[ << Содержание ] [ Архив ] ЛЕХАИМ МАРТ 2003 АДАР 5763 – 3(131)
«У МЕНЯ МНОГО НОВЫХ ДРУЗЕЙ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ И ВЫ!»
Как и многие молодые люди, я увлекаюсь компьютером, иногда заглядываю в Интернет. И вот, однажды весной прошлого года наткнулась на сайт www.arevim.ru Ассоциации еврейских студенческих центров «Арэвим» и узнала, что каждый еврей имеет право на бесплатную поездку в Израиль в рамках программы «По праву рождения». Я заполнила анкету, и уже летом мне удалось принять участие в десятидневной поездке на Землю обетованную с группой студентов со всех концов России.
Невозможно описать все, что мне довелось увидеть на далекой и загадочной земле моих предков. Расписание было составлено так, чтобы участники программы узнали и увидели как можно больше. Поездка в Цфат, город художников и кабалистов, ночь, проведенная в шатрах бедуинов, катание на верблюдах, песни у костра, Шабос у Стены Плача - все это останется в памяти тех, кто хоть раз получил возможность насладиться красотами древней и великой страны. И все это благодаря «Арэвим»!
Я решила более подробно ознакомиться с программами Ассоциации, которые помогли бы мне лучше узнать историю и традиции моего народа. Желая принести пользу молодежной организации, что отнеслась ко мне с таким вниманием, я сделала первый шаг: приняла участие в программе «Память предков».
В каждой семье уходят из жизни близкие. Но память о них живет в наших сердцах. Молодежный центр помогает родственникам разыскать места захоронений и обеспечить необходимый уход за могилами евреев, которые покинули территорию СССР. Силами студенческого движения организовано также 28 региональных центров от Владивостока до Калининграда, включая и страны СНГ.
Я только начала свою скромную работу в «Арэвим», а уже в ноябре была приятно удивлена поощрением Ассоциации — поездкой в Прагу. Это была запоминающаяся экскурсия. Я узнала, что одно из древнейших еврейских поселений в Центральной Европе — гетто — находилось в Праге. С начала XIII века гетто и еврейская община получили официальный правовой статус. Пражская Староновая синагога является одним из самых древних молитвенных домов Европы. Особая программа была посвящена памяти жертв Холокоста — шестидесяти тысячам евреев, погибших в лагере смерти Терезин.
Участвуя в насыщенной жизни «Арэвим», я приобрела много новых друзей. Вместе мы проводим свой досуг, посещая боулинг, еврейский киноклуб, театр и праздничные вечера, которые организует Ассоциация. Скоро должна состояться очередная поездка в Израиль в рамках программы «По праву рождения». Я собираюсь поехать вожатой и набираю группу.
Присоединяйтесь!
Анна Зильберг
СИНАГОГА ВОЗВРАЩЕНА ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ПОБЕДЫ ПОД СТАЛИНГРАДОМ
В конце прошлого года в жизни евреев Волгограда произошло знаменательное событие: решением Горсовета здание бывшей синагоги, на улице Балахнинской, д. 2, передано Волгоградской еврейской религиозной общине в бессрочное и безвозмездное пользование. Символично, что вопрос о возврате еврейского духовного центра рассматривался в преддверии 60-летия Победы под Сталинградом. Мы помним о миллионах людей, среди которых немало евреев, сложивших головы на этой земле. И возврат здания синагоги стал бесценным подарком нашим ветеранам.
Синагога – на иврите «бейт кнесет», что значит «дом собраний». Это в полной мере отражает содержание жизни волгоградской синагоги. Здесь и духовный центр,и клубы по интересам, и музей еврейского быта, а также фотовыставка и выставка прикладного искусства, а в недалеком будущем – благотворительная столовая и компьютерный центр. Синагога – это и воскресная школа, и интеллектуальное кафе, и еврейская библиотека и многое, многое другое.
Жизнь евреев Царицына – Сталинграда – Волгограда возрождается...
