ДАВОС: К ДОВЕРИЮ И ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

 

К участию в работе Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе в этом году были приглашены 37 религиозных лидеров разных стран. Многоконфессиональную Российскую Федерацию представлял главный раввин России Берл Лазар.

На форуме, где собралась мировая экономическая и политическая элита, присутствие представителей основных религиозных конфессий свидетельствует об их важной роли в современном мире и растущем влиянии в обществе. На это указывают итоги опроса, проведенного по заказу ВЭФ в 15 странах. Опрос показал, что религиозные и духовные лидеры, наряду с руководителями неправительственных организаций и ООН, пользуются высоким доверием у граждан.

По мнению раввина Берла Лазара, религиозные деятели внесли большой вклад в работу Давосского форума, на котором обсуждалась тема «Создание доверия». Представители духовенства, сообщил раввин, участвовали прежде всего в обсуждении таких проблем, как бедность, распространение СПИДа, кризис доверия. «Отрадно сознавать, что люди, слава Б-гу, прислушиваются к тем, чью основу жизни составляет вера», – сказал р. Берл Лазар. 

Как и следовало ожидать, в подходах к решению вопроса о ситуации вокруг Ирака среди религиозных деятелей не было единодушия. Что же касается палестино-израильского конфликта, то, подчеркнул р. Берл Лазар, «многие уже понимают: для его урегулирования необходимо сесть за стол переговоров».

Оценивая итоги своих встреч в Давосе с представителями мусульманского духовенства, главный раввин России с удовлетворением отметил: «Я не ожидал от них такой открытости и такого желания найти пути к построению новых отношений и к взаимопониманию».

Раввин Берл Лазар дал высокую оценку работе Межрелигиозного совета России: «У нас сложились очень уважительные отношения, и мы хорошо понимаем друг друга». Да и в целом отношения между традиционными конфессиями в России «лучше, чем во многих странах», – заключил он.

 

РИА “Новости”

 

В БАКУ – НОВЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ЦЕНТР

 

В марте в столице Азербайджана Баку состоялось открытие Еврейского общинного центра и синагоги В этом закавказском государстве сегодня проживает около 40 тысяч евреев. Из них 20 тысяч – в Баку. Поэтому неудивительно, что отпраздновавший новоселье Еврейский общинный центр стал самым крупным иудаистским учреждением на территории Кавказа.

В торжественной церемонии открытия ЕОЦ приняли участие многие официальные лица, общественные и религиозные деятели. Среди них вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов, главный раввин России Берл Лазар, послы Израиля, США и Германии, главы и представители традиционных конфессий страны, другие почетные гости. В ходе праздника было оглашено приветствие президента Государства Израиль Моше Кацава.

Обращаясь к собравшимся, раввин Берл Лазар, возглавляющий также объединение раввинов СНГ, отметил:

«Открытие синагоги в столь напряженное время, когда все мы наблюдаем противостояние государств, народов и цивилизаций, указывает на отрадный факт. А именно: что евреи Азербайджана уверены и в своем будущем, и в будущем своих потомков, причем это – будущее на многие столетия».

В заключение праздника главный раввин Баку Меир Брук прочитал две молитвы: за процветание Азербайджана и на освящение новой синагоги.

На церемонии присутствовал также влиятельный деятель ислама – глава Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде.

После торжественной части состоялась беседа шейха Паша-заде с главным раввином России Берлом Лазаром.

 

Интерфакс

 

В ДАР БИБЛИОТЕКАМ СТРАНЫ

 

Издательство «Лехаим» совсем еще молодо, но уже успело выпустить в свет более полутора десятков наименований книг по еврейской тематике. И почти все они вышли благодаря помощи мецената Юрия Глоцера.

Особенный интерес, по мнению читателей и специалистов, представляет роман Шолом-Алейхема «Кровавая шутка». Это одно из лучших произведений классика литературы на идише, но, как ни странно, до сих пор малоизвестное в России.

Издательство «Лехаим» выпустило в свет самый полный и точный перевод романа, прежде ни в одно из парадных советских собраний сочинений писателя не включавшегося. Переводчикам удалось избежать привычных «местечковых» штампов и сохранить всю прелесть оригинала.

В Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино состоялся торжественный акт безвозмездной передачи книг издательства «Лехаим» в дар библиотекам страны. Библиотеки получат по 500 экземпляров каждой книги. В церемонии приняли участие главный раввин России Берл Лазар и директор ВГБИЛ Екатерина Гениева.

 

ЕС

 

ИТОГ ГЕРОИЗМА ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

 

Нынешний год ознаменован великой датой российской истории – 60-летием разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Для миллионов людей на земле Сталинградская битва стала и гордостью, и болью, и суровой прочной славой – на века, для потомков. Весь мир выражал свое восхищение доблестным защитникам города. Их храбрость, сила духа и самоотверженность будут вечно вдохновлять всех людей доброй воли.

На праздничные мероприятия в город съехалось свыше двух тысяч гостей со всего мира. Ведь победа в Сталинградском сражении, как сказал на торжественном собрании президент России В.В. Путин, «стала возможной благодаря героизму людей разных национальностей, разных вероисповеданий».

Плечом к плечу со своими братьями по оружию стояли и воины-евреи. Они защищали Родину, где родились и воспитывались, где жили их деды и отцы, где будут жить их дети и внуки. И не было, пожалуй, ни одной еврейской семьи в СССР, из которой не ушли на фронт сыновья.

Чествование евреев – участников Сталинградской битвы началось в благотворительном центре «Хесед Хаим». Всех ветеранов привезли на машинах. За празднично накрытым столом их поздравили работники и волонтеры Хеседа теплыми словами, стихами, песнями, которые тут же были подхвачены ветеранами.

Главный раввин Волгограда Залман Иоффе принял участие в общегородских торжествах: митинге и параде войск, проходивших на центральной площади города, возложении венков к братской могиле на Мамаевом кургане, торжественном собрании в Центральном концертном зале.

В подтверждение слов президента В. В. Путина можно было увидеть стоящих рядом митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, муфтия Волгограда Фаниса Хазрата, главного муфтия России Татжуддина, раввина Залмана Иоффе.

В актовом зале Дома архитектора Общинный центр провел торжественный прием евреев – ветеранов Великой Отечественной войны и участников Сталинградской битвы. От имени комитета общественных и политических связей администрации города ветеранов поздравил и вручил подарки А. Мордовин. Под баян, звучавший весь вечер, ветераны исполняли знаменитые фронтовые песни. Затем свою праздничную программу представили ученики еврейской школы «Ор Авнер». Это была яркая литературно-музыкальная композиция «Застыл солдат у школьного порога». Завершился вечер дружеским застольем, во время которого ветераны делились своими воспоминаниями о войне, рассказывали забавные истории, поздравляли друг друга...

Низкий поклон вам, дорогие наши защитники!

 

Марина Бриккер

 

ПРАКТИКА В «БЕТ-ХАНЕ»

 

Чтобы стать хорошим учителем, нужен опыт – это аксиома. А опыт приходит с годами работы, по мере профессионального совершенствования и роста. Но молодой еврейский педагог, придя в класс, не может позволить себе начинать с чистого листа: слишком высока ответственность за десятки доверившихся тебе маленьких личностей. Ведь каждого из них нужно не только научить, но и увлечь, воспитать гордость за свой народ, любовь к своим национальным традициям и культуре.

В женском педагогическом училище «Бет-Хана» Днепропетровска эту ответственность хорошо осознают. И именно поэтому педагогическая практика здесь – важнейшая часть учебного процесса.

Но наиболее ответственным периодом подготовки еврейских учителей, бесспорно, становится преддипломная практика. Уже несколько лет студенток «Бет-Ханы» можно встретить в десятках общин по всей территории Украины и других стран СНГ.

Вот и в этом году здешние студентки отправились во все стороны света: в Минск и Баку, Екатеринбург и Хабаровск, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону, Луганск, Житомир, Измаил, Донецк, Белую Церковь, Херсон, Винницу, Белгород-Днестровский, Николаев, Кировоград, Кривой Рог и Днепродзержинск.

Преддипломной практике предшествует большая организационная работа и интенсивные переговоры с общинами. «Бет-Хану» заботят условия труда и быта студенток вдали от дома: насущные проблемы не должны отвлекать дипломниц от главной цели – профессионального роста.

Перед девушками стоит серьезная задача: нужно постараться полностью раскрыть свой потенциал, воплотить все задуманное всего за два месяца. Студентки «Бет-Ханы» обладают блестящими знаниями самых современных педагогических методик и технологий. Кроме того, они изучали курс организации внеклассной работы и неформального общения.

В течение всех месяцев работы вдали от дома девушки будут постоянно ощущать поддержку своей Alma mater. Программа «Беяхад», – инновационный проект училища «Бет-Хана», – может многое. В частности, на преддипломной практике она полностью вооружит методическим обеспечением и проведет консультирование всех студенток. Со всеми теми, кто уехал далеко от училища, будет поддерживаться регулярная связь. Перед отъездом все студентки получили полные комплекты материалов, необходимых для проведения уроков.

Опыт показывает, что для многих студенток «Бет-Ханы» преддипломная практика служит первым шагом к трудоустройству. Девушки демонстрируют столь высокие профессиональные качества, энтузиазм, инициативность, что многие учебные заведения сразу же приглашают их на работу. Решение командировать студенток на преддипломную практику в разные регионы СНГ существенно упрочило репутацию «Бет-Ханы»: много лет подряд предложения рабочих мест, поступающие из всех регионов СНГ, вдвое превышают количество выпускниц училища!

И сегодня «Бет-Хана» с нетерпением ждет откликов на первые самостоятельные шаги нынешних студенток-выпускниц на преподавательской стезе.

 

Инна Свердлова

 

НЕ ПРЕДАВАТЬ ЗАБВЕНИЮ...

 

В январе 1945 года Красная Армия успешно наступала в направлении Кенигсберга. И, опасаясь неминуемого возмездия, немецко-фашистские власти решили ликвидировать находящиеся в этом районе перевалочные концлагеря. Значительное большинство их узников составляли молодые женщины.

Способ массового уничтожения заключенных местному гестапо подсказал директор Кенигсбергских янтарных заводов Герхард Раш. Он сообщил, что на территории янтарного завода в Пальмникене (пос. Янтарный) расположены глубокие штольни, пригодные для ликвидации большого количества людей при помощи минимальных технических средств.

И вот этот способ убийства нацисты начали воплощать 30 января 1945 года. В сильный мороз по шоссе из Кенигсберга двигалась колонна оборванных людей, их было не менее семи тысяч. То был марш смерти. Конвоиры отделяли от колонны группы по 50 человек и под пулеметным огнем гнали к морю. Большая часть зэков была расстреляна...

Но немцам не удалось замести следы чудовищного преступления. Первые массовые могилы были найдены сразу же после вступления Красной Армии в Восточную Пруссию. На трупах были окровавленные лохмотья и деревянные колодки. На левом рукаве каждого – номер и шестиконечная звезда...

В 1999 году Еврейская община Калининграда впервые организовала выезд к месту трагедии. В январе 2000 года, накануне 55-й годовщины массового убийства мирного населения, в поселке Янтарном на собранные в общине деньги был установлен памятный знак. И вот уже четвертый год сюда приходят сотни людей, чтобы отдать дань памяти тем, чьей кровью пропитан янтарный песок побережья.

В нынешнем году в скорбный день траура здесь собрались около двухсот человек. Кроме членов еврейской общины, на митинг приехали представители областной и местной администрации, журналисты. Дул студеный ветер, но он не загасил пламени свечей, зажженных в память о тысячах евреев, принявших здесь мучительную смерть.

У памятного знака состоялся траурный митинг. Его открыл руководитель департамента образования администрации Калининградской области Лазарь Фуксон. Среди выступавших были главный раввин Калининграда Давид Шведик, попечитель общины Леонид  Плитман, ветеран Великой Отечественной войны Тамара Ядова, бывший узник гетто Яков Суховольский, глава администрации поселка Янтарный Игорь Казаков и другие.

Все собравшиеся на митинге были единодушны: нужно сохранить в памяти и сердцах все, что известно о жертвах трагедии в Пальмникене. Особенно важно это молодежи, ибо нет будущего, если предано забвению прошлое.

Митинг завершился поминальной молитвой.

 

Елизавета Орлова

 

ШАЛОМ, НОВАЯ ШКОЛА

 

«Шалом!» Это приветствие слышишь здесь чаще, чем русское «Здравствуйте!» В самом центре Перми теперь есть школа, где любой маленький еврей может не только получить качественное образование, но и прикоснуться к истокам культуры своей древней нации.

На минувшей неделе директор школы Марина Снычева и председатель Общинного центра раввин Залман Дайч – один из тех, кому школа обязана своим появлением, – провели пресс-конференцию. Она была посвящена недавнему открытию этого учреждения.

Ощутить национальных дух, витающий как в стенах уютных классов, так и в школьной столовой, журналистам удалось вполне. Во всяком случае, кошерный фуршет, где гостей потчевали рулетами с киви и ананасами собственного изготовления, позволил оценить изысканность кулинарных вкусов евреев.

Впрочем, кошерная пища – лишь часть этнокультурного еврейского компонента, присущего этому образовательному учреждению. К обязательному стандарту образования тут «приплюсованы» три часа иврита в неделю и основы национальной культуры. При этом какой-то обособленности своих учеников педагоги не опасаются. Ведь мудрый еврейский народ традиционно воспитывает в детях уважение и к культуре других наций.

Сегодня подобные школы существуют в 70 городах СНГ: Самаре, Харькове, Баку, Омске, Новосибирске... В школе пермской, работающей с начала нынешнего учебного года, пока всего 25 ребят, учащихся 5–8 классов. Сомнительная репутация ряда частных школ настораживает родителей, переживающих за качество и стабильность образования своих чад. Однако надежность благотворительного фонда «Ор Авнер», на основе которого создано это учебное заведение, похоже, развеяла такие сомнения. И уже к следующей осени здесь рассчитывают на появление десятиклассников и ребятишек начального звена, а возможно, и совсем малышей: ведь задуман-то организаторами комплекс «школа – детский сад».

...Счастливый мальчуган в национальной шапочке несется по коридору с колокольчиком в руке. Этот звон разбивает тишину на множество осколков. Дети выбегают из классов на перемену. Необычная школа живет обычной жизнью.

 

Анна Спиридонова,

Ольга Аликина

 

 «ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ЧАСТЬЮ БОЛЬШОГО ДРУЖНОГО НАРОДА»

 

На наши вопросы

отвечает главный раввин

Калининграда и Калининградской области Давид Шведик.

 

– Каждый приходит к иудаизму своим путем, и раввины – не исключение. Поучительно узнать о вашем личном пути... Что привело вас к иудаизму? Как вы стали раввином?

– Как у каждого, у меня был свой путь к Б-гу. До 27 лет я жил, не зная ни об иудаизме, ни о наших законах. Окончил Ростовский автодорожный техникум, потом Инженерно-строительный институт, служил в армии, работал. Однако о том, что я еврей, мне напоминали всегда: и в школе, и во дворе, и в армии... В жизни у меня всегда все получалось. Стоило мне что-нибудь захотеть и это исполнялось, что задумывал – сбывалось. Было такое впечатление, что кто-то за мной стоит и помогает мне.

Я очень люблю учиться, познавать новое. Увлекался разными религиозными учениями, науками, языками, театром, спортом... Пока не пришел в синагогу.

Примерно в это время в Ростов приехал посланник Любавичского Ребе раввин Хаим-Бер Стамблер. Он начал заниматься с молодежью Торой, традицией. Все это показалось мне настолько близким и интересным, что я готов был заниматься иудаизмом с утра до ночи. Все свободное время стал проводить в синагоге, любую свободную минуту посвящал учебе. Вскоре моя работа стала мешать учению и соблюдению заповедей, пришлось перейти на работу в синагогу.

У меня было, да и сейчас остается впечатление, что я нашел ключик ко всем наукам. В Торе есть все, ведь это наука о Всевышнем, то есть весь мир. Я поступил в Университет им. М.В.Ломоносова в Москве на отделение иудаики, а окончив его, поехал на учебу в Израиль. Получил квалификацию шохета (резника), смиху раввина. Говорят, что еще в утробе матери к еврейскому ребенку приходит ангел и учит его Торе. А когда ребенок рождается, ангел бьет его, и тот все забывает. Но когда начинает учиться, ему не приходится все постигать заново, – достаточно вспомнить то, что он когда-то уже учил. Я испытал это на себе.

– Когда и как вы оказались в Калининграде?

– В 1998 году мне предложили занять место раввина в одном из российских городов, среди которых был и Калининград. Еврейская община этого города имеет очень длинную и интересную историю. В Кенигсберге до второй мировой войны было 4 синагоги, здесь жили и похоронены известные праведники, и среди них – раввин Исроэл Салантер. В Лондоне и по сей день живет последний из главных раввинов Кенигсберга – рабби Йосеф-Цви Дуннер, которому чудом удалось вырваться из цепких лап гестапо. Вскоре после моего приезда в Калининград город посетила большая группа раввинов со всего мира во главе с рабби Дуннером. Была организована «инаугурация» (актара): старый раввин символически передал мне полномочия главного раввина Калининграда. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали евреи города, раввины и представители администрации.

Что изменилось в жизни еврейской общины за время вашего руководства ее духовной жизнью?

– Пришлось начинать практически с нуля. Была зарегистрирована организация – Еврейская община Калининграда. Поскольку все синагоги были разрушены в годы войны, нам пришлось арендовать помещение и сделать там ремонт. Был организован ежедневный миньян, начались вечерние занятия для молодежи, евреи стали праздновать Субботу и еврейские праздники – люди потянулись в общину. Мы открыли детский сад. Были налажены связи с еврейскими бизнесменами и администрацией города и области. Третий год работает общеобразовательная школа «Ор Авнер». Существуют различные религиозные, благотворительные и культурные программы, которые охватывают все возрастные группы.

– Расскажите, пожалуйста, об интересных проектах, осуществленных по вашей инициативе и с вашим участием.

– Одним из главных напрввлений нашей деятельности стало увековечивание памяти жертв Катастрофы. В годы Холокоста в Калининградской области было уничтожено много евреев. Город помнит ужасы «Хрустальной ночи». На территории области были страшные концлагеря. Одна из последних по времени акций массового расстрела евреев нацистами связана с Восточной Пруссией – именно так назывался этот край до окончания второй мировой войны. Напомню: 30 января 1945 в городке Пальмникен (ныне это поселок Янтарный) было расстреляно 7000 еврейских женщин...

Наша община собрала деньги, и на месте трагедии был установлен памятник жертвам Холокоста. Скорбный день в память этого злодеяния гитлеровских нелюдей мы отмечаем ежегодно.

– Калининградская еврейская община – самая западная в России. Имеются ли у нее какие-то особенности в связи с этим?

– Конечно, местоположение этого региона накладывает свой отпечаток на жизнь и деятельность нашей общины. К нам приезжают гости из еврейских общин соседних европейских государств, наши дети нередко проводят свои каникулы в еврейских лагерях Литвы или Венгрии. Члены общины выезжают на экскурсии в Польшу – Варшаву, Краков и другие места, связанные с историей евреев. Недавно мы посетили бывший концлагерь Штуттгоф в Польше. Среди расстрелянных в Пальмникене в 1945 году большинство были узниками именно этого лагеря.

Уникальность Калининградского региона заключается в том, что, как и в Америке, ни у кого здесь нет глубоких корней. Почти все нынешнее население появилось здесь уже после Великой Отечественной войны. Поэтому и евреи у нас совершенно разные – прибалтийские, белорусские, украинские, великорусские, сибирские... В последнее время появилась большая группа евреев, живших в республиках бывшего СССР. Есть также и те, кто, будучи гражданами Израиля, Германии, Литвы, имеют в Калининграде свой бизнес. В такой общине интересно работать. Достаточно сказать, что из пяти почетных граждан Калининграда трое – евреи.

– Со страниц газет и экранов телевизоров не сходит «проблема Калининграда»: как он будет развиваться после того, как окажется в окружении стран Евросоюза... Не скажутся ли новые политические и экономические реалии на еврейской общине: не окажется ли она в отрыве от евреев России?

– Я не пророк и не политик. Но по-моему, наш анклав тем и интересен, что находится в самом центре Европы и здесь пересекаются интересы многих государств, политиков, бизнесменов и организаций. Влияние Европы ощущается в городе, но живущие в Калининграде люди имеют советский менталитет, в своем большинстве тянутся к Москве и не хотят отрываться от СНГ. А вхождение Польши и Литвы в Евросоюз может сделать нашу область более привлекательной как для инвестиций, так и для развития экономической, политической, религиозной и культурной сферы нашего региона. Во всяком случае, калининградцы верят в это.

Для еврейской общины, в частности, эти изменения обещают положительный результат. В последнее время к нам приезжают много зарубежных религиозных бизнесменов-евреев, которые с удовольствием участвуют в наших мероприятиях. Они вносят особенный колорит в жизнь общины и заинтересованы в ее развитии.

– В августовском номере нашего журнала мы опубликовали ваше заявление. Вы высказали озабоченность ростом антисемитизма в Калининградской области и, в частности, говорили о том, что в городе действует «антисемитская организация». Услышали ли вас властные структуры?

– Рост волны антисемитизма и активизация националистических организаций не может не беспокоить любого здравомыслящего человека. Люди, пережившие Холокост, рассказывают, что в довоенной Европе приход нацизма к власти начинался с разбитых окон синагог и витрин еврейских магазинов, надписей на стенах домов, антисемитских листовок в почтовых ящиках – пока не запылали печи Освенцима. Нужно остановить националистический экстремизм.

В Калининграде недавно состоялась международная конференция: «Роль межнационального фактора в развитии Калининградской области». Созвали ее Совет Европейского института мира, Европейский центр по делам меньшинств и другие организации. Выступая на конференции, представители всех конфессий говорили, как хорошо живется разным национальностям и как о них заботятся чиновники администрации. А в кулуарах жаловались, что ни одна из национальных автономий не имеет своего помещения, рассказывали о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Представители нашей общины затронули острые вопросы о проявлениях антисемитизма в городе, о разрушении могил на еврейском кладбище, о выделении территории для строительства синагоги на ее историческом месте...

– Произошли ли с тех пор какие-то изменения? Найдены ли вандалы, разрушившие памятник рабби Исроэлу Салантеру?

– Пока акты антисемитизма в нашем городе продолжаются. В конце января в молельном зале общины хулиганы разбили окна. Мы написали очередное заявление, но участковый милиционер сразу предупредил, что найти и наказать виновных практически невозможно. Вандалы до сих пор не найдены... 

– Известно, что Калининградская еврейская община хорошо взаимодействует с другими национальными общинами области и даже с балтийским казачеством. Не коренится ли в этой дружбе фундамент борьбы против антисемитизма? Как вы намерены развивать эти отношения?

– У еврейской общины сложились добрые отношения со всеми национальными автономиями нашего региона. Мы приходим к ним на праздники, приглашаем их на наши. На Ханукальные вечера к нам приходят руководители обществ вместе с национальными коллективами, поздравляют нас. Особенно теплые отношения сложились у нас с мусульманской и армянской общинами, а также с балтийским казачеством. Администрация Калининградской области, в свою очередь, устраивает межнациональные фестивали. Я участвую в так называемом «круглом столе», на котором главы религиозных конфессий общими усилиями решают проблемы, касающиеся воспитания, религии, борьбы с сатанизмом и т. д. С руководителями национальных общин мы обсуждаем вопросы противодействия национализму и шовинизму. К примеру, атаман балтийского казачества Г.В. Медведев заверил меня, что 1300 казаков готовы по первому зову встать на защиту евреев против любых провокаций националистов.

Местные региональные власти, приняв во внимание многонациональный характер нашего региона, при администрации Калининградской области создали комитет по делам национальностей, который и призван непосредственно заниматься проблемами нацменьшинств. 

– Сегодня нередко суждение, будто пик процесса возвращения евреев к своим корням уже позади: он пришелся, мол, на вторую половину 90-х. Теперь интерес евреев к иудаизму начал снижаться – по «закону маятника». Что вы об этом думаете?

– Не согласен, что интерес евреев к иудаизму подчиняется «закону маятника»! Думаю, что скорее в соответствии с законами диалектики он движется по поднимающейся спирали. Путь возвращения евреев к своим корням бесконечен, потому что наши корни сильные и глубокие.

Сейчас нужно спасать евреев от ассимиляции. ФЕОР делает правильные шаги, создавая новые еврейские детские сады, школы, молодежные клубы, направляя посланников-раввинов в города СНГ. Как можно говорить, что у евреев снижается интерес к еврейским ценностям, если эти ценности уже стали средой нашего обитания!

Ажиотаж, который начался после развала СССР, прошел. Кто хотел уехать – уехал, кто хотел остаться – остался. Началась монотонная, кропотливая, каждодневная работа по возвращению к своим корням, к еврейскому воспитанию и образованию. Идет созидание настоящей общины, которая поможет каждому: еврей, даже живя в диаспоре, должен чувствовать себя неотъемлемой частицей большого дружного народа. Я вижу, что в последнее время наша община увеличивается. Приходят новые люди, которые, будучи евреями по рождению, прежде не идентифицировали себя с иудаизмом.

– Как вы представляете себе будущее еврейской общины России? 

– Каждого еврея приводит в синагогу Всевышний. И самое главное – не упустить человека: показать, что он интересен нам, и ему будет интересно с нами. Я верю, что у нашей общины есть будущее.

 

Новости ФЕОР

подготовила Ирина Резвова