[ << Содержание ] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2003 ШВАТ 5763 – 1(129)
Победа над сопротивляющейся ложью
Петр Крапошин
Хадасса Бен-Итто. Ложь, которая не хочет умирать. Пер. с иврита. – М.: Рудомино, 2001. – 479 с. Время появления «Протоколов сионских мудрецов» в конце XIX – начале XX веков было для России эпохой экономического и социального кризисов. В массовом народном сознании переживаемые в стране потрясения связывались с приходом Антихриста. Все это явилось благодатной почвой для развития антисемитизма. Одним из его проявлений и стали «Протоколы сионских мудрецов».
Книга, написанная неизвестным автором во Франции, получила распространение именно в России. Это в значительной степени вызвано начатой императором Александром III антиеврейской политикой, продолженной при Николае II. Сама книга является приложением к сочинению русского писателя-мистификатора Сергея Нилуса «Великое в малом». Он в прошлом – подававший надежды юрист, но из-за конфликтов с начальством вынужден был подать в отставку, после чего жил в своем поместье, а затем, разорившись, стал странствовать по монастырям. Долгое время жил в знаменитой Оптиной пустыни. Нилус был женат на фрейлине императорского двора Елене Озеровой, благодаря чему сам император стал одним из первых читателей книги.
После переворота 1917 года «Протоколы...» стали распространяться в эмигрантской среде. В дальнейшем их внимательнейшим образом изучали наиболее одиозные и беспощадные диктаторы. Так, например, Гитлер использовал их при написании «Майн кампф». Получившие название «Библия антисемитизма» «Протоколы...» были взяты на вооружение Ясиром Арафатом, а так же Саддамом Хусейном.
Интерес к этой фальшивке вновь, с недавних «перестроечных» времен охватил и Россию. Для общества «Память», РНЕ и прочих фашистских организаций «Протоколы...» стали настольной книгой. Не меньшим успехом пользуется она и у современных коммунистов. Так, например, во время выборной кампании 1996 года сторонники вождя КПРФ Зюганова распространяли «Протоколы...» у стен Кремля рядом с музеем Ленина – излюбленным местом сбора последователей кровавого диктатора.
Интерес к «Протоколам...» отличает не только низовое сознание: он характерен также для ущербной психологии полуобразованного неудачника. В связи с этим небезынтересна хранящаяся в открытом доступе Российской государственной и Публичной исторической библиотек книга О. Платонова «Терновый венец России». Основной лейтмотив этой книги – мысль о том, что во всех бедах России виноват не кто иной, как масоны, являющиеся, по мнению автора, потомками каменщиков царя Соломона.
Гораздо менее известно в широких читательских кругах серьезное источниковедческое исследование проблемы авторства «Протоколов...» Вадима Скуратовского. Этому авторитетному исследователю удалось путем аргументации исторического и лингвистического характера серьезнейшим образом поставить под сомнение подлинность «Протоко-лов». Так, например, Скуратовский обращает внимание на частое употребление в них слова «публика», малоупотребительного в еврейской среде. Кроме того, автор отметил отсутствие имен, дат, времени и места будто бы состоявшегося самого «заседания сионских мудрецов».
Среди книг зарубежных исследователей следует признать особо важной книгу Нормана Кона «Благословение на геноцид: миф о всемирном заговоре евреев и “Протоколах сионских мудрецов”». Научно-популярное издание американского исследователя представляет собой характеристику основных этапов истории «Протоколов» от середины XIX века до времен нацистской Германии. Эта книга интересна и тем, что в качестве справочного аппарата в ней помещены параллельно два текста – «Диалоги в аду» Мориса Жоли и «Протоколы», «Диалоги...» стали злой пародией на фальшивку.
Труд Хадассы Бен-Итто «Ложь, которая не хочет умирать» – новейшее исследование этой проблемы. В нем перемежаются рассказы об архивных изысканиях и беседы с их участниками, приправленные художественным вымыслом автора. Книга писалась в течение шести лет и вот, наконец, издана и на русском языке. Автор ее несколько лет в Израиле занимала пост судьи и оставила его, чтобы написать эту книгу, по своему сюжету напоминающую ход судебного процесса.
Сама книга была задумана еще в 1965 году, когда Хадасса принимала участие в работе двадцатой сессии Генеральной ассамблеи ООН в составе Третьего комитета, занимавшегося правами человека. Именно в том году в комитете шло обсуждение окончательного проекта Конвенции по запрещению всех форм расовой дискриминации. Тогда она и узнала впервые о существовании «Протоколов» от одного из дипломатов. Хадассу упрекнули и за то, что евреи проигнорировали книгу Гитлера «Майн Кампф».
В чем же особенность книги Хадассы Бен-Итто? На первый взгляд, канва исторических событий выстроена так же, как у предыдущих исследователей. Так, агент русской тайной полиции в Париже изготовляет фальшивку, рукопись доставляют в Россию, текст переводят на русский язык. Но история движется далее, продолжаясь и после Холокоста: автор захватывает арабо-израильский конфликт, а также процесс в Йоханнесбурге в 1991 году и продолжает до московского процесса 1993 года.
Особый акцент сделан на послереволюционных событиях, и в частности, изобилует подробностями история гибели семьи Романовых.
