Сможет ли мальЧик Мотл стать Соросом?

Леонид Лурье

 

В забытых Б-гом местечках жизнь казалась простой и понятной, со всеми своими повседневными трудностями. Но приземленность существования, приземленность мышления всегда сочетались с тягой к познанию, с потребностью в образовании, рожденными Торой, – они звали в полет. Может быть, этот полет, изображенный фантазией Марка Шагала, делает нас причастными к историческому прошлому народа, даже если мы знаем о еврейском местечке понаслышке.

 

Профессор Леонид Израилевич Лурье – заслуженный учитель России, лауреат президентской премии 2002 года в области образования, доктор педагогических наук. Полтора десятилетия действует в Перми основанный им первый в Прикамье лицей, где он – бессменный директор: ежегодно там получает образование тысяча пермских лицеистов, а выпускники успешно работают не только в России, но и в Израиле, США, Великобритании и других странах Европы.

Год назад Леонид Израилевич и главный раввин Прикамья Залман Дайч основали первую в регионе еврейскую школу. Ее ученики – их пока что всего 25 – весь учебный год в пятом, шестом и седьмом классах усердно знакомились с еврейской традицией, историей, культурой нашего народа и углубленно изучали общеобразовательные дисциплины. Редакция и читатели журнала «Лехаим» поздравляют их с успешным окончанием первого еврейского учебного года. Желаем школе, ее основателям, преподавателям и воспитанникам счастливого еврейского будущего!

 

Уникальность еврейского сознания в том, что в основе его – сочетание мифологичности и реальности исторических событий. Эта общность столь глубока, что ей не мешают языковые барьеры. Наоборот, единые образы, воплощенные родными языковыми средствами, как соединительные нити связывают евреев разных частей света. Еврейская культура диаспоры, погруженная в многоликость других культур, сохраняет свои инварианты.

Доносится из детства «А-мол из гивен а-ров мит а ребецн». И я помню по сказкам дедушки, что евреи были бесконечно добры и всем помогали решать сложные проблемы. Параллельно входили в мое сознание изумительные пушкинские сказки и стихи Маршака. Эти два начала сформировали две моих культуры – еврейскую и русскую.

Прожив всю жизнь в России, я приехал в Израиль. С первых же минут меня поразило ощущение: кажется, будто я здесь был. Более того, спустя несколько дней я уже проникся уверенностью – здесь я жил всегда! Этот эффект не только исторической, но и генетической памяти заставляет меня задуматься над истоками еврейства, о тайне еврейского духа. Образ мира, рождающийся в сознании молодежи, относится к сфере моей профессиональной деятельности: работая в лицее и техническом университете, я очень часто думаю о еврейском образовании. И даже тогда, когда оно реально утверждается в России, вопросы остаются. Такие, например:  а не приведет ли еврейское образование к национальной замкнутости? Или: а не заменит ли комфортность некоторых еврейских школ упорный и настойчивый труд?

Однако же есть и более трудные вопросы. К примеру, как формировать еврейскую культуру, если для некоторых семей она уже утрачена в нескольких поколениях? Каким должно стать еврейское образование после еврейской школы? Должна ли еврейская культура взаимодействовать с русской и другими культурами, и каким может быть это взаимодействие?

Но именно в еврейской традиции – на вопрос отвечать вопросом, обозначающим поиски решения проблем. Итак: каким образом еврейское самосознание должно способствовать развитию личности? Как наладить диалог культур, обеспечивающий гармоничное развитие еврейского народа в культурном пространстве стран рассеяния? Может ли современное еврейское образование инициировать культуру духовную, научную, донести миру ценности, притягательные для других народов?

Парадокс местечковой еврейской культуры состоял в том, что ее кажущаяся ограниченность обладала, благодаря образованию, огромной созидательной силой. Она подарила человечеству гениев, лишенных стереотипов и догм, стала истоком хасидской традиции. Преследования и погромы, революции, чистки уничтожили местечки. Массовая эмиграция, ассимиляция, запреты на профессии и ограничения в управленческой деятельности меняли организацию еврейской общности:  взамен местечек возникли устрашающие гетто,  потоки эвакуируемых и переселенцев.

Советский еврей не мог стать личностью в коллективе, а коллектив евреев вызывал «гевалд» сразу у евреев и неевреев. Где же притягательная еврейская общность? Окрыленная исторической мечтой и погруженная в будни нерешенных проблем, она ищет новые формы самовыражения. Всегда евреев объединял повышенный интерес к образованию. Учиться и учить – два устремления, связывающие людей. И ныне, возможно, настал тот час, когда еврейскому образованию необходим новый уровень, соответствующий силе интеллекта, требующего своего выражения.

Университетское  образование  находится  в  центре  внимания современного общества. Это происходит не только потому, что общество связывает с ним появление научных открытий, технологий и подготовку высококлассных профессионалов. Университет – центр духовных исканий личности, хранитель культурных традиций народа. Благодаря его деятельности оказывается возможным инициировать сложнейшие, глубинные процессы в жизни государств и мирового сообщества, воздействовать на ментальность различных социальных групп и представителей власти, принимающих масштабные государственные решения.

Достижение преемственности довузовской и вузовской подготовки делает возможным создание системы непрерывного образования «школа – вуз». В подобном образовательном пространстве ведется подготовка профессионалов высокого уровня, формируются современные представления о цивилизационных процессах. Характер отношений участников образовательной системы основывается на духовных ценностях,  преобразующих исторический опыт и традиции народа в образовательную культуру, усиливающую национальное самосознание и формирующую новый тип мышления, основанный на новом видении мира. Ресурс личностных отношений, общественный диалог придадут еврейскому университету инерцию развития. Начиная с определенного момента, еврейское образование становится саморазвивающейся системой, стимулирующей смежные области деятельности. Реальность появления в России еврейского университета – в сущности, великий знак, свидетельство огромных возможностей, которые таят в себе демократические преобразования в стране.

Модернизация образования, объявленная в России, дает шанс российскому обществу и российскому еврейству сотрудничать с мировым сообществом. Эта новая деятельность еще не имеет современных образовательных технологий. И поэтому реформы образования, осуществляемые сегодня в России и других странах мира, должны быть многомерны – современный мир меняется глубоко и стремительно.

Ускользающая в современном образовании реальность «образца для подражания» заставляет искать в качестве ориентиров новые объединяющие признаки сложного, противоречивого процесса познания и преобразования мира. Еврейское образование должно быть уникально. Опыт дает базу для обретения собственного видения мира, при котором заинтересованность различных слоев еврейского общества в образовании становится совместной деятельностью, и из нее рождаются культурные традиции вообще и еврейские в частности.

Преследование евреев в советский период оттеснило их в определенные секторы социально-экономической жизни. В частности, в фундаментальные науки, в открытые научно-технические разработки, а большинство – в образование, медицину, юриспруденцию, экономику и ряд других областей. Высшее образование, ученые степени и звания были общим устремлением евреев, однако это не означало их общности. Отсутствие еврейской общины усиливало одиночество отдельного человека и трагизм еврейской интеллектуальной элиты в целом. Это стало одной из многих причин исхода 70–80-х годов минувшего века.

Поможет ли человеку современное еврейское образование стать счастливым, найти согласие с самим собой в мире глобальных противоречий? Судьба ведет еврейский народ через многие испытания. Чтобы еврейский университет состоялся не только как явление в сфере образования и науки, но и как явление культурное, нужно многое. И прежде всего в образовательной «предыстории» важна еврейская школа, сочетающая не только качественную довузовскую подготовку выпускников, но и знакомство с еврейской историей и культурной жизнью, позволяющими осознать свою сопричастность к мыслям и делам предков. Это ощущение порой способно защитить ребенка от внутреннего одиночества в веселом хороводе праздника другой культуры. Образование – одна из главнейших ценностей еврейской жизни – должно стать первоосновой культурного развития народа.

Ощутит ли свои новые возможности студент-математик оттого, что он – еврей? Ориентируясь на интересы современного общества, педагогика научилась создавать и организовывать  деятельность образовательной среды, усиливая возможности человека. Готовясь стать математиком в еврейском университете, еврей может обнаружить, что не только бит математической информации способен приблизить его к профессиональному мастерству, но и душевная гармония  еврейского самосознания, пространство еврейской культуры. Образовательное пространство университета – это, прежде всего, пространство еврейской культуры. Трагичен человек, имеющий еврейские корни, случайно или осознанно дистанцирующий себя от этой культуры. Я не говорю о Жириновском, который превратил эту трагедию в фарс. Существует достаточно много людей, не чувствующих причастность своих родителей или прародителей к этой культуре, а значит, и собственную связь с ней. Эта утрата не прибавляет им «русскости» или свойств другой национальности. Жизнь в многокультурном мире обогащает человека способностью сохранить национальный менталитет и сделать его понятным для окружающих, не ущемляя при этом права и достоинство других людей.

На обломках советской культуры еврейское образование состоится, если оно отразит ментальность народа: мироощущение Шолом-Алейхема и Эфраима Севелы, Самуила Маршака и Стефана Цвейга, Исаака Левитана и Марка Шагала. Собравшись вместе, мы остаемся очень непохожими друг на друга даже в пределах «отдельно взятой Одессы». Находясь в различных уголках планеты, мы осознаем нашу невидимую связь и составляем целое – народ.

Не содрогнется сердце при виде пальм у якутского еврея. Как и не понять москвичам, почему в январе в Иерусалиме мерзнут люди. Евреи живут повсюду, и они – разные. Но болотная мошка Биробиджана не породила у евреев чувства родины, а осушенные болота Израиля  превратились в благословенный  сад. Существование исторической Родины даже всезнающим тиранам задает загадки.

Талмуд – «устное чтение» – стал, возможно, первой педагогической книгой в истории человечества. Толкование Торы не только возвышало человеческие отношения, диалог Учителя и Ученика расширялся новыми социальными контактами, при которых пространство образовательное и пространство жизнедеятельности совпадали. Они становились единством, даже если географически дробилась территория, где жили евреи.

Нам необходимо научиться быть лучшими, не противопоставляя себя другим. Выдержав неслыханные испытания, евреи всегда остаются нужными цивилизации. Пройдя через Холокост, страны Европы стараются восстановить еврейскую диаспору. Даже почти полностью вытеснив евреев из СССР, Россия, опомнившись, стремится сохранить «еврейские мозги», всегда восприимчивые к идеям демократии и либерализации общественной жизни. Еврейское образование и культура открыты миру, потому что чаяния и идеалы еврейского народа понятны другим людям. Общечеловеческие ценности делают человека свободным. Еврейские образование призвано дать этот ресурс свободы, сохранив своеобразие образования и культуры.  Но при этом оно должно выполнять просветительскую миссию, защищая другие народы от предрассудков и мракобесия антисемитизма. Современный еврейский учитель, возвышаясь до уровня цадика и обладая мужеством Януша Корчака, должен стать другом ребенку, понимать его трудности, принимать во внимание его несовершенство. Учитель не стремится возвыситься над учеником – взаимообогащая друг друга они сближают неизвестное для человека с неведомым для человечества.

Бертран Рассел рассматривал память как знание, способное помочь в реальном мире. Понимание исторического прошлого еврейского народа являет собой образование, ретроспективный опыт которого – основа будущих достижений народа. Еврейский университет выступает как способ достижения национального единства средствами образования, науки и культуры. Наряду с изучением еврейской культуры, организуется такой уклад отношений между преподавателями и студентами, когда актуализируется их совместная работа по освоению духовных ценностей еврейского народа. Важен контекстный смысл постижения еврейской культуры, выраженный в опосредованных формах через артефакты создаваемого образовательного пространства университета, способствующего формированию еврейского самосознания.

«Сможет ли мальчик Мотл стать Соросом?» Старый еврей, еще не забывший идиш, скажет: «Их вейс?» Шолом-Алейхем не показал, как, «накормив Америку», сирота Мотл стал преуспевающим и богатым. Но его доброе и отзывчивое сердце так понятно и близко читателю, что он готов домыслить биографию мальчика Мотла и видеть в нем не просто преуспевающего, но и благородного и очень щедрого человека, готового помочь ближнему. Он знает, как это важно. Всей своей жизнью Мотл подготовлен именно к такому пониманию слова «успех». Отсюда и ответ на вопрос: «Сможет ли мальчик Мотл стать Соросом?» Джордж Сорос, достигнув финансового благополучия, жертвует свои сбережения на образование евреев и неевреев. Он стремится сделать людей добрее, а значит, счастливее. Это сегодняшнее новое понимание успеха может стать идеалом для современной молодежи. Мы с тревогой всматриваемся в новое поколение. Сможет ли оно защитить мир от угроз, сумеет ли передать следующим поколениям боль пережитых трагедий и светлые надежды на счастливую жизнь? Единство еврейского мира разных стран обнаруживается в поразительной схожести зрелого образованного мышления, основанного на понимании общности истории, судьбы, традиций, ценностей.

Неразвитое сознание искажает природу вещей и явлений. Но и само по себе образование – необходимое, но недостаточное условие окрыленности чувств и глубины переживаний, отражающих чаяния народа: оно позволяет разбросанным по всему миру очагам еврейской культуры обрести глубинную внутреннюю связь и солидарность. Мальчик Мотл и Джордж Сорос, разделенные эпохами и условиями жизни, схожи в одном: они являются определенными символами еврейской жизни, они осознанно или неосознанно верят в одни идеалы. Сегодня еврейское образование, выравнивая возможности бедных и богатых, помогает каждому конкретному человеку раскрыть свой талант, позволяет всей нации обрести общие дух и веру.