К 1904 году в городе было два молитвенных дома, вплоть до 1926 года действовали еврейская школа, еврейский театр, «красный уголок». Новый всплеск национально-культурного возрождения пришелся на начало 90-х годов... Неоценимый вклад в возрождение еврейской жизни в Волгограде внес Давид Колотилин. Человек-эпоха! Он –выходец из религиозной семьи,– его отец был габаем синагоги в Порт-Саиде до самого ее закрытия. Сам Давид – участник Великой Отечественной войны, орденоносец, на протяжении десятков лет собиравший миньян на дому. Эта семья не дала угаснуть искрам еврейства в Волгограде, сохранила и передала в ВЕРО два уцелевших – в сожженном дотла Сталинграде! –свитка Торы начала XIX века,другие молитвенные принадлежности. К сожалению, Давид не дожил до возвращения нам синагоги, но решением общины она будет носить имя «Бэйс Давид».
В 1999 году с приездом в Волгоград раввина Залмана Иоффе начинается подъем еврейской духовной жизни. Теперь в городе согласованно действуют две организации – Волгоградская еврейская религиозная община и Волгоградский еврейский общинный центр, которые занимаются всеми сторонами еврейской жизни. Значительная благотворительная деятельность центра направлена не только внутрь общины, но и вне ее. Проект ФЕОР «Объединенная община» делает сегодня только первые шаги, а волгоградские евреи живут этим уже более трех лет.
Весной 2002 года в Кремле на встрече с представителями Федерации еврейских общин России, где присутствовал и раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе, президент нашей страны Владимир Путин заявил: вопросу о реституции (возврате. – Ред.) имущества религиозного назначения уделяется огромное внимание в свете государственной политики национально-культурного возрождения. Отрадно, что и нынешние власти Волгограда с пониманием отнеслись к столь деликатному вопросу.
Мы выражаем глубокую благодарность администрации города, особенно департаменту муниципального имущества, которым руководит Игорь Васильевич Кочубей, администрации Ворошиловского района и главе района Алексею Николаевичу Гребенникову, заместителю председателя Комитета по делам национальностей и казачества администрации области Алексею Александровичу Суслову, а также всем депутатам городского Совета, принявшим участие в голосовании, за конструктивный подход к решению проблем еврейской общины. Мы рады видеть в старой новой синагоге дорогих наших горожан – и пожилых, и молодых,и совсем юных! Добро пожаловать в родные стены!
Марина Бриккер
ДЕМОКРАТИЗМ, ОТКРЫТОСТЬ, ПАРТНЕРСТВО
В Киеве состоялось совещание руководителей национально-культурных обществ, посвященное проблемам реализации прав национальных меньшинств в Украине. Впервые за годы независимости страны в столицу съехались представители более семисот общественных организаций национальных меньшинств со всех регионов Украины. Целью совещания было обсуждение общих проблем современного этнонационального развития общества.
Совещание организовано Государственным комитетом Украины по делам национальностей и миграции, а также «Ассоциацией национально-культурных объединений Украины» (АНКОУ). Это — объединение всеукраинских и региональных организаций, которые представляют различные этнические общины и действуют в разных регионах страны, зарегистрированное в Министерстве юстиции в 1999 году.
Всего за три года существования АНКОУ коллективными ее членами стали 70 организаций. В их числе - общественные объединения евреев, азербайджанцев, африканцев, белорусов, болгар, армян, вьетнамцев, венгров, греков, грузин, ромов, караимов, корейцев, китайцев, немцев, поляков, русских, татар... АНКОУ имеет печатный орган - газету «Моя Батьківщина» - «Моя Отчизна», которая активно помогает обмену информацией о важнейших событиях в этнических обществах, публикуя на своих страницах различные идеи и объясняя позиции представителей национальных меньшинств. Ассоциация является объединением не только по своей организационной форме, но и по содержанию, и по целям работы. Основополагающие принципы ее деятельности - демократизм, открытость и партнерство. АНКОУ старается, чтобы было слышно мнение каждого из ее коллективных членов - столичного или регионального. На отчетно-выборной конференции в 2001 году руководителем Ассоциации был избран президент Еврейского фонда Украины, народный депутат Александр Фельдман. Есть «наш человек» и среди трех вице-президентов АНКОУ - председатель правления харьковской областной объединенной еврейской общины Григорий Шойхет.