Все герои этой книги – реальные, а не вымышленные. Однако они перемещаются то во Францию середины XIX века, то в нацистскую Германию, то в Швейцарию... Словом, проблема не знает временных и государственных границ.
Тем не менее, в научный оборот подобную книгу ввести не представляется возможным. Хотя бы из-за того, что в ней отсутствуют ссылки, мелькают очевидные для историков-специалистов фактологические ошибки. Но поскольку все использованные для ее написания документы упоминаются в содержании, у обычного читателя создается впечатление, что необходимости в ссылках на них нет. Таков, по-видимому, и был замысел автора, не желавшего отвлекать читателя от основного текста. Справочный аппарат книги содержит лишь библиографию, в которой указаны только иностранные публикации, в том числе и вышедшая из-под пера Нормана Кона.
Если бы труд Хадассы был просто архивным исследованием, возможно, читать ее книгу было бы не столь интересно. Но автор переживает судьбу каждого участника истории – причем, независимо от того, разделяет она его точку зрения или нет.
Поскольку Хадасса много лет была судьей, и ее подход к книге был «судейский» – она решила оценить роль каждого героя в истории «Протоколов». Посему и неудивительно, что по жанру книга напоминает детектив. Впрочем по сути, это и есть детектив – ибо проводится расследование величайшего преступления.
Но в привычных детективах в конце расследования всегда становится известно, кто виноват и кто прав. В книге Хадассы большинство подозреваемых так и остается безнаказанным. В их число попадает и религиозный фанатик Сергей Нилус, опубликовавший «Протоколы...», и агент русской тайной полиции, причастный к составлению этой фальсификации Петр Рачковский. Особенно пристальное внимание автор посчитала нужным уделить Нилусу: подробно описана его жизнь как в миру, так и в монастыре, рассказано о его разорении, причиной которого был вздорный характер. И неудивительно, что «Протоко-лы...» оказали на него столь сильное впечатление – они рассчитаны на людей весьма недалеких, легко поддающихся эмоциям, особенно на невежественных читателей, не отличающихся житейским опытом и мудростью.
Среди основных героев, принявших участие в разоблачении фальшивки, – английский журналист Филипп Грейвс, написавший в «Тайме» статью на эту тему, а также участники Бернского процесса 1933 года, на котором фальшивка была предана суду: адвокат Георг Бруншвиг, предоставивший автору материалы процесса, и бывший член Временного правительства России Сергей Сватиков, назвавший на процессе «Протоколы...» ложью. Весьма примечательно, что эти слова прозвучали из уст гражданина России – страны, которой была уготована участь стать рассадником человеконенавистнической фальсификации.
Из книги израильского автора можно узнать также, каково было отношение к евреям в разных странах. Россия представлена как антисемитская страна. Упомянуто о кишиневском погроме, происшедшем до появления «Протоколов...» В тексте приведена значимая деталь: митрополит московский Владимир прочел проповедь, содержащую цитаты из «Протоколов...», а также распорядился, чтобы ее прочли в 368 московских церквах.
Нетрудно себе представить, какое потрясающее впечатление это произвело на великое множество верующих малограмот-ных православных, относящихся к посвященным в сан людям как к посредникам между собой и Бгом.
Увы, книга эта стала настольной и для императорской семьи. В труде Хадассы упомянут эпизод, когда после убийства царской семьи и ее приближенных в Екатеринбурге судебный следователь, составлявший опись имущества, нашел три книги: Библию, «Войну и мир» и «Великое в малом» Сергея Нилуса. Такое сочетание книг способно вызвать печальные размышления о личности царя и круге чтения его семьи. Однако следует непременно напомнить, что из общего ряда выделяется министр Сергей Юльевич Витте: он оказался единственным, подавшим прошение об отставке, в частности, из-за несогласия с политикой правящего кабинета по отношению к евреям.
Читатель не без удивления узнает, что антисемитизм существовал на государственном уровне и в Америке – стране, славящейся демократией: ведь именно в ней нашли убежище от преследований многие евреи, бежавшие из царской России. И владелец известной автомобильной компании Генри Форд, недавно проповедовавший братство всех людей и религий, размещает в своем еженедельнике антисемитские статьи. Примечательно, что такая политика не только вызвала бойкот его продукции многими евреями, но и была осуждена Союзом христианских церквей. Стереотип о непримиримости христиан и иудеев именно таким образом и разрушается. Об этом свидетельствует и другой факт, отмеченный в конце книги Хадассы: на московском судебном процессе над «Протоколами...», состоявшемся в 1993 году в Черемушкинском суде Москвы, эта фальсификация была признана подделкой и антисемитским псевдодокументом. Притом, признана экспертами-неиудеями. Одним из них, в частности, была Зоя Крахмальникова – историк, известный автор работ по проблемам русского православия.
Эти эпизоды можно считать настоящей победой над ложью. Но, к сожалению, ни бернский процесс 1933 года, ни йоханнесбургский процесс 1991 года, ни московский процесс окончательно не поставили в истории величайшей лжи жирной точки.
Автор книги, о которой мы ведем речь, может по праву считать: ей удалось сделать то, чего не смогли сделать другие судьи, – рассказать о судьбе одной из самых гнусных долгоживущих фальшивок в современном мире.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru