Еврейское воспитание

 

Недавно принял решение баллотироваться на пост президента США сенатор Либерман. Впервые в истории еврей совершает такой поступок. Но и на эту тему уже есть анекдот с бородой.

Итак, на пост президента баллотировался и наконец победил еврей. В инаугурации участвовали сотни тысяч представителей всех штатов и, естественно, мать победителя. Стоявшая рядом с ней женщина, узнав, кто она, стала восхищаться, что у нее такой выдающийся сын. Однако мать президента возразила: «В нем нет ничего особенного, а вот его брат действительно многого достиг – он врач»...

 

Первое, что желают родителям, – нахес фун ди киндер. В переводе с идиша нахес – удовлетворение оттого, что дети идут правильным путем. Всегда для евреев было главным воспитание детей, чтобы они достигли высоких знаний и были лучше всех. Ведь дети – самое ценное из всего, что может быть у нас, и мы стараемся сделать для них все, что можем и даже больше. Порой родители из кожи вон лезут, чтобы у них была хорошая семья, но, к сожалению, вдруг оказывается: сын ушел из дома, прервав с ними отношения, и, возможно, пошел не по праведному пути.

В нашем поколении подобное стало заметнее, потому что дети теснее связаны с окружающим миром, а он может научить вещам на первый взгляд более ярким и интересным, чем то, чему учат родители. Увы, немало детей считают: родители «отстали от жизни», так чего же просить их совета?

Однажды к раввину пришли мать и отец жаловаться на проблемы с сыном: тот ушел от еврейской жизни, не ходит в синагогу, не желает учиться, делает только то, что сам хочет.

– Сколько лет вашему сыну? – спросил раввин.

– Семнадцать.

– Вы опоздали с воспитанием на семнадцать лет и девять месяцев: начинать воспитывать его нужно было еще до зачатия!

...Рождение ребенка – чудо, ибо папа и мама сами не смогли бы произвести его на свет: Б-г принимает участие в их решении. Они же задаются вопросами: хватит ли сил, времени, денег выкормить и воспитать детей? Но Б-г и на это уже дал ответ – первую заповедь, самую важную, повелев Адаму и Хаве: «Плодитесь и размножайтесь». И притом разве Б-г велел им сперва пополнить свой бюджет и измерить жилплощадь?

Давая заповедь, чтобы нас становилось все больше, Б-г предполагал помогать нам в наших нуждах. Так что когда хочешь, то всегда найдешь время и изыщешь способы прокормить, воспитать детей; главное – верь в свои силы, в помощь Б-га и иди правильным путем. Мы не вправе и ограничивать число детей: сколько Б-г даст – все хорошо. Приходит время, и многие корят себя: почему не нарожали детей, жалеют, что это уже поздно. Вот и нужно учить молодых: самое дорогое – дети; это дар Б-га, и от него отказываться нельзя.

Родителям тоже нужно благословение свыше на воспитание: и вот в пятницу вечером, зажигая свечи, каждая мама просит за своих детей, чтобы в согласии с нашими традициями они выросли верующими, – на то нужно участие и благословение Создателя. За детей молится и отец. И когда родители жалуются раввину на проблемы со взрослыми детьми, можно лишь сожалеть, что они не вложили в воспитание все силы и упустили время.

Мы оставим после себя детей, и они продолжат наш путь. Как написано в Талмуде, наш праотец Яаков никогда не умрет, потому что его дети и ныне продолжают жить: это и есть еврейский народ. Наши дети – продолжатели традиции поколений, тысячи лет старавшихся передать от родителей потомкам еврейство. И очень важно, чтобы дети осознавали, кто они...

Ребенок все понимает даже в младенчестве, и он намного умней, чем мы думаем. Сегодня уже и врачи говорят, что даже в утробе матери он все слышит и чувствует, тем более когда появляется на свет. Известно: беременная должна думать о хорошем, а в доме нужны тепло и уют. Когда рождается ребенок, то по нашему обычаю заботятся о том, чтобы вокруг него были еврейские буквы, добрые картины и чтобы окружали его изображения кошерных животных. Тогда он вырастет чистым и жизнь его будет праведной: ведь все, что он видит, сильно влияет на него.

В телерекламе подчас используют так называемый 25-й кадр, и заложенная в нем информация воздействует на подсознание, особенно детское, нанося огромный вред. Чем же оградить наших детей от подобных бед? Ничем иным, кроме традиционного еврейского воспитания: тем, что говорим, на что смотрит ребенок, нашим к нему отношением. Дети же понимают намного больше, чем нам кажется, и слышат куда больше. Разговоры наши зачастую отрицательно влияют на детей, и мы должны быть осторожны: ведь детство закладывает все основы личности. И если саженец начинает расти правильно, то и дерево вырастет прямым, а если он крив, то и не выпрямить его, а впору только сломать.

Поэтому задумайтесь, как вы разговариваете с детьми, как к ним относитесь и как проявляете любовь. Очень важно говорить детям стопроцентную правду! Ведь если они узнают, что родители сказали неправду, то те рискуют навсегда потерять доверие детей. Ребенок не понимает: как можно дать слово и не выполнить его? А может и воспринять это как урок, станет подражать...

К детям нужно относиться с любовью и в то же время строго: нельзя баловать, позволяя все. По промыслу Б-га строгости и доброты должно быть поровну. Нужно уметь поддерживать ребенка, а не только кричать на него, когда он сделает что-то плохое. Мишлей приводит изречение царя Соломона о том, что отец, не наказывающий сына, не любит его. Ибо воспитание предполагает необходимость наказания. Но наказывать нужно с пониманием, что именно это и наставит ваших детей на правильный путь.

Главное – молиться, чтобы, по нашим традициям, дети выросли верующими в Создателя, чтобы мы не сделали ошибок в еврейском воспитании, и тогда в будущем поколении станет больше достойных, порядочных людей. Желаю каждому читателю «Лехаима» много нахес от всех их детей.

Главный раввин России Берл Лазар