Но вернемся к совещанию. Из Донбасса в Киев отправилась самая многочисленная делегация, состоящая из представителей корейской, немецкой, польской, греческой, литовской и еврейской общин. Еврейские организации представляли председатель религиозной общины иудеев Донецка Иеуда Келер-ман и председатель культурно-просветительского общества «Алеф» Евгения Шор. Возглавляли донецкую делегацию начальник отдела по делам национальностей и миграции Донецкой об-лгосадминистрации Светлана Юрьевна Кузнецова и главный специалист этого отдела Евгения Васильевна Орел.
Совещание открыл председатель Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Геннадий Москаль. В своем докладе он рассказал о государственной политике этнонационального развития украинского общества, а также наметил стратегию ее реализации. Затем слово взял председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональным отношениям. Он остановился на проблемах законодательного обеспечения прав национальных меньшинств. Александр Фельдман выступил с докладом «Гражданские организации национальных меньшинств как субъект этнонациональной политики Украины».
Затем началось обсуждение докладов. На сцену поднимались представители многих организаций из разных регионов Украины и делились своими подходами к поднятым на совещании проблемам.
В перерывах между заседаниями у участников совещания была возможность ознакомиться с печатными изданиями некоторых национальных общин. Свои газеты «Наша жизнь» и «Барух Ашем» представили и члены донецкой еврейской общины. Еврейские издания вызвали огромный интерес, их разобрали в течение полутора минут.
В конце совещания его участники обсудили и в целом одобрили проект итогового документа. В нем особый акцент сделан на необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы регулирования межэтнических отношений и обеспечения прав национальных меньшинств. И в первую очередь речь шла об утверждении и внесении на рассмотрение Верхового Совета проекта новой редакции Закона «О национальных меньшинствах в Украине».
Многие участники совещания высказывали пожелание, что хорошо бы подобные встречи сделать регулярными.
Менахем Мендлов
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДАРОК МЭРУ
Мэр Киева Александр Александрович Омельченко в своем уютном и гостеприимном кабинете принял гостей - представителей Федерации еврейских общин СНГ в Украине, возглавляемой раввином Ионатаном-Биньёмином Марковичем. Характер встречи, которая не прошла незамеченной ведущими средствами массовой информации, был неофициальным, даже дружеским. А поводом для нее послужил еврейский праздник Ханука. В честь праздника и в знак дружбы и благодарности за многолетнюю поддержку киевских евреев гости вручили Александру Александровичу серебряную ханукальную менору. В каждый последующий праздничный день на ханукии зажигается на одну свечу больше. Так и Александр Омельченко — с каждым годом его помощь еврейским организациям становится все более ощутимой.
Свет необходим всем. И каждый должен сделать что-то, чтобы его стало больше. Пусть же огни Хануки помогут мэру Киева на его ответственном посту нести людям больше света и добра! Такие символы уже украшают кабинеты президента России Владимира Путина, президента Украины Леонида Кучмы и мэра Москвы Юрия Лужкова. Александр Александрович пообещал, что в будущем музее городской администрации ханукия займет почетное место.
Лейла Ашурова
НОВЫЙ ПРОЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН ДНЕПРОПЕТРОВСКА И БОСТОНА
Приезд представителей еврейской общины Большого Бостона в Днепропетровск - всегда значительное событие. Дружба еврейских общин наших городов продолжается уже более десяти лет. За эти годы сделано много важных и полезных дел, реализовано немало совместных проектов, необходимых как для евреев, так и для всех жителей Днепропетровска. Это и женская клиника, и Центр для детей со специальными потребностями, и раз-
личные образовательные программы, и программа «Старший брат, старшая сестра» - своеобразный мост между людьми разных поколений. И конечно же, зимние и летние лагеря для детей и взрослых из разных еврейских общин мира.
Помощь, которую оказывает еврейская община Бостона, всегда конкретна и целенаправленна. Вот и в этом году начата реализация программы иммунизации детей и подростков. Для этого на базе одной из детских поликлиник города открыт специальный центр иммунизации, в котором проходят обследование и получают необходимые прививки тысячи новорожденных и подростков. Центр начал свою работу летом, а недавно, во время визита бостонской делегации, состоялось его торжественное открытие. На церемонии присутствовали руководители еврейских общин двух городов, а также советник по политическим вопросам посольства США в Украине Джей-сон Хайланд. Он высоко оценил совместную деятельность еврейских общин Украины и США. И
новый общий проект Днепропетровска и Бостона — еще один шаг в благородной работе по оказанию конкретной помощи людям.
Борис Бородин
ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА В БЕЛОЙ ЦЕРКВИ
Вся еврейская община города Белая Церковь собралась в ресторане «Радон» на национальный свадебный обряд хупы — праздник святости, любви и красоты. Традиционную еврейскую свадьбу праздновали в Белой Церкви впервые за многие годы.
Молодожены Аши и Ора Городецкие познакомились в Израиле и полюбили друг друга... Подготовка к самому торжественному и ответственному дню в их жизни заняла месяц: был арендован зал ресторана, организовано кошерное угощение, украшено помещение. За две недели до свадьбы состоялась помолвка — ворт. Неделю перед свадьбой жених и невеста не встречались, как и положено по еврейскому обычаю.
День свадьбы для жениха и невесты подобен Йом Кипуру. Они постились и раскаивались во всех совершенных грехах.
Незабываемы минуты, когда жених с трепетом опускал на лицо невесты фат/... Потом шошви-ним повели жениха и невесту под хупу для совершения церемонии бракосочетания. Шошвиним -главный раввин Костромы Нисон Руппо и его жена Дора - со стороны жениха, и председатель бе-лоцерковской еврейской общины Харитон Абрамович Берман с женой Софьей Марковной - со стороны невесты. Церемонию
бракосочетания вел главный раввин Центральной и Западной Украины Шлоймо Вилгельм. Раввин Руппо рассказал о смысле совершения обряда хупы. После произнесения раввином Вилгельмом благословения над бокалом вина жених надел невесте обручальное кольцо и произнес: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля».
Затем раввин зачитал ктубу, жених подал ее невесте. И наступил черед «Семи благословений», которые произнесли дедушка невесты, габай Эли Грач, раввин Руппо, председатель белоцерков-ской еврейской общины Х.А. Берман, глава ешивы «Ктана» из Харькова раввин Леви Райцес, раввин Бердичева Арье Спектор, раввин Нахшон Рубин и раввин города Белая Церковь Меир Гольцберг. Молодожены вновь отпили вино, и жених разбил бокал, что должно напомнить о разрушении Храма.
После церемониальной части бракосочетания состоялась праздничная трапеза. Всем запомнились слова раввина Вилгельма, под руководством которого происходил возврат невесты к соблюдению традиций еврейского народа, и главы харьковской ешивы раввина Леви Райцеса, который первым надел когда-то тфилин на жениха. На свадьбе также присутствовали директор
Федерации иудейских религиозных общин Житомирского региона раввин Нохум Тамарин, раввин Хмельницкого Иеошуа Рас-кин, раввин Винницы Шаул Гурвиц, работники Федерации и ученицы житомирского махона «Хая-Мушка».
Свадебный пир — шева бра-хот - продолжался семь дней. Молодожены побывали в Житомире и Бердичеве. Апогеем праздничных торжеств стал незабываемый праздник в Коростыне.
Еврейский религиозный свадебный ритуал - яркое событие для всех присутствующих. Свадьба, проведенная в строгом соблюдении еврейского обряда, согревала и возрождала души. Она надолго запомнится удивительной теплотой, сердечностью, необыкновенным весельем и обилием гостей.
