, иначе она стала бы натыкаться на стены. Фата имеет следующее философско-духовное значение: мы вступаем в брак потому, что нас влечет к другому человеку, он кажется именно тем, что нам нужно. Он кажется хорошим – и такой он, и растакой, хотя по существу мы его не знаем! Что у него в глубине души, нам фактически неизвестно. Эта глубина скрыта, и требуется время, чтобы она открылась. У каждого из нас есть какие-то непривлекательные качества, но они не обязательно проявляются при первой встрече. Ритуал опускания фаты на лицо невесты означает, что жених видит не внешнюю привлекательность невесты, а то целое, с чем он свяжет свою жизнь, включая и те стороны ее характера, которые ему неизвестны.
...Затем церемония была перенесена из помещения под открытое небо, на котором сияли звезды. Жених стоял под хупой, а невеста семь раз обошла вокруг него: это символизировало построение храма, внутри которого будет горячая духовная любовь и преданность. Это в силах сделать только женщина, потому что она тесно связана с Б-гом. Когда невеста присоединилась к жениху под хупой, они даже не поцеловались. И никто из присутствующих ничего не бросал.
Когда церемония закончилась, они вошли в комнату, где их оставили одних: там они сообща прервали свой пост, поели, взялись за руки и поцеловались. Впервые в жизни они прикоснулись друг к другу.
Просто невероятно было наблюдать всю эту полную глубокого смысла церемонию и сознавать, что понадобились тысячелетия – целые тысячелетия, чтобы создать такую столь волнующую атмосферу. Там, под звездами, я по-настоящему ощутила присутствие Б-га. Впервые я узнала, что эти мужчина и женщина предстоят перед Бгом и Б-г видит их. И это произошло у меня на глазах!