ХАСКАЛА НАОБОРОТ

 

Рахель Немира

 

В построенном то ли по случайности, то ли по особому чиновничьему разумению рядом с одиозной Лубянкой Доме учителя, откуда советские учителя салютовали съездам КПСС, впервые собрались руководители групп по изучению еврейской традиции. И их съезд, и 170 этих учителей из 135 городов бывшего CССР – подготовил Институт изучения иудаизма под руководством раввина Адина Штейнзальца. По существу здесь подводили итоги первого этапа нового национально-просветительского движения «Байт ле-мидраш», – «Дом учения».

 

 

Георгий Лернер, заместитель директора Института изучения иудаизма, выступая на съезде, сказал:

– В день, когда мне исполнилось пять лет, мой отец был в нескольких шагах отсюда на допросе и видел в окно наш дом, который как раз рядом с этим.

Мог ли кто в ту пору или хотя бы лет пятнадцать назад предсказать, что в начале следующего века в этом здании официально соберутся дети и внуки десятки лет притесняемых иудеев, чтобы обсудить успехи в изучении традиции, основанной на Торе!

Этот съезд – принципиально новое явление и в истории России, и в еврейской традиции. И вот почему: цель реализуемой с 2000 года программы «Байт ле-мидраш», в рамках которой проходил съезд – донести Тору, наследие Яакова, до каждой еврейской семьи, превратив ее частные владения в Дом учения. Таким образом и столь широко, тем более в условиях тотальной ассимиляции, задача еще не ставилась никогда.

Что ж, цель высока и прекрасна, однако есть большие «но»: изучать еврейскую традицию без Торы невозможно. Как и Тору – без знания иврита. Есть переводы? Но очевидно, что всякий перевод – только одна из интерпретаций оригинала. И уж тем более это верно, когда речь о таком сложном, глубоком и многозначном первоисточнике, как Тора.

Есть и другая проблема. Традиция предписывает учить Тору только у того, кто по ней живет, выполняет ее заповеди. Это понятно: сила личного примера известна. Но откуда взять столько раввинов, столько людей, олицетворяющих жизнь по Алохе? К тому же в сознании наших сограждан предубеждение в отношении «деятелей культа» еще далеко не изжито. И если подходить к традиции, начиная с изучения иврита, то путь к цели может оказаться столь долгим, что обильных плодов просвещения нашему поколению не застать. Словом, в который раз встают классические вопросы «что делать?» и «с чего начать?»  

Разрабатывая программу «Байт ле-мидраш», сотрудники института отдавали себе отчет в том, что в их плане есть риск. Однако в данном случае дерзать заставляют условия. Когда нивелировано национальное самосознание, хорошо продуманный, просчитанный риск может стать залогом успеха. В чем же риск? Безусловно, в том, чтобы распространять Тору просветительски: доверить светским людям нести ее таким же, как они. А чтобы доверие было оправдано, надо обучать их «экстерном», снабжать особенными, специально разработанными пособиями. Тогда, разъехавшись по домам в разные концы страны, они смогут делиться своими знаниями с другими, организуя единомышленников на уровне домашних кружков. Потом в этих маленьких группах обнаружатся еще лидеры, и так далее.

Какова роль таких людей, и кто они по сути – учителя? Вроде бы нет, их удел ученичество. Но это особые ученики, первопроходцы по духу, способные вести за собой других. В то же время особая роль возлагается на саму Тору как национальный жизненный код, на ее способность пробудить в еврейской душе память о Синае, о данной там клятве «наасе ве-нишма» – «исполним и слушать будем». Допускаю, именно эта часть идеи может восприниматься двояко: кому-то покажется абстрактной, призрачной, но более искушенному в еврейской традиции, скорее, вполне реальной.

Это просветительское движение, спровоцированное Институтом изучения иудаизма, очень напоминает другое, возникшее около двух с половиной сотен лет назад – Хаскалу, только с точностью до наоборот. Если во второй половине XVIII века, прельстившись науками и светскими знаниями, еврейская молодежь потянулась прочь из местечек, от традиционного образа жизни (Хаскала для многих стала путем ассимиляции), то нынешнее движение – дорога назад. И не с пустыми руками, а с нажитым багажом. Овладев всевозможными знаниями и навыками, кто-то мало-помалу начал ощущать, что в жизни все же чего-то не хватает: может, и малого, но значительного. А по зрелому уму, зачем идти в «безродные космополиты», когда по праву можно быть народом Книги?..

Богатое наследство. Так к традиции потянулись люди и с высшим образованием, и с научными степенями, самых разных, порой неожиданных профессий: математики, физики, врачи, режиссеры, актеры, журналисты. Чтобы усилить этот поток, и была разработана программа «Байт ле-мидраш».

Прежде чем начать ее реализацию, сотрудники института тщательно изучали свою аудиторию: проводили регулярные выездные семинары по иудаике, работали с каждым из участников персонально. Скрупулезно разрабатывали пособия, поддерживали связь от встречи до встречи. Так складывались отношения, которые обычно бывают у очень дорогих друг другу людей. Этот опыт уникален во всех отношениях.

Что касается пособий, то, подключившись к просветительской программе «Ламед», интереснейшие материалы могут получать все, желающие узнать об иудаизме из первых рук, независимо от национальности, вероисповедания, возраста...

 

Это просветительское движение, спровоцированное Институтом изучения иудаизма, очень напоминает другое,

возникшее около двух с половиной сотен лет назад – Хаскалу, только с точностью до наоборот.

Если во второй половине XVIII века, прельстившись науками и светскими знаниями, еврейская молодежь

потянулась прочь из местечек, от традиционного образа жизни (Хаскала для многих стала путем ассимиляции),

то нынешнее движение – дорога назад.

 

Не могу не сказать о семинарах отдельно. Мне тоже посчастливилось приобщиться к этой жестко форсированной учебе, которую регулярно проводит институт для директоров еврейских школ, преподавателей традиции, активистов общин, еврейских журналистов. Здесь всегда атмосфера неустанного ученичества, творчества, товарищества, энтузиазма.  Так что семинары института Штейнзальца – островки какой-то заповедной жизни. Отсюда возвращаешься совсем другим, переоценка ценностей неизбежна, а значит, на новом духовном уровне преображается вся жизнь. Здесь всегда собираются особые люди. Очевидно, в силу собственных качеств и свойств, сотрудники института притягивают к себе таких, о ком иначе не скажешь – святые еврейские души. И сколько этих «раритетов» они извлекают с великих просторов бывшего СССР, даже из уголков, где, казалось бы, и евреев-то быть не должно – это феномен!

Но вернемся к программе «Байт ле-мидраш». По какому принципу она работает? Думаю, не ошибусь, упрощенно сформулировав его с помощью известной пословицы: если Хаим не идет к Торе, Тора сама идет к нему в дом. И с нею не раввин, а родственник, друг, сослуживец, знакомый – те, чьи души проснулись раньше других, и они испытывают колоссальную потребность поделиться своими открытиями. Из евреев многое выхолостили в советские времена, но вкус, интерес к жизни, пытливость, жизнестойкость, слава Б-гу, все те же – стоит только задействовать нужные струны. Именно этой деликатной работой и занимаются сотрудники института: Давид Палант, Ишайя Гиссер, Григорий Лернер, Александр Фейгин, Йона Шнайдер, их единомышленники, коллеги и друзья под руководством раввина Адина Штейнзальца.

Съезд почтили вниманием многие старые друзья института – из посольства Израиля, ФЕОР, «Джойнта», ЕАР, международной женской еврейской организации «Кешер». Выступления были теплы и неформальны. Приглашая гостей на сцену, Ишайя Гиссер сказал:

– Когда произносишь имя друга, во рту сладко...

Выступавшие удивлялись: как изначально небольшой проект «Байт ле-мидраш» смог вырасти до таких масштабов, охватив территорию от Петербурга, Риги, Минска, Киева, Кишинева, Нальчика, Батуми до Магадана, Хабаровска, Владивостока. Отмечали уникальность, многообразие и высокое качество разработанных учебных пособий и, конечно, говорили о том подвижничестве, которым заражают людей раввин Адин Штейнзальц и его ученики.

Зеев Вагнер, руководитель отдела образования ФЕОР, обычно чуждый всякому пафосу, на этот раз сказал:

– Мне хорошо известно, что значит быть организатором и преподавателем во многих из тех городов, откуда приехали на свой первый съезд эти учителя Торы. Уверен, всех их можно считать праведниками.

Итог съезда в сущности подвела Тхия Тамаре, руководитель образовательных программ ЕАР.

– Для меня это событие, – сказала она, – завершение этапа на самом деле не трех, а уже почти четырнадцати лет работы института и в то же время только середина пути, потому что еще очень много предстоит сделать.

 

 

НАРОД – ИЗ МУДРЫХ И РАЗУМНЫХ

 

 

Выступление на съезде

раввина Адина Штейнзальца:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждого народа есть своя духовная элита – мудрецы,

святые, и каждый на своем уровне связан со всем миром.

Разумеется, нам в этой области нечего стыдится: у нас

есть свои великие люди, и мы дали их больше, чем

кто-либо, – если сравнить с другими народами.

 

 

В Торе, в книге Дворим, сказано, что на народ Израиля будут смотреть другие народы и говорить: «Как мудр и разумен народ этот великий!» Чем он велик? Там же сказано: не многочисленностью, а мудростью и разумностью. То есть, весь народ состоит из мудрых и разумных.

У каждого народа есть своя духовная элита – мудрецы, святые, и каждый на своем уровне связан со всем миром. Разумеется, нам в этой области нечего стыдится: у нас есть свои великие люди, и мы дали их больше, чем кто-либо. Но наша гордость связана не только с тем, что мы дали великих людей, на несколько голов возвышающихся над своим поколением, а еще с тем, что весь народ, каждый из нас, разумен и мудр.

Греческий географ и историк времен Александра Македонского оставил описание разных стран мира, дошедшее до нас, к сожалению, во фрагментах, где есть несколько слов и о евреях. Написано, что чуть-чуть южнее Сирии живет народ, в котором каждый философ: ребенок и старик, ученый и простой труженик. Понятно, что, описывая другие народы, хорошо зная окружающий его мир, этот географ и историк мог бы сказать, что нашел мудрецов и среди эфиопов, греков, египтян. Но что удивило его, и потому он посчитал достойным внести это в свою книгу, что философы – весь народ. В мидрашах и классических текстах мы найдем много историй о маленьких детях, которые говорят мудрые вещи. Каждая история имеет свой контекст, но все вместе они демонстрируют, что и дети наши – мудрые дети.

Из поколения в поколение с глубокой древности нашей гордостью было не только то, что евреи разумны и мудры в абстрактном интеллектуальном смысле, но и то, что они способны постигать, способны учиться. В последние столетия и особенно в недолгой истории советской России наш народ, что очевидно, не стал менее интеллектуален, но стал заметно менее разумен и мудр. Такой, каким мы видим его сейчас, можно сказать, он превратился в народ невежд, не умеющих читать и писать, в людей, которые не знают элементарного в своей культуре. Если раньше можно было говорить о духовно богатом народе, то теперь мы – народ нищий.

Можно, разумеется, подумать, что вопрос в том, сколько импортировать сюда раввинов и какого масштаба. Но, поверьте мне, это не главное. Главное, не где раввины и сколько их, а где евреи и сколько их, и какие они: что в еврейском плане представляют собой женщина, на которой лежат заботы по дому, и ее муж, работающий на заводе, и ребенок, который крутится у них под ногами.

В прошлом бабушки, мамы и папы твердили своим детям, укладывая их спать, простую фразу: «Тора, заповеданная нам Моше, – наследие общины Яакова». Понятно, годовалому или двухлетнему ребенку не много можно сказать – немногое он поймет. Поэтому говорили им простую вещь: кем бы вы ни выросли, как бы ни сложилась ваша жизнь, у вас есть наследство. Подумайте о детях, выросших с этими словами, и о тех, кто не слышал этих слов: ведь наследство существует в равной мере для всех, оно ждет их. Эти дети выросли и ходят по нашему миру – подумайте о них. Вам это не напоминает ситуацию, когда человек, на чье имя где-то записано наследство в несколько миллионов долларов, не знает об этом и прозябает без штанов?

Наш проект «Байт ле-мидраш» – это кампания по возвращению наследства наследникам, не знающим о его существовании. Из поколения в поколение на протяжении всей еврейской истории в общинах были места, где люди учились: специальные дома, квартирки, комнатки, которые назывались Байт ле-мидраш. То, что пытаемся сделать мы, а точнее, вы, большая часть сидящих в этом зале, это превратить наши частные дома в Дома учения. Не столько вернуть евреев к Торе, сколько вернуть Тору евреям. Вернуть ее родителям, детям, чтобы воздух дома был наполнен Торой. Ведь в нашей традиции знать еврейство, еврейские тексты – не удел элиты, духовенства, специалистов. Это должен знать каждый в той мере, в какой ему доступно. Это путь к тому, чтобы снова стать «народом разумным и мудрым», чтобы каждый из нас имел непосредственную связь с Знанием.

Надо понять, что все это человек должен сделать сам. Ибо не может раввин вместо меня изучать Тору, а кантор вместо меня молиться, точно так же, как я не хочу, чтобы повар вместо меня кушал и кто-то вместо меня делал детей. Эти вещи я хочу делать сам. Продолжая свою мысль, я хочу сказать, что очень рад видеть вас здесь, и что вы – уже большое сообщество. Но этого все же еще недостаточно и для каждого из нас, и в нашей общей работе. И пусть сбудется сказанное в Танахе: да размножит вас Всевышний в тысячу раз против того, что вы сейчас.