Светлана Больсон
ГЛАВНАЯ НОТА
В Днепропетровске состоялась персональная выставка «Далекие - близкие» заслуженного художника Украины Моисея Козулина. В творчестве мастера «еврейская тема» является одной из главных. Многие годы он фиксирует ключевые моменты еврейской жизни, запечатлевает на холстах лица посетителей синагоги. Немало работ из этой графической серии портретов было представлено в экспозиции. Зрители увидели и пейзажи земли Израиля, а также картины, передающие впечатления художника от встреч с духовными лидерами еврейского народа. Большое место занимают работы, посвященные теме Холокос-та. Художник постарался лапидарными средствами графики передать всю боль, безысходный ужас и гнев, которые вскипают в душе при обращении к событиям тех страшных лет. Его триптихи «Реквием» и «Днепропетровск. Осень 1941» отражают страдание и растерянность перед лицом непостижимого Зла.
Выставка была организована при поддержке еврейской общины Днепропетровска, «Джойнта» и частных спонсоров. Расположенная в фойе диорамы «Битва за Днепр», она стала первой выставкой днепропетровского художника, целиком посвященной евреям и еврейству. «Я украинский художник - по колористике, композиции, художественной школе, — говорит Моисей Козу-лин. - Но прежде всего я -еврей, плоть от плоти моего народа. И именно поэтому еврейская тема всегда будет главной нотой моего творчества».
Маргарита Бальмина
«МИР БУДЕТ ВЕЧНО!..»
Несколько лет назад в Израиле вышла книга «Тора в картинках» раввина Аарона Полака. Недавно «Тора в картинках» была издана в Донецке на русском языке. Чтобы книгу могли читать ученики донецкой общеобразовательной еврейской школы № 99 и их родители, с разрешения автора ее пересказала на русском языке школьная учительница Торы, иврита и традиций Эстер Резник. Каждую неделю школьный журнал «Шабат Шалом» публиковал главы Торы в рисунках, и с их помощью читатели легко, с удовольствием постигали написанное в великой Книге. Разумеется, чтение «Торы в картинках» не заменяет изучение самой Торы, но очень помогает и детям, и взрослым, которые начинают приобщаться к еврейской традиции. А когда все главы были напечатаны в «Шабат Шалом», было решено издать их отдельной книгой и таким тиражом, чтобы «Тора в картинках» стала доступной для евреев всего СНГ.
Недавно этот проект осуществила редакция «Сифрият Донецк». Книга получилась яркой,
интересной и запоминающейся. Большая заслуга в этом главного раввина Донбасса Пинхаса Вы-шецкого, главного редактора издания ребецн Дины Вышецкой и переводчицы Эстер Резник. «Тора в картинках» вышла в свет тиражом три тысячи экземпляров, причем одна тысяча книг предназначена для еврейских школ Украины, а две тысячи — для школ России и других стран СНГ.
«Тора в картинках» — не первая книга, выпущенная издательством «Сифрият Донецк». Ранее таким же тиражом была издана книга «Мой Ребе» — о Любавичском Ребе Менахеме-Мендле Шнеерсоне. Она оказалась настолько популярной, что потребовалось допечатать еще две тысячи экземпляров. Мы уверены, что «Тора в картинках» окажется не менее востребованной. Ведь наши мудрецы говорят: «Мир будет вечным, потому что дети всегда будут учить Тору».
Леонид Яковлев
ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ
В день завершения чтения первой книги Торы «Брейшис» ученики и учителя начальных классов школы «Ор-Ме-нахем» Донецка решили сделать празднование Шабоса необычным и незабываемым. В пятницу ученики 1 — 5-го классов собрались в актовом зале, чтобы традиционно встретить Субботу. Но все было по-другому, не как всегда. Ведущие подготовили увлекательную викторину по книге «Брейшис». Наши праотцы, праматери, другие герои первой книги Торы в исполнении детей предстали перед зрителями с каверзными вопросами о себе, своих семьях, своих поступках. Согласитесь, приятно и необычно выступить в роли Яакова, которого только что благословил отец Ицхак, или в роли Ноаха, строящего Ковчег. Ну, а девочкам пришлись по душе роли Рахели, Леи и Ривки. Не были забыты Лот с семейством и Йосеф с братьями. Зрители показали себя настоящими знатоками и ответили на все вопросы. А финальную песню повторяли на бис три раза, и это не удивительно: ведь написана она была на мелодию «Тум балалайки», любимую всеми евреями.
Старшеклассники тоже по-своему отметили завершение чтения первой книги Торы. Школьный журнал «Шабат-Ша-лом» подвел итоги и выявил самых добросовестных и творческих читателей, выполняющих все задания в разделах «Недельная глава».
Надолго запомнился ученикам школы «Ор-Менахем» десятый день месяца тевета. Много сотен лет назад в этот день началась осада Иерусалима вавилонянами, завершившаяся через полтора года проломом стен города — семнадцатого тамуза и разрушением Храма. Эта трагедия случилась девятого ава.
Скорбное событие учащиеся отметили как День Траура и Памяти по всем евреям, погибшим только из-за своей национальной принадлежности. В каждом классе был оформлен «Уголок памяти», где горела поминальная свеча. А на стенах школьных коридоров детские рисунки рассказывали о трагедиях минувших лет. Дети узнали и о самом страшном — чудовищной трагедии своих сверстников во времена Катастрофы.
А потом ученики собрались в актовом зале, говорили о трагических событиях еврейской истории... Особенно трогательными были рассказы детей о своих погибших родственниках. На фотографиях — благородные еврейские лица, лица людей, зверски замученных в гетто или погибших за Родину. Но мы о них помним, и эта память дает нам новые силы. Чтение двадцатого псалма царя Давида и зажигание поминальной свечи завершили вечер.
Цюпа Гензель
В канун 60-летия расстрела мирных жителей у подножия Кольцо-горы.
Члены еврейской общины Кисловодска собрались у мемориала павшим.
Исполнился год иудейской религиозной организации - еврейской общине города Курска.
В истории год - песчинка, но для общины уже и это - серьезный срок.
НАУМХИНСКИЙ-НИЖЕГОРОДСКИЙ ЗАВОДЧИК
Мы открываем новую рубрику. Многие наши читатели бережно хранят семейные архивы, скрывающие порой чрезвычайно интересную информацию о еврействе прежних времен. Жизнь народа - это, прежде всего, судьбы простых людей, каждого в отдельности, это - семейные предания, поколениями кочующие из уст в уста. За каждым из нас стоит семейная повесть - маленький, едва уловимый штрих на полотне эпохи. Без этих бесценных фрагментов еврейской судьбы невозможно понять истории нашего народа.
Сегодня член нижегородской еврейской религиозной общины и активист организации «Эш а-Тора» ВЛАДИСЛАВ ША-ФРАНОВ рассказывает свою историю.
История Нижнего Новгорода многогранна и многолика. Наряду с данными об известных заводах, таких как Сормовский и Курбатовский, в архивах можно отыскать сведения и о небольших предприятиях и их владельцах. Одним из них был мой предок - дед моей бабки по материнской линии Наум Осипович Хинский.
«Адресная и справочная книга г. Нижне-го-Новгорода и Нижегородской губернии» за 1 901 год представляет в разделе «Заводы и фабрики» предприятие «Искусственных минеральных водъ» Хинского Нахима Иоселовича на Малой Печерке, 13.
Архивные данные Нижегородской области достаточно полно рассказывают об основных вехах жизни Наума (Нахима) Хинского.
Мы узнаем, что он владел филиалами своего предприятия в Александровском, Петропавловском, Мининском и Блиновском садах; о рождениях и смертях детей в его семье; о конкретных параметрах павильонов владельца, расположенных в излюбленных местах отдыха нижегородцев.
Документы свидетельствуют, что во всех своих финансовых делах мой прапрадед проявлял глубокую порядочность и щепетильность. Ему никогда не было свойственно вести коммерческую деятельность спустя рукава.
Сохранились устные воспоминания рабочих завода Хинского о его человечности и щедрости по отношению к подчиненным. Моя бабушка, внучка Н.О. Хинского Раиса Михайловна Минц, была знакома с ныне покойной Анастасией Георгиевной Симановской, которая жила во «вдовьем доме», на содержание которого Наум Осипович давал деньги. А.Г. Симановская неоднократно общалась с работниками завода. Они рассказывали о доброте и сострадательности Н.О. Хинского: мой прадед помогал им (естественно, помимо зарплаты) в затруднительных обстоятельствах. С раннего возраста Н. О. Хинский приучал своих детей к труду, готовя их - и особенно сыновей — к управлению заводом. Ба-
бушкина тетя Сара рассказывала, что им приходилось мыть посуду. Своей дочери Л.М. Браво Сара Наумовна передала воспоминания о том, что она торговала минеральными и фруктовыми водами у Кремлевской стены и что к ней несколько раз подходили Горький и Шаляпин. По рассказам Сары Наумовны, Н.О. Хинский давал Горькому деньги на развитие оперного театра, хотя, к сожалению, подтвердить это документально не представляется возможным.
Не обошли семью Хинских и проблемы, которые неизбежно возникали у евреев в царской России. Известно, что Н.О. Хинский приехал в Нижний Новгород вскоре после кровавого еврейского погрома. Его дочерям Евгении и Саре было запрещено учиться в Москве, и им пришлось ехать в Варшаву. Один из сыновей, не выдержав, что не смог из-за национальности поступить в вуз, покончил с собой.
Октябрьская революция 1917 года положила конец предпринимательской деятельности Н.О. Хинского. Завод был национализирован. В жилой части дома произвели, как это было принято во времена Октябрьской революции, так называемое уплотнение, и от целого этажа большой семье осталась одна комната. Сейчас дом полностью разрушен. На его месте, на улице Пискунова (бывшая Малая Печерка) находится телефонная станция.
Умер Н.О. Хинский в январе 1922 года от воспаления легких а через две недели умерла его жена. Мой прапрадед Н.О. Хинский и его жена Раиса Моисеевна были похоронены на старом еврейском приходском кладбище. Затем кладбище было ликвидировано, и останки супругов Хинских родственники переносить не стали.
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ
Группа неизвестных вандалов разбила стекло в здании синагоги Костромы. - Я сидел в офисе и работал, - рассказывает председатель Костромской еврейской общины А. Ошеров, — а рядом со мной находились двое сотрудников. Неожиданно раздался звон разбитого стекла, и в комнату влетел камень. Через небольшой промежуток времени влетел и второй камень... Мы вышли из кабинета, и я крикнул присутствующим в здании, что на синаго-
гу, вероятно, совершено нападение. Благодаря жалюзи, к счастью, никто не пострадал... Мы выбежали на улицу, но никого не обнаружили. О группе подростков нам сообщили жильцы соседнего дома. Мы немедленно вызвали милицию. По существу дела нам было сказано буквально следующее: «Подросткам - по 16 лет, и максимум, что их ждет (если личности будут установлены!), — штраф с родителей».
Зданию нанесен незначительный материальный ущерб, а
общине, бесспорно, - серьезный моральный урон. О факте нападения было сообщено по каналу местного телевидения.
Перед версткой номера мы позвонили в Кострому, чтобы справиться о расследовании инцидента в правоохранительных органах. Вот что нам сообщил Андрей Ошеров.
- К сожалению, практически никаких мер, кроме дежурного вызова в милицию и составления протокола, нашими властями
принято не было. В ОВД Центрального округа Костромы следователь, которая ведет это дело, задавала нам странные вопросы типа - «а как вы услышали, что стекло разбили?» На это я ответил, что услышал с помощью ушей... Город просто испещрен антисемитскими и «антикавказскими» надписями. На торце соседнего с милицией здания мы прочитали «душещипательную» надпись: «Менты продались Жидам». Надписи никто и не думает закрашивать. Так что пока у нас в Костроме все без перемен...
Соб. инф.
ПРОВОКАЦИИ И ХУЛИГАНСКИЕ ВЫХОДКИ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ
Еврейская община Калининграда подверглась на падению хулиганов-антисемитов. Неизвестные разбили стекла в главном зале синагоги на улице Салтыкова-Щедрина. Ранее подобные акции тоже происходили, — рассказывает главный раввин Калининграда Довид Шведик. - Два года назад было разбито стекло над входом в синагогу. В прошлом году весь город был переполнен провокационными текстами «проеврейского содержания»: в почтовых ящиках жители находили листовки, якобы изданные в еврейской общине города, призывающие к захвату власти евреями. Было разгромлено старое еврейское кладбище на Литовском валу.
По всем этим фактам нами были сделаны заявления в органы правопорядка, заведены следственные дела. Однако же до сих пор виновные не найдены, а тем временем акты антисемитизма продолжаются.
Соб. инф.
«СВОИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИМЕНАМИ ПАВШИХ»
Мемориал жертвам фашизма на шахте 4-4 бис — два шурфа и опрокинутая вагонетка. Над одним из шурфов полощется на ветру красное знамя, высеченное из камня, укрывая собой тех, кто покоится под ним. Это знамя словно соткано из запекшихся капель крови убитых.
Семьдесят пять тысяч павших: русские, цыгане, украинцы, евреи... Двадцать пять тысяч евреев.
Я знаю, что уголь черного цвета. Но на этой шахте он должен быть алым. Он должен светиться кроваво-красным огнем, а искры от него должны стучать в сердца всех живущих, не позволяя забыть трагедию нашего народа.
Дети из еврейской школы «Ор-Менахем», молодежь, старики застыли в почетном карауле у этой страшной могилы. Митинг памяти открыл председатель Ворошиловского районного совета Донецка Борис Адамов. Он призвал всех, чтобы никогда не дозволяли сеять вражду между народами, чтобы наша почва давала лишь мирные всходы. Чтобы не повторилась трагедия шестидесятилетней давности.
Главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий прочел кадиш - поминальную молитву. Учительница еврейской школы Соня Сла-
венко, все родные которой погибли в годы войны в Белоруссии, говорила о том, что еврейский народ будет жить вечно: «Наши родные погибли, но своих детей мы называем их именами»...
Член совета музея «Донбасс непокоренный» Надежда Митрофанова дрожащим от слез голосом рассказывала о жертвах фашизма. «Какими словами оправдать 380 метров трупов?» Эта пожилая женщина вспоминала, что дорога в одном из концентрационных лагерей была выложена детской обувью. «Вот гады», — прошептал мальчишка-первоклассник. «Они что, звери, фашисты эти?» — спросила девчушка, стоявшая рядом с ним.
Член Совета ветеранов Юрий Корытный рассказал о безымянном юноше из Тореза, который, падая в шурф, обнял немецкого офицера и упал вместе с ним; о двух молодых евреях, столкнувших в шурф полицая; об Аркадии Слободяке, который включил
трансляцию парада в Москве 7 ноября; о трех тысячах евреев в рядах украинских партизан. Зинаида Букуемская, заведующая народным музеем «Донбасс непокоренный», и молодежная организация «Действие» будут снимать фильм о зверствах фашизма в Донбассе, чтобы сохранить память для наших детей и внуков.
Митинг завершили дети из общеобразовательной еврейской школы №99 «Ор-Менахем» стихами о войне. А затем началось возложение цветов. Сотни гвоздик, ромашек, полевых цветов легли к подножию шурфов. Две поминальные свечи, зажженные председателем религиозной общины иудеев Донецка Иеудой Келерма-ном, горели, утопая в цветах.
Возле одного из шурфов рыдала Светлана Леонидовна Мои-сеенко. Мама, тетя, племянники, братья — всего одиннадцать человек из ее семьи покоятся здесь. У Риты Гуревич здесь бабушка и у Бориса Юдицкого тоже...
Мы, живущие, потомки выживших, случайно уцелевших евреев не имеем права забывать тех, кто погиб, чтобы мы могли жить.
Михаил Зарахович
Новости ФЕОР подготовила Ирина Резвова